Как вести себя при проверке прокуратуры

Для большинства компаний тема проверок довольно болезненна. Несмотря на то, что современный бизнес знает свои права, в ситуации форс-мажора и стресса, которой, безусловно, является проверка, совершаются ошибки, грозящие тяжелыми последствиями. Чтобы вы не дали застать себя врасплох, мы собрали ряд рекомендаций о том, как вести себя при появлении сотрудников контролирующих органов.

Не секрет, что цели и задачи бизнес-субъектов и проверяющих структур в большинстве случаев не совпадают. Поэтому проверки часто сопровождаются конфликтами, а сам процесс – избыточным стрессом. Отсюда вытекает необходимость морально и организационно готовиться к проверкам, причем это относится как к руководителю и ключевым сотрудникам, которые будут общаться с проверяющими напрямую, так и к рядовым работникам. Цель такой подготовки – повышение общей безопасности предприятия.

Контуры безопасности

Система общей безопасности предприятия может быть представлена как совокупность контуров безопасности. Чем их больше – тем меньше возможностей для проверяющих появиться неожиданно.

Поясним это на примере. Обычный забор вокруг офисной территории с охраной на входе и шлагбаумом – первый контур безопасности. Сквозь этот контур уже может пройти не всякий, хотя и достаточно широкий круг лиц
(например, дворники или работники складов, которые находятся на офисной территории).

Второй контур – офисное здание. На входе – охрана и/или секретарь ресепшен. В офис проходит еще более узкий круг лиц с соответствующим допуском.

Третий контур – помещения, куда могут попасть только определенные работники. Организовать этот контур можно сугубо техническими средствами, например кодовыми или электронными замками. К таким помещениям относятся бухгалтерия, отдел кадров, договорной отдел, серверная и другие, в зависимости от особенностей конкретного предприятия.


Следующий контур – руководство, высший менеджмент предприятия. Войти к ним в кабинет можно только через приемную секретаря. Секретарь, доложив о приходе посетителей, как правило, приглашает их в переговорную комнату.

В данном примере рассмотрены четыре контура, но их может быть произвольное количество. Важен принцип, согласно которому первым проверяющих встречает охранник, а далее – по цепочке, в которой руководитель будет замыкающим. Такая организация встречи проверяющих является наиболее рациональной.

Не каждое предприятие может позволить себе такую многоступенчатость. Но к ней необходимо стремиться. Например, субъект малого предпринимательства может не иметь службы охраны, ресепшен и штатного юрис-
консульта. Однако дверь с глазком или переговорным устройством (видеодомофоном) может быть везде. Она и будет первым контуром безопасности. Уже на этом рубеже при общении через домофон может быть отказано в допуске на территорию лицам, не имеющим для такого допуска достаточных оснований (в зависимости от инструктажа работников и конкретных обстоятельств, например отсутствие документов на проверку).

Второй контур – стойка охраны или офис-менеджер, который должен осуществить следующие операции:

• Обязательная вежливая и внимательная проверка документов и служебных удостоверений, данные которых переписываются.

• Регистрация в вахтовой книге, тетради учета посетителей или аналогичной (не путайте с журналом учета проверок, туда записи вносятся по окончании проверки).

После чего посетителей препровождают в кабинет для переговоров, где им предстоит встреча с руководителем. Такой прием прежде всего сигнализирует о высоком уровне организации и порядка на проверяемом предприятии.

Под переговорную комнату рекомендуется отвести отдельный кабинет с необходимой мебелью. Это место, предназначенное не только для деловых встреч. Именно здесь целесообразно организовать рабочие места проверяющих при длительных проверках. Не рекомендуется выделять проверяющим места, скажем, в бухгалтерии или других подразделениях компании. Это может привести к снижению производительности труда как сотрудников предприятия, так и проверяющих.

Нужно организовать работу проверяющих так, чтобы они могли вести ее автономно, в отведенной переговорной, принося им необходимые документы для изучения.

Во время проверки сотрудникам необходимо ограничить обсуждение рабочих вопросов вне рабочих мест: в коридорах, курилках, столовых.

Сотрудники под глухой защитой

2. Сотрудник имеет право не отвечать на вопросы, сославшись на ст. 51 Конституции РФ. И это действительно так: право не отвечать на вопросы может быть ограничено только в некоторых случаях при допросах при производстве по возбужденному уголовному делу. Но, во-первых, такие допросы никогда или практически никогда не проводятся во время проверок. А во-вторых, даже в этом случае можно отказаться от общения до приезда адвоката (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК РФ).

6. О появлении проверяющих из надзорных органов немедленно докладывать руководителю.

