Чем регулируются плановые проверки прокурора рф

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

-по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов контроля, коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушений закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц названных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Периодичность проведения прокурорских проверок законодательством не регламентирована.

Установление органу (организации) срока исполнения требований прокурора о предоставлении статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий менее чем в 1 день возможно в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Этим же приказом установлено, что срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней, но может быть продлен вышестоящим прокурором или его заместителем на срок, не превышающий 20 рабочих дней.

При необходимости проведения специальных исследований, экспертиз, ревизий, получения дополнительных документов и информации, которые могут повлиять на выводы проверки, ее проведение может быть приостановлено по решению прокурора или его заместителя на срок до 6 месяцев, а при невозможности завершения в этот срок указанных мероприятий срок приостановления проверки может быть продлен по решению вышестоящего прокурора или его заместителя.

О приостановлении и возобновлении срока проверки уведомляется руководитель или уполномоченный представитель проверяемого органа (организации).

Также названным выше приказом закреплено право руководителя или уполномоченного представителя проверяемого органа (организации)на ознакомление с актом проверки после ее завершения в течение 10 рабочих дней.

Принятием Закона о защите прав юридических лиц и поручением Генерального прокурора РФ формирование ежегодного плана проведения плановых проверок органами контроля с размещением информации об этом на своем официальном сайте преследовало цели предоставить большую свободу для развития предпринимательства в России, нейтрализации помех, мешающих его развитию, в том числе и путем сокращения проведения плановых проверок на объектах предпринимательства. Речь идет по существу о возложении на органы прокуратуры контроля за проведением проверок органами контроля па объектах предпринимательства.

Эта деятельность органов прокуратуры в настоящее время детализируется приказом Генерального прокурора РФ от 11.08.2010 № 313 «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который возлагает вопросы реализации соответствующих полномочий на все органы прокуратуры, замыкая формирование сводного плана на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ.

В соответствии с требованиями названного приказа основанием дня включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет:

  • • со дня государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • • начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сферах здравоохранения, образования, социальной сферы, плановые проверки проводятся два и более раза в три года. С такой же периодичностью могут проводиться плановые проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Представляемые в органы прокуратуры органами контроля планы проведения плановых проверок должны соответствовать Типовой форме ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Речь по существу идет о проектах планов проведения плановых проверок.

Проекты этих планов в течение сентября рассматриваются в органах прокуратуры па предмет законности (обоснованности) их проведения. При установлении прокурорами несоответствия представленных органами контроля конкретных пунктов планов требованиям законодательства подобные пункты исключаются, о чем мотивированно уведомляются соответствующие органы контроля в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения проверки.

Не допускается проведение в отношении конкретного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя проверок исполнения одних и тех же требований законов несколькими контрольными органами.

Органы контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по их итогам в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляют в органы прокуратуры переработанные ежегодные планы проведения плановых проверок.

Проекты сводных планов проведения органами контроля плановых проверок прокуроры направляют в вышестоящие прокуратуры, соответственно прокуроры районов (городов) и им равные прокуроры — до 10 ноября; прокуроры субъектов РФ и им равные прокуроры, а также прокуроры управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах — до 1 декабря; Главный военный прокурор и начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере — до 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ осуществляет сведение проектов планов центральных аппаратов федеральных органов контроля в единый сводный план.

Читайте также:  Может ли дознаватель переквалифицировать статью

Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются на официальных сайтах органов контроля в сети «Интернет». Следует иметь в виду, что в эти планы не включаются сведения, распространение которых ограничено или запрещено российским законодательством. В случае необходимости планы проведения плановых проверок могут корректироваться.

Срок проведения каждой из проверок юридических лиц не может превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов.

Органы прокуратуры осуществляют также контроль за обоснованностью проведения органами контроля внеплановых выездных проверок. Эта деятельность органов прокуратуры детализируется приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»». Проведение органами контроля внеплановых выездных проверок согласовывается с соответствующими органами прокуратуры.

Основанием для проведения внеплановой выездной проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, являются поступающие в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля обращения и заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, сведения из средств массовой информации о возникновении угрозы или причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

При необходимости принятия срочных мер в целях предупреждения наступления вредных последствий, пресечения правонарушений органы контроля вправе приступить к проведению выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры об этом посредством направления соответствующих документов в течение 24 часов. В этих случаях уполномоченные должностные лица органов прокуратуры (прокуроры или их заместители) принимают решения о согласовании (разрешении) проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов. Решение уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган контроля. Данные решения могут быть обжалованы вышестоящему прокурору или в суд.

Формы «Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки» и «Решение об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки» прилагаются к приказу Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 № 93.

Специфика определения прокурорской проверки

Таким образом, в качестве результата любой прокурорской проверки может выступить вывод относительно того, нарушил ли субъект правоотношений прокурорско-надзорного характера закон или его работа отвечает ряду требований, которые установлены законом. Если же говорить о цели проверок в общем смысле, то основная цель данного вида прокурорских проверок – это поиск истины, суждения о предмете которой прокурор получает только в тех ситуациях, когда корректно применяет полномочия, которые предоставлены ему законом.

На основании мнения, которое сформировалось в научной среде прокурорского надзора, проверка выступает в качестве основного правого средства, которое необходимо для того, чтобы выявлять нарушения закона и обстоятельства (причины и условия), которые способствуют им, устанавливать лица, которые виновны в совершении преступлений и причинении вреда (если такой есть).

Важно отметить, что проверка выступает в качестве комплексного правового средства, так как, как говорили ранее, она является совокупностью проводимых мероприятий, которые основаны на том, что применяются конкретные прокурорские полномочия, установленные законом.

Если говорить о классификации проверок, важно обратить внимание на то, что вероятность их осуществления в большинстве ситуаций зависит от требований закона, которые содержат ряд оснований для того, чтобы прокурор осуществил соответствующие действия и принял волевые решения. Но стоит отметить, что не во всех случаях ряд законодательных норм конкретно обозначают ряд ситуаций, когда для прокурора допустимо осуществлять проверочные мероприятия, а когда нет.

Особенности проверок, требующих основания для проведения и не требующих основание для проведения

Исходя из этого, допустимо обозначить следующую классификацию прокурорских проверок. Речь идет о требующих основания для проведения и не требующих основание для проведения. Однозначно во второй ситуации неверно сводить тему к безграничным возможностям прокурора в осуществлении проверочных действий. Потому что, с одной стороны, особенности данных проверок обусловлены рядом положений документации Генпрокурора РФ организационно-распорядительного характера. С другой стороны, прокуроры районной и региональной направленности имеют множество иных задач в надзорной и иной работе, таким образом, факт неограниченных проверок исключен.

Суть плановых и внеплановых прокурорских проверок

Для работы органов прокуратуры свойственно основываться на текущих и иных планах.

При этом важно отметить, что мероприятия, которые включаются в план проверок, в большинстве ситуаций это проверки того, насколько исполняются законы в том или ином направлении общественных отношений.

Читайте также:  Кто прокурор города йошкар-олы

На практике во время проведения данных проверок поднадзорных органов, ряда должностных и других лиц появляется вопрос относительно того, насколько правомерно проведение прокурорами данных проверок. Объяснить это очень легко. Суть заключается в том, что одна из ключевых частей устройства надзорной работы это работа информационно-аналитической направленности, в пределах которой для прокурора важно исследовать и анализировать сумму поступающих к нему разнообразных данных (включая и статистические) и, основываясь на полученных данных, приходить к выводу о том, необходимо или нет включать в план работы проведение проверки исполнения законов на определенном объекте.

В качестве побудительного мотива для того, чтобы проводить проверку, и задействовать при этом всех или многих прокуроров регионального и районного звена, в последнее время выступает ряд правовых актов высших органов государственной власти. К примеру, в одном из постановлений Совета Федерации Федерального Собрания РФ говорится о том, что важно улучшить надзор за тем, как исполняется законодательство в области использования лесов. При этом уделить особое внимание вопросу обеспечения законности во время осуществления работы по заготовке древесины. Возникновение данной нормы не имеет спонтанный характер, оно обусловлено анализом складывающейся ситуации в стране.

Однозначно, имея определенный запас времени, позволит в данных ситуациях включать ряд соответствующих проверочных мероприятий в план работы. Но тут же важно сказать о том, что данная ситуация при стремительном росте социальной напряженности в отдельных направлениях общественных отношений может выступить в качестве побудительного мотива для того, чтобы провести в пределах структуры прокуратуры ряда больших проверок исполнения законов.

Исходя из этого, на основании рассмотренных признаков допустимо произвести разделение проверок на плановые и внеплановые. Важно отметить, что для второй группы проверок свойственно иметь превентивную направленность, которая позволяет при помощи вскрытия нарушений закона, которые ранее были неизвестны, не допустить совершение последующих злодеяний.

На основании п.2.1 приказа Генпрокурора РФ от 02.10.20017 №155 для прокуроров важно в свое время производить запрос и изучение проектов региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, при этом составлять заключения на законопроекты, которые содержат правовой анализ. Это дает возможность отнести данные проверки в ранг превентивных, иными словами, тех, что предполагают реакцию прокурора относительно документов, нормы которого исключительно в ситуациях принятия данного в полной мере или частично будут не соответствовать ряду требований закона. Напротив, при проверке законности нормативно-правовых актов, которые уже вступили в силу, возможно выявить ряд очевидных фактов действия во времени, пространстве и относительно круга лиц не соответствующих закону документов. Иными словами, как противоположность превентивной допустимо воспринимать фактоустанавливающую проверку.

Отраслевые особенности надзорной работы как основание для классификации проверок

Также важно для прокурора проводить проверки ряда следственных изоляторов, помещений, которые функционируют как следственный изолятор, учреждений исправительного и лечебно-оздоровительного характера, дисциплинарных воинских частей в свободное от работы время. Но тут же следует отметить, что существует требование к прокурору относительно проведения проверок мест, где содержатся задержанные и заключенные под стражу, вечером и ночью, в ряд выходных и праздничных дней. Это связано с особенностями условий содержания людей, которые находятся в данных учреждениях, а также тем, что важно выявлять служебные нарушения работников данных организаций. таким образом, ряд прокурорских проверок можно разделить на те, что ограничены во времени суток и те, что не ограничены во времени суток.

Временной фактор имеет тесную связь с рядом проверок, которые имеют сроки их осуществления. К примеру, на основании требований законодательства относительно рассмотрения обращения граждан проверки в ситуациях, когда поступают жалобы в пределах надзора за тем, как исполняется закон, осуществляются в большинстве случаев не позже чем в течение 30 суток. Кроме этого, на основании ч.1 ст.124 УПК для прокурора важно в течение трех дней после того, как он получил жалобу относительно работы органов дознания, дознавателей, нижестоящих прокуроров, рассмотреть ее. В ряде отдельных ситуаций, когда для того, чтобы проверить жалобу важно найти ряд дополнительных материалов или принять другие меры, допустимо рассмотреть жалобу в течение 10 дней.

Виды проверок по периодичности их реализации

Основой для классификации проверок также может быть периодичность их осуществления. К примеру, на основании п.1.1 приказа Генпрокурора РФ от 16.01.2014 №6 для прокуроров, которые занимаются надзором за тем, как исполняются законы в ряде следственных изоляторов и помещений, которые функционируют как следственные изоляторы, важно каждый месяц проверять законность содержания под стражей подозреваемого и обвиняемого в осуществлении незаконных деяний. На основании же п.2.2 для прокуроров субъектов РФ и ряда военных прокуроров, которые к ним приравнены, важно лично не менее одного раза в три месяца осуществлять проверку исполнения законов рядом администраций следственных изоляторов или учреждений исправительной и лечебно-оздоровительной направленности, командования воинскими частями.

Читайте также:  Какой оклад у первого заместителя генерального прокурора

Важно отметить, что рядом федеральных законов и законодательных актов в федеральное законодательство были внесены некоторые дополнения, которые предусматривают обязанность органов контрольно-надзорного характера осуществлять ряд внеплановых проверок, основываясь на требованиях прокуроров в пределах надзора за исполнением законов относительно поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений.

Это говорит о том, что финальное решение остается за прокурором, но для этого важно как один из методов сбор доказательств использовать узкоспециализированные проверочные мероприятия поднадзорных им органов контроля. Таким образом, в данной ситуации можно выделить опосредованную и делегированную проверку.

Особенности классических подходов к характеристике проверок и ее ключевые показатели

В науