Чем занимается прокуратура природоохранная прокуратура

Любое государство мира в настоящее время согласно Теории государства и права, одной из основных как внешних, так и внутренних своих функций имеет функцию охраны окружающей среды. В связи с общим ухудшением экологической обстановки, упорядочением законодательства в этой сфере деятельности государства, естественно, требуется специальный контрольный орган. Для этих целей в государственной системе органов прокуратуры учреждены природоохранные прокуратуры. Они созданы по принципу межрайонных прокуратур с соответствующими территории и численности населения штатами. Примерная штатная структура выглядит следующим образом: прокурор, его заместитель, помощники прокурора, следователи, вспомогательный состав. Контроль и руководство их деятельностью осуществляют прокуроры субъектов РФ по месту их дислокации. Пределы надзора ограничены соблюдением законов по охране природы и окружающей среды.

Предметом надзора, осуществляемого этими прокуратурами, является исполнение законов, направленных на защиту окружающей среды, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами, перечень которых определяется прокурором субъекта РФ.

Задачи состоят в следующем:

добиваться ликвидации источников загрязнения;

квалифицированно расследовать уголовные дела этой категории;

осуществлять надзор за законностью рассмотрения этих дел в судах;

решительно реагировать на факты бесхозяйственносго отношения к природным богатствам, загрязнению атмосферы, воздуха, земель и водных источников во взаимодействии с органами Госкомитета РФ по охране окружающей среды и другими заинтересованными организациями.

Природоохранные прокуратуры осуществляют расследование экологических преступлений. Прокуроры участвуют на стороне государственного обвинения в процессе рассмотрения в судах уголовных дел, надзор за расследованием которых они осуществляли, и приносят кассационный протест только в этих случаях. В остальных порядок участия прокуроров в судах регламентирован ст.371 УПК РФ.

Вопрос исключен

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экологии следует понимать соблюдение Конституции РФ и экологических прав человека и гражданина, исполнение действующих на территории РФ законов в природоохранной сфере федеральными министерствами, гос-ными комитетами, службами и иными федеральными органами исп-льной власти, представительными (законодательными) и исп-льными органами гос-ной власти субъектов РФ, органами, местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; а также соответствие законам в сфере эколого-правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами.

Содержание его определяется следующими ф-циями:

а) выявление нарушений природоохранного закон-ства;

б) установление причин и условий, способствующих экологическим правонарушениям, а также виновных лиц;

Читайте также:  Работа дознавателя в полиции плюсы и минусы

в) устранение выявленных нарушений закон-ства и обст-ств, способствующих этим нарушениям;

г) принятие мер к возмещению вреда (ущерба), причиненного совершением экологических правонарушений;

д) принятие мер по привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших нарушения экологического закон-ства;

е) предупреждение нарушений экологического закон-ства.

Основная задача прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экологии — охрана жизни и здоровья граждан.

Надзор за исполнением закон-ства в сфере экологии осуществляют: Генеральная прокуратура РФ; управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах; прокуратуры субъектов РФ; иные тер-риальные прокуратуры (городские, районные); специализированные природоохранные прокуратуры; транспортные (на правах районных); военные прокуратуры; прокуратуры, надзирающие за исполнением законов на объектах с особым режимом.

Специализированные природоохранные прокуратуры

Создаются, когда тер-риальные прокуратуры не в состоянии по объективным причинам обеспечит выполнение всех возложенных на прокуратуру ф-ций в сфере экологии в полном объеме.

1) за исполнением законов, направленных на защиту О.С.;

2) за экологическими правами граждан, органами исполнительной власти, местного самоуправления и т.д., а также за соответствием законам издаваемых ими НПА;

3) осущ-ют уголовное преследование по делам об экологических преступлениях.

Созданы и действуют на правах областных

Экологическую ф-цию прокуратуры можно истолковать как деят-ть по осущ-нию надзора за соблюдением и выполнением законов и подзаконных актов в области охраны окружающей природной среды, природопользования и экологической безопасности общества. В данном случае предметом надзора служит и сам НПА, принятый соответствующим поднадзорной прокуратуре органом, с точки зрения его непротиворечия закону, а также действие (бездействие) по применению закона или подзаконного акта.

Эти функции выполняются на уровне Федерации — Генеральной прокуратуры РФ в лице ее соответствующих отделов и управлений на уровне республик, краев, областей — республиканская, краевая, областная прокуратура, на уровне города, района — городская, районная прокуратура. Следует отметить, что ввиду резкого увеличения числа экологических правонарушений и иных преступлений в России была образована новая форма экологического надзора прокуратуры — районные, межрайонные, бассейновые природоохранные прокуратуры. Это специализированная форма прокурорского надзора в области экологии.

Прокуроры обязаны активно и квалифицированно применять весь имеющийся в их распоряжении арсенал правовых средств для своевременного и полного выявления и устранения нарушений природоохранительного закон-ства, от кого бы они ни исходили, принимать предусмотренные законом меры по возмещению ущерба, причиненного экологическими правонарушениями, по привлечению к ответ-ти правонарушителей, в том числе и уголовной, преследуя основную цель — предупреждение нарушений указанного закон-ства. Для этого они должны широко использовать свои полномочия и правовые средства реагирования, предоставленные им Законом о прокуратуре. (беспрепятственно входить на тер-рии и в помещения органов; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых док-тов, материалов, статистических и иных сведений; возбуждать дело об админ.правонарушении; опротестовывать противоречащие закону правовые акты с обращением в суд; вносить представление об устранении нарушения закона)

Читайте также:  Как прокуратура проверяет малый бизнес

Для экологического надзора прокуратуры характерны также формы и методы прокурорского надзора, свойственные прокуратуре в целом: протест, возбуждение уголовного дела, предъявление иска о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением.

24. Компетенция транспортных прокуратур.

Транспортные прокуратуры осуществляют свои полномочия по вопросам:

1)исполнение законов о безопасности движения;

2)соблюдение прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, организациями железнодорожного, морского и речного транспорта, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности;

3)расследуют дела о преступлениях, совершенных на транспортных объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных работниками указанных предприятий.

Экологическая прокуратура — это орган, который контролирует соблюдение ст. 9, 36, 58, 42, 72, 71, 114, 74 Конституции РФ.

В частности, ст. 9 устанавливает право на использование природных ресурсов в РФ народами, которые проживают на конкретной территории.

Предмет надзора

Экологическая прокуратура должна контролировать соблюдение права и свободы гражданина и человека, включая и право на безопасную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. А также на право возмещения ущерба, который принесен здоровью либо имуществу экологическим правонарушением.

Прокуратура по экологическому надзору является одним из звеньев цепочки, которая направлена на реализацию гарантированных прав и свобод человека, общества, страны.

Также экологическая прокуратура осуществляет проверку соответствия издаваемых ведомствами распоряжений и приказов природоохранному законодательству, действующему на территории нашей страны.

Направления деятельности

В качестве одного из приоритетных направлений работы органов прокуратуры необходимо выделить надзор в экологической сфере. Объекты окружающей среды, включая воду, воздух, леса, землю, являются экономическим и экологическим капиталом, без которого невозможно создавать благоприятные условия для жизни человека, обеспечивать ему комфортную среду, а также экономическую безопасность всей страны.

Предназначение

Экологическая деятельность прокуратуры направлена на своевременную постановку определенных задач перед каждым работником и всем коллективом, правильную расстановку по участкам работы. Также предполагается и полноценное руководство, функционирование коллектива в качестве единого полноценного механизма.

Читайте также:  Природоохранная прокуратура чем занимается

К тому же экологическая прокуратура устанавливает контакты с различными органами власти, руководителями компаний государственного и коммерческого типа.

Они сводятся к информированию, предназначенному для обеспечения своевременного поступления качественной и достоверной информации о правонарушениях, а также о функционировании компетентных органов по выделению и устранению, восстановлению нарушенных прав компаний и граждан о результативности прокурорского надзора.

Значимость деятельности

История появления

Природоохранная прокуратура появилась еще во второй половине прошлого века. Именно в тот период возникла потребность в разработке механизма укрепления законности в экологической области, что имело особое значение для обеспечения жизнедеятельности государства и общества.

Вариант построения федеральных властных структур на административно-территориальном принципе перестал быть универсальным. Так как правонарушения в области экологии и их последствия развиваются под влиянием географических, естественных и экологических закономерностей, появились надзорные органы в субъектах РФ.

Важные моменты

Функционирование природоохранных специализированных прокуратур дало возможность обеспечить максимальную самостоятельность, независимость от местной власти в вопросах, касающихся исполнения законодательства в области охраны природы.

В наше время единственной считается Волжская природоохранная межрегиональная прокуратура. В ее подчинении находится 38 межрайонных природоохранных прокуратур. Подчиняется этот орган Генеральному прокурору РФ. В стране функционируют 74 природоохранные прокуратуры, находятся они в подчинении прокуратур субъектов РФ.

Осуществляется их деятельность на приказах и указаниях генерального прокурора РФ. В частности, подобные органы ведут контроль исполнения законов, соблюдения свобод и прав гражданина, а также принимают участие в различной деятельности, касающейся защиты природных ресурсов.

В настоящее время отлажен механизм прокурорского надзора за выполнением природоохранного законодательства, а также рационального применения природных ресурсов. Благодаря экологической прокуратуре удается пресекать и своевременно предотвращать разнообразные нарушения, выявлять виновных лиц и взыскивать с них материальный ущерб в пользу государства.

Благодаря систематической деятельности представленной организации удается предотвращать многочисленные экологические бедствия в нашей стране.

Источники:
http://mylektsii.ru/14-29927.html
http://businessman.ru/chto-takoe-ekologicheskaya-prokuratura.html

Читайте также:
Adblock
detector