Государственные (муниципальные) органы проводят проверки в отношении:
1) планирования закупок
2) проведения электронных аукционов
3) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) иными способами
4) исполнения контракта и использования закупленных товаров, работ, услуг
За неисполнение законных требований или предписаний проверяющих, непредоставление им достоверной информации и документов установлена ответственность
Закупки могут также проверяться в рамках аудита, ведомственного и общественного контроля.
Проверка планирования закупок
Контрольный орган | Категория заказчиков | Предмет проверки |
Федеральное казначейство | Федеральные заказчики | – Соблюдение правил нормирования в сфере закупок;
– обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график (п. п. 2, 3 ч. 8, ч. 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ) |
Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ | Заказчики субъектов РФ | |
Органы внутреннего муниципального финансового контроля | Муниципальные заказчики |
В случае, предусмотренном ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, должностные лица Федерального казначейства могут перепроверить закупки заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков.
Закупки в рамках гособоронзаказа, а также закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну, проверяет ФАС России (ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728). Предмет проверки таких закупок, в том числе на этапе планирования, определен в п. п. 1 – 7 ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
Проверка электронных аукционов
Контрольный орган | Категория заказчиков | Предмет проверки |
ФАС России | Заказчики всех уровней | Любые действия заказчика, связанные с проведением данной процедуры, с момента размещения извещения в ЕИС до момента заключения контракта (ч. 4 ст. 99 Закона N 44-ФЗ) |
Контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ | Заказчики субъектов РФ | |
Муниципальный контрольный орган в сфере закупок | Муниципальные заказчики |
Данные органы вправе контролировать проведение электронных аукционов только при плановых проверках. В случае выявления нарушений материалы проверки передаются в ФАС России. Такие выводы содержатся в Письмах Минэкономразвития России от 18.12.2015 N Д28и-3818, от 12.03.2015 N Д28и-661.
Если рассматриваемые контрольные органы проведут внеплановую проверку в отношении электронного аукциона, например по жалобе участника, результаты такой проверки можно оспорить в арбитражном суде, указав на превышение контрольным органом своих полномочий. В практике есть случай, когда результаты проверки были отменены по данному основанию (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.08.2015 N Ф09-4787/15 по делу N А76-31147/2014).
ФАС России и ее территориальные органы, как правило, отказывают в проверке доводов жалоб на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, включенной в документацию об электронном аукционе. Расширительно толкуя положения п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, они указывают, что рассматриваемый вопрос входит в компетенцию органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Проверка определения поставщиков иными способами
Данные проверки проводит ФАС России, контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ, муниципальные контрольные органы в сфере закупок (ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
Если в отношении одних и тех же действий (бездействия) заказчика в рамках одной и той же закупки приняли решения контрольные органы разных уровней, заказчик должен исполнить решение контрольного органа более высокого уровня. Это следует из положений ч. 19 и 20 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
Контрольный орган | Категория заказчиков | Предмет проверки |
ФАС России | Федеральные заказчики | Любые действия заказчика, связанные с определением поставщика (подрядчика исполнителя) .
Результаты оценки заявок по нестоимостным критериям контрольные органы проверять не вправе (ч. 12 ст. 99 Закона N 44-ФЗ) |
ФАС России | Заказчики субъектов РФ | |
Контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ | ||
ФАС России | Муниципальные заказчики | |
Контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ | ||
Муниципальные контрольные органы в сфере закупок |
В отношении таких заказчиков данные органы вправе осуществлять только внеплановые проверки (пп. “б” п. 1, пп. “б” п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Проверка может быть проведена в случае получения жалобы от участника закупки или по иным основаниям, указанным в ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
ФАС России и ее территориальные органы, как правило, отказывают в проверке доводов жалоб на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, включенной в извещение или документацию о закупке. Расширительно толкуя положения п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, они указывают, что рассматриваемый вопрос входит в компетенцию органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Проверка исполнения контрактов и использования закупленных товаров, работ, услуг
Контрольный орган | Категория заказчиков | Предмет проверки |
Федеральное казначейство (в отдельных случаях ФАС России) | Федеральные заказчики | – Применение мер ответственности и иные действия заказчика в случае нарушения поставщиком условий контракта;
– соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; – своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги; – соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки (п. п. 4 – 7 ч. 8, ч. 9, п. п. 4 – 7 ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ) |
Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФ | Заказчики субъектов РФ | |
Органы внутреннего муниципального финансового контроля | Муниципальные заказчики |
В случае, предусмотренном ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, закупки заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков, могут перепроверить должностные лица Федерального казначейства.
Ответственность за непредставление информации или неисполнение предписаний (требований) контрольных органов
Источники: