Может ли оперуполномоченный быть дознавателем

Дата размещения статьи: 12.04.2015

Раскрытие и расследование преступлений является одной из основных задач органов внутренних дел. Своевременное и оперативное реагирование на совершенное правонарушение позволяет пресечь преступление, раскрыть его, установить лицо, его совершившее.
Орган дознания обладает широчайшими полномочиями в оперативно-розыскной и административной сферах. Кроме того, законодатель возложил на орган дознания полномочия по производству неотложных следственных действий в целях скорейшего исследования обстоятельств совершенного преступления.
Пункт 19 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ определяет неотложные следственные действия как действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Как справедливо отмечает В.Ю. Стельмах, «неотложные следственные действия — это процессуальная деятельность органа дознания, заключающаяся в том, что при выявлении признаков преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, и при невозможности незамедлительного возбуждения дела тем следственным органом, который правомочен производить по нему расследование, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит в срок, не превышающий 10 суток, следственные действия, направленные на фиксацию следов преступления, после чего передает уголовное дело следователю» .
———————————
Стельмах В.Ю. Неотложные следственные действия: процессуальные проблемы назначения и производства // Академический юридический журнал. 2012. N 1 (55). С. 15.

Статья 157 УПК РФ конкретизирует процесс производства неотложных следственных действий, а также определяет субъектов их проведения.
Часть 1 указанной статьи предусматривает полномочия органа дознания по возбуждению уголовного дела и проведению по нему неотложных следственных действий при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно.
Часть 2 ст. 157 содержит перечень субъектов, правомочных на производство неотложных следственных действий, отмечая в пункте 1, что неотложные следственные действия производят органы дознания, указанные в пунктах 1 — 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, а именно дознаватели органов внутренних дел. В данной статье мы будем рассматривать только их.
УПК РФ не дает конкретное определение лица, на которое возлагается производство неотложных следственных действий, несмотря на то что одним из признаков допустимости доказательств является их получение надлежащим субъектом.
Теоретически производство неотложных следственных действий может быть поручено любому сотруднику органа дознания, но на практике чаще всего их производит либо штатный дознаватель подразделения дознания, либо оперуполномоченный или участковый уполномоченный полиции, которые временно с резолюции начальника органа дознания (его заместителя) приобретают статус дознавателя. Не лишен права на возбуждение уголовного дела и проведения по нему неотложных следственных действий и сам начальник органа дознания.
Обратим внимание: производство неотложных следственных действий является по своей природе деятельностью процессуальной в связи с тем, что она «осуществляется процессуальными способами и средствами; ведется в процессуальных формах; предполагает наличие у участвующих в нем лиц самостоятельного процессуального статуса, опосредуется уголовно-процессуальными отношениями, которые складываются между указанными лицами, ограничено системой соответствующих процессуальных гарантий законности» . Однако в силу своей специфики данный процессуальный институт тесно связан с деятельностью оперативно-розыскной, также осуществляемой органом дознания.
———————————
Гуткин И.М. Некоторые вопросы теории и практики применения законодательства об органах дознания // Формы досудебного производства и их совершенствование. Волгоград, 1989. С. 74.

Анализируя комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности», можно согласиться с мнением его авторов о взаимосвязи оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности. «Оперативно-розыскные мероприятия, как и следственные действия, направлены на борьбу с преступностью и носят правовой характер. Различия между ними обусловлены тем, что они осуществляются в различных правовых режимах и проявляются в следующем.
Во-первых, неодинакова правовая природа их производства, поскольку следователь (дознаватель) действует на основании уголовно-процессуального закона, а оперативно-розыскная деятельность базируется на комментируемом Законе.
Во-вторых, отличаются пределы производства упомянутых действий: для производства следственных действий необходимо наличие возбужденного уголовного дела, в то время как оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться до возбуждения уголовного дела.
В-третьих, различны результаты этих действий: итогом следственных действий являются доказательства; итогом оперативно-розыскных, как правило, — лишь сведения об источниках тех фактов, которые могут стать доказательствами только после их закрепления процессуальным путем» .
———————————
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: Науч.-практ. комментарий / Под ред. В.В. Николюка. 4-е изд. перераб. и доп. М., 2000. С. 9.

Таким образом, орган дознания кроме процессуальной выполняет иные присущие ему функции, т.е. в одном органе объединены и процессуальные, и непроцессуальные полномочия. Однако дифференциацию двух видов деятельности можно проследить и в самом Законе об ОРД. Так, согласно части 3 ст. 7 указанного Закона одним из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий является поручение органа дознания. Принимая во внимание изложенное, можно сделать вывод: либо органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, к органам дознания себя не относят, либо сами себе дают поручение.
Однако в случае осуществления неотложных следственных действий субъектами, не имеющими таких полномочий, доказательства, полученные в ходе их проведения, будут признаны недопустимыми. Поэтому основной вопрос состоит в следующем: может ли производить неотложные следственные действия лицо, проводящее по данному делу оперативно-розыскные мероприятия? Согласно части 2 ст. 41 УПК РФ на такое лицо возложение полномочий по проведению дознания не допускается.
Как отмечает П.В. Вдовцев, «деятельность по производству неотложных следственных действий носит сугубо процессуальный характер, являясь частью расследования. Надлежащим субъектом расследования будет лицо, которое не связано и не было связано с проведением по данному делу ОРМ. С учетом этого, лицо, проводящее (проводившее) ОРМ по уголовному делу, не может быть уполномочено проводить неотложные следственные действия по данному делу» .
———————————
Вдовцев П.В. Неотложные следственные действия в российском уголовном процессе: вопросы теории, практики и законодательного регулирования: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011. С. 134, 135.

Читайте также:  Кто прокурор г уфы октябрьского района

Однако прямого запрета УПК РФ не содержит, так как неотложные следственные действия к дознанию не относит, давая четкое его определение: дознание — это форма предварительного расследования (п. 8 ст. 5).
С данным мнением соглашаются не все процессуалисты. Например, Г.Д. Луковников полагает, что эффективность и успех раскрытия преступления, особенно совершенного в условиях неочевидности, зависит от своевременности и качества производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, как правило, в их сочетании. Именно в таких случаях субъект, правомочный возбудить уголовное дело, осуществлять следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, не только вправе производить их в одном лице, но и обязан, ибо орган дознания — единственный субъект, наделенный такими полномочиями» .
———————————
Луковников Г.Д. Следственные действия в схемах и определениях: Учеб.-нагляд. пособ. Ижевск: Ижевский филиал Нижегородской академии МВД России, 2007. С. 22.

Однако таких универсальных должностных лиц, обладающих практикой и возбуждения уголовного дела, и проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, в органах внутренних дел найдутся единицы. Кроме того, это опять же приведет к диффузии процессуальной и непроцессуальной деятельности.
Как отмечает П.В. Вдовцев, статус должностного лица «. указанных органов дознания, производящего неотложные следственные действия, не определен. Очевидно, что данное лицо должно обладать процессуальным статусом дознавателя. Однако анализ норм УПК РФ, посвященных дознавателю, не позволяет однозначно отнести к последнему должностное лицо, производящее неотложные следственные действия» , несмотря на то, что, например, в пункте 1 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ законодатель наделяет начальника подразделения дознания правом поручить дознавателю наряду с другими полномочиями и производство неотложных следственных действий.
———————————
Вдовцев П.В. Указ. соч. С. 138.

Мы видим решение ситуации в следующем: необходимо внесение изменений в часть 1 ст. 41 УПК РФ и включение в него помимо поручения начальником органа дознания или его заместителем дознавателю не только производство дознания, но и производство неотложных следственных действий .
———————————
Айвазова О.В. Концепция института производства неотложных следственных действий в контексте российского уголовно-процессуального закона: Дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 97.

Такие изменения, безусловно, будут иметь ряд положительных моментов: повышение качества проведения неотложных следственных действий ввиду процессуальной грамотности дознавателя; исключение споров о возможности проведения неотложных следственных действий лицом, которое проводило (проводит) по делу оперативно-розыскные мероприятия, так как дознаватель такими полномочиями не обладает. Вместе с тем это существенно сузит круг субъектов их производства, поскольку дознаватели являются лишь частью органа дознания в целом, и не позволит органу дознания использовать при расследовании весь имеющийся у него потенциал полномочий, которыми ни один иной орган дознания не располагает.
Таким образом, требуется серьезное изменение законодательных норм УПК РФ, регулирующих производство органом дознания неотложных следственных действий.
Необходимо четкое определение субъекта органа дознания в таком многоуровневом органе, как орган внутренних дел в системе МВД России, на которое будет возлагаться производство неотложных следственных действий, — дознавателя, одновременно регламентировав механизм делегирования указанных полномочий.
В связи с этим предлагаем часть 1 ст. 41 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктами 1, 2 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем».
Пункт 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ изложить в следующей редакции:
«Неотложные следственные действия производят:
1) дознаватель органов дознания, указанных в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи».

Библиография

Айвазова О.В. Концепция института производства неотложных следственных действий в контексте российского уголовно-процессуального закона: Дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2002.
Вдовцев П.В. Неотложные следственные действия в российском уголовном процессе: вопросы теории, практики и законодательного регулирования: Дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2011.
Гуткин И.М. Некоторые вопросы теории и практики применения законодательства об органах дознания // Формы досудебного производства и их совершенствование. Волгоград, 1989.
Луковников Г.Д. Следственные действия в схемах и определениях: Учеб.-нагляд. пособ. Ижевск: Ижевский филиал Нижегородской академии МВД России, 2007.
Стельмах В.Ю. Неотложные следственные действия: процессуальные проблемы назначения и производства // Академический юридический журнал. 2012. N 1 (55).

Читайте также:  Как бороться с прокуратурой

Я решил открыть еще одну ветку повествований «Об отличиях» из разных сфер жизни и категорий (наверно для любопытных и тех, кому интересно расширить свой кругозор и узнать что то новое).

Не только люди, далёкие от права, но даже молодые юристы часто путают следователей и дознавателей.

А ведь даже на этапе подачи заявления в правоохранительные органы очень важно правильно определиться с подследственностью, чтобы ускорить процесс.

В общем случае, дознаватель – это должностное лицо, проводящее широкий круг вопросов по сообщениям о преступлениях, указанных в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ.

А именно, дознание производится (чтобы вы не гуглили):

1) по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 116.1, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 128.1, 150 частью первой, 151 частью первой, 151.1, 153 — 157, 158 частью первой, 158.1, 159 частью первой, 159.1 частью первой, 159.2 частью первой, 159.3 частью первой, 159.5 частью первой, 159.6 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частью первой, 166 частью первой, 167 частью первой, 168, 170, 170.2, 171 частью первой, 171.1 частями первой, третьей и пятой, 171.4, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 191.1 частями первой и второй, 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой, 200.3 частью первой, 203, 204.2, 207 частью первой, 213 частью первой, 214, 215.3 частью первой, 215.4 частью первой, 218, 219 частью первой, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 222.1 частью первой, 223 частью первой и четвертой, 224, 228 частью первой, 228.2, 228.3, 230 частью первой, 230.1 частями первой и второй, 230.2 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой, 233, 234 частями первой и четвертой, 234.1 частью первой, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 243 частью первой, 243.1, 243.2 частями первой и второй, 243.3 частью первой, 244, 245 частью первой, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 253, 254 частью первой, 256 — 258, 258.1 частями первой и первой.1, 260 частью первой, 261 частями первой и второй, 262, 264.1, 266 частью первой, 268 частью первой, 291.2, 294 частью первой, 297, 311 частью первой, 312, 313 частью первой, 314, 314.1, 315, 319, 322 частями первой и второй, 322.1 частью первой, 322.2, 322.3, 323 частью первой, 324, 325, 325.1 частью первой, 326, 327 частями первой и третьей, 327.1 частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации;

По всем остальным делам, а также при наличии указания прокурора, производится предварительное следствие.

