Что проверяет прокуратура по заработной плате

Сотрудник не получал зарплату в течение нескольких месяцев(как и остальные сотрудники, потому что предприятие не получало прибыли- все уходило на аренду помещения). Сегодня написала заявление в прокуратуру. Как проводится проверка по таким заявлениям, какие сроки проведения,чего ждать? Сотрудник не был оформлен официально.

Ответы юристов ( 5 )

Здравствуйте как правило проводится два три месяца.

при установлении нарушений работодателя привлекут

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
[Кодекс РФ об административных правонарушениях]
[Глава 5]
[Статья 5.27]
1. Нарушение трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное
не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1
настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на
юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному
наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в
размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на
срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от
десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от
пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это
работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это
представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом,
фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми
отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе,
трудовой договор), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от
трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до
двадцати тысяч рублей.
4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового
договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически
регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в
размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, —
от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти
тысяч до ста тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью
3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному
наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти
тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного
года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до
сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч
рублей.
6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной
платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если
эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление
заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым
законодательством, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на
лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на
юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному
наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат
уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в
размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию
на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от
десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от
пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Сегодня, нередко работодатели, для получения сиюминутной выгоды, не выдают вовремя зарплату своим сотрудникам, а иногда совсем не хотят платить. Работники, оказавшиеся в подобных обстоятельствах, должны знать, что делать в таких ситуациях, куда обращаться с жалобой? Одним из вариантов разрешения данного вопроса является – отправка запроса в прокуратуру.

Запрос в прокуратуру о задерживании оплаты труда относится к официальному заявлению гражданина, требующему воздействия на начальника путем административного наказания за правонарушение к подчиненному. Порядок защиты прав работающих лиц по своевременной выдаче зарплаты регулируется ст. 352 ТК РФ.

Когда нужно жаловаться о невыплате заработной платы


В соответствии с нормами ст. 136 ТК РФ, труд обязан оплачиваться не реже, чем два раза в месяц. Дни выдачи зарплаты требуется отображать в трудовом контракте.

Обычно, за первую половину месяца оплата осуществляется после 16-го числа, за вторую — после 1-го числа, однако не позже 15-го – наступившего месяца.

Примечание. Отсчет начала задержки по выдаче зарплаты вычисляется со дня, следующего за датой выдачи зарплаты, установленной внутриведомственными нормативными актами. С этого момента подчиненный вправе предъявлять претензию руководителю с требованием выдачи зарплаты.

При невыдаче зарплаты на протяжении более 15-ти дней, работающее лицо может отослать челобитную, не зависимо от типа учреждения (ИП, ООО, АО и т. д.), направив запрос:

  1. Непосредственно руководителю учреждения.
  2. В прокуратуру.
  3. В гос. инспекцию по труду (ГТИ).
  4. В судебное учреждение.
Читайте также:  Что там по износу дознавателя

Претензию руководителю фирмы можно предъявлять сразу после просрочки выплаты зарплаты.

Перед отсылкой запроса в прокуратуру, вначале требуется попытаться решить проблемный вопрос с руководителем фирмы. Надо сказать, что подчиненные не очень охотно жалуются в прокуратуру, опасаясь будущих конфликтов с руководством фирмы. Однако, если руководство не реагирует на обращение подчиненного, работник, для защищенности своих прав, вынужден будет пожаловаться в прокуратуру.

Согласно последних изменений в ТК РФ, с 2106 года период исковой давности по взиманию задолженности по зарплате равен одному году. Нередко, руководство зная о сроке давности, тянет время с оплатой, успокаивая подчиненных обещаниями, добиваясь таким образом просроченного времени обжалования.

Необходимые бумаги


Для подачи жалобы на задержку зарплаты в прокуратуру, необходимо привести доказательства такого правонарушения.

Для обоснованности жалобы требуется приложить следующие документы:

  1. Копию трудового соглашения между работодателем и заявителем.
  2. Выписку из трудовой книжечки, подтверждающей факт принятия на работу в учреждение.
  3. Копии письменных обращений к руководству фирмы, с отметкой о регистрации жалобы (входящий номер, отметка о регистрации ответственного лица фирмы).

После подготовки перечисленных материалов, работающее лицо может смело подавать запрос в прокуратуру с приложенными справками.

Сроки рассмотрения заявления по существу


Время ответа на жалобы граждан РФ отображены в Инструкции (Распоряжение Генпрокуратуры № 45). Регистрация поступившего запроса с жалобой на нарушение прав гражданина выполняется на протяжении 3-х дней с даты его получения и должно рассматриваться в 15-дневный срок.

Время рассмотрения жалобы может продлеваться до 30 дней, если возникает потребность проведения добавочной экспертизы, при запросе дополнительных материалов и т.д. О продлении времени рассмотрения высылается сообщение заявителю.

