Для чего призвана прокуратура

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Деменкова Елена Владимировна

В статье анализируется правовой статус прокуратуры в системе органов власти . Исследована обусловленность отнесения прокуратуры к определенной ветви власти функциональной направленностью ее деятельности. Рассмотрен вопрос взаимоотношений между прокуратурой и органами власти РФ.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Деменкова Елена Владимировна,

PUBLIC PROSECUTION SERVICE IN THE SYSTEM OF STATE GOVERNMENT BODIES

The article studies the legal status of public prosecution service in the system of state government bodies. It investigates prosecution institute, the grounds of its belonging to a particular branch of authority by functional orientation of its activity. The article reviews the question of the relationship between the Prosecutor’s Office and the state government bodies of the Russian Federation.

юридическими лицами правового функционального режима Государственной границы России.

Указанные пограничные меры в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации являются частью в системе мер по обеспечению безопасности России.

1. Данилов Р.Р., Сплавская Н.В. Законность и ответственность в государственном управлении // Государство и право в XXI веке. 2015. № 1. С. 30-34.

5. Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. — М.: Nota Bene, 2014. — 496 c.

прокуратура в системе органов государственной власти

Российская Федерация — государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти — явление уникальное. Именно прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим другие ветви власти.

Со времени своего основания прокурорская деятельность совершенствуется. Развитие ее идет в соответствии с повышением статуса прокуратуры в качестве централизованного органа федерального значения по обеспечению правозащитного контроля, с наделением прокуроров дополнительными полномочиями

(правами), необходимыми им для эффективного исполнения возложенных на них задач. Немаловажным фактором в совершенствовании вышеуказанного вида деятельности является более обстоятельная детализация деяний прокурорских служащих.

В теории правоохранительных органов в настоящее время существует несколько основных направлений относительно установления правового статуса прокуратуры.

Во-первых, прокуратура является органом государственного надзора. Прокурорский надзор за исполнением законов является деятельностью специфической. Ее осуществляют государственные федеральные органы прокуратуры от имени РФ. Прокурорский надзор состоит в проверке точности при соблюдении законов, действующих на российской территории, и исполнения Конституции страны. Данная деятельность является самостоятельным типом государственной деятельности. Ее, кроме органов прокуратуры, никакие прочие общественные, государственные, самодеятельные или другие органы, учреждения, организации, физические лица, объединения, должностные лица и т.д. осуществлять не в праве.

Смысл и важность положения о том, что прокурорский надзор производится от имени РФ, заключаются в том, что осуществляющий проверку прокурор, обеспечивает защиту интересов не отдельных органов в субъектах федерации, местном самоуправлении или в другой исполнительной, представительной или судебной власти. Деятельность в данном случае представлена от имени всех вышеуказанных отраслей и структур в совокупности, объединенных общей государственной системой.

Наличие самостоятельности у этого вида деятельности государственного значения, отличие от прочих типов деятельности, как самой прокуратуры, так и других органов, представлены в ее содержании. Состоит оно не только в проверке точности при соблюдении законов и Конституции России, но и соответствии закону прочих нормативно-правовых актов, а также принятии мер по устранению выявленных преступлений [11, а 14].

Прокурорский надзор, являясь деятельностью специфичной, не относится к деяниям какой-либо одной ветви во власти (судебной, исполнительной, представительной), имея, вместе с этим, признаки каждой из них. В этой связи правовой статус прокуратуры должен включать в себя максимальный объем полномочий в данном направлении.

Во-вторых, органам прокуратуры отведено особое место в структуре российского государства. Они имеют функциональное отношение к предусмотренным Конституцией России ветвям власти. Не относясь полностью ни к одной из них, прокурорский надзор позволяет уравновешивать их, обеспечивая оптимальное функционирование. Данное обстоятельство обуславливает необходимость уравновесить полномочия органов прокуратуры определенными ограничениями со стороны органов власти.

В-третьих, прокуратура и Федеральное собрание РФ представляют собой

две самостоятельные системы сдержек и противовесов, которые не только сотрудничают друг с другом, но и владеют нужным комплектом средств, дозволяющим сдерживать друг друга от произвола. Беря во внимание состояние прокуратуры, анализ ее сегодняшних отношений с органами законодательной ветви власти представляет особенный интерес.

Важнейшей сферой сотрудничества прокуратуры и законодательных органов власти является, конечно же, правотворчество. Объясняется это тем, что прокуратура, как никакой другой орган государства, осведомлена о состоянии законности в стране, о реальном действии законов, их соответствии жизненным потребностям, возможных законодательных пробелах и упущениях.

Прокуратура проводит правовую экспертизу проектов законов и других нормативных актов. И такая экспертиза является не только общепринятой формой участия прокуратуры в правотворческой деятельности, но и важнейшим инструментом осуществления надзора за издаваемыми нормативными актами.

В то же время, говорить о зависимом положении прокуратуры нельзя. Прокуратура никак не принадлежит к законодательной ветви власти.

В-четвертых, прокуратура является не только органом надзора, но и актив-

ным участником в уголовном судопроизводстве. Прокурор в уголовном процессе имеет полномочия по проверке законности и обоснованности принятых решений. В то же время в полномочия Следственного комитета Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, входят проверка сообщений о преступлениях, совершенных прокурорами, возбуждение в отношении прокуроров уголовных дел и осуществление их предварительного расследования [10, а 675].

Читайте также:  Какие органы осуществляют дознание

В то же время анализ конституционных положений, определяющих правовой статус прокуратуры, как единой централизованной системы, позволяет рассматривать прокуратуру в качестве федерального государственного органа, относить ее к системе государственных органов и делать вывод о том, что она не входит ни в одну из трех ветвей государственной власти, обладая, вместе с тем, значительными по объему государственно-властными полномочиями. При этом прокуратура как никакой другой орган власти работает с разными властными органами, является необходимым балансом, нивелирующими другие ветви власти. Вследствие этого, прокуратура и суд, в качестве органов государственной власти, объединены в систему органов государства и связаны общими целями и задачами, возникающие перед государством, так и конкретными целями и задачами, связанными с их деятельностью в этой сфере. Эти объединенные общегосударственные цели, задачи, не смотря на самостоятельность и обособленность ветвей государственной власти, лежат в основе установленной Конституцией РФ (ч. 2 ст. 80) обязанности Президента РФ обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти [1].

Нужно считать, в совершенной мере эти конституциональные расположения распространяются и на работу прокуратуры и суда, в вероятность и беспристрастную надобность их действенного взаимодействия. К количеству таковых общегосударственных целей и тем и единых для прокуратуры и суда надлежит отложить содействие заявлению и укреплению законности и правопорядка в государстве; охрану прав и свобод граждан, а еще оберегаемых законодательством заинтересованностей сообщества и государства; создание почтительного отношения к закону и общечеловеческим ценностям.

Как положения Конституции РФ, так и обновленное федеральное законода-

тельство, и особенно УПК РФ, свидетельствуют о расширении сферы взаимных контактов прокуратуры и суда, увеличении точек их соприкосновения, повышении значимости одинакового понимания и применения законов правоприменительными органами.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что современная российская прокуратура является самостоятельным государственно-правовым институтом, представляющим собой отдельную, независимую федеральную централизованную систему органов государственной власти.

Достижение законности и правообеспеченности возможно при наличии независимого и централизованного внешнего органа власти, наделённого полномочиями для выявления нарушений и их устранений. Такую роль может играть только прокуратура.

5. Братановский С.Н. Прокуратура Российской Федерации в механизме за-

щиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: монография / С. Н. Братановский, А.В. Урываев. — М.: Директ-Медиа, 2012. — 235 с.

6. Ветрила Е.В. Понятие правового статуса субъекта уголовно-процессуальных правоотношений // Государство и право в XXI веке. 2015. № 2. С. 50-55.

7. Володина Н.В. Роль прокуратуры Российской Федерации в механизме государственной власти / Н.В. Володина, А.В. Симаков, Н.В. Сальников // Правовая инициатива. — 2013. — № 5. — С. 42-43.

8. Дружинина А.В. К вопросу о правовом регулировании социально-экономических отношений в связи с принятием в состав россии новых субъектов / В сборнике: Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, 2015. С. 20-21.

9. Залужная И.А. Деятельность прокуратуры по совершенствованию законодательных актов субъекта Федерации // Правовая инициатива. 2013. — № 6. -С. 95-97.

10. Иващенко М.А. Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти // Молодой ученый. — 2014. -№ 8. — С. 675-677.

12. Сплавская Н.В. Инновационные технологии формирования продуктивных когнитивных и поведенческих стереотипов в сфере правовых отношений // Гуманизация образования. 2012. № 2. С. 42-47.

13. Чобанян А.Г. Прокурорский надзор в сфере исполнения законодательства об исполнительном производстве // Закон и право. — 2011. — № 11. — С. 93-95.

14. Юрова К.И. Правовые основы деятельности российского нотариата / В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 135-138.

Сплавская Н.В., Сохань М.К.

взаимодействие пресс-служб в системе мвд со средствами массовой информации и гражданами

Информация — главное оружие массового поражения 21 века. Его потен-

И.В. ВЕЛИЕВ,

кандидат юридических наук

Российская Федерация — государство с самой большой в мире территорией, где без органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, сложно сохранить территориальную целостность. Поэтому создание в России прокуратуры как отдельной власти — явление уникальное. Именно прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим другие ветви власти.

В период, когда значение теории разделения властей отрицалось, возникла идея о различных формах государственной деятельности. В ряде работ выделялись три ее формы: законодательная, исполнительно-распорядительная и судебная[3]. Прокуратура рассматривалась как автономная организация, выделяющаяся из системы государственных органов[4]. Однако наиболее распространенным было мнение о наличии четырех форм государственной деятельности: деятельность представительных органов (государственная власть), исполнительно-распорядительная деятельность (государственное управление), правосудие и прокурорская деятельность.

Но если первые три формы аналогичны известным ветвям власти (законодательная, исполнительная, судебная), то прокурорскую деятельность как отдельный вид государственной власти обычно не выделяют. И в современных отраслевых курсах прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в России рассматривают только как одну из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающей успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в стране[5].

Между тем в современной литературе верно отмечается, что три фундаментальные ветви власти следует дополнить инструментами контроля и сдерживания любой из них. В условиях России эту роль должны выполнять органы прокуратуры, которые обязаны устанавливать и принимать меры по устранению любых нарушений законов, от кого бы нарушения ни исходили[6].

Поэтому наряду с восстановлением вертикали исполнительной власти усиление прокурорского надзора и конституционное закрепление самостоятельной прокурорской власти представляются важными условиями укрепления государственной целостности, эффективности защиты прав и свобод человека, интересов общества и государства.

Читайте также:  Нагатино-садовники какая прокуратура

Действительно, прокуратура как никакой другой орган власти взаимодействует с иными властными органами и является необходимым балансом, уравновешивающим другие ветви власти.

Говоря о надзорной функции прокуратуры и ее взаимоотношениях с исполнительной властью, следует отметить, что органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением действующих на территории России законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации. Этот большой блок в надзорной работе органов прокуратуры является элементом сдерживания исполнительной власти[12].

Из содержания Конституции РФ видно, что прокуратура не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118), а федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти (ст. 77). Прокуратура не является контрольным органом законодательной власти, а представляет собой самостоятельный централизованный федеральный орган.

Взаимодействие Президента РФ и прокуратуры нуждается в законодательном закреплении. Правовой основой тому служит ст. 80 Конституции РФ, согласно которой президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В силу ст. 1 Закона о прокуратуре на прокуратуру в целях обеспечения верховенства законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства возложен надзор за исполнением законов субъектами прокурорско-надзорных правоотношений. Таким образом, цели и задачи, возложенные на Президента РФ и предписанные прокуратуре, законодательно совпадают, однако реализуются в различных правовых формах.

В частности, для обеспечения строгого соблюдения законов в государстве, борьбы с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и т. д. необходима политическая воля Президента РФ, реализуемая затем в форме законов, принимаемых Госдумой и одобряемых Советом Федерации. Прокуратура и другие правоохранительные органы обязаны обеспечивать выполнение предписанных требований закона предусмотренными правовыми средствами. Так будет законодательно урегулировано одно из направлений обеспечения Президентом РФ взаимодействия властей.

Органы прокуратуры осуществляют также надзор за законностью решений, принимаемых органами местного самоуправления, которые, не являясь органами исполнительной власти, по существу, выполняют управленческие функции. А если принять во внимание выборность глав администраций городов и районов, затрудненность управления со стороны исполнительной вертикали, то актуальность прокурорского надзора значительно повышается.

Таким образом, вопрос о четвертой власти отнюдь не риторический. И ею являются не средства массовой информации, как они сами нередко называют себя. С научной, а не публицистической точки зрения в единой деятельности государства по осуществлению власти был бы значительный пробел, если бы не было контроля за соблюдением законности, причем со стороны не только суда, но и прокуратуры. Без прокурорского надзора, как и любого другого государственного контроля, неизбежны коррупция, взяточничество, нарушение прав личности, паралич органов расследования и т. д.[15]

Создание прокуратуры в России именно как органа власти имеет исторические корни. Она создавалась прежде всего как государственный орган, осуществляющий от имени императора и по его поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего Сената, других центральных и местных учреждений. Функции прокуратуры были довольно широки, хотя и видоизменялись, особенно после Судебной реформы 1864 года. В отдельные периоды генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, юстиции, внутренних дел. Прокуратура являлась органом, чьи надзорные функции были полномочиями контрольной власти.

Поэтому не случайно в правовой науке отмечается, что классическая триада разделения властей не учитывала прокурорскую власть в силу чисто исторических моментов ее становления в условиях ранней западной демократии. Однако зачастую заимствование прогрессивных (как это может показаться на первый взгляд) явлений из зарубежной практики есть механическое перенесение, принудительное вживление инородных правовых образований в государственно-правовую материю нашего общества без учета устоявшихся отечественных правовых традиций и институтов. При этом не всегда принимается во внимание то, что каждый отдельный институт в зарубежных системах — всего лишь элемент отлаженного правоохранительного механизма. Следовательно, изучение передового опыта государственного строительства должно осуществляться на комплексной основе.

Что же касается формирования правового государства, то развитие и дифференциация государственной деятельности неизбежно выдвигают проблему прокурорской власти на первое место и отвергают идею свертывания прокурорского надзора[16]. С такой формулировкой следует согласиться, поскольку развитие прокурорской власти вполне соответствует принципам функционирования правового государства, в котором во всех сферах господствует закон и недопустимы какие-либо его нарушения. Укрепление положения прокурорской власти в политической системе предполагает наличие соответствующего правового статуса прокурора, свободного от местных влияний, любого давления или вмешательства в его деятельность. Основа такой независимости должна быть заложена на конституционном уровне.

Между тем в процессе подготовки проекта новой Конституции РФ была предпринята попытка ограничения роли прокуратуры выполнением лишь судебно-процессуальных функций и исключением надзора из сферы ее деятельности. Только перед самым опубликованием в проект был включен пункт об определении полномочий прокуратуры федеральным законом (ст. 129), т. е. за прокуратурой сохранялись ее надзорные полномочия, закрепленные в действовавшей в тот период редакции Закона о прокуратуре, и ей обеспечивался статус надзорной власти. Тем самым опровергается утверждение, что прокурор не может претендовать на роль четвертой (надзирающей) власти, ибо он призван быть только обвинителем, осуществлять публичное преследование, а обвинительная власть не может осуществлять надзор[17]. Подобные представления о прокуратуре хорошо знакомы со времен тоталитаризма и не соответствуют процессу создания правового государства.

Читайте также:  Почему прокуроры богатые

На основании изложенного можно сделать вывод, что через соответствующие формы государственной деятельности происходит осуществление определенного вида государственной власти. Поэтому отмеченное выше несовпадение количества форм государственной деятельности и видов власти вполне преодолимо за счет признания прокурорской деятельности соответствующей (четвертой) ветвью государственной власти.

1 Фарбер И. Конституционные основы прокурорского надзора в Советском государстве // Советская прокуратура на страже законности. — Саратов, 1973. С. 28.

2 См.: Бровин Г.И. О прокурорско-надзорных правоотношениях // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. — М., 1973. С. 94; Коток В.Ф. О системе науки советского государственного права // Сов. государство и право. 1959. № 6. С. 4; Березовская С.Г. Нормы прокурорского надзора и их место в системе советского права // Вопросы прокурорского надзора. — М., 1972. С. 28.

3 См., например: Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. — М., 1940. С. 54.

4 См.: Тадевосян B.C. Прокурорский надзор в СССР. — М., 1956. С. 23.

5 См., например: Басков В.И. Курс прокурорского надзора. — М., 1998. С. 1.

6 См.: Государственное право Российской Федерации: Учеб. / Под ред. О.Е. Кутафина. — М., 1996. С. 305.

7 Примаков Е. Семь критериев здоровой Федерации // Российская газ. 1999. 27 янв. С. 3.

8 См., например: Долежан В.В. Проблемы компетенции прокуратуры: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. — М., 1991. С. 44.

9 См., например: Точиловский В.М. О концепции прокурорской власти // Сов. государство и право. 1990. № 9. С. 46.

10 См.: Казанцев С.М. Изменения в системе прокурорского надзора после судебной реформы 1864 г. // Вестн. Ленингр. ун-та. 1986. № 1. С. 81—89.

11 Николаева Л.А. Надзор прокуратуры: Проблемы теории и практики // Прокурорская и следственная практика. 1997. № 2. С. 84.

12 См.: Мельников Н.В. Прокурорская власть и личность. — М., 2003. С. 37.

13 См.: Нерсесянц B.C. Философия права. — М., 1998. С. 381.

14 Бойков А.Д. Третья власть в России. — Курск, 1999. С. 106.

15 См.: Бойков А.Д., Карпец И.И. О законотворчестве, судебной власти и правосудии // Государство и право. 1992. № 11. С. 92.

16 См.: Гницевич А.Е. Роль прокуратуры в формировании социалистического правового государства // Правовая реформа и проблемы ее реализации: Мат. региональн. науч.-практ. конф. — Краснодар, 1989. С. 65—66.

17 См.: Петрухин И.Л. Судебная власть и расследование преступлений // Государство и право. 1993. № 7. С. 82.

Таким образом, Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.

Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением судебных решений судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Кроме того, Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Прокуратура является органом государства, специально предназначенным для осуществления правоохраны совместно с другими органами. Прокуратура осуществляет правоохрану путем надзора, уголовного преследования и иных видов правоохраны.

В Федеральном законе о прокуратуре отмечено, что приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина

Современная российская прокуратура не идеальна. Ей трудно, но она, как может, старается ——противостоять беззаконию. Укрепление российской прокуратуры и совершенствование ее деятельности возможны на основе конкретных и реализуемых принципов (идей), отражающих решимость государства обеспечивать законность в стране и не допускающих каких-либо отступлений от них в чьих бы то ни было интересах.—

Источники:
http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-%D0%B2-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B5-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8
http://studbooks.net/1060098/pravo/zaklyuchenie

Читайте также:
Adblock
detector