Как называется глава системы прокуратуры в рф

рокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на ее территории законов. О важности деятельности прокуратуры свидетельствует тот факт, что конституционные нормы, закрепляющие организацию прокуратуры (ст. 129), следуют непосредственно за нормами, посвященными судебной власти.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”.

Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии с Конституцией (ст. 2) высшей ценностью в Российском государстве являются человек, его права и свободы, признание и защита которых возлагаются как на само государство, так и на всего его органы, учреждения и организации.

Права и свободы определяют смысл и содержание законов, а также их применение на территории РФ. При этом государство берет на себя обязанность контролировать выполнение таких законов. Для этого создается система гарантий, обеспечивающих точное и единообразное их исполнение.

Одной из таких гарантий является учреждение в системе государственного механизма специального органа — прокуратуры, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением и защитой прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Органы прокуратуры России имеют богатую историю, насчитывающую уже 290 лет. Первым шагом по созданию прокуратуры стал указ Петра I от 12 января 1722 г. о реформе Сената (правительства), один из пунктов которого предусматривал: «Быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всей Коллегии (по-современному — министерство) по прокурору, который должен рапортовать генерал-прокурору».

Представляя через несколько дней Сенату первого генерал-прокурора Ягужинского Павла Ивановича, Петр I сказал: «Вот мое око, коим буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы и делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государевым выгодам, вы, однако же, то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления».

После революции 1917 г. прокуратура была упразднена, но через пять лет — в 1922 г. восстановлена и действует до сегодняшних дней.

Современный этап российской прокуратуры ведет отсчет от 17 января 1992 г. с принятия Верховным Советом РФ Закона «О прокуратуре Российской Федерации», который с изменениями действует до сих пор.

В настоящее время прокуратура РФ — это независимый государственный правоохранительный орган, обеспечивающий соблюдение законности в стране. Она представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции, исполнением законов, действующих на территории РФ, а также выполняющих иные функции, установленные федеральными законами. В частности, па прокуратуру возложено осуществление уголовного преследования, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другие функции.

Вопрос о месте прокуратуры в системе государственных органов РФ является дискуссионным. В Конституции положения, касающиеся прокуратуры (ст. 129), включены в гл. 7 «Судебная власть». На этом основании некоторые ученые полагают, что она относится к органам судебной власти. Однако такая позиция противоречит Конституции, в соответствии с которой судебную власть в России осуществляют только суды (ст. 118).

Не принадлежит прокуратура и к законодательной власти, поскольку она Конституцией не наделена законотворческими функциями. Законодательная деятельность в Российской Федерации — прерогатива Федерального Собрания.

Нельзя согласиться еще с одним утверждением, согласно которому прокуратуру следует отнести к исполнительной власти. Во-первых, прокуратура не входит в Правительство РФ пи в качестве самостоятельного структурного подразделения, ни в качестве структурного элемента того или иного министерства, федеральной службы. И во-вторых, если признать, что прокуратура относится к исполнительной власти, надо признать и то, что последняя осуществляет надзор за деятельностью двух других ветвей государственной власти — за органами законодательной и судебной власти. Однако согласно Конституции три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная — являются самостоятельными и не могут осуществлять надзор за деятельностью друг друга (ст. 10).

Таким образом, прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Она является самостоятельным, независимым государственным органом, выполняющим в механизме государства особую, свойственную только ей функцию надзора за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации.

Функции прокуратуры. Предназначение, содержание и пределы деятельности прокуратуры раскрываются путем анализа характера и содержания ее деятельности, т.е. функций. Спою деятельность прокуратура реализует не через одну, а через несколько функций. Ибо прокуратура но своему положению в системе государственных правоохранительных органов относится к полифункциональным (греч. poli — много) органам.

Главной, но не единственной, функцией органов прокуратуры, безусловно, является деятельность, связанная с осуществлением надзора за исполнением законов (надзорная функция). Этот вывод вытекает из анализа положений, содержащихся в ряде статей Закона о прокуратуре. Так, в п. 1 ст. 1 Закона сформулирована главная функция прокуратуры РФ — осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих па территории РФ. Но в этой же статье (п. 2) подчеркивается, что прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

Итак, деятельность прокуратуры реализуется в ее функциях. Под функциями прокуратуры следует понимать конкретные виды деятельности прокуратуры, направленные на реализацию данным органом целей и задач по укреплению законности в стране. Конкретный вид деятельности (функция) прокуратуры осуществляется с учетом: 1) целей и задач прокуратуры; 2) предмета ведения, направленного на решение этих задач; 3) полномочий и правовых средств, с помощью которых органы прокуратуры выполняют поставленные перед ними задачи.

Функции прокуратуры сформулированы в Законе о прокуратуре. В их числе:

1) осуществление прокурорского надзора (п. 1 и 2 ст. 1; разд. III «Прокурорский надзор», включающий ст. 21-34);

2) уголовное преследование за совершенные преступления (п. 2 ст. 1);

3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (п. 2 ст. 1, ст. 8);

4) участие в рассмотрении дел судами (п. 3 ст. 1, ст. 35-39);

5) участие в правотворческой деятельности (п. 4 ст. 1, ст. 9);

6) проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (ст. 9.1.);

7) международное сотрудничество (ст. 2);

8) рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений (ст. 10, п. 1 ст. 27)’.

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Читайте также:  Каким органом является прокуратура

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  • Военная прокуратура
  • Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры
  • Научные и учебные учреждения прокуратуры
  • Редакции печатных изданий

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе по федеральным округам), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие территориальные и специализированные прокуратуры), а также директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

  • Генеральный прокурор
  • Первый заместитель Генерального прокурора
  • Заместитель Генерального прокурора
  • Старший помощник Генерального прокурора (Начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
  • Помощник Генерального прокурора (Заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора)
  • Старший прокурор и прокурор (В главных управлениях, управлениях и отделах)

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Старший помощник прокурора (Начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора)
  • Помощник прокурора (Заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
  • Старший прокурор и прокурор (В управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах:

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Начальник отдела
  • Старший помощник прокурора
  • Помощник прокурора

Основные полномочия прокуроров

Классные чины

Классные чины — это личные служебные разряды, во многом аналогичные воинским званиям, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ № 2202-1. Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре РФ присваиваются следующие классные чины, в порядке возрастания:

  • юрист 3 класса;
  • юрист 2 класса;
  • юрист 1 класса;
  • младший советник юстиции;
  • советник юстиции;
  • старший советник юстиции;
  • государственный советник юстиции 3 класса;
  • государственный советник юстиции 2 класса;
  • государственный советник юстиции 1 класса;
  • действительный государственный советник юстиции.

Награды

Руководство

  • Гринь Виктор Яковлевич
  • Гулягин Юрий Александрович
  • Гуцан Александр Владимирович
  • Зайцев Сергей Петрович
  • Забарчук Евгений Леонидович
  • Звягинцев Александр Григорьевич
  • Золотов Юрий Михайлович
  • Кехлеров Сабир Гаджиметович
  • Малиновский Владимир Владимирович
  • Семчишин Иван Григорьевич
  • Сыдорук Иван Иванович
  • Фридинский Сергей Николаевич

Советники Генерального прокурора Российской Федерации:

  • Гурьев Руслан Владимирович
  • Каримов Салават Кунакбаевич
  • Розанов Александр Александрович
  • Сухарев Александр Яковлевич

Численность

С 1 января 2011 года штатная численность установлена в размере 45 865 единиц

Примечания

С 15 января 2011 г. Бастрыкин является руководителем самостоятельного ведомства — Следственного комитета РФ Забарчук Евгений Леонидович освобожден Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от занимаемой должности в связи с переходом на работу в Правительство Российской Федерации. На должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации назначен Зайцев Сергей Петрович, ранее занимавший должность прокурора Санкт-Петербурга.

См. также

Ссылки

Для этой статьи не заполнен шаблон-карточка.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. См. также: Прокуратура Российской Федерации Прокуратура Российская Федерация … Финансовый словарь

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными… … Словарь юридических понятий

Военная прокуратура Российской Федерации — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Допо … Википедия

Конституция Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия … Википедия

Президенты Российской Федерации — Действующий Президент России Дмитрий Медведев Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России … Википедия

Правительство Российской Федерации — Правительство России Белый Дом России Дом правительства Рос … Википедия

Министерства Российской Федерации — Здание Правительства РФ (Белый дом) в Москве. Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России … Википедия

Вопрос 10.Система органов прокуратуры в Российской Федерации: общая характеристика.

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Прокуратуры субъектов Российской Федерации

Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)

Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры

Научные и учебные учреждения прокуратуры

Редакции печатных изданий Образование, реорганизация, ликвидация органов прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры осуществляются генпрокурором РФ.

Основным научным образовательным учреждением является Академия генпрокуратуры РФ.

Коллегиальным органом в управлении генпрокуратуры является коллегия, образованная в составе:

-Других прокурорских работников, назначенных генпрокурором РФ.

Коллегия правомочна принимать решения при наличии не менее половины состава всей коллегии.

В случае возникновения разногласий окончательное решение принимает прокурор.

Решения коллегии обязательны для исполнения всеми прокурорскими работниками.

НКС – это консультирующий орган при генпрокуратуре РФ целью и деятельностью которого является научное содействие органам прокуратуры в выполнении задач возложенных на них. Решения НКС носят рекомендательный характер.

11.Генеральная прокуратура.- высшее звено прокурорской системы.

1. Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор

2. Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора

3. В Генеральной прокуратуре образуется коллегияв составе Генерального прокурора, его первого заместителя и заместителей , других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

4.Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников,старших помощников и старших помощников по особым поручениям

5.В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором.

Читайте также:  Почему прокуратура просит мур провести дополнительный опрос

6.В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует научно-консультативный советдля рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры

Генеральный прокурор Российской Федерации — высшее должностное лицо в системе российской Прокуратуры. Назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий — 5 лет.

Генеральный прокурор руководит системой Прокуратуры и непосредственно возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации. Он назначает на должность прокуроров субъектов Федерации, прокуроров городов и районов.

Полномочия Генерального прокурораРоссийской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации

1. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры,издаетобязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратурыприказы,указания,распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штатыиструктуру Генеральной прокуратурыРоссийской Федерации, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей.

4. Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом.

12. Территориальные прокуратуры

Органы П. организуются в соответствии с административно-территориальным устройством РФ. В субъектах действуют прокуратуры соответствующих республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения.

Прокуроры назначаются Генеральным прокурором по согласованию с органами власти субъектов.

Также, к территориальным прокуратурам относятся приравненные к субъектам военные и иные специализированные прокуратуры.

В них устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, а также старших следователей и следователей и их помощники.

прокуроры субъектов подчинены и подотчетны Генеральному прокурору и освобождаются им от занимаемой должности. Прокуроры городов и районов назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором. Подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору. Прокуроры субъектов руководят деятельностью прокуратур городов и районов, входящих в состав субъекта. Прокуроры субъекта издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками.

на прокуроров субъектов РФ возложены следующие полномочия:

1) надзор за исполнением Конституции и законов, действующих на территории РФ, соблюдение прав и свобод человека и гражданина

2) надзор за исполнением законов должностными лицами территориальных органов и служб

3) надзор за исполнением законов при реализации судебными приставами своих функций, связанных с защитой установленного порядка осуществления государственной власти и управления, а также конституционных прав и законных интересов граждан и организаций;

4) уголовное преследование по уголовным делам в соответствии с полномочиями

Прокуроры субъектов РФ также организуют деятельность подчиненных прокуроров в соответствии с установленной компетенцией по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также уголовному преследованию:

– в обособленных военных городках Министерства обороны РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ и Главного управления специальных программ Президента РФ, где проживает или работает гражданское население;

– на транспорте и в органах внутренних дел на транспорте;

– в таможенных органах.

Прокуратуры районов возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров, а также старших следователей, следователей и их помощников.

По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

13.Военная прокуратура Российской Федерации— структурное подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором.Это специализированная структура, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов и выполняющая иные установленные Федеральными законом функции в Вооруженных Силах РФ

Структуру и штаты органов военной прокуратуры устанавливает Генеральный прокурор РФ. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ

Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации подразделения Министерства обороны, Федеральную службу охраны, Федеральную пограничную службу, службу внешней разведки, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Федеральную службу железнодорожных войск, Главное командование внутренних войск МВД РФ, на органы и подразделения Федеральной службы безопасности, а также воинские формирования других министерств и ведомств.

Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура. В России действует более 200 гарнизонных военных прокуратур.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Формирование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Назначение и освобождение от должности Главного военного прокурора осуществляет Совет Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

Полномочия военных прокуроров

1. Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными настоящим Федеральным законом, и осуществляют их независимо от командования и органов военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Военные прокуроры также обладают полномочиями:

участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;

назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;

Требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации.

Читайте также:  Как провести обыск в помещении прокуратуры

Страны континентального права

Прокуроры обычно являются государственными служащими, имеющими высшее образование по специальности (юриспруденция) и прошедшими дополнительную подготовку в сфере отправления правосудия. В некоторых странах, например, Франции, они принадлежат к той же категории государственных служащих, что и судьи.

В России прокурор — должностное лицо прокуратуры, в задачи которого входит осуществление прокурорского надзора, координация деятельности по борьбе с преступностью и участие в рассмотрении дел судами, в том числе — поддержание государственного обвинения в уголовном процессе.

В России прокурор:

В Бразилии прокуроры создают корпус самостоятельных магистратов, работающих как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Федеральные прокуроры подразделяются на три ранга: порт. procuradores da República (федеральные прокуроры), порт. procuradores regionais da República (прокуроры, выступающие в федеральных апелляционных судах), порт. subprocuradores gerais da República (прокуроры, выступающие в высших федеральных судах), в соответствии с юрисдикцией судов, в которых они выступают. Генеральный прокурор Республики (порт. Procurador Geral da República) возглавляет федеральную прокуратуру и представляет обвинение по судебным делам в Высшем федеральном суде (Supremo Tribunal Federal (STF)), суде высшей инстанции Бразилии, в функции которого входит судебный надзор и вынесение приговоров по уголовным преступлениям, совершенным федеральными законодателями, членами правительства и Президентом Бразилии.

На уровне отдельных штатов прокуроры подразделяются на заместителей прокуроров штата (promotores de Justiça substitutos), прокуроров штата (promotores de Justiça) и прокуроров, выступающих в апелляционном суде штата (procuradores de Justiça). Военные прокуроры, категории которых, хотя и связанные с федеральными прокурорами, выделяются в порядке, аналогичном прокурорам штата.

В Бразилии основной задачей прокуроров является содействие укреплению правосудия, что означает, что они обязаны не только осуществлять уголовное преследование по уголовным делам, но и, если в ходе судебного процесса они убедятся в невиновности ответчика, обращаться к судье с просьбой о его оправдании. За прокуратурой всегда остаётся последнее слово в отношении предъявления или непредъявлении обвинения в совершении преступления, за исключением нескольких редких случаев, когда законодательство Бразилии допускает частное обвинение. В таких случаях прокурор официально выступает в роли гаранта обеспечения законности (custos legis), обеспечивая осуществление правосудия. Несмотря на наличие у прокуроров соответствующих полномочий, они ведут следствие только по крупным уголовным делам, обычно связанным с правонарушениями, совершёнными полицией или государственными должностными лицами. Также прокуратура отвечает за надзор над работой полиции и вынесение полиции предписаний о принятии мер, которые обвинение считает необходимыми для завершения следствия. Полномочия отдельных прокуроров на расследование уголовных дел по-прежнему противоречивы и, несмотря на их мощную поддержку со стороны судей, прокуроров и населения, оспариваются в конституционном суде Бразилии, STF.

Во Франции прокурору, или Прокурору Республики (фр. Procureur de la République) (или Генеральному прокурору (Procureur Général) в Апелляционном суде или Генеральному адвокату (Avocat Général) в Кассационном суде) помогают заместители (substituts). Он начинает предварительное следствие, а в случае необходимости просит назначить судью-следователя (Juge d’Instruction) для проведения судебного следствия. Если следствием руководит судья, прокурор не ведет следствие, а просто формулирует объём преступлений, которые расследуют судья и правоохранительные органы; он вправе подобно адвокатам защиты просить или предлагать провести дополнительное расследование. На уголовном процессе, прокурор излагает дело перед судом (судьями или присяжными). Как правило, он предлагает вынести определенный приговор, которому суд не обязан следовать — суд вправе вынести более строгий или менее строгий приговор. У прокурора (procureur) также есть некоторые другие обязанности в части отправления правосудия в целом.

В Германии государственный обвинитель (нем. Staatsanwalt) не только обязан (как говорилось выше) не утаивать оправдательные сведения, но обязан по закону активно устанавливать такие обстоятельства.

Страны общего права

В Австралии, Канаде, Англии и Уэльсе, Гонконге, Северной Ирландии и ЮАР руководитель прокуратуры обычно называется директором государственного обвинения (англ. Director of Public Prosecutions) и не выбирается, а назначается. Его деятельность в той или иной степени контролируется Генеральным прокурором (Attorney-General), обычно с помощью официальных письменных директив, которые публикуются в обязательном порядке.

Как минимум, в Австралии в случае очень серьёзных дел полиция обращается к директору государственного обвинения в ходе следствия с просьбой проконсультировать о достаточности доказательств, а также с просьбой сообщить, считает ли он целесообразным подготовку заявления в соответствующий суд о выдаче ордера на обыск, установку прослушивающих устройств или перехват телефонных разговоров.

Принятые в последнее время конституции, такие как Конституция ЮАР или Конституция Фиджи, стремятся гарантировать независимость и беспристрастность руководителя прокуратуры.

В США руководитель подобного ведомства может носить одно из ряда наименований в зависимости от юрисдикции, например, прокурор округа (County Attorney, County Prosecutor), прокурор штата (State Attorney, State’s Attorney, State Prosecutor), прокурор содружества (Commonwealth’s Attorney) — в штатах Вирджиния и Кентукки, прокурор района (District Attorney), прокурор города (City Attorney, City Prosecutor) или федеральный прокурор США (United States Attorney, U.S. Attorney) и может либо назначаться, либо избираться. Также Генеральный прокурор США является министром юстиции.

Несмотря на то, что шотландское право (англ.)русск. представляет собой смешанную систему, его гражданско-правовое наследие привело к ситуации, более похожей на страны с системой гражданского права.

Институциональная независимость

Во многих странах прокуратура непосредственно подчинена исполнительной власти (напр., Генеральный прокурор США входит в состав президентской администрации). Такие взаимоотношения теоретически, а в некоторых случаях и на практике приводит к ситуациям, когда государственный обвинитель либо ложно выносит обвинение, либо вообще отказывается предъявлять обвинение арестованным (чтобы долго держать их в состоянии правовой неопределенности, как в случае с Гуантанамо), если это отвечает политическим целям.

В меньшем числе стран иерархическая структура прокуроров организована с соблюдением таких же (или почти таких же) свобод, которые традиционно присущи судьям. Они подотчётны только парламенту, а генеральный прокурор, как правило, избирается на длительный срок (обычно на семь лет) или даже пожизненно. В плане политической теории, это должно означать, что независимая система обвинения становится четвёртой властью в системе разделения ветвей власти, наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

  • Прокуратура Российской Федерации
  • Военная прокуратура России
  • Прокурорский надзор
  • Прокурорская проверка

Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/220607
http://velereya.ru/prokuror-eto-yuridicheskoe-litso/

Читайте также:
Adblock
detector