Что означает принцип гласности в деятельности прокуратуры

В Федеральном законе о прокуратуре определено, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательст­ва Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для населения, средств массовой информа­ции. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. Реализация этого принципа способствует информированности общества, органов госу­дарственной власти о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению уровня правосознания населения и в конечном итоге — укреплению законности. Особо важное значение имеет гласность при осуществлении прокурорского надзора для повышения эффективнос­ти деятельности прокуратуры, в том числе результатов рассмотрения протестов, представлений и других форм реагирования на нарушения законности и правопорядка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность информации об их работе для граждан и средств массовой информации.

Реализация этого принципа дает возможность обеспечивать обратную связь с органами прокуратуры, способствует повышению уровня информированности населения о состоянии законности, результатах работы прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан. Сами средства массовой информации также становятся источником сведений, которые органы прокуратуры могут использовать в своей деятельности.

Прокурорам необходимо систематически информировать население через официальные интернет-представительства органов прокуратуры, информационные агентства, печать, радио и телевидение о состоянии законности и правопорядка. Также приказ требует оперативно сообщать в средства массовой информации о направлении в суд уголовных дел, вызвавших повышенный общественный резонанс, и вынесении по ним судебных решений, а также о прокурорских проверках, в процессе которых вскрыты нарушения.

Читайте также:  Что проверяет прокуратура по госзакупкам

Особое внимание уделяется соблюдению положений ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право каждому на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также исполнению иных требований федерального законодательства и международных актов, запрещающих предавать гласности любую информацию, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя или потерпевшего без его согласия и согласия его законного представителя.

Разглашение охраняемой законом тайны влечет установленную законом ответственность, в том числе уголовную.

В целях реального обеспечения действия принципа гласности в прокуратурах субъектов Российской Федерации созданы структурные подразделения по взаимодействию со средствами массовой информации. На них возложены задачи по взаимодействию с печатными изданиями, редакциями радио, телеканалов, информационными агентствами, сайтами в сети Интернет.

На основании статьи 47 Закона журналисты, занимающиеся подготовкой материалов для редакций зарегистрированных средств массовой информации, имеют право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы.

Закон устанавливает особый срок рассмотрения запросов редакций средств массовой информации.

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию о своей деятельности обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в 3-х дневный срок со дня получения письменного запроса информации.

Закон гласит, что в уведомлении должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну.

Читайте также:  16 управление прокуратуры города москвы чем занимается

В статье 40 Закона указано, что отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в 7-ми дневный срок и дата, к которой будут даны необходимые редакции СМИ сведения.

Средства массовой информации для получения информационных материалов по различным аспектам деятельности прокуратуры города Севастополя направляют официальные запросы на имя прокурора города Севастополя Шевченко Игоря Сергеевича, подписанные и заверенные печатью. В запросе необходимо указывать:

1. Перечень интересующих вопросов;

2. Ф.И.О. ответственного корреспондента;

3. Обратный адрес, телефон и другую контактную информацию.

Специально охраняемой законом является военная тайна. Законодательство устанавливает специально требования к осуществлению прокурорского надзора в этой сфере.

Гласность в осуществлении прокурорского надзора означает, что прокуратура осуществляет свои функции не изолированно от общества. Согласно данному принципу органы прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также население о состоянии законности. В соответствии с данным принципом Генеральный прокурор РФ ежегодно предоставляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Этим достигается информированность органов государственной власти о состоянии законности и правопорядка.

Гласность не является самоцелью: доступность информации о правопорядке, проделанной работе по укреплению законности способствует повышению общественного правосознания и в конечном итоге, содействует снижению количества преступлений и иных правонарушений.

Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства.

Читайте также:  Чем регулируется деятельность прокуратуры

Принцип гласности действует лишь в тех пределах, в которых он не затрагивает охраняемые законом интересы личности, общества, государства. В отдельных случаях предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам (прежде всего по уголовным делам) не допускается в интересах обеспечения правопорядка, борьбы с правонарушениями и преступлениями.

Источники:
http://sevproc.ru/princip-glasnosti-v-deyatelnosti-organov-prokuratury
http://m.vuzlit.ru/1465272/printsip_glasnosti_deyatelnosti_prokuratury

Читайте также:
Adblock
detector