Дознаватель – это должностное лицо, которое относится к органу дознания. Большую их часть составляют сотрудники органов внутренних дел (полиция). К дознавателям также относятся работники: пограничной службы, пожарного надзора, ФСБ, налоговой полиции, командиры ВЧ и т.д. Как правило, проверки данных должностных лиц проводятся по сообщениям о правонарушениях, общественная опасность которых сравнительно невелика.

Следователь – это сотрудник правоохранительных органов (следственный комитет, прокуратура), который производит предварительное следствие по возбужденному уголовному делу.

У данного должностного лица есть широкий спектр полномочий – значительно шире, чем у дознавателя. Так, следователь может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, направить по подследственности (территориальности), провести следственные (процессуальные) мероприятия, давать органу дознания письменные поручения по ОРМ (оперативно-розыскным мероприятиям), обязательные для исполнения.

Речь идёт не только о престиже профессии, но и специальной подготовке.

К компетенции дознавателей относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой.

Следователь может давать поручения дознавателю, а также иным структурным подразделениям правоохранительных органов – в пределах своей компетенции.

Дознаватель всё делает самостоятельно, от получения заявления для рассмотрения до направления уголовного дела в суд.

Как следователи, так и дознаватели могут проводить проверочные мероприятия, включая сбор доказательств, назначение экспертиз, проведение неотложных следственных мероприятий.

Итого, что мы имеем:

2. Процессуальная самостоятельность. Многие действия дознавателя требуют фактического разрешения начальника органа дознания (возбуждение уголовного дела). Следователь же выносит обвинительное заключение самостоятельно, и оно приобретает должную правовую силу в момент его вынесения. Кроме того, следователь может остановить или возобновить предварительное расследование, обжаловать различные решения прокуратуры (например, об отмене решения о возбуждении уголовного дела), а дознаватель – нет.

3. Представительство в различных структурах. Дознаватели не представлены в Следственном комитете России, в то время как в ФССП нет следователей.

Читайте также:  Какие могут быть требования прокурора

Оперуполномоченный отдела уголовного розыска — должностное лицо, осуществляющее оперативные мероприятия. Его деятельность регламентируется ФЗ №144.

Специфика работы

Оперуполномоченным может быть должностное лицо ведомства или министерства. В целом служебная деятельность сотрудников различных инстанций обладает схожими чертами. Основным отличием оперативного работника органа угрозыска выступает наличие у него определенных полномочий, позволяющих вести агентурную и оперативно-розыскную деятельность. Эта работа предполагает проведение ряда мероприятий, связанных со сбором данных и слежкой. В этой связи на этих сотрудников не распространяются требования к внешнему виду. В частности, оперуполномоченный уголовного розыска может носить гражданскую (повседневную) одежду. Материалы, которые исследуются служащими, имеют гриф «сов. секретно» и «секретно». Информация, содержащаяся в таких делах, не подлежит опубликованию и разглашению.

Процессуальный статус

Должность «оперуполномоченный уголовного розыска» введена впервые в ВЧК ГПУ НКВД после 1918-го г. В советской милиции ее наименование было изменено. В то время оперуполномоченного называли инспектором угрозыска. В начале 80-х название, введенное ранее, было возвращено. Процессуальный статус служащего аналогичен тому, который имеет должностное лицо органа дознания, имеющее право выполнять предварительное расследование в соответствующей форме. Поэтому оперуполномоченный уголовного розыска может проводить проверку поступивших сообщений о преступлениях, принимать решения в рамках ст. 144-145 УПК.

Внутрислужебный статус

Законодательство предусматривает различные варианты должностей. Так, в соответствующих подразделениях могут работать старшие оперуполномоченные или по особенно важным делам. Такие должности указывают на внутрислужебный статус лиц, дают право на присвоение воинских либо специальных званий. При этом правовой статус всех сотрудников одинаков. В связи с большим объемом рукописных документов, которые составляют служащие, в их работе приняты сокращения: «ОУУР», «о/у», «ОУ ОУР» и пр. для обозначения должности. К примеру: «ст. о/у УР по ОВД» обозначает «старший оперуполномоченный уголовного розыска по особо важным делам».

Аттестация

В ОВД и УИС РФ оперуполномоченный уголовного розыска может иметь звание до капитана полиции (внутренней службы). Другие должности предусматривают более высокое положение. В частности, старшему сотруднику может присваиваться звание до майора, а служащему, работающему с особо важными делами, — до подполковника.

Младшие специалисты

Такая должность также предусмотрена в ОМВД. Младший оперуполномоченный работает в начальствующем составе ОВД ряда подразделений, в том числе по транспорту. В основном они занимаются выявлением карманных краж путем личного сыска. Такая должность предусматривает присвоение звания до ст. прапорщика полиции.

Обязанности оперуполномоченного уголовного розыска

Деятельность сотрудника предусматривает проведение следующих мероприятий:

  1. Наведение справок.
  2. Наблюдение.
  3. Сбор образцов для последующего сравнительного исследования.
  4. Изучение документов и предметов.
  5. Проверочная закупка.
  6. Идентификация личности.
  7. Оперативный эксперимент.
  8. Осмотр сооружений, транспортных средств, участков территории, помещений.
  9. Прослушивание телефонных разговоров.
  10. Контроль телеграфных и прочих сообщений, почтовых отправлений.
  11. Оперативное внедрение.
  12. Снятие сведений с технических каналов.
  13. Контролируемая поставка.

Основания для проведения мероприятий

Оперуполномоченные осуществляют свою деятельность в связи с:

1. Возбуждением уголовного производства.

2. Получением сведений о:

  • Признаках совершаемого, подготавливаемого либо уже совершенного незаконного деяния или лицах, участвующих в этом, если данных для возбуждения дела недостаточно.
  • Событиях или поведении, формирующих угрозу для экологической, экономической, военной или государственной безопасности страны.
  • Лицах, уклоняющихся от ответственности, скрывающихся от органов суда, следствия, дознания.
  • Гражданах, пропавших без вести.
  • Обнаруженных и неопознанных трупах.

3. Поручением следователя, дознавателя, определением суда, указанием прокурора по делам, находящимся в уголовном производстве.

4. Запросами других служб, осуществляющих деятельность в рамках рассматриваемой сферы согласно законодательству.

5. Постановлением о применении в отношении защищаемых субъектов мер безопасности.

6. Запросами международных правоохранительных структур иностранных государств в рамках соответствующих договоров.

Оперуполномоченный уголовного розыска: зарплата

Следует сказать, что деятельность сотрудников, занимающих рассматриваемую должность, постоянно сопряжена с психическими и физическими нагрузками. Служащие, кроме того, находятся в достаточно опасных условиях. Нередко сотрудникам угрожают. При размещении вакансий в рамках этой профессии к кандидатам предъявляют определенные требования. В качестве основных выступают обязательное прохождение службы в армии и наличие высшего образования (юридического). Оплата работы оперуполномоченного обычно зависит от региона. К примеру, в Московской области минимальная з/п сотрудника находится в пределах 40-45 тыс. руб., в других регионах — на 10-15 тыс. меньше.

Заключение

Работа в органах ВД считается престижной и интересной. Однако рутины в деятельности также достаточно много. Данная профессия подходит тем, кто не боится встречаться со сложностями, опасностью, хочет бороться с преступностью. Оперуполномоченный должен быть активным, наблюдательным, уметь оперативно реагировать на сообщения, тщательно изучать материалы и сведения. У него должно быть хорошо развито логическое мышление. В работе также важно уделять внимание правилам составления документов, порядку проведения тех или иных мероприятий.

Источники:
http://pikabu.ru/story/ob_otlichiyakh_1_yuridicheskoe_raznitsa_mezhdu_doznavatelem_i_sledovatelem_6122050
http://www.syl.ru/article/209442/new_operupolnomochennyiy-ugolovnogo-rozyiska-obyazannosti

Читайте также:
Adblock
detector