Кому подчиняется система прокуратуры рк

Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, про­куратуры городов республиканского значения и столицы респу­блики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. Генеральная прокуратура Республики Казахстан призвана обеспечивать сла­женную работу всех органов и учреждений прокуратуры по реали­зации функций прокуратуры.

Генеральный Прокурор Республики Казахстан назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламен­та сроком на пять лет и подотчетен Президенту Республики Генеральный Прокурор имеет первого заместителя и заместителей, ко­торые назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению Президентом Республики. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального Проку­рора, его первого заместителя и заместителей, а также других ру­ководящих работников органов прокуратуры. Коллегия Генераль­ной прокуратуры формируется и возглавляется Генеральным Про­курором. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Генерального Прокурора.

Генеральный Прокурор и его первый заместитель имеют стар­ших помощников и помощников. Структуру Генеральной прокура­туры составляют департаменты, управления и отделы. Отделы мо­гут быть самостоятельными (на правах управлений) либо входить в состав департаментов и управлений. В департаментах, управле­ниях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

В составе прокуратуры республики образована также Главная военная прокуратура, возглавляемая Главным военным прокуро­ром и Комитет по правовой статистике и специальным учетам, а также Институт изучения проблем законности, правопорядка и повышения квалификации кадров органов прокуратуры имени С. Ескараева. Органы прокуратуры через подразделения Комитета по правовой статистике и специальным учетам осуществляют форми­рование правовой статистики и ведение специальных учетов. Ин­ститут при Генеральной прокуратуре является государственным учреждением, образованным для научных исследований и повы­шения квалификации кадров органов прокуратуры.

Также функционирует Департамент специальных прокуроров Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, который являет­ся самостоятельным структурным подразделением и обеспечивает производство предварительного следствия специальными проку­рорами по сложным и значимым уголовным делам независимо от установленной законом подследственности.

Вторым звеном органов прокуратуры являются прокуратуры областей, городов Астаны и Алматы, а также специализиро­ванные прокуратуры на правах прокуратур областей. Прокура­туры областей и приравненные к ним прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, назначаемыми с согласия Прези­дента Республики Генеральным Прокурором. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры имеют первых заместителей и заместителей, старших помощников и помощников. Заместители прокуроров областей могут быть назначены начальниками соот­ветствующих управлений областных прокуратур. В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах имеются управле­ния и отделы. Начальники управлений и отделов соответственно являются старшими помощниками и помощниками прокуроров областей. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

Следующим основным звеном органов прокуратуры являются прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляемые соответ­ствующими прокурорами, назначаемыми Генеральным Прокуро­ром Республики Казахстан. Городские, районные и приравненные к ним прокуроры имеют заместителей, старших помощников и помощников. Специализированные прокуратуры руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры, выполня­ют общие для всех органов прокуратуры задачи, с разницей, что их деятельность ограничивается специальными объектами или от­дельными отраслями прокурорского надзора.

К специализированным прокуратурам относятся военные, транспортные, природоохранные, а также прокуратуры специаль­ных объектов.

Как и любая система государственных органов, система орга­нов прокуратуры представляет совокупность взаимосвязанных между собой органов, составляющих единое целое. Для системы прокуратуры характерны связи между элементами структуры как по вертикали,— для внутреннего управления системой по подчи­ненности, так и по горизонтали, для взаимодействия равнозначных органов и подразделений внутри системы и с другими органами и системами.

Вспомогательную систему составляют: делопроизводство, ор­ганизация и ведение учета, отчетности, систематизация законода­тельства, материально-технического и финансового обеспечения.

Отлаженная организация работы и целенаправленное управле­ние обеспечивают слаженность и правильность функционирования всей прокурорской системы как единого органа, направляют деятельность прокуроров и сотрудников органов прокуратуры на выполнение сложных и ответственных практических задач.

Читайте также:  Может ли прокурор отменить постановление пристава

Улучшение организации работы органов прокуратуры, совер­шенствование ее стиля и методов руководства, контроля испол­нения является одним из основных направлений в деятельности Генеральной прокуратуры.

Личный прием физических лиц и представителей юридических лиц проводится Генеральным Прокурором Республики Казахстан, его заместителями, начальниками структурных подразделений Ге­неральной прокуратуры, прокурорами областей и приравненными к ним, прокурорами городов, районов и их заместителями, руко­водителями научных и иных учреждений при Генеральной про­куратуре Республики Казахстан в соответствии с утвержденными графиками.

В. П. Рябцев определяет функции надзорного органа как та­кой вид его деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в его задачах, харак­теризуется определенным предметом ведения, направлен на реше­ние этих задач и требует использования присущих ему полномо­чий и правовых средств. Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является внутренняя взаимозависимость и взаимообусловленность функций[8].

И. Ж. Бахтыбаев считает, что функции прокуратуры представ­ляют собой систему взаимосвязанных, взаимодополняемых и взаимообусловленных функций высшего надзорного органа госу­дарства, то есть, это относительно самостоятельные виды деятельности органов прокуратуры по выполнению поставленных перед ней целей и задач, осуществляемых посредством предоставленных ей полномочий и правовых средств. Соблюдение и защита консти­туционных прав и свобод человека и гражданина являются право­защитным предназначением органов прокуратуры и пронизывают все функции и подфункции надзорного органа, составляют консти­туционную сущность его деятельности[9].

1. выявляет и принимает меры к устранению нарушений Конституции, законодательных актов и актов Президента Республики;

2. осуществляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и испол­нительного производства;

3. представляет интересы государства в суде;

4. опротестовывает законы и другие правовые акты, противо­речащие Конституции и законам Республики;

5. в порядке и в пределах, установленных законом, осущест­вляет уголовное преследование;

6. формирует государственную правовую статистику с целью обеспечения целостности, объективности и достаточности статистических показателей, ведет специальный учет, осуществляет надзор за применением законов в сфере правовой статистики и специальных учетов.

На современном этапе организация работы органов прокура­туры тесно связана с решением задач социально-экономического развития республики, с задачами, поставленными Президентом страны перед органами прокуратуры. В организационной деятель­ности органов прокуратуры всех уровней, любого прокурорского работника центральное место занимает совершенствование стиля, форм и методов осуществления прокурорского надзора и управле­ния им.

Совершенствование стиля и методов управления — процесс целенаправленный и весьма длительный. Он может быть осу­ществлен на основе системного подхода, обеспечивающего учет главных системообразующих факторов и, на наш взгляд, зависит от реализации трех основных направлений: политического, орга­низационного и психологического.

Организационное направление может быть определено как со­вершенствование отношений субъектов и объектов управления, вышестоящих и нижестоящих прокуратур. Такие отношения опре­деляются реальным сочетанием централизма и самостоятельности всех звеньев прокурорской системы, власти центра и самостоя­тельности периферии. Данное направление предполагает решение многих проблем и задач. Необходима ориентация надзора и управ­ления им на обеспечение строжайшего применения действующе­го законодательства, его концентрация на правовом обеспечении с учетом глобальных изменений в политической, экономической и социальной сферах, надзора за исполнением законодательства в борьбе с преступностью. Этот путь реализуется в планах работы Генеральной прокуратуры и подчиненных ей органах. Существен­ным резервом демократизации следует признать повышение роли коллегий и оперативных совещаний в управлении подчиненными органами, улучшении организации работы аппаратов соответству­ющих прокуратур.

Анализ научной литературы по проблемам управления показы­вает, что резервы повышения эффективности труда в большей сте­пени связываются с демократизацией отношений между руково­дителями и подчиненными, работниками одного уровня, при этом акценты делаются на психологии управления. Здесь немаловаж­ную роль играют достоинство и авторитет личности, гуманизация управления, формирование здоровых отношений в коллективе на основе сотрудничества и справедливой оценки результатов труда каждого работника прокуратуры.

Читайте также:  Что нужно сдавать чтобы стать прокурором

При этом неотъемлемой составной частью профессиональной компетентности прокурора является не только глубокое знание права, теории и практики прокурорского надзора, но и основ кон­кретной экономики, современных методов управления, знания и умения в вопросах организации работы прокуратуры.

Наряду с профессионализмом нравственные черты личности руководителя являются основополагающими в управленческой деятельности, определяя высокий моральный уровень взаимоот­ношений между руководителями и подчиненными, создавая бла­гоприятный нравственно-психологический климат в коллективе, атмосферу творчества, которая способна обеспечить устранение сугубо административный стиль управления.

Дата добавления: 2015-10-06 ; просмотров: 2355 | Нарушение авторских прав

Прокуратура РК представляет собой централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Эту систему возглавляет Генеральная прокуратура РК.

Другие органы прокуратуры делятся на две части. Одну составляют территориальные прокуратуры, организованные в соответствии с административно-территориальным устройством, установленным Конституцией РК. К территориальным прокуратурам относятся:

  • · прокуратуры областей;
  • · прокуратуры городов, районов.

Другая часть органов прокуратуры, также подчиняющаяся Генеральной прокуратуре РК, является специализированной. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.

Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.

Природоохранные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре.

Военная прокуратура образует свою систему, высшим звеном которой является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему военной прокуратуры входят:

  • · прокуратуры военных округов, групп войск, флотов;
  • · прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Республики Казахстан.

Создание и деятельность на территории Республики Казахстан органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Республики Казахстан, не допускаются.

Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, про­куратуры городов республиканского значения и столицы респу­блики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры.

Генеральную прокуратуру Республики Казахстан возглавляет Генеральный прокурор республики, который назначается на долж­ность Президентом республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет.

Существенной новеллой в деятельности органов прокуратуры является образование Комитета по правовой статистике и специ­альным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Ранее сведения о преступности, об административных правонару­шениях в обобщенном виде имелись только в Информационном центре МВД Республики, в Центре криминальной информации Государственного следственного комитета Республики, в Мини­стерстве юстиции в объеме рассмотрения дел судами. Показатели эффективности работы ранее формировались этими же органа­ми, что приводило к тотальной распространенности нарушений учетно-регистрационной дисциплины, фактической трансформа­ции их в повседневную практику правоохранной деятельности, препятствующую адекватной оценке криминогенной ситуации.

Комитет является ведомством, осуществляющим в пределах компетенции Генеральной прокуратуры Республики Казахстан функции и полномочия государственного органа по формирова­нию правовой статистики и ведению специальных учетов, а также надзор в этой сфере. Структура информационных фондов Комитета включает в себя такие виды специальных учетов, объединенных в единый информационный комплекс, как пофамильный и дактило­скопический учеты лиц, совершивших преступления, розыскные учеты субъектов коррупционных правонарушений, лиц, совер­шивших умышленные административные правонарушения. Кро­ме того, Комитетом ведется работа по идентификации личности преступников, неопознанных трупов, без вести пропавших лиц, что значительно повышает эффективность оперативно-розыскной и следственной работы правоохранительных органов.

Читайте также:  Кем и где зарегистрирована прокуратура ставрополя

Военная прокуратура в период советского режима входила в единую и централизованную систему органов прокуратуры и была основным правоохранительным органом в Вооруженных Силах СССР. Военная прокуратура, будучи основным правоохранитель­ным органом в системе органов военной юстиции Казахстана, с 1992 года осуществляет высший надзор за законностью в Воору­женных Силах, других войсках и воинских формированиях Респу­блики Казахстан и действует от имени государства, в интересах обеспечения верховенства закона, укрепления законности и право­порядка.

В настоящее время систему органов военной прокуратуры со­ставляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры округов, гарнизонов и войск. Главную военную прокуратуру воз­главляет Главный военный прокурор, который назначается Пре­зидентом Республики Казахстан по представлению Генерального Прокурора и по должности является заместителем Генерального Прокурора Республики Казахстан.

Транспортные прокуратуры на правах областных были созда­ны 9 1980 году по количеству в то время железных дорог: Алматинская, Целинная, Западно-Казахстанская, которые впоследствии переименованы соответственно в Юго-Восточную, Центральную и Западную региональные транспортные прокуратуры, которые также осуществляют надзор на водном, воздушном и трубопро­водном транспорте.

Основными задачами надзора на транспорте считаются:

1. защита интересов государства и национальной безопасно­сти, в т. ч. исключение фактов терроризма, провоза наркотических средств, незаконной миграции и т.д.;

2. безопасность на железнодорожном, водном, воздушном, тру­бопроводном транспорте и объектах транспортной инфраструкту­ры;

3. экологическая защищенность природной среды от деятель­ности всех видов транспорта, в особенности при перевозке опас­ных, разрядных и других видов груза;

4. сохранность перевозимых стратегически важных грузов (зерно, нефть, нефтепродукты, военное оборудование и т.д.);

5. защита прав пассажиров и других потребителей транспорт­ных услуг.

К иным специализированным прокуратурам относятся:

1. природоохранные (Атырауская, Акмолинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская, Мангыстауская, Уральская);

2. прокуратуры по надзору за законностью в исправи­тельных учреждениях (Алматинская, Акмолинская, Восточно- Казахстанская, Карагандинская);

3. прокуратуры, осуществляющие надзор на объектах осо­бой важности и особо режимных объектах (г. Байконур Кы- зылординской области, г. Курчатов Восточно-Казахстанской об­ласти, г. Приозерск Карагандинской области, п. Таукент Южно- Казахстанской области). Все эти прокуратуры обладают статусом районной прокуратуры и действуют в пределах своей компетен­ции.

Специализированные прокуратуры не подменяют территори­альные, а дополняют их деятельность, обеспечивают законность по основным направлениям прокурорского надзора во взаимодей­ствии с ними.

Успешное выполнение органами прокуратуры возложенных на них задач, дальнейшее совершенствование их деятельности невозможно без улучшения работы с кадрами, без воспитания у сотрудников прокуратуры чувства высокой государственной от­ветственности за порученное дело. Прокурор, в какой бы отрасли не осуществлял свою деятельность, общается с большим числом самых разных людей и принимает ответственные решения. В связи с этим сотрудники прокуратуры должны обладать определенными нравственными достоинствами: верность слову, честность, непод­купность, скромность и нетерпимость к любым отклонениям от общепринятой морали. Они должны быть способными противо­стоять воздействиям на них заинтересованных лиц и уметь опера­тивно принимать законные решения в неблагоприятной обстанов­ке. Ответственное положение прокуроров в обществе обусловли­вает повышенные требования к нему не только при исполнении им служебных обязанностей. На должности прокуроров областей и приравненных прокуроров районных, городских и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее трех лет.

Сотрудникам органов прокуратуры в соответствии с занимае­мой должностью, квалификацией и стажем специальной службы присваиваются классные чины или воинские звания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
http://studwood.ru/869521/pravo/sistema_organov_prokuratury
http://studopedia.ru/2_129738_sistema-i-struktura-organov-prokuraturi.html

Читайте также:
Adblock
detector