Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Генеральная прокуратура Республики Казахстан призвана обеспечивать слаженную работу всех органов и учреждений прокуратуры по реализации функций прокуратуры.
Генеральный Прокурор Республики Казахстан назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет и подотчетен Президенту Республики Генеральный Прокурор имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению Президентом Республики. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального Прокурора, его первого заместителя и заместителей, а также других руководящих работников органов прокуратуры. Коллегия Генеральной прокуратуры формируется и возглавляется Генеральным Прокурором. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Генерального Прокурора.
Генеральный Прокурор и его первый заместитель имеют старших помощников и помощников. Структуру Генеральной прокуратуры составляют департаменты, управления и отделы. Отделы могут быть самостоятельными (на правах управлений) либо входить в состав департаментов и управлений. В департаментах, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
В составе прокуратуры республики образована также Главная военная прокуратура, возглавляемая Главным военным прокурором и Комитет по правовой статистике и специальным учетам, а также Институт изучения проблем законности, правопорядка и повышения квалификации кадров органов прокуратуры имени С. Ескараева. Органы прокуратуры через подразделения Комитета по правовой статистике и специальным учетам осуществляют формирование правовой статистики и ведение специальных учетов. Институт при Генеральной прокуратуре является государственным учреждением, образованным для научных исследований и повышения квалификации кадров органов прокуратуры.
Также функционирует Департамент специальных прокуроров Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, который является самостоятельным структурным подразделением и обеспечивает производство предварительного следствия специальными прокурорами по сложным и значимым уголовным делам независимо от установленной законом подследственности.
Вторым звеном органов прокуратуры являются прокуратуры областей, городов Астаны и Алматы, а также специализированные прокуратуры на правах прокуратур областей. Прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми с согласия Президента Республики Генеральным Прокурором. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры имеют первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников. Заместители прокуроров областей могут быть назначены начальниками соответствующих управлений областных прокуратур. В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах имеются управления и отделы. Начальники управлений и отделов соответственно являются старшими помощниками и помощниками прокуроров областей. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
Следующим основным звеном органов прокуратуры являются прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляемые соответствующими прокурорами, назначаемыми Генеральным Прокурором Республики Казахстан. Городские, районные и приравненные к ним прокуроры имеют заместителей, старших помощников и помощников. Специализированные прокуратуры руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры, выполняют общие для всех органов прокуратуры задачи, с разницей, что их деятельность ограничивается специальными объектами или отдельными отраслями прокурорского надзора.
К специализированным прокуратурам относятся военные, транспортные, природоохранные, а также прокуратуры специальных объектов.
Как и любая система государственных органов, система органов прокуратуры представляет совокупность взаимосвязанных между собой органов, составляющих единое целое. Для системы прокуратуры характерны связи между элементами структуры как по вертикали,— для внутреннего управления системой по подчиненности, так и по горизонтали, для взаимодействия равнозначных органов и подразделений внутри системы и с другими органами и системами.
Вспомогательную систему составляют: делопроизводство, организация и ведение учета, отчетности, систематизация законодательства, материально-технического и финансового обеспечения.
Отлаженная организация работы и целенаправленное управление обеспечивают слаженность и правильность функционирования всей прокурорской системы как единого органа, направляют деятельность прокуроров и сотрудников органов прокуратуры на выполнение сложных и ответственных практических задач.
Улучшение организации работы органов прокуратуры, совершенствование ее стиля и методов руководства, контроля исполнения является одним из основных направлений в деятельности Генеральной прокуратуры.
Личный прием физических лиц и представителей юридических лиц проводится Генеральным Прокурором Республики Казахстан, его заместителями, начальниками структурных подразделений Генеральной прокуратуры, прокурорами областей и приравненными к ним, прокурорами городов, районов и их заместителями, руководителями научных и иных учреждений при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан в соответствии с утвержденными графиками.
В. П. Рябцев определяет функции надзорного органа как такой вид его деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в его задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств. Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является внутренняя взаимозависимость и взаимообусловленность функций[8].
И. Ж. Бахтыбаев считает, что функции прокуратуры представляют собой систему взаимосвязанных, взаимодополняемых и взаимообусловленных функций высшего надзорного органа государства, то есть, это относительно самостоятельные виды деятельности органов прокуратуры по выполнению поставленных перед ней целей и задач, осуществляемых посредством предоставленных ей полномочий и правовых средств. Соблюдение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина являются правозащитным предназначением органов прокуратуры и пронизывают все функции и подфункции надзорного органа, составляют конституционную сущность его деятельности[9].
1. выявляет и принимает меры к устранению нарушений Конституции, законодательных актов и актов Президента Республики;
2. осуществляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства;
3. представляет интересы государства в суде;
4. опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики;
5. в порядке и в пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование;
6. формирует государственную правовую статистику с целью обеспечения целостности, объективности и достаточности статистических показателей, ведет специальный учет, осуществляет надзор за применением законов в сфере правовой статистики и специальных учетов.
На современном этапе организация работы органов прокуратуры тесно связана с решением задач социально-экономического развития республики, с задачами, поставленными Президентом страны перед органами прокуратуры. В организационной деятельности органов прокуратуры всех уровней, любого прокурорского работника центральное место занимает совершенствование стиля, форм и методов осуществления прокурорского надзора и управления им.
Совершенствование стиля и методов управления — процесс целенаправленный и весьма длительный. Он может быть осуществлен на основе системного подхода, обеспечивающего учет главных системообразующих факторов и, на наш взгляд, зависит от реализации трех основных направлений: политического, организационного и психологического.
Организационное направление может быть определено как совершенствование отношений субъектов и объектов управления, вышестоящих и нижестоящих прокуратур. Такие отношения определяются реальным сочетанием централизма и самостоятельности всех звеньев прокурорской системы, власти центра и самостоятельности периферии. Данное направление предполагает решение многих проблем и задач. Необходима ориентация надзора и управления им на обеспечение строжайшего применения действующего законодательства, его концентрация на правовом обеспечении с учетом глобальных изменений в политической, экономической и социальной сферах, надзора за исполнением законодательства в борьбе с преступностью. Этот путь реализуется в планах работы Генеральной прокуратуры и подчиненных ей органах. Существенным резервом демократизации следует признать повышение роли коллегий и оперативных совещаний в управлении подчиненными органами, улучшении организации работы аппаратов соответствующих прокуратур.
Анализ научной литературы по проблемам управления показывает, что резервы повышения эффективности труда в большей степени связываются с демократизацией отношений между руководителями и подчиненными, работниками одного уровня, при этом акценты делаются на психологии управления. Здесь немаловажную роль играют достоинство и авторитет личности, гуманизация управления, формирование здоровых отношений в коллективе на основе сотрудничества и справедливой оценки результатов труда каждого работника прокуратуры.
При этом неотъемлемой составной частью профессиональной компетентности прокурора является не только глубокое знание права, теории и практики прокурорского надзора, но и основ конкретной экономики, современных методов управления, знания и умения в вопросах организации работы прокуратуры.
Наряду с профессионализмом нравственные черты личности руководителя являются основополагающими в управленческой деятельности, определяя высокий моральный уровень взаимоотношений между руководителями и подчиненными, создавая благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе, атмосферу творчества, которая способна обеспечить устранение сугубо административный стиль управления.
Дата добавления: 2015-10-06 ; просмотров: 2355 | Нарушение авторских прав
Прокуратура РК представляет собой централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Эту систему возглавляет Генеральная прокуратура РК.
Другие органы прокуратуры делятся на две части. Одну составляют территориальные прокуратуры, организованные в соответствии с административно-территориальным устройством, установленным Конституцией РК. К территориальным прокуратурам относятся:
- · прокуратуры областей;
- · прокуратуры городов, районов.
Другая часть органов прокуратуры, также подчиняющаяся Генеральной прокуратуре РК, является специализированной. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.
Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.
Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре.
Военная прокуратура образует свою систему, высшим звеном которой является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему военной прокуратуры входят:
- · прокуратуры военных округов, групп войск, флотов;
- · прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.
Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Республики Казахстан.
Создание и деятельность на территории Республики Казахстан органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Республики Казахстан, не допускаются.
Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.
Генеральную прокуратуру Республики Казахстан возглавляет Генеральный прокурор республики, который назначается на должность Президентом республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет.
Существенной новеллой в деятельности органов прокуратуры является образование Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Ранее сведения о преступности, об административных правонарушениях в обобщенном виде имелись только в Информационном центре МВД Республики, в Центре криминальной информации Государственного следственного комитета Республики, в Министерстве юстиции в объеме рассмотрения дел судами. Показатели эффективности работы ранее формировались этими же органами, что приводило к тотальной распространенности нарушений учетно-регистрационной дисциплины, фактической трансформации их в повседневную практику правоохранной деятельности, препятствующую адекватной оценке криминогенной ситуации.
Комитет является ведомством, осуществляющим в пределах компетенции Генеральной прокуратуры Республики Казахстан функции и полномочия государственного органа по формированию правовой статистики и ведению специальных учетов, а также надзор в этой сфере. Структура информационных фондов Комитета включает в себя такие виды специальных учетов, объединенных в единый информационный комплекс, как пофамильный и дактилоскопический учеты лиц, совершивших преступления, розыскные учеты субъектов коррупционных правонарушений, лиц, совершивших умышленные административные правонарушения. Кроме того, Комитетом ведется работа по идентификации личности преступников, неопознанных трупов, без вести пропавших лиц, что значительно повышает эффективность оперативно-розыскной и следственной работы правоохранительных органов.
Военная прокуратура в период советского режима входила в единую и централизованную систему органов прокуратуры и была основным правоохранительным органом в Вооруженных Силах СССР. Военная прокуратура, будучи основным правоохранительным органом в системе органов военной юстиции Казахстана, с 1992 года осуществляет высший надзор за законностью в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан и действует от имени государства, в интересах обеспечения верховенства закона, укрепления законности и правопорядка.
В настоящее время систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры округов, гарнизонов и войск. Главную военную прокуратуру возглавляет Главный военный прокурор, который назначается Президентом Республики Казахстан по представлению Генерального Прокурора и по должности является заместителем Генерального Прокурора Республики Казахстан.
Транспортные прокуратуры на правах областных были созданы 9 1980 году по количеству в то время железных дорог: Алматинская, Целинная, Западно-Казахстанская, которые впоследствии переименованы соответственно в Юго-Восточную, Центральную и Западную региональные транспортные прокуратуры, которые также осуществляют надзор на водном, воздушном и трубопроводном транспорте.
Основными задачами надзора на транспорте считаются:
1. защита интересов государства и национальной безопасности, в т. ч. исключение фактов терроризма, провоза наркотических средств, незаконной миграции и т.д.;
2. безопасность на железнодорожном, водном, воздушном, трубопроводном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры;
3. экологическая защищенность природной среды от деятельности всех видов транспорта, в особенности при перевозке опасных, разрядных и других видов груза;
4. сохранность перевозимых стратегически важных грузов (зерно, нефть, нефтепродукты, военное оборудование и т.д.);
5. защита прав пассажиров и других потребителей транспортных услуг.
К иным специализированным прокуратурам относятся:
1. природоохранные (Атырауская, Акмолинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская, Мангыстауская, Уральская);
2. прокуратуры по надзору за законностью в исправительных учреждениях (Алматинская, Акмолинская, Восточно- Казахстанская, Карагандинская);
3. прокуратуры, осуществляющие надзор на объектах особой важности и особо режимных объектах (г. Байконур Кы- зылординской области, г. Курчатов Восточно-Казахстанской области, г. Приозерск Карагандинской области, п. Таукент Южно- Казахстанской области). Все эти прокуратуры обладают статусом районной прокуратуры и действуют в пределах своей компетенции.
Специализированные прокуратуры не подменяют территориальные, а дополняют их деятельность, обеспечивают законность по основным направлениям прокурорского надзора во взаимодействии с ними.
Успешное выполнение органами прокуратуры возложенных на них задач, дальнейшее совершенствование их деятельности невозможно без улучшения работы с кадрами, без воспитания у сотрудников прокуратуры чувства высокой государственной ответственности за порученное дело. Прокурор, в какой бы отрасли не осуществлял свою деятельность, общается с большим числом самых разных людей и принимает ответственные решения. В связи с этим сотрудники прокуратуры должны обладать определенными нравственными достоинствами: верность слову, честность, неподкупность, скромность и нетерпимость к любым отклонениям от общепринятой морали. Они должны быть способными противостоять воздействиям на них заинтересованных лиц и уметь оперативно принимать законные решения в неблагоприятной обстановке. Ответственное положение прокуроров в обществе обусловливает повышенные требования к нему не только при исполнении им служебных обязанностей. На должности прокуроров областей и приравненных прокуроров районных, городских и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее трех лет.
Сотрудникам органов прокуратуры в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем специальной службы присваиваются классные чины или воинские звания.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источники:
http://studwood.ru/869521/pravo/sistema_organov_prokuratury
http://studopedia.ru/2_129738_sistema-i-struktura-organov-prokuraturi.html