7. Если работник не знает, как поступать и что делать/говорить, лучше не делать ничего: ничего не говорить, ничего не выдавать, ничего не подписывать, никуда не ехать. Не помогать и не препятствовать.

Не все проверки обязательно проходят в обстановке взаимного недоверия. Часть из них может проходить в более теплой атмосфере, в этом случае все участники процесса заинтересованы как можно более быстро и эффективно провести проверку.

Когда вам потребуется найти выход из сложной правовой ситуации, обратитесь к Энциклопедиям решений. В них представлены конкретные ответы на актуальные вопросы. Вы получаете широкий спектр консультационных материалов с готовыми решениями и экспертными советами о том, как лучше действовать в той или иной ситуации.

ПАМЯТКА

Как вести себя предпринимателю при проведении проверки контролирующим органом.

Читайте также:  По каким делам участие прокурора является обязательным

Любая предпринимательская деятельность подлежит контролю со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Цель каждой проверки – выяснить на сколько деятельность предпринимателя соответствует требованиям законодательства.

ВНИМАНИЕ:

Из сферы действия Федерального закона № 294-ФЗ исключены следующие виды государственного контроля (надзора): контроль за осуществлением иностранных инвестиций; за экономической концентрацией; контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; налоговый, валютный, таможенный, государственный портовый контроль; контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; контроль на финансовых рынках; банковский надзор; страховой надзор; надзор в национальной платежной системе; государственный контроль за осуществлением клиринговой деятельности; государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов.

Положения Федерального закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:

1) к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также — органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля;

2) при проведении оперативно — розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;

3) при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;

4) при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;

5) при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;

6) при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;

7) к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ:

Проверки бывают плановыми и внеплановыми, и могут проводиться в форме документарных и (или) выездных проверок. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля, а выездная — по месту нахождения и месту осуществления хозяйственной деятельности.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года. Два и более раза в 3 года в плановом порядке проверяется соблюдение лицензионных требований и условий в медицинской, фармацевтической и образовательной деятельности, а также соблюдение требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Готовность теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, а также муниципальных образований к отопительному периоду проверяется ежегодно.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

1.1) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

Читайте также:  Сколько получает прокурор в украине

2.1) выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля о проведении плановой проверки не позднее чем за 3 рабочих дня до ее начала.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов.

Как вести себя, если к Вам пришел проверяющий?

В первую очередь необходимо знать, что при проведении проверок должностные лица органов контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в Ваше отсутствие или в отсутствие Вашего представителя. Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выездная проверка начинается с предъявления проверяющими лицами служебного удостоверения. Проверка должна проводиться теми должностными лицами, которые указаны в распоряжении (приказе) о проведении проверки, с которым Вас обязаны ознакомить и вручить под роспись его копию.

Перед проверкой Вас должны ознакомить:

· с документом о согласовании ее проведения с органом прокуратуры (если такое согласование требуется);

· с полномочиями проводящих проверку лиц, целями, задачами, основаниями проведения проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Вы также вправе ознакомиться с положениями административного регламента органа контроля (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка.

Внимательно изучите выданную Вам копию распоряжения (приказа) о проведении проверки. В нем должны быть указаны цели, задачи, предмет и срок проведения проверки, даты начала и окончания, правовые основания проведения проверки, а также перечислены все мероприятия по контролю, запланированные контролирующим органом (например, обследование территории, помещений, оборудования, отбор образцов, проведение их исследования), документы, которые Вы должны представить проверяющим лицам в ходе проверки.

По закону Вы обязаны предоставить проводящим проверку должностным лицам возможность ознакомиться с перечисленными в распоряжении документами, а также обеспечить доступ проводящим проверку должностным лицам и участвующим в ней экспертам на территорию, в используемые здания и помещения, к оборудованию, транспортным средствам, перевозимым грузам и иным объектам, подлежащим проверке.

При проведении проверки должностные лица контролирующих органов не вправе:

— проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям проверяющих;

— требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования различных объектов, если они не являются объектами (предметом) проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

— отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов;

— осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

По окончании проверочных мероприятий Вы вправе ознакомиться с их результатами и указать в акте проверки о своём согласии или несогласии с ними.

Ваши обязанности при проверке:

— юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований, установленных муниципальными правовыми актами;

— предоставить должностным лицам контролирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

— обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым указанными лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым грузам, а также обеспечить возможность отбора образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды для проведения экспертиз и расследований;

Читайте также:  Обладает ли генеральный прокурор правом законодательной инициативы

— вести журнал учета проверок по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона № 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений требований, несут административную ответственность, предусмотренную статьями 19.4.1, 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафов и дисквалификации (прекращение права осуществлять предпринимательскую деятельность).

Куда обратиться, если Вы полагаете, что при проверке нарушен закон?

Если Вы полагаете, что при проведении проверки должностные лица органа контроля своими действиями (бездействием) нарушают Ваши права, Вы вправе их обжаловать и обратиться с соответствующим заявлением:

— в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ к вышестоящему должностному лицу органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

— в судебном порядке в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации п. 4 ст. 21 Федерального закона № 294-ФЗ;

Декабрь 26th, 2017

В отношении вас проводится прокурорская проверка. Получив подобное письмо-счастье от прокуратуры, многие предприниматели впадают в панику, представляя, что скоро придется сменить место жительства с комфортабельной квартиры на тесную камеру с решеткой на окне.

На самом ли деле стоит бояться прокурорской проверки, попробуем разобраться.

Итак, начнем с того, что основное предназначение такого государственного органа как прокуратура – осуществление надзора затем, как соблюдается действующее законодательство субъектами гражданского оборота, то есть юридическими лицами, должностными лицами госорганов, некоммерческими организациями.Так что, любая организация рано или поздно столкнется с прокурорской проверкой.

Отличительной особенностью прокурорской проверки является отсутствие регламента ее проведения.

Закон закрепляет лишь общие правила:

  1. Так, проверка должна касаться лишь тех нарушений, которые были выявлены (например, если проверяется факт невыплаты зарплаты, то проверять документы, касающиеся соблюдения вами лицензионных требований или уплаты налогов не имеют права).
  2. Второе правило касается сроков проведения проверки (предельный срок это 30 дней).
  3. Ну и наконец, меры реагирования по результатам проверки – перечень их исчерпывающий и закреплен в законе.

Оснований для визита прокуратуры может быть два:

  • первое – плановая проверка предприятия,
  • второе – внеплановая проверка.

С плановой проверкой все достаточно понятно, прокуратура составляет на год график проверок и осуществляет свой надзор. График проверок носит открытый характер и заблаговременно размещается на официальном сайте прокуратуры.

Поводом для внеплановой проверки служат выявленные прокуратурой факты нарушения предпринимателем действующего законодательства. Подобные факты могут содержаться в жалобах (конкурентов, контрагентов, клиентов), сообщениях от иных госорганов, в сми (статья в газете или сюжет по телевидению) и т.д.

Проверка может начаться с поступления в ваш адрес письменного запроса, либо сразу с визита сотрудника органов прокуратуры.

Как себя вести при проверке?

Получив письменный запрос у вас будет определенное время на его исполнение.

  • В этом случае стоит внимательно ознакомиться с поступившим письмом, из него вы узнаете о предмете проверки и истребуемых документах.
  • Письменный ответ на запрос прокуратуры должен быть лаконичным и содержать четкие ответы на поставленные вопросы.
  • Направив ответ и запрошенные документы, ждите дальнейшей реакции прокуратуры.

Если же сотрудник надзорного органа пришел к вам лично.

  • В этой ситуации попросите у него предъявить удостоверение, запишите его фамилию, имя, отчество, представляемый им орган прокуратуры и контактные телефоны для связи. В случае сомнений вы можете позвонить в прокуратуру и удостовериться действительно ли к вам явился их сотрудник.
  • После знакомства выясните основания для проверки, не стоит при этом накалять обстановку, хамить и ругаться. Помните, что работник прокуратуры всего лишь человек, который выполняет свою работу, а спокойный диалог поможет быстрее разобраться в ситуации. Как правило, личный визит закончится направлением вам дополнительного запроса, на который вы также подготовите письменный ответ и документы.

Результатом проверки будет либо ее завершение, либо к вам будут применены меры прокурорского реагирования, например: представление об устранении нарушений, либо возбуждение дела об административном правонарушении, обращение в суд и т.д. В случае не согласия с решением прокуратуры, вы можете оспорить результат проверки в судебном порядке.

В целом, если бизнес ведется честно, то опасаться проверки не стоит. Конечно, нарушения есть у всех, но вполне можно отделаться обычным предписанием, либо предостережением. Ну а если вы все-таки применяете нечестные или нелегальные схемы в своей работе, то проверка вполне может обернуться и возбуждением уголовного дела.

Источники:
http://www.adygproc.ru/kak-vesti-sebya-predprinimatelyu-pri-provedenii-proverki-kontroliruyushchim-organom
http://habinfo.ru/prokurorskaya-proverka-organizatsii/

Читайте также:
Adblock
detector