Какие дела рассматривают органы дознания

Деятельность органов дознания осуществляется в двух формах. Первое — выявление и фиксирование следов преступления, т.е. это первый этап на котором производятся все неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника, после чего дело передается следователю для производства предварительного следствия. Дальнейшие следственные и розыскные действия, после передачи дела следователю, органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя. Второе — расследование несложных уголовных дел, которые не требуют по закону предварительного следствия.

При производстве дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит расследование посредством те же процессуальных действий, что и следователь. Разница заключается только в окончании расследования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процесса, а орган дознания -только обвиняемого, остальные просто уведомляются о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо составлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания и прокурор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приостанавливает исполнения.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков преступления, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголовное дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственное(tm). После этого орган дознания может осуществлять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя.

Иная уголовно-процессуальная деятельность органов дознания. Органы дознания осуществляют прием, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголовное дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности.

В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осуществить подготовку материалов в протокольной форме. Она осуществляется в 10-дневный срок без возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголовное дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголовное дело возбуждается сразу, и расследование осуществляется в общем порядке.

Органы дознания осуществляют производство отдельных следственных действий и розыскных действий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т.д.

Организация дознания. В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры — начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осуществляет свои действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, но все основные решения по делу (о возбуждении уголовного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юридическую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность.

Милиция является основным органом дознания. В соответствии с Законом «О милиции» она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В криминальную милицию входят оперативные службы, чьими главными задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминальной милиции осуществляют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголовное дело, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направляется по подследственности. Криминальная милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминальной милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения.

К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Поэтому в связи со значительным объемом уголовно-процессуальной деятельности в районных (городских) органах внутренних дел, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осуществляет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия, подготовку материалов в протокольной форме. На сотрудников милиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности.

В вышестоящих органах внутренних дел существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями.

Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских учреждений, начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов сами не осуществляют дознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осуществляют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деятельность, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголовному делу.

В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом.

Контроль и надзор за деятельностью органов дознания. Надзор за точным и неуклонным исполнением уголовно-процессуального законодательства органами дознания осуществляет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве органа дознания, в случае необходимости передать их в орган предварительного следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для исполнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела и, при обнаружении нарушения закона, отменяет эти решения и возбуждает уголовное дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания.

Читайте также:  Когда брать целевое направление в прокуратуре

Судебный контроль осуществляется при рассмотрении уголовных дел, предварительное расследование или подготовка в протокольной форме по которым осуществлялась органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания меры пресечения — заключения под стражу.

Ведомственный контроль осуществляется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Расследование преступлений осуществляется органами дознания и предварительного следствия. Полномочия этих структур закреплены в УПК. Расследование является обязательной стадией уголовного производства. В ходе него устанавливаются обстоятельства, подлежащие доказыванию. В статье рассмотрим систему органов дознания, их задачи и полномочия.

Общие сведения

Дознание осуществляется в случае, когда следствие по уголовному делу необязательно. Эта форма предварительного расследования применяется в производствах по преступлениям, перечень которых приведен в 3 части 150 статьи УПК.

Полномочия органов дознания и следствия существенно отличаются по своим объемам. При этом все решения, вынесенные и теми и другими структурами, обладают одинаковой юридической силой.

Понятие и полномочия органов дознания

Органы дознания проводят расследование по ускоренной (упрощенной) процедуре. В юридических изданиях содержатся различные мнения относительно сущности дознания. По мнению одних авторов, его следует рассматривать как простейшую или первоначальную процедуру расследования. Другие авторы считают, что дознание – первичная деятельность, направленная на установление события и материальных следов преступления.

Некоторые юристы рассматривают понятие, виды и полномочия органов дознания шире. Они считают, что деятельность этих структур сочетает в себе оперативно-розыскные и следственные мероприятия и направлена на пресечение, предотвращение, раскрытие преступлений, поиск и изобличение виновных в них лиц.

Правовая сущность института

Смысл обособления системы органов дознания и их полномочий в том, чтобы ускорить подготовку несложных в плане расследования и менее опасных дел к судебному разбирательству. Эта форма расследования существенно упрощает процесс.

Право на ускоренный суд – важнейшая международно-правовая гарантия, направленная на защиту интересов личности.

Процессуальные полномочия

Органы дознания, согласно положениям 24 пункта 5 статьи УПК, — госструктуры, должностные лица, в задачи которых входит осуществление дознания и реализация иных полномочий. Они входят в категорию правоохранительных институтов власти.

Основными процессуальными полномочиями органов дознания являются:

  • Производство расследования по делам, предварительное следствие по которым необязательно.
  • Осуществление неотложных следственных мероприятий по делам, следствие по которым обязательно.

Виды госструктур

Полномочиями органов дознания наделяются ОВД РФ прочие структуры исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление оперативно-розыскных мероприятий. ОВД формируют самостоятельное звено системы МВД. В его состав входят:

  • Органы ФСБ. Их компетенция закреплена ФЗ № 40. В полномочия органов дознания ФСБ входит пограничная, контрразведывательная деятельность, реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности.
  • Органы ФТС. Эти структуры обеспечивают соблюдение норм в сфере таможенно-тарифного регулирования, ограничений и запретов, предусмотренных в законодательстве о внешнеэкономической деятельности и связанных с перемещением грузов через Госграницу. В полномочия органов дознания ФТС входит осуществления оперативно-розыскных мероприятий по делам о контрабанде и уклонении от отчисления таможенных сборов.
  • Подразделения ФСИН. Полномочия органов дознания реализуются начальниками учреждений — колоний особого, строго, общего режима, тюрем, воспитательных колоний, следственных изоляторов, лечебно-исправительных учреждений. Оперативно-розыскные мероприятия осуществляются по делам, предварительное следствие по которым обязательно, о преступлениях, связанных с нарушением правил несения службы сотрудниками и иными лицами.
  • Структуры, осуществляющие контроль оборота наркотических и психотропных веществ. Задачи и полномочия их органов дознания связаны с выполнением оперативно-розыскных мероприятий по преступлениям, предусмотренным частями первыми статей 228, 228.2, 230-233, ч. 1, 4 ст. 234 УК.

В число подразделений Федеральной службы судебных приставов также входят органы дознания. Полномочия дознавателей регламентируются ФЗ № 118.

Соответствующие подразделения ФССП вправе и должны возбуждать производства по преступлениям, предусмотренным статьями УК:

  • 157 – об уклонении от выплаты алиментов;
  • 294 (ч. 1) – о воспрепятствовании производству расследования и отправлению правосудия;
  • 297 – о неуважении к суду;
  • 311 (ч. 1) – о разглашении информации о мерах безопасности, предпринятых в отношении судьи и сторон уголовного процесса;
  • 312 – о противоправных действиях с имуществом, на которое был наложен арест или которое подлежит конфискации;
  • 315 – о неисполнении судебного постановления (решения, приговора, иного акта).

Командный состав подразделений ВС РФ

В соответствии с положениями 40 статьи УПК и Приказа Минобороны № 557 от 2008 г., полномочия начальников органов дознания реализуют:

  • командиры воинских соединений и частей;
  • руководители военных учреждений;
  • начальники гарнизонов.

Указанные лица осуществляют дознание по преступлениям, совершенным военнослужащими, лицами, проходящими сборы, сотрудниками гражданского персонала ВС, иных войск и формирований, а также органов связи при исполнении ими служебных обязанностей либо в пределах территории расположения части, гарнизона, учреждения.

Госпожнадзор и ФНС

Органы государственного надзора в сфере пожарной безопасности уполномочены возбуждать производства по преступлениям, непосредственно связанным с повседневной служебной деятельностью. Дознание проводится, в частности, по делам о нарушении требований пожарной безопасности и других предписаний законодательства в области защиты здоровья, жизни и имущества граждан от пожаров.

Дознаватели подразделений ФНС осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по преступлениям, связанным с уклонениями физлиц и организаций от уплаты налогов и взносов во внебюджетные фонды.

Следователи прокуратуры

Эти служащие также уполномочены осуществлять дознание. Они ведут производство по преступлениям, предусмотренным 3 частью 150 статьи УПК, совершенным:

  1. Членом СФ.
  2. Депутатом Госдумы.
  3. Судьями.
  4. Арбитражным/присяжным заседателем во время осуществления правосудия.
  5. Депутатом/членом выборного органа местной власти, законодательной (представительной) структуры субъекта РФ.
  6. Председателем (его заместителем) или аудитором Счетной палаты.
  7. Уполномоченным по правам человека.
  8. Прокурором.
  9. Следователем.
  10. Адвокатом.
  11. Президентом страны, полномочия которого прекращены.
  12. Кандидатом на пост главы государства.
  13. Служащим ФСБ, СВР, ФАПСИ, ФСО, ОВД, ФНС, ФТС, УИС, военнослужащим, гражданином, проходящим военные сборы, сотрудниками гражданского персонала ВС РФ, иных военных формирований.

Нюансы законодательства

Орган дознания может принимать решения о распределении полномочий между служащими. Так, в соответствии с пунктом 3 части 3 151 статьи УПК соответствующие функции могут возлагаться на сотрудников:

  1. Оперативных подразделений – по преступлениям, предусмотренным частями первыми статей 322 и 323, а также ч. 1 ст. 188 (в отношении контрабанды, выявленной пограничной службой).
  2. Подразделений морской охраны – по делам, предусмотренным нормами 253 и 256 УК (в части, касающейся противоправной добычи водных растений/животных, выявленной пограничными подразделениями), а также ч. 1 ст. 188 (в отношении контрабанды, обнаруженной сотрудниками морской охраны).
Читайте также:  С какими болезнями не берут в прокуратуру

Общий порядок возбуждения производства

При наличии оснований для начала преследования по делу частно-публичного или публичного обвинения, досудебная процедура начинается с открытия дела в отношении конкретного гражданина с согласия прокурора.

Дознание по преступлениям, для которых обязательное следствие не требуется, осуществляется в полном объеме. Порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий закреплен главами 21, 22, 24-29 УПК. При этом учитываются изъятия, предусмотренные гл. 32 Кодекса.

Следит за процессуальной деятельностью органов дознания прокурор. В полномочия этого служащего, в частности, входит проверка правомерности вынесенных решений. Законодательство предписывает дознавателям получать согласие прокурора на возбуждение дел в отношении подозреваемых граждан. Выполнив это требование, служащие начинают необходимые следственные действия, направленные на установление обстоятельств по делу.

Ограничения

На осуществление дознания законодательство отводит 15 суток. Срок исчисляется с даты возбуждения дела. В рамках своих полномочий начальник органа дознания или дознаватель вправе ходатайствовать о продлении этого периода перед прокурором. Увеличить срок можно не больше чем на 10 суток. В результате максимальный период проведения оперативно-розыскных мероприятий не может превышать 25 сут.

Процессуальные нюансы

Закон закрепляет ряд специфических полномочий за прокурором. Орган дознания вправе ходатайствовать перед ним о заключении под стражу лица, в отношении которого начато уголовное преследование. Прокурор, в свою очередь, изучает основания, по которым к гражданину может быть применена эта мера и принимает соответствующее решение. Без согласия указанного должностного лица подозреваемый не может быть помещен под стражу.

УПК относит контроль за исполнением законов органами дознания к полномочиям прокурора. Так, если у лица, помещенного под стражу, остались без помощи и присмотра несовершеннолетние дети и иные иждивенцы, в том числе престарелые родители, дознаватель обязан предпринять меры по передаче этих граждан на попечение родственников или в специализированные социальные учреждения. Кроме того, служащий обязан осуществить мероприятия по обеспечению сохранности имущества и жилья обвиняемого. О предпринятых мерах дознаватель извещает лицо, помещенное под стражу.

Обвинительный акт

В рамках контроля за органами дознания в полномочия прокурора входит проверка постановлений, принятых дознавателем. При наличии достаточной доказательной базы решение о привлечении гражданина в качестве обвиняемого не принимается. В таких случаях подтвержденные выводы формулируются в обвинительном акте со ссылкой на конкретные пункты, части, статьи УК.

Обладая полномочиями по надзору за органами дознания, прокурор утверждает обвинительный акт, составленный дознавателем и согласованный им с его непосредственным начальником. Если подозреваемый был помещен под стражу, документ должен быть оформлен в течение 10 суток с момента применения меры пресечения. Если соблюсти указанный срок не представляется возможным (ввиду большого объема следственных действий, необходимости выполнить экспертизы и пр.), гражданину должно быть предъявлено обвинение по правилам, предусмотренным статьями 171-175 УПК. В противном случае избранная мера подлежит отмене. Последующие действия в рамках расследования осуществляются в порядке, установленном главами 21, 22 и 24-31 УПК.

Особенности оформления акта

При составлении документа дознаватель обязан соблюдать требования, предусмотренные в УПК. Обвинительный акт рассматривается как упрощенная форма обвинительного заключения. Однако этот факт не делает его менее значимым.