Подготовленный ответ высылается на адрес, отображенный заявителем в запросе.

Отсутствие в запросе реквизитов автора челобитной расценивается, как анонимка. Такие запросы прокуратурой не рассматриваются.

Как написать заявления в прокуратуру о невыплате заработной платы?


При написании челобитной, письмо пишется на имя прокурора, стоящего во главе отделения по месту размещения фирмы.

В правой верхней части листа требуется отобразить должность прокурора, с отображением класса и названия подразделения, а также Ф.И.О. прокурора.

Ниже записываются данные подателя запроса — Ф.И.О., адрес жительства и контактные данные. Если заявителей много, требуется отобразить информацию о каждом.

В тексте запроса, после названия документа, требуется изложить:

  1. Ф.И.О работающего лица.
  2. Название фирмы, должность и продолжительность работы.
  3. Период невыдачи зарплаты.
  4. Сумма долга (цифрами и прописью).
  5. Свидетельство того, что работник обращался к начальнику компании по вопросу задержки оплаты труда.
  6. Если работник прекратил из-за этого работу, то отобразить дату прекращения трудовой деятельности.
  7. Просьбу рассмотрения запроса и принятия мер к работодателю.

Запрос подписывается, проставляется дата заполнения и бланк совместно с прикрепленными справками отсылаются в прокуратуру.

Подчиненному руководителя необходимо не забывать, что он вправе не только затребовать свою зарплату, но и компенсирование за каждый день задержки оплаты труда.


Если начальник не выдал зарплату при отчислении человека, последний вправе подать протест в ГТИ. Если трудовая инспекция не помогла отчисленному работнику, то ему придется отправить запрос в прокуратуру с прошением организовать проверку фирмы в связи с невыдачей зарплаты при отчислении.

Запрос составляется в таком же порядке, как описано выше. В данном варианте нужно грамотно описать сложившиеся обстоятельства, ссылаясь на ст.140 ТК РФ. В качестве доказательных аргументов прикладываются материалы, выданные ему при отчислении согласно действующих законодательных норм:

  1. Копия распоряжения об отчислении.
  2. Выписка из трудовой книжечки.
  3. Справка о заработке.
  4. Копия трудового контракта.
  5. Выписка о перечислении подоходного налога.

Начальник фирмы, в зависимости от выявленных правонарушений, может быть притянут к уголовному или к административному наказанию.

Если трудовой договор не заключался


В условиях безработицы работники нередко соглашаются на любые условия при трудоустройстве на фирму. Ряд руководителей используют такое положение на рынке труда, злоупотребляя многими обязательными положениями трудовых нормативов.

К одному, из наиболее грубых нарушений, можно отнести неофициальный прием работника на фирму, без заполнения трудового контракта. В таком варианте руководство не несет никаких обязательств перед подчиненным.

Нередко обещанная оплата труда не начисляется вообще. В такой ситуации намного сложнее добиваться возобновления своих прав. Конечно нужно идти в прокуратуру с жалобой, которая оформляется точно также, как описано выше. Однако, главное, что нужно сделать при таких обстоятельствах, это собрать материалы, доказывающие, что человек работал на данном предприятии. Единственно возможным доказательством может быть привлечение свидетелей.

Свидетелями могут быть, как клиенты предприятия, так и сослуживцы, с которыми работник трудился совместно. Кроме этого, в качестве доказательств могут пригодиться рабочие документы, где имеется подпись уволенного или которые он составлял собственноручно, копии соглашений, актов, накладных, а также распечатки телефонных переговоров с должностными лицами предприятия.

Ст. 67 ТК РФ регламентирует, что неоформленный контракт считается заключенным, если работник с ведома руководителя начал выполнять возложенные на него обязанности. Поэтому уволенному работнику нужно приложить максимум усилий, чтобы доказать правонарушение работодателя.

В предлагаемом видео можно ознакомится с правилами заполнения запроса в прокуратуру.

(Видео: “Как написать заявление в прокуратуру”)

Что писать в заявлении в прокуратуру о невыплате зарплаты


Запрос составляется на листе формата А4 в произвольном стиле. В бланк надо включать всю информацию, нужную для объективной оценки ситуации и принятия мер по отношению к работодателю. Несмотря на то, что унифицированной формы по составлению жалобы в прокуратуру нет, при составлении запроса, все же требуется соблюдать правила оформления, имеющие отношение к деловым бумагам.

Читайте также:  Какие специальности в прокуратуре

Здесь же необходимо записать данные об авторе запроса: Ф.И.О, адрес жительства и телефон.

Примечание. Запрос надобно отсылать прокурору по месту размещения фирмы, где трудится автор челобитной, либо в вышестоящий орган (к примеру, для прокуратуры г. Томска, вышестоящей структурой считается прокуратура Томской области).

В этом блоке отображается все сведения, объясняющие суть жалобы:

  1. Заполняется Ф.И.О заявителя с отображением даты, когда он начал работать на фирме.
  2. Полное название фирмы с адресом ее регистрации.
  3. Должность заявителя.
  4. Время, на протяжении которого не выдавалась зарплата, начиная с начального момента задержки и по состоянию на момент отправки жалобы.
  5. Свидетельство, подтверждающее обращение к начальнику фирмы за объяснением причины задержки оплаты труда и его решение.
  6. Общий размер невыплаты денег с отметкой ежемесячного дохода.
  7. Дата прекращения трудовой деятельности (если это было сделано).

Здесь требуется выложить требования работника, подавшего запрос прокурору:

  1. Предложить начальнику исправить правонарушение.
  2. Направить материалы проверки в ГНИ для административного покарания по статье 5.27 КоАП РФ.
  3. Возбудить на директора учреждения уголовное производство по статье 145.1 УК РФ.
  4. Направить исковой запрос в судебное заведение.

Примечание. Запрос прокурору о задерживании оплаты труда может отсылаться, как единолично, так и от коллектива фирмы – ограничений в таких вариантах нет.

Образец заявления в прокуратуру о невыплате заработной платы

К жалобе необходимо прикрепить материалы, удостоверяющие трудоустройство на фирме:

  • Копию трудового контракта
  • Распоряжения о трудоустройстве или о переводе.
  • Выписка из трудовой книжечки и т.д.
  • Если в выдаче копий материалов было отказано, требуется это также отобразить в челобитной.

ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА

Т. Воеводина, Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

Законом о прокуратуре на ее органы возложен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26).

Конституция РФ (ст. 37) гарантирует право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Однако проверки органов прокуратуры РФ в хозяйствующих субъектах показали, что почти 62% всех нарушений в социальной сфере составляют нарушения законодательства о труде, в том числе нарушения законодательства об оплате труда. В числе основных причин задолженности по заработной плате — отсутствие у организаций собственных средств; недостаточное финансирование из региональных и местных бюджетов; принятие незаконных правовых актов органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления; направление целевых бюджетных средств на иные цели; невыполнение доходной части местных бюджетов, принимаемых с предельным дефицитом; погашение за счет текущего финансирования долгов прошлых лет; бездействие руководителей предприятий, не принимающих мер для погашения дебиторской задолженности; перечисление руководителями организаций денежных средств сторонним коммерческим структурам.

Прокуроры на местах еще недостаточно последовательно отстаивают нарушенные трудовые права граждан, не всегда анализируют причины и обстоятельства, способствующие образованию задолженности по заработной плате. Генеральная прокуратура РФ обязывает прокуроров рассматривать надзор за исполнением трудового законодательства как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры, активнее использовать свои полномочия для защиты трудовых прав граждан. Устранению нарушений законов в этой сфере способствуют систематические прокурорские проверки. Основу методики прокурорской проверки исполнения требований законодательства об оплате труда составляет структура прокурорской проверки, которая включает в себя три этапа: подготовительный, проверочный и аналитический.

На подготовительном этапе прокурор должен:

— в целях определения объектов прокурорской проверки проанализировать поступившую в органы прокуратуры информацию о нарушении трудового законодательства, нарушении трудовых прав работников за определенный период. Такая информация может поступить из различных источников: из заявлений, жалоб, обращений граждан, юридических лиц, сообщений средств массовой информации, материалов уголовных, гражданских, арбитражных, административных дел, из анализа статистических данных, информации Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюзов и др.;

— для выявления фактов задержек выплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев на предприятиях, находящихся в сфере надзорной деятельности прокуратуры, проанализировать статистические данные, затребованные из органов государственного наблюдения, Федеральной инспекции труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, службы судебных приставов, правовой инспекции профсоюзов, территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, территориальных органов Федеральной налоговой службы, органов местного самоуправления;

— изучить практику прокурорского надзора, обобщенную в информационных письмах, аналитических обзорах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Федерации;

— проанализировать результаты предыдущих прокурорских проверок исполнения действующего законодательства об оплате труда для контроля за их исполнением;

— в каждом случае рассмотреть вопрос о привлечении к участию в прокурорской проверке ревизоров Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), специалистов Федерального казначейства, Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюза, службы по урегулированию коллективных трудовых споров;

— выяснить в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, проводилась ли финансовая ревизия в организации, каковы ее результаты.

В территориальных органах Федерального казначейства Министерства финансов РФ, где открыты лицевые счета получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, следует затребовать информацию о произведенных операциях по обеспечению наличными деньгами получателей бюджетных средств, а также о произведенных операциях по взносу ими наличных денег на счета органов федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ.

Читайте также:  Может ли дознаватель прекратить уголовное дело

В органах федерального казначейства прокурору следует ознакомиться с документами учета, затребовать копии этих документов либо выписок из них. Если к проверке привлечен сотрудник Федерального казначейства, необходимо поручить ему проверить законность произведенных операций и подготовить копии документов, подтверждающих произведенные операции.

С целью установления юридического адреса организации, сведений об учредителях организации, о доходах организации, о фактах нарушения законодательства о налогах и сборах запрашиваются сведения из территориальных органов Федеральной налоговой службы, где ведутся Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков. Из этих органов потребуются копии учредительных документов организации, копия последнего балансового отчета, копия акта последней налоговой проверки, сведения о доходах налогоплательщика, информация о наличии в арбитражном суде дела о банкротстве организации.

На втором этапе прокурор осуществляет непосредственно саму проверку, которая может быть проведена им с выходом на проверяемый объект либо без этого.

Прокурор в письменном запросе на имя руководителя организации требует предоставить ему к определенному сроку необходимую информацию по фактам невыплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев, а также документы, подтверждающие запрашиваемую информацию. В запросе должны быть поставлены вопросы о сумме общей задолженности по заработной плате работникам организации (сведения бухгалтерии, финансовой службы); о размере долга по заработной плате работникам организации (каждому в отдельности с представлением пофамильного списка работников); о представлении письменной информации с объяснением причин невыплаты заработной платы работникам свыше двух месяцев.

Следует затребовать коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение о комиссии по трудовым спорам, действующие в организации, которым необходимо дать правовую оценку.

В ходе проверки исполнения законодательства, регулирующего оплату труда, прокурору следует рассмотреть вопросы:

— соблюдения работодателем требований ст. 136 ТК в части определения в коллективном, трудовом договоре, в правилах внутреннего трудового распорядка места и сроков выплаты заработной платы;

— определения в коллективном или трудовом договоре материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК;

— соблюдения требований ст. 131 ТК в части определения в коллективном или трудовом договоре возможности выплаты работнику заработной платы в неденежной форме в размере, установленном этой статьей, по письменному заявлению работника;

— есть ли факты неначисления заработной платы работникам организации в виде компенсации за нарушение работодателем срока выплаты заработной платы в размере, установленном ст. 236 ТК и определенном коллективным, трудовым договором;

— были ли на банковских счетах организации денежные средства в период образования задолженности по заработной плате. Если денежные средства в указанный период были, то каким образом они расходовались. Если денежных средств на банковских счетах организации не было, то по какой причине, какие меры по погашению образовавшейся задолженности по заработной плате предпринимало руководство организации.

На третьем (заключительном) этапе прокурор анализирует результаты проверки. Если в проверке участвовали ревизоры Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), специалисты Федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюзов, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, прокурор изучает представленные этими специалистами результаты проверки, а также принятые ими меры реагирования. Рассматривает вопрос о необходимости получения дополнительных письменных объяснений работников, должностных лиц, руководителя организации для устранения возникших сомнений о виновности (невиновности) руководителя организации. С целью определения размера вины руководителя организации рассматривает вопрос о необходимости затребования дополнительной информации из проверяемой организации, из финансовых органов, банков. Принимает решение о мерах прокурорского реагирования на выявленные правонарушения.

Прокурорский надзор должен носить упреждающий характер. Сначала прокурор предупреждает должностное лицо или возбуждает в отношении его административное производство за нарушение законодательства о труде в соответствии со ст. 5.27 КоАП, а затем решает вопрос о привлечении руководителя предприятия, учреждения или организации к уголовной ответственности в соответствии со ст. 145.1 УК.

Для повышения эффективности надзора за соблюдением законодательства об оплате труда органам прокуратуры следует систематически запрашивать у исполнительных органов государственной власти субъекта РФ информацию о задолженности по заработной плате в организациях (предприятиях). Вопрос о невыплате заработной платы работникам организаций рассматривать на оперативных совещаниях при территориальном прокуроре. Проводить контрольные проверки соблюдения трудового законодательства в организациях, к руководителям которых применялись меры административного воздействия по фактам невыплаты зарплаты. Проводить проверки в организациях, проходящих процедуру банкротства, где не принимаются меры для погашения задолженности по заработной плате, проверять правомерность действий арбитражных управляющих. В ходе проверок районных подразделений службы судебных приставов следует обращать внимание на исполнение судебными приставами-исполнителями судебных постановлений о взыскании заработной платы.

Деятельность прокуроров необходимо активизировать в части предъявления в суды заявлений в интересах граждан о выдаче судебных приказов о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.

Важная составляющая в организации прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего оплату труда, — взаимодействие структурного подразделения прокуратуры, осуществляющего надзор за исполнением федерального законодательства, со структурным подразделением, обеспечивающим участие прокуроров в гражданском и арбитражном процессах.

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector