Кто становится первым российским прокурором

Российская прокуратура чуть моложе.

Самый общий взгляд на историю Российской прокуратуры позволяет сделать вывод о следующих основных этапах ее становления и развития:

1722-1864 гг. — дореформенная (петровская) прокуратура;

1864-1917 гг. — пореформенная прокуратура;

1922-1991 гг. — советская прокуратура;

с 1991 г. — новая российская прокуратура.

Создание прокуратуры Российской империи было связано с реформами государственного управления, проводившимися Петром I.

Функции вновь учрежденной прокуратуры были широки и разнообразны: надзор за наполнением казны, снабжением войск, деятельностью правительственных учреждений, судами, а также российскими подданными. В последующие годы прокурор не только надзирал за исполнением законов, но и выступал в роли министра финансов, внутренних дел, а после образования Министерства юстиции (1802) прокурор стал одновременно министром юстиции.

Таким образом, созданная Петром I прокуратура была, выражаясь сегодняшним языком, прокуратурой смешанного типа, осуществляющая тотальный надзор за исполнением законов органами власти, учреждениями и подданными, а также уголовное преследование в суде.

К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных следователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания о их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции.

По окончании следствия прокурор на основе поступивших к нему от следователей материалов составлял обвинительный акт и поддерживал обвинение в суде. Оценивая приговор суда, имел право на принесение кассационных и апелляционных протестов.

Советская (российская) прокуратура была создана 28 мая 1922 г. Первым Прокурором СССР был назначен Иван Алексеевич Акулов.

В соответствии с Положением о прокурорском надзоре в РСФСР на прокуратуру возлагалось:

осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования, нарушающих закон постановлений; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознаний за раскрытием преступлений, а также наблюдение за деятельностью органов поддержание обвинения в суде;

наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Как известно, до 1933 г. прокуратура не была самостоятельным органом и длительное время находилась в системе органов юстиции, а затем при Верховном Суде СССР, что предопределяло особенности ее деятельности в связи с общими задачами последних.

Серьезный урон законности, правам граждан был нанесен в период репрессий, когда деятельность правоохранительных органов была деформирована и на первый план вышли карательные органы (ОГПУ, НКВД, МГБ), приоритет которых признавался и использовался в своих интересах высшими органами государственной власти.

Оценивая в историческом разрезе формирование правовых основ деятельности прокуратуры в советский период, отметим следующее:

1) длительное пребывание прокуратуры непосредственно в системе органов исполнительной власти подрывало основы ее самостоятельности и независимости, реальным образом в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и установленными процедурами ориентировало осуществление прокурорского надзора с учетом так называемой целесообразности в интересах требований местных властей, в ущерб укреплению законности;

2) мало что изменилось по существу с принятием и Конституции 1936 г., и законов, формально декларирующих независимость прокуратуры. Партийно-государственный механизм, ставивший целью любыми средствами укрепить режим абсолютной власти, серьезно деформировал деятельность прокуратуры, поставил ее в один ряд с другими карательными органами, осуществлявшими репрессии в период сталинского террора;

Новый закон определил цели и основные направления деятельности прокуратуры — единой федеральной и централизованной системы, осуществляющей от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории страны.

История управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах.

Спустя меньше недели после вступления в должность, новый Президент Российской Федерации В.В. Путин по своей инициативе Указом от 13 мая 2000 г. № 849 образовал в стране 7 федеральных округов с полномочными представителями главы государства. Федеральные округа были образованы для решения задач укрепления государства, развития федерализма, создания и сохранения единого правового пространства страны. Одним из конкретных воплощений идей федерализма, содержащих в названном Указе Президента Российской Федерации, а также реальным шагом по оптимизации функционирования системы прокуратуры России на местах стали управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, которые были образованы приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 05.06.2000 года.

Из окружных федеральных структур органов власти управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах были образованы первыми после назначения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, так как прокуратура всегда была и остается востребованной государством, обществом, законопослушными гражданами страны.

В штат аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации было дополнительно введено 7 должностей заместителей Генерального прокурора Российской Федерации.

Однако функции управления Генеральной прокуратуры в Северо-Кавказском округе были возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе, которое, по сути, являлось управлением в округе. Но уже 05.02.2001 было образовано самостоятельное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе.

Главное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Южном федеральном округе создано немного позже — 04.04.2005 г.

Место дислокации управления менялось. Первоначально — г. Ростов-на-Дону, затем — г. Ессентуки, и обратно. Но неизменным оставался слаженный и высокопрофессиональный коллектив. Таков он и сейчас, благодаря грамотному руководству заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, курирующих округ, а это:

Фридинский Сергей Николаевич — с июня 2000 г. по сентябрь 2004 г.

Шепель Николай Иванович — с сентября 2004 г. по июль 2006 г.,

Сыдорук Иван Иванович с июля 2006 г. по октябрь 2011 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема: История прокуратуры России.

Выполнила студентка 742 группы

Проверил: Пазенко Е.А.

Глава I. Возникновение и развитие прокуратуры в России.

1.1. Появление и развитие прокуратуры в царский период.

1.2. Прокуратура в советский и постсоветский периоды.

Глава II. Место прокуратуры в системе правоохранительных органов.

2.1. Структура и организация органов прокуратуры.

2.2. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

Список используемой литературы.

Предметом исследования в данной работе выступает прокуратура, объектом исследования является место, которое она занимает в системе правоохранительных органов, а также изменения, которые претерпела прокуратура в процессе своего развития.
Целью работы является всестороннее изучение истории прокуратуры и её место в правоохранительных органах.
Исходя из намеченной цели, был поставлен ряд задач:

— рассмотреть историю развития царской прокуратуры;

— изучить историю развития прокуратуры в советский и постсоветский периоды;

— узнать о структуре и организации органов прокуратуры;

— объяснить принципы организации и деятельности органов прокуратуры.

Глава I. Возникновение и развитие прокуратуры в России.

1.1. Появление и развитие прокуратуры в царский период.

В отличие от судопроизводства, зародившегося в далеком прошлом, прокурорский надзор в механизме государственности возник сравнительно недавно (в странах Европы создание прокуратуры относится к XIV-XIX вв.).
Впервые прокуратура появилась во Франции при короле Филиппе IV, Ордонансом которого от 25 марта 1302 г. учреждалась прокуратура как орган Представительства интересов монарха. Термин «прокурор» (от лат. procurare -надзирать, заботиться) стал применяться лишь в начале XVIII в., а до этого соответствующие должностные лица во Франции назывались «людьми короля». При этом функции прокуратуры с момента ее возникновения отнюдь не сводились к сфере чисто правовой. Прокурор, как утверждал русский историк В. И. Веретенников, «является в точном и полном смысле глазами короля, через посредничество которых король может следить за правильностью хода всего государственного механизма».[1]
Во исполнение этих обязанностей генерал-прокурор «всегда и во всем» защищал интересы королевской короны, вплоть до того, что следил, чтобы кто-либо из вельмож самостоятельно не присваивал себе титулы, не вмешивался в проблемы промыслов и торговли, учреждения университетов. Прокурор наблюдал за назначениями королевских чиновников, оценивая, насколько они удовлетворяют предъявляемым им требованиям, за делами религии и церкви, чтобы и здесь не нарушались интересы короны.[2]
Прокурор также имел право вникать в деятельность по отправлению судебной процедуры. При всем этом значительное место в деятельности прокуратуры Франции, как, впрочем, в дальнейшем и России, занимала обязанность фискалата, т. е. обеспечение интересов казны (фиска). Поскольку суд в то время был одним из главных источников взыскания налогов, прокурор должен был заботиться о том, чтобы доводить всевозможные проступки граждан до сведений суда, а также о выгодном для государства судебном решении.[3]
Созданию прокуратуры Россия обязана Петру I, который четко обозначил функции этого органа: осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности центральных и местных органов государственной власти.
При Петре — I Россия окончательно превратилась в чиновничье — дворянскую монархию с неограниченной властью императора. Ломался привычный, устоявшийся веками образ жизни; претерпевали коренные изменения все основные государственные структуры. Петр Великий, твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для Российского государства органы, которые день ото дня укреплялись и набирали силу. Боярскую Думу сменил Правительствующий сенат; приказы сохранились лишь частично, уступив место так называемым коллегиям. С организацией Святейшего синода император добился полного подчинения церкви своей власти. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовывалось местное управление. Существенно обновлялось и Российское законодательство — в первой половине XVIII века в год в среднем издавалось по 160 указов.
Выдающаяся заслуга Петра — I заключалась и в том, что он впервые в России создал органы, специально предназначенные для контроля и надзора за соблюдением законов. Вначале это был институт фискалов, а затем — прокуратура.
В Указе от 27 апреля 1722 г. император назвал главу прокуратуры — генерал-прокурора «оком государевым» и «стряпчим о делах государственных». Представляя сенаторам первого генерал-прокурора Павла Ягужинского, в честности, смелости, деловитости и принципиальности которого Петр I был уверен, император изрек: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания, что он заблагорассудит, то вы делайте, а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однакож то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления».[4]
При Правительствующем Сенате была учреждена должность генерал-прокурора, которому предписывалось надзирать за законностью деятельности государственных органов. Вместе с тем, по замыслу Петра I, прокуратура наделялась и существенными функциями по защите прав граждан.
Прокуратура создавалась в России как орган императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Сената, других центральных и местных учреждений. Суть самой должности прокурора Петр I выразил словами: «Сей чин яко око наше». С тех пор в общественном сознании и закрепилось представление о прокуроре как об «оке государевом».
Функции прокуратуры были довольно широкими, хотя и видоизменялись. Тем не менее основным назначением прокуратуры практически на всех этапах ее существования (вплоть до 1864 года) был надзор за исполнением законов всеми государственными и общественными органами, а также российскими подданными.
Общая обязанность прокурора состояла в осуществлении функции наблюдать за тем, «чтобы закон не был никем нарушен и в случае замеченных нарушений принимать меры к восстановлению оного».[5]
Генерал-прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы высший государственный орган — Сенат, рассматривал все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с регламентом и императорскими указами. Русский историк В. О. Ключевский писал: «Генерал-прокурор, а не Сенат становится маховым колесом всего управления: не входя в его состав, не имея сенатского голоса, был, однако, настоящим его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил, когда Сенат поступал право или неправо».[6]

Читайте также:  К какой прокуратуре относится северное бутово

Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере правотворчества: предлагал Сенату принимать решения по вопросам, не урегулированным правом. Ему подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций. Он же был подотчетен лишь императору. «Генерал-прокурор,- писал русский ученый-политолог А. Градовский,- по старшинству последнее, по значению первое место в Сенате; он заседает в Сенате, именем императора контролирует все, что там происходит, имеет единственное и решительное влияние на мнение сенаторов».[7]
Надзирала прокуратура за законностью деятельности и других государственных органов и структур. Так, она вела наблюдение за интересами казны, вела надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей.
Подчеркивая это обстоятельство, видный российский государственный деятель, бывший министр юстиции, генерал-прокурор Н. В. Муравьев свидетельствовал, что в России «прокуратура с момента ее создания (1722 г.) и до судебных реформ Александра II (60-е годы XIX в.) была преимущественно органом общего (административного) надзора, а собственно судебная, обвинительная или исковая деятельность. составляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике».
Следовательно, первоначальной целью создания прокуратуры в России было учреждение деятельности именно общего надзора, т.е. надзора за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц и принимаемых ими правовых актов. Наряду с этим прокуратура занималась также надзором за соблюдением законности органами предварительного расследования, сыска, осуществляла поддержание государственного обвинения в суде.
В отдельные периоды отечественной истории (особенно во времена царствования Екатерины II и Павла I) генерал-прокурор выступал не только как блюститель законности, но и как министр юстиции, финансов, внутренних дел’. Начиная с 1802 года, когда было создано Министерство юстиции, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции, а губернская прокуратура стала превращаться в орган юстиции на местах.
Судебная реформа 1864 года знаменовала собой поворот прокуратуры от положения всеобщего блюстителя законности, «ока государева», к функции обвинительной власти — «обличения обвиняемых перед судом». Отцы судебной реформы 1864 года — русские правоведы ввели прокурора в уголовное судопроизводство, ликвидировали инквизиционный процесс, но вместе с ним — и так называемый общий надзор, осуществлявшийся прокуратурой в дореформенный период.
Учреждение судебных установлений от 20 ноября 1864 г. вверяло прокурорский надзор в судах обер-прокурорам, прокурорам и их товарищам под высшим наблюдением министра юстиции как генерал-прокурора. Полномочия прокуроров конкретизировались Уставами уголовного и гражданского судопроизводства. По Уставу уголовного судопроизводства, например, прокуроры осуществляли надзор за деятельностью судебных следователей, могли присутствовать при производстве любых следственных действий, давать указания следователю, контролировать взятие обвиняемого под стражу, требовать дополнительного расследования (ст. 278-287 Устава). По окончании предварительного следствия прокурор давал заключение о предании обвиняемого суду, излагая его в форме обвинительного акта.[8]
Обвинительный акт направлялся прокурором в суд. Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор поддерживал обвинение, выступал в суде с обвинительной речью. После вынесения приговора он имел право на принесение апелляционного или кассационного протеста. Но, как показала жизнь, учитывались при этом не интересы государства, а амбиции отдельных влиятельных властных структур, всесильной администрации, которой деятельность прокуратуры в области надзора за законностью, иначе говоря общий надзор, «связывала руки», мешала творить произвол и своеволие.
Именно поэтому утрата прокуратурой своей общенадзорной функции рассматривалась многими российскими политиками, государствоведами, судебными деятелями как существенный порок реформы.
Сошлемся лишь на одного из многих — на А.Ф.Кони, который будучи горячим сторонником, приверженцем судебной реформы, касаясь функций прокуратуры, подчеркивал: «Упразднение. прав и обязанностей по надзору за ходом несудебных дел следует признать большой ошибкой составителей судебных уставов. Совершенное изменение в характере деятельности, быть может, и выходило красивым с теоретической точки зрения, но и противоречило условиям нашей административной жизни и шло вразрез с внутренними потребностями нашего губернского строя».

Читайте также:  Какие виды прокуратуры есть

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • историю возникновения, развития и реформирования органов прокуратуры;
  • • основные функции и компетенцию прокуратуры на различных исторических этапах;

уметь

• анализировать структуру и компетенцию органов прокуратуры в зависимости от особенностей исторического развития государства;

владеть

• навыками системного анализа задач государственного управления и определения места и полномочий органов прокуратуры для их достижения.

1.1. Создание российской прокуратуры, исторические условия и причины образования

Создание прокуратуры в России относится ко времени царствования Петра Великого, который, придя к власти, застал государственный аппарат плохо управляемым, а его деятельность надлежащим образом не регламентированной.

Деятельности прокуратуры в России, как и в ряде других стран, в частности во Франции, предшествовало непродолжительное существование фискалата – учреждения, созданного для обеспечения интересов казны (фиска) путем системы тайного надзора и доносов. Фискалат явился формой надзора, прообразом, а в дальнейшем и составной частью прокуратуры. Кроме фискалата в России существовали и другие формы надзора за соблюдением закона, такие как генерал-ревизоры, обер-секретарь Сената, дежурные гвардейские офицеры в Сенате.

Рост различных злоупотреблений, взяточничества и казнокрадства был вызван ростом государственного бюджета и числа чиновников для обслуживания нужд армии, флота, растущей экономики. Причины злоупотреблений скрывались в бедности государства, в существовавших традициях, в безответственности и безнаказанности чиновников. Петр I искал средства борьбы с этими явлениями в европейских институтах власти. Фискалат был характерен для многих государств Европы. Он зародился еще в Древнем Риме, где фискалы выполняли обязанности юрисконсультов казны. Они выступали в судебных процессах, касающихся имущества императора. В Средние века фискалы встречаются в Германии, Италии, Испании и в других странах, где они выступали в качестве адвокатов по гражданским и уголовным делам. В некоторых случаях фискалы надзирали за розыском и следствием, опротестовывали судебные решения. По мнению большинства исследователей, институт фискалата Петр I заимствовал из Швеции.

Должность фискалов учреждена Указом Петра I об обязанностях Сената от 2 марта 1711 г. На фискалов был возложен тайный надзор за действиями должностных лиц в целях борьбы с казнокрадством и взяточничеством. Они должны были не только обнаруживать нарушение закона, но и обвинять преступника в Сенате.

Возглавлял фискалат обер-фискал с четырьмя фискалами. В губерниях, в свою очередь, было четыре фискала во главе с провинциал-фискалом и один-два в каждом городе. Городовые фискалы назначались и увольнялись провинциал-фискалами.

Фискалы не получали жалованья и вознаграждались из штрафов, взыскиваемых с виновных по их доносам. Вознаграждение должно было выплачиваться в размере половины штрафа, наложенного на подсудимого. Позже их доходы были сокращены. Половина штрафа поступала в казну, вторую половину следовало делить на две части. Одна шла на оплату отличившемуся фискалу, вторая провинциал-фискалу для оплаты остальным фискалам губернии и отчислений в обер-фискалат. Если обвинение не удавалось доказать, то это не ставилось в вину фискалу. Рязанский митрополит Стефан Яворский в своей проповеди обличал фискалов за ложные доносы. Об этом донесли императору.

Митрополит вынужден был оправдываться и приводить факты. В результате Петр I остался удовлетворен его объяснениями и с пониманием отнесся к упрекам в адрес деятельности фискалата, однако закон менять не стал. По мнению исследователей, хотя фискалы, как и другие чиновники, брали взятки, но ложные доносы не практиковали, поскольку были материально заинтересованы в правдивости доноса. Они получали вознаграждение из штрафных денег или конфискованных товаров, если донос подтверждался [1] .

Большая часть фискалов была из дворян. Однако среди них встречались и представители иных сословий. Таким примером был глава фискального ведомства Алексей Яковлевич Нестеров. До своего поступления на государственную службу он был крепостным. Свою борьбу с казнокрадством он начинал в Ямском приказе. По мнению историков, он осуществлял свои служебные обязанности, не взирая на лица, не уклоняясь от борьбы, выявлял факты казнокрадства со стороны местных чиновников. Так, он сообщил о присвоении казенных денег в Архангельской губернии майором Волконским, в 1713 г. обвинил Долгорукова в присвоении конфискованного имущества Шеина и Бутурлина, выдвинул обвинения против графа Мусина-Пушкина. Вследствие его доносов были вскрыты злоупотребления сибирского губернатора князя Гагарина, который был казнен в 1717 г. В результате глава фискального ведомства испортил отношения почти со всеми сановниками Москвы и Петербурга.

Практика показала ненадежность фискалата как органа надзора за законностью. Сами фискалы, функционируя в системе тайной слежки и доносов, становились на путь злоупотреблений. Главной формой работы фискалов были тайные доносы. Как правило, они действовали гласно, обладая правом знакомиться с делопроизводством канцелярии или иного органа для выявления нарушений закона. Они участвовали в конфискациях, торгах на казенные подряды, лично торговали некоторыми товарами, на которые имелась государственная монополия, разоблачали хищения, взяточничество, уклонение от службы, сокрытие беглых рекрутов. Помимо гласных методов, ими использовались и негласные методы работы (использование услуг осведомителей). Многие исследователи усматривали причину упразднения фискалата в недостатках его устройства, однако главная причина была во взяточничестве самих фискалов, которыми становились не самые достойные люди. Многочисленные злоупотребления заставили Петра I казнить обер-фискала Нестерова. Он лично участвовал в расследовании его дела. Позже, в 1722 г., фискалат был подчинен прокуратуре, а затем и вовсе прекратил свое существование.

Читайте также:  Как прокуратура защищает права детей

Считается, что впервые прокуратура была образована во Франции в XIV в. в период инквизиции. Король Филипп IV учредил прокуратуру ордонансом от 25 марта 1302 г. как орган представительства интересов монарха. Королевский прокурор вступал в расследование всех уголовных дел, чтобы охранять интересы королевской казны за счет штрафов и конфискаций. Прокуроры участвовали в гражданском процессе, но им запрещалось участвовать в процессах частных лиц, если эти лица не были связаны процессуальным интересом с королем. Прокуратура следила, чтобы вельможи самостоятельно не присваивали себе титулы, не вмешивались в проблемы промыслов и торговли, вопросы учреждения университетов. Прокурор наблюдал за назначением прокурорских чиновников, оценивая их с точки зрения предъявляемых требований. В 1586 г. был принят закон об организации деятельности прокуратуры во Франции. В сферу ее полномочий закон включал деятельность прокуроров административно-политического характера, надзор за производством следствия, судебно-правовую деятельность [2] .

Институт прокуратуры в России также обязан своим созданием Петру 1. В этот период был необходим орган, задачей которого являлась бы борьба с бюрократизмом, противостоящим царской власти, и осуществление контроля за государственным аппаратом. Это было важно для укрепления целостности и единства создававшейся империи.

Указом «О должности генерал-прокурора» Петр I учредил прокуратуру: «Быть при Сенате генерал-прокурору, и обер-прокурору, также как и в каждой коллегии по прокурору, которые и должны будут рапортовать генерал- прокурору». Последний вариант указа был утвержден им 27 января 1722 г. Этот день (12 января по новому стилю) считается днем создания российской прокуратуры.

Командная структура института прокуратуры в России была заимствована из Франции. Оттуда же была заимствована основная функция прокуратуры – надзор за точным исполнением закона. Однако французские прокуроры состояли при судах, а российские – при административных органах. Существом деятельности прокуратуры в России являлся общий надзор за соблюдением законов, а основной принцип ее организации – строгая централизация с подчинением всех прокуроров генерал-прокурору.

Первым генерал-прокурором был назначен Павел Иванович Ягужинский. Он родился в 1683 г. в Москве. Его отец прибыл в Россию из Литвы, поступил на военную службу. Павел начал службу пажом у фельдмаршала графа Ф. А. Головина, затем служил в Преображенском полку и стал денщиком Петра I. П. И. Ягужинский был образованным человеком, владел несколькими иностранными языками, выполнял дипломатические поручения царя. Честный и энергичный, он пользовался полным доверием Петра I: «Что смотрит Павел, так верно, как будто я сам видел». С точки зрения Петра I все должны быть равны перед законом, включая высших государственных чиновников. Представляя его, Петр I сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания, что он заблагорассудит, то вы делайте; хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, то вы, однако ж, выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления» [3] .

Должность генерал-прокурора предполагала возможность конфликтов с нарушителями закона. П. И. Ягужинский, пользуясь доверием императора, не будучи замешан в коррупции, не боялся вступать в конфликт с высшими чиновниками и даже членами императорской семьи. Так, он отобрал у царицы Прасковьи колодника, которого она самоуправно подвергла пытке, проникнув в Тайную канцелярию под видом раздачи милостыни [4] .

Генерал-прокурор подчинялся только императору, был независим от государственной власти. Не входя в состав Сената, он фактически был его президентом, наблюдал за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил о том, правильно ли поступает Сенат.

Прокуроры требовали исполнения регламентов и указов, извещали генерал-прокурора о нарушениях закона в коллегиях.

Указом от 27 апреля 1722 г. о должности генерал-прокурора определялись основные задачи и принципы организации и деятельности прокуратуры. Новый орган, хотя и получил французское название, существенно отличался от французской прокуратуры и включал в себя не только ее элементы, но и элементы шведских омбудсменов, фискалов и собственно российские черты. В. И. Веретенников в своей работе «Очерки истории генерал-прокуратуры в России доекатерининских времен» исследовал вопрос о влиянии па создание прокуратуры в России аналогичного института во Франции и пришел к выводу, что при наличии некоторого несомненного сходства должность генерал-прокурора была создана вне зависимости от какого-либо образца [5] .

11 мая 1722 г. была утверждена должность обер-прокурора Синода. Первым обер-прокурором Синода стал Иван Васильевич Болдин. Ему были подчинены инквизиторы, выполнявшие роль фискалов в духовном ведомстве.

Никаких требований для службы в прокуратуре в те времена не предъявлялись. Прокуроры набирались из разных сословий. Они назначались па должность Сенатом по представлению генерал-прокурора и перед Сенатом несли ответственность за проступки. Генерал-прокурор давал заключение Сенату о нарушениях закона со стороны своих подчиненных. В Табели о рангах прокурорам были присвоены высокие классы: генерал-прокурору – третий, соответствующий генерал-лейтенанту, обер-прокурору – четвертый, коллежским прокурорам – шестой, прокурорам надворных судов – седьмой.

Учитывая, что при Петре I отсутствовал состязательный процесс, прокуратура не поддерживала обвинение в суде, а выполняла надзорные функции. Ее считали «оком государевым», «защитницей невинности» и т.д. Таким образом, надзорные функции прокуратуры имеют давние корни, которые справедливо восприняты современным законодательством.

Выявив нарушение закона, прокурор устно предлагал устранить это нарушение, если это не помогало, то он приносил протест. Письменный протест приносился в орган, который был полномочен устранить нарушение закона. Если имело место несогласие с протестом прокурора, то чиновник направлял свои объяснения вместе с протестом в Сенат. Принесение протеста приостанавливало действие того акта, который был опротестован.

  • [1]Анпилогов Г. Н. Фискалат при Петре I // Вестник Московского университета. Историко-филологическая серия. 1956. № 2. С. 77.
  • [2]Бессарабов В. Г. Правозащитная деятельность российской прокуратуры (1722–2002): история, события, люди. М., 2003. С. 41.
  • [3]Иванов П. Опыт биографий генерал-прокуроров и министров юстиции. СПб., 1863. С. 11.
  • [4]Казанцев С. М. История царской прокуратуры. СПб., 1993. С. 42.
  • [5]Веретенников В. И. Очерк истории генерал-прокуратуры в России доекатерининского времени. Харьков, 1915.

Источники:
http://mirznanii.com/a/184482/istoriya-prokuratury-rossii
http://m.studme.org/70400/pravo/istoriya_sozdaniya_razvitiya_prokuratury_rossii

Читайте также:
Adblock
detector