В обвинительном акте уполномоченный служащий формулирует свои выводы, приводит доказательства, которые будут исследованы судом.

Документ составляет дознаватель, которые непосредственно осуществлял предварительное расследование по делу, находящемуся в его производстве.

Структура документа

В обвинительном акте должна присутствовать следующая информация:

  1. Дата, время, место составления.
  2. Ф. И. О., должность служащего.
  3. Сведения о гражданине, привлеченном в статусе подозреваемого. В частности, указываются реквизиты его паспорта или св-ва о рождении, данные, установленные в процессе расследования, в том числе информацию о наличии судимости.
  4. Место, способ и время совершения преступления.
  5. Форма вины, цели, мотивы деяния.
  6. Величина и характер ущерба, причиненного преступлением.
  7. Формулировка обвинения со ссылкой на конкретные нормы УК.
  8. Вид соучастия (если оно имело место).
  9. Перечень доказательств, собранных в ходе расследования.
  10. Обстоятельства, смягчающие ответственность.
  11. Данные о потерпевшем, гражданских ответчиках/истцах.
  12. Перечень граждан, подлежащих вызову в судебное заседание.

При необходимости к обвинительному акту составляется справка. В ней отражается информация о движении дела, обеспечительных мерах, предпринятых по гражданскому иску, месте нахождения подозреваемого и хранения доказательств, а также о процессуальных издержках по делу.

Действия прокурора

После составления и подписания обвинительного акта дознавателем, осуществлявшим расследование по делу, документ подшивается к пронумерованным предварительно материалам производства и передается начальнику подразделения. Руководитель должен изучить сведения и утвердить акт. После этого материалы дела передаются прокурору.

Служащий, осуществляющий надзор за органами дознания, должен рассмотреть полученные документы и принять по ним решение. На это прокурору отводится 2 суток. В течение этого срока он должен вынести одно из решений, закрепленных 266 статьей УПК. В этой норме предусмотрены полномочия прокурора в отношении материалов, поступивших вместе с обвинительным актом.

Если должностное лицо посчитает, что обстоятельства, которые должны рассматриваться судом, установлены и полностью отражены в документах, оно принимает решение об утверждении акта. После этого дело направляется на разбирательство.

Если прокурором будут выявлены нарушения в оформлении обвинительного акта, в двухдневный срок он должен вернуть материалы вместе со своими письменными указаниями обратно в отдел дознания. При необходимости должностное лицо может продлить срок расследования, но не более чем на трое суток. Письменные указания прокурора являются обязательными для дознавателя.

Если по результатам изучения материалов дела должностное лицо придет к выводу о наличии оснований для прекращения дела или преследования в отношении подозреваемого, оно выносит об этом постановление. В этом документе прокурор должен мотивировать решение.

Прокурор может посчитать, что обстоятельства в обвинительном акте отражены неполно. В таком случае он выносит постановление о возврате материалов дела с письменными указаниями. Аналогичным образом должностное лицо поступает и при выявлении нарушений законодательства дознавателем.

Дополнительно

Прокурор, которому направлен обвинительный акт для утверждения, вправе исключить пункты/эпизоды из обвинения или переквалифицировать преступление на менее тяжкое. Однако законодательство не допускает ухудшения положения лица, привлеченного к производству в статусе подозреваемого или обвиняемого. Изменения в обвинительный акт могут вноситься, если они:

  • исключают часть обвинений и не изменяют квалификацию деяния;
  • квалифицируют преступление по новому закону, сохраняя объем обвинения, но улучшая при этом положение гражданина иным способом;
  • исключают некоторые квалифицирующие признаки, не изменяя степень тяжести деяния;
  • исключают часть обвинений и предполагают замену статьи более мягкой.
Читайте также:  Когда возникла прокуратура в россии

Копия утвержденного прокурором акта вручается обвиняемому и его адвокату. При необходимости содержание документа переводится на язык, которым владеет гражданин.

Отличия дознания от следствия

Первым признаком, по которому дифференцируются эти формы предварительного расследования, считается метод уголовно-процессуального регулирования.

Следствие обязательно по всем делам, кроме тех, для которых закон предусматривает дознание. Как выше говорилось, их перечень закреплен в 3 части 150 статьи УПК. При этом дознание при необходимости может быть заменено следствием.

Формы расследования отличаются и по субъектному составу. Законодательство предусматривает, что дознание осуществляется дознавателем. Только в исключительных случаях его может проводить следователь. Такие ситуации закрепляет 151 статья УПК (п. 7,8, ч. 3).

Немаловажное значение имеют сроки. Дознание считается ускоренной процедурой, поскольку на него отводится не больше 25 суток. Если уполномоченный служащий не успевает выполнить все необходимые мероприятия, дело подлежит передаче следователю.

Еще одно отличие состоит в процессуальном статусе гражданина, в отношении которого осуществляется преследование. Так, при дознании он становится обвиняемым только на завершающей стадии – в момент оформления обвинительного акта. До этого времени гражданин считается подозреваемым.

Очень важным отличием является своего рода подчиненность прокурору, который осуществляет надзор за деятельностью дознавателя. Служащий, в чьем производстве находится дело, должен согласовывать практически все процессуальные решения не только с непосредственным начальником, но и с прокурором. Утверждению подлежат и ходатайства, адресованные суду.

Прокурор уполномочен продлевать сроки дознания, решать вопросы об отводе и самоотводе дознавателя, отстранении его от расследования и пр. Должностное лицо может влиять на ход преследования, давать указания, обязательные для исполнения, направлять расследование.

Дознание завершается вынесением обвинительного акта или прекращением производства, а также изменением формы расследования. Предварительное следствие не может быть заменено дознанием. Оно также может завершиться прекращением дела или направлением материалов в суд. Кроме того, в законе предусмотрена еще одна специфическая форма завершения следствия – направление дела в судебную инстанцию для применения мер принуждения медицинского характера.

При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.

Завершив производство неотложных следственных действий, не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан направить его прокурору в порядке, установленном п. 3 ст. 149 УПК. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.

Таким образом, новый процессуальный закон возлагает на органы дознания, следующие процессуальные полномочия:

  • 1) принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст. 140-145 УПК);
  • 2) производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст. 157 УПК);
  • 3) производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. 223-226 УПК);
  • 4) производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя;
  • 5) оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 и 157 УПК).

Поскольку в уголовном судопроизводстве процессуальная деятельность занимает наибольший объем, то законодатель не только установил перечень государственных органов исполнительной власти и должностных лиц, уполномоченных осуществлять дознание и предварительное следствие, но и разграничил компетенцию между следователями и дознавателями в соответствии с правилами о подследственности уголовных дел Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. / Под ред. В.Н. Григорьева. — М., 2009.С.70..

В соответствии с законом п. 41 и 8 ст. 5 УПК, следователем является должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу и иные полномочия, предусмотренные в УПК РФ, в том числе производить дознание в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 151 УПК.

В российском уголовном процессе впервые на законодательном уровне Дано понятие и регламентированы полномочия дознавателя. В соответствии с законом дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование преступлений в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК).

Перечисленные в п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя письменным распоряжением — приказом начальника органа дознания, в котором состоит в должности дознаватель. При этом запрещается возложение полномочий по производству дознания на то должностное лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен, самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на выполнение которых требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законом, при этом письменные указания прокурора и начальника органа дознания в случаях, указанных в законе, обязательны для исполнения.

УПК РФ наделяет дознавателя правом обжаловать письменные указания начальника органа дознания непосредственно прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору, однако обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения Консультант плюс. ч. 4 ст. 41 УПК РФ.

Независимо от ведомственной принадлежности все дознаватели и следователи имеют единый процессуальный статус, они одинаково выполняют установленные в законе обязанности и наделены одними и теми же процессуальными правами с разграничением их компетенции лишь по признакам подследственности уголовных дел.

В УПК РФ определена и разграничена подследственность органов дознания по предметному и родовому признаку, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, а также по персональным признакам субъекта преступления либо по месту его совершения.

Подследственности определяет компетенцию органов дознания и дознавателей, указывает на то, какие именно государственные органы либо должностные лица расследуют то или иное преступление. Разграничение компетенции органов дознания в Российской Федерации производится с учетом подследственности, установленной ч. 3 ст. 151 УПК.

Источники:
http://fb.ru/article/367505/ponyatie-vidyi-i-polnomochiya-organov-doznaniya
http://studwood.ru/871670/pravo/polnomochiya_organov_doznaniya

Читайте также:
Adblock
detector