Кому подчиняется генпрокуратура украины

Генеральную прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украины, который имеет первого заместителя и заместителей (Прим. — в настоящее время – 7 штатных должностей) (ч. 1 ст. 14 Закона).

Структуру Генеральной прокуратуры Украины и Положения о ее структурных подразделениях утверждает Генеральный прокурор Украины (ч. 2 ст. 14 Закона).

В структуру Генеральной прокуратуры в настоящее время также входят: старшие помощники Генерального прокурора (ныне 5 штатных должностей) и его первого заместителя (ныне 9 штатных должностей); Советник Генерального прокурора Украины и его старший помощник; Главное управление организационного и правового обеспечения; Главное управление кадрового обеспечения; отдел информационного обеспечения деятельности; отдел связей со СМИ; пресс-служба.Часть 3 статьи 14 Закона предусматривает создание коллегии Генеральной прокуратуры при рассмотрении наиболее важных проблем прокурорско-следственной деятельности в составе Генерального прокурора Украины (председатель), его первого заместителя, заместителей, прокурора Автономной Республики Крым, других руководящих работников органов прокуратуры. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Украины.Соответствующую структуру с учетом своего правового статуса и компетенции имеют и прокуратуры второго звена. Прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя возглавляют соответствующие прокуроры (ч. 1 ст. 16 Закона), которые назначаются на должности Генеральным прокурором Украины (п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона). Прокурора Автономной Республики Крым Генеральный прокурор назначает по согласованию с Верховной Радой Автономной Республики Крым (п. 4 ч. 1 ст. 14).

Они имеют первых заместителей и заместителей, которые также назначаются на должность Генеральным прокурором Украины. В структуру аппарата таких прокуратур входят старшие прокуроры и прокуроры, управления и отделы (в значительной части такие, которые совпадают с управлениями и отделами Генеральной прокуратуры), соответственно, которые и начальники которых назначаются на должность и освобождаются от должности прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры. Структурные подразделения осуществляют предусмотренные законом функции на поднадзорной территории, а также контроль и надзор за деятельностью подчиненных нижестоящих прокуратур городов, районов, районов в городах.

В частности, Прокуратуры Автономной Республики Крым имеет такую структуру:

— Прокурор АРК, первый заместитель Прокурора АРК, заместители прокурора АРК;( прокурор Автономной Республики Крым, первый заместитель прокурора Автономной Республики Крым, заместители прокурора Автономной Республики Крым;

аппарат Прокуратуры АРК : старшие прокуроры Прокуратуры АРК; Управление защиты прав и свобод граждан и интересов государства; Управление представительства, защиты интересов граждан и государства в судах; Управление надзора за соблюдением законов в уголовном производстве; Управление организации участия прокуроров в уголовном производстве в суде; Следственное управление и др. с соответствующими отделами;

— 8 городских, 11 районных, 3 межрайонные и 3 районных прокуратуры в городе (районные прокуратуры г. Симферополя);

специализированные прокуратуры: Крымская прокуратура по надзору за соблюдением законов в транспортной сфере и Керченская прокуратура по надзору за соблюдением законов в транспортной сфере АРК (на правах межрайонных); Симферопольская и Керченская межрайонные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в природоохранной сфере АРК.

В Генеральной прокуратуре Украины, прокуратуре Автономной Республики Крым есть также старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам; в прокуратурах областей и других приравненных к ним прокуратурах могут быть следователи по особо важным делам и старшие следователи. Следователи прокуратуры осуществляют досудебное следствие по делам о деяниях, которые содержат признаки преступлений, отнесенных законом к их подследственности, а также по другим делам, переданным им прокурором (ст. 17 Закона).Прокуроры Автономной Республики Крым, областей, г.г. Киева и Севастополя и другие прокуроры (на правах областных) : 1) назначают на должности и освобождают работников, кроме тех, которых назначает Генеральный прокурор Украины; 2) по согласованию с Генеральным прокурором Украины вносят изменения в установленные штаты подчиненных им прокуратур в пределах утвержденной численности и фонда заработной платы.В прокуратурах Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и других прокуратурах (на правах областных) образуются коллегии в составе прокурора (председатель), его заместителей, других руководящих работников. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Украины (ст. 16 Закона). Городские, районные, межрайонные и приравненные к ним прокуратуры образуют основное (третье) звено прокурорской системы, действуя на всей территории Украины, их возглавляют соответствующие прокуроры (ч. 1 ст. 16 Закона), которые назначаются на должность Генеральным прокурором Украины (п. 5 ч. 1 ст. 14 Закона). Городские прокуратуры функционируют в пределах отдельных городов областного подчинения. Прокуроры городов с районным делением осуществляют общее руководство подчиненными районными прокуратурами и контроль за их деятельностью, вносят прокурору высшего уровня предложения об изменении штатной численности подчиненных прокуратур, присвоения классных чинов работникам этих прокуратур, их поощрениях и наложении на них взысканий (ч. 4 ст. 16 Закона). Прокуратуры городов с районным делением не подменяют подчиненные прокуратуры и не дублируют их функции (ч. 5 ст. 16 Закона).Межрайонные прокуратуры действуют в пределах нескольких соседних районов, районные – в пределах одного района соответствующей области.В районных, межрайонных, городских прокуратурах могут быть старшие следователи и следователи. Следователи прокуратуры осуществляют досудебное следствие по делам о деяниях, которые содержат признаки преступлений, отнесенных законом к их подследственности, а также в других делах, переданных им прокурором (ст. 17 Закона).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Донецкий Национальный Университет


Прокуратура в свете Конституции – Основного Закона Украины. 3

От анти чности к Киевской Руси. 4

Во времена средневековья. 5

Прокуратура российской империи. 5

Прокуратура Украины в 1917-1919 годах. 7

Прокур атура УССР. 9

Прокуратур а УССР послевоенного времени. 12

Прокуратура независимой Украины. 14

Конституция Украины определила прокуратуру Украины как единую систему. Изложения основных положений о прокуратуре в отдельном разделе (VІІ) Основного Закона Украины обусловлен тем, что выполнения положенных на органы прокуратуры функций и полномочий есть самостоятельным видом государственной деятельности. Такой вывод подтверждают также как специфические функции и характер деятельности прокуратуры, так и принципы их организации, единство задач этого независимого централизованного государственного органа.

Читайте также:  Как попасть в военную прокуратуру по призыву

Соответственно положениям ст. 121 Конституции на прокуратуру Украины возложено :

• поддержание государственного обвинения в суде;

• представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

• надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознания , досудебное следствие;

• надзор за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах, а также, при применении других мероприятий принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

В п. 9 раздела XV Переходных положений Конституции указывается, что прокуратура продолжает выполнять соответственно действующим законам функцию надзора за соблюдением и применением законов и функцию предварительного следствия — к введению в действие законов, которые регулируют деятельность государственных органов относительно контроля за соблюдением законов, и к формированию системы досудебного следствия и введения в действие законов, которые регулируют его функционирование .

Эти же самые функции прокуратуры определяются Законом Украины «О прокуратуре» в редакции от 12 июля 2001 г. На прокуратуру не может возлагаться выполнения функций, не предусмотренных Конституцией Украины и этим Законом. Это свидетельствует о смещение приоритетов деятельности прокуратуры в пользу защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Статьей 122 Конституции установлено, что прокуратуру Украины возглавляет Генеральный прокурор Украины. Он назначается на должность по согласию Верховной Рады Украины и освобождается из должности Президентом Украины. Верховная Рада Украины может высказать недоверие Генеральному прокурору Украины, которая имеет следствием его отставку из должности. Определен срок полномочий Генерального прокурора Украины — пять лет.

Из приведенного вытекает , что Генеральный прокурор есть наивысшим должностным лицом в единой системе органов прокуратуры, возглавляет ее работу. Это предусматривает прежде всего организацию и контроль за деятельностью подчиненных прокуратур, а также ответственность перед государством за деятельность органов прокуратуры как единой централизованной системы.

Определенные ст. 121 Конституции Украины и Законом Украины «О прокуратуре» функции прокуратуры Украины имеют особые назначения и задачи , поскольку их выполнения оказывает содействие утверждению законности в государстве, обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также государственных интересов.

Зарождения первичных функций прокуратуры относится к временам Древнего Рима. За правление императора Августа важного значения приобрела деятельность прокураторов (от лат. procurator — управляющий, представитель), которым поручался сбор налогов, управления небольшими провинциями; они выполняли разнообразные хозяйственные функции. Прокураторы назначались из всадников, а также вольноотпущенн . Из императорских вольноотпущенн и рабов комплектовались низшие чины императорской бюрократии, которая приобрела впоследствии исключительного значения в государстве. Император Клавдий расширил права прокураторов, они получили право выносить судебное решение.

В давние времена началось формирование правовой системы, а с ней и определенных функций прокуратуры, и на территории современной Украины.

На этапе развития обычного права также на равных обычаях формировалась надзорная функция деспотичных властителей скифского государства. Нормы права у скифов защищали жизнь, имущество, привилегии царской семьи и родоплеменной знати. Царь устанавливал четкий порядок использования пастбищ, ведь нему належала верховная собственность на землю. А когда существовала надзорная функция, то конечно, существовали и надзиратели.

В VІІ-V столетиях к н.э. скифы встретились с греческими поселенцами. В Северном Причерноморье эллины основали свои города-государства: Ольвию, Пантикапей, Феодосию, Херсонес и др. Основными источниками права в них были законы и решения народного собрания и советов городов, постановления коллегий, а также местные обычаи. Законодательная инициатива належала народному собранию , советам мост, их председателям, коллегиям, а также своеобразным представителям современных прокуроров — номофилакам (стражам законов), которые должны были следить за оформлением законов, поведением людей и должностных лиц и требовали от них выполнения законов. Кроме номофилаков, существовала коллегия юридических советников, которые также выполняли надзорные функции.

В Х ст. начало формироваться княжеское законодательство древнерусского государства — Киевское Движение. Еще княгиня Ольга, установив нормы и пункты сбора дани, усилила функции надзора. Она также приняла закон, который оберегал жизни княжеских дружинников. Уставы князей Владимира Большого и Ярослава Мудрого внесли важные нововведения в финансовое, семейное и криминальное право. Борьба с сторонниками старых традиций, которые не желали подчиняться новым обычаям, строгое наказание их стали сутью надзорных полномочий большого князя. Большое значение в формировании правовой системы имело принятия свода великокняжеских законов, который получил название «Русская правда». Существенная роль в «Русской правде» отводилась нормам криминального процесса и права, хотя такого деления еще не существовало. А поскольку этот процесс належало контролировать то, вероятно, это было очередной шагом в развития надзорной функции. В судебной практике Киевского Движения властвовал соревновательный процесс за активного участие сторон, которые назывались истцами. Суд выполнял функцию посредника, хотя иногда применялись формы сыскного процесса. Главную роль при этом отыгрывал истец, по инициативе которого начиналось судопроизводство. Формально именно он был обвинителем. Доказательное значение имели внешние признаки преступления, вещевые доказательства, собственное признание, показания «видокив» и «послухов». Решения суда объявлялось устно, а приговор выполнялся немедленно.

Королевский прокурор (франц. procureur от лат. procuro — забочусь, руковожу) как государственный чиновник появляется в средневековой Франции. Во времена правления короля Филиппа ІV Красивого в 1302 г. впервые определяется законом положение королевских прокуроров в судах. Как полномочное государственное учреждение прокуратура складывается в конце XVІІ ст. Прокуроры были посредниками между судами и королевской властью и прежде всего защищали интересы короны.

Читайте также:  Может ли прокуратура запрашивать персональные данные сотрудников

Из Франции институт прокуратуры был заимствован Англией, Германией и другими европейскими государствами, откуда должность прокурора перекочевывает и восточнее — к Польше и России.

По свидетельству, приведенным в выданной 1999 г. в Варшаве книге Владимира Свербигуза «Старосветское панство», 1578 г. на сейме Вещи Посполитой были образованы особый для Украины трибунал — Луцкий. Это был Верховный суд для Украины, его действие распространялось на Киевское, Волынское и Брацлавське воеводства, официальным языком признавался украинский. Следующего года в Батурине был образован Украинский трибунал, который состоял из семы департаментов. В начале деятельности трибунала его депутаты ежегодно избирали прокурора (инстигатора). Надзиратели частных имений передавали прокурору детальные сведения об исках и характере правонарушений, прокурор присматривал за действием представления исков против суда трибунала.

Должность прокурора сохранилась в Украине и в XVІІ ст. В вышеупомянутой книге находим, что в Украинском трибунале с гетманом, генеральным писарем, генеральным судьей и другими высшими чинами заседал и прокурор. Кстати, прокурор назван сразу же после гетмана.

Деятельность Украинского трибунала и, в частности, прокуроров была тесно связана с именами кошевых атаманов, гетманов украинского казачества Ивана Подковы, Северина Наливайка, Самойла Кошки, Петра Сагайдачного, Михаила Дорошенко и других

Происхождение русской прокуратуры датируется временами правления Петра І, что в 1722 г. ввел французскую модель прокуратуры как контрольного органа, который присматривал за центральными и местными административными органами («государев глаз»). Прокурор подчинялся непосредственно императору и обязан был осуществлять надзорные функции — присматривал за деятельностью сената и коллегии, «чтобы не поднималась воля его величественности». Образование прокуратуры в России тех времен было исторической закономерностью. Старания развиваться европейским путем побудило монарха уделять определенное внимание законотворчеству, прежде всего в сфере государственного управления. В то же время взяточничество и алчность при установлении нового порядка правления в стране не только не уменьшились, но наоборот — распространились снизу доверху. Известно, что этим порокам были подвластны даже некоторые члены сената, которому из-за отсутствия Петра І принадлежала вся полнота власти. Поэтому было недостаточно принять законы, которые регламентировали деятельность государственных чиновников, установить строгую ответственность за небрежное их выполнение, сделать более жесткие наказания за совершение должностных преступлений и проступков. Необходим был аппарат, который следил бы за выполнением законов и предпринимал шаги относительно привлечения к ответственности виновных в их нарушении. С принятием соответствующих указов прокурорский надзор начал играть заметную роль в государственной жизни, хотя правовые средства надзора сводились к противостоянию и напоминанию о необходимости выполнения должностными лицами законов и своих обязанностей, а также к донесениям о бездеятельности и беззаконии.

Читайте также:

  1. BSC и система управления предприятием
  2. ERP-система
  3. II. Частная платежная система.
  4. IIСлуховая система
  5. IV. СЕРВЕЙИНГ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НЕДВИЖИМОСТЬЮ
  6. IV. Система и принципы управления брендом.
  7. N Основной функцией крови является обеспечение взаимосвязи метаболизма между различными органами и системами
  8. VI. Время в радионавигационных системах.
  9. X. Государство и право в период государственно-партийного социализма (1930 — начало 1960-х гг.). Государственно-политическая система
  10. Автоматизированная информационно-управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
  11. Автоматизированная система централизованной подготовки и оформления перевозочных документов (ЭТРАН).
  12. АВТОМАТИЗОВАНА ІНФОРМАЦІЙНА СИСТЕМА ДЕРЖАВНОЇ КАЗНАЧЕЙСЬКОЇ СЛУЖБИ УКРАЇНИ

Введение

Тема 3. Система и структура органов прокуратуры Украины

Цель:Уяснение особенностей системы и структуры органов прокуратуры Украины, а также структуры и компетенции специализированных прокуратур

Время:2 час.

2.Система прокуратуры Украины.

3. Структура органов прокуратуры Украины.

4. Структура и компетенция специализированных прокуратур.

1. Про прокуратуру: закон від 05.11.1991 № 1789-XII // ВВР.- 1991.-N 53.-ст.793

2. Руденко М. Спеціалізація як принцип побудови прокурорської системи України // Вісник Національної академії прокуратури України.- 2012.- № 3.- С. 27-32.

3. Про організацію роботи і управління в органах прокуратури України: наказ Генерального прокурора України № 1гн 26 грудня 2011 року (Із змінами, внесеними наказами Генерального прокурора України від 05.04.12 № 1гн-1-1/2гн-3 та від 12.07.12 № 1гн-2) [Електронний документ] // Офіційний сайт Генеральної прокуратури України.-Режим доступу:http://www.gp.gov.ua/ua/gl.html?_m=publications&_t=rec& >

4. Про особливості діяльності прокуратур з нагляду за додержанням законів у воєнній сфері: наказ Генерального прокурора України №12гн від 12 липня 2012 р. [Електронний документ] // Офіційний сайт Генеральної прокуратури України.-Режим доступу:http://www.gp.gov.ua/ua/gl.html?_m=publications&_t=rec& >

5.Про особливості організації діяльності органів прокуратури у сфері транспорту: наказ Генерального прокурора України №3/1гн від 28 грудня 2012 р. [Електронний документ] // Офіційний сайт Генеральної прокуратури України.-

6.Про особливості організації діяльності органів прокуратури у сферах охорони навколишнього природного середовища та земельних відносин: наказ Генерального прокурора України № 3/2гн від 4 жовтня 2011 року (Із змінами, внесеними наказами Генерального прокурора України від 25.01.12 № 3/2гн-1 та від 12.07.12 № 1гн-2) [Електронний документ] // Офіційний сайт Генеральної прокуратури України.-Режим доступу:http://www.gp.gov.ua/ua/gl.html?_m=publications&_t=rec& >

Система (от греческого systema — целое, состоящее из частей, объединение) — множество элементов, которые состоят в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. Можно сказать, что понятие «система» означает целостное, функционально обусловленное множество взаимодействующих структурированных (то есть, имеющих собственную структуру, строение) элементов.

Читайте также:  16 управление прокуратуры города москвы чем занимается

В систему прокуратуры Украины, в соответствии со ст. 13 Закона Украины «О прокуратуре» входят: Генеральная прокуратура Украины, прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных), городские, районные, межрайонные, районные в городах. В случае необходимости Генеральный прокурор Украины может создавать специализированные прокуратуры на правах областных, городских, районных и межрайонных прокуратур.

Указанные органы с целью обеспечения надлежащего выполнения возложенных на них функций и других направлений деятельности могут быть организованы или в соответствии с административно-территориальным устройством Украины (так называемая общая прокуратура), или по предметно-отраслевому принципу (в случае, когда то или другое структурное подразделение системы органов прокуратуры имеет специальный предмет надзора).

1) В соответствии с административно-территориальным устройством в Украине действуют: Генеральная прокуратура Украины, прокуратура АР Крым, областей, городов Киева, Севастополя (на правах областных), городские, районные, межрайонные и районные в городах.

2) В соответствии с предметно-отраслевым принципом — специализированные прокуратуры: прокуратуры надзору за соблюдением законов в военной сфере, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в транспортной сфере, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в природоохранной сфере.

Как указывалось ранее, все органы (подразделения) прокуратуры Украины объдиняются на организационной и функциональной основах и образуют трехзвенную систему.

Первое звено представляет Генеральная прокуратура Украины, которая в соответствии с распределением полномочий, :

— организует деятельность нижестоящих прокуратур;

— осуществляет надзор за соблюдением законов при исполнении возложенных функций и других направлений деятельности нижестоящих прокуратур;

— непосредственно решает наиболее ответственные задачи, которые связаны с исполнением функций и других направлений деятельности прокуратуры Украины.

Возглавляет Генеральную прокуратуру Украины Генеральный прокурор Украины, который назначается на должность с согласия Верховной Рады Украины и освобождается от должности Президентом Украины (ст. 122 Конституции, ст. 14 Закона).

Генеральный прокурор Украины : 1) направляет работу органов прокуратуры и осуществляет контроль за их деятельностью; 2) назначает первого заместителя, заместителей Генерального прокурора Украины, руководителей структурных подразделений, главного бухгалтера, других работников Генеральной прокуратуры Украины; 3) утверждает структуру Генеральной прокуратуры и Положение о ее структурных подразделениях (ст. 14 Закона), штатную численность подчиненных органов прокуратуры в пределах фонда заработной платы, распределяет средства на их содержание; 4) назначает по согласованию с Верховной Радой Автономной Республики Крым прокурора Автономной Республики Крым; 5) назначает заместителей прокурора Автономной Республики Крым, прокуроров областей, городов Киева и Севастополя, их заместителей, городских, районных, межрайонных, а также приравненных к ним других прокуроров; 6) в соответствии с законодательством определяет порядок принятия, перемещения и освобождения прокуроров, следователей прокуратуры и других специалистов, за исключением лиц, назначение которых предусмотрено данным Законом; 7) в соответствии с законами Украины издает обязательные для всех органов прокуратуры приказы, распоряжения, утверждает положения и инструкции; 8) вносит представление Президенту Украины о присвоении классных чинов государственного советника юстиции 1, 2 и 3 классов, присваивает другие классные чины согласно Положению о классных чинах работников прокуратуры. Письменные указания Генерального прокурора Украины по вопросам расследования являются обязательными к исполнению всеми органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность и досудебное расследование (ст. 15 Закона). Срок полномочий Генерального прокурора Украины и подчиненных ему прокуроров — пять лет (ст. 2 Закона).

Второе звено представляют прокуратуры Автономной Республики Крым, областей (24 прокуратуры), городов Киева и Севастополя (на правах областных), а также Днепровская экологическая прокуратура (на правах областной специализированной) и прокуратуры Южного (г. Одесса), Западного (г. Львов), Крымского (г. Севастополь), Центрального (г. Киев) регионов по надзору за соблюдением законов в военной сфере (на правах областных).

На такие прокуратуры в соответствии с распределением полномочий возложено:

- организация деятельности нижестоящих прокуратур;

— осуществление надзора за соблюдением законов при выполнении возложенных функций и других направлений деятельности нижестоящих прокуратур;

— непосредственное выполнение заданий, которые связаны с выполнением функций и других направлений деятельности прокуратуры Украины;

— выполняют задачи, поставленные Генеральной прокуратурой Украины.

Прокуратуры второго звена (кроме прокуратур по надзору за соблюдением законов в военной сфере и Днепровской экологической прокуратуры) образованы в соответствии с административно-территориальным разделением Украины. На правах областных действуют территориальные прокуратуры Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя. Особенность их деятельности заключается в том, что, с одной стороны, они осуществляют функции, возложенные Законом на органы прокуратуры в пределах компетенции областной прокуратуры, а с другой — руководят подчиненными прокуратурами. О структуре специализированных прокуратур речь пойде ниже.

Третье звено составляют прокуратуры городов, районов, межрайонные, районные в городах, а также приравненные к ним специализированные прокуратуры (по надзору за соблюдением законов в военной сфере — такие прокуратуры имеют статус городских (их создано 33 единицы), за соблюдением законов в транспортной и природоохранной сфере (межрайонных — их, соответственно, создано 40 и 30 единиц [2, с. 30]), а также Припятская специальная прокуратура Киевской области (на правах районной).

На такие прокуратуры в соответствии с распределением полномочий возложено:

— непосредственное выполнение функций и других направлений деятельности прокуратуры Украины;

— выполнение заданий вышестоящих прокуратур.

Штатная численность органов прокуратуры Украины в пределах фонда заработной платы утверждается Генеральным прокурором Украины (ст. 13 Закона).

Источники:
http://mirznanii.com/a/269093/istoriya-razvitiya-prokuratury-ukrainy
http://studopedia.su/9_60761_sistema-prokuraturi-ukraini.html

Читайте также:
Adblock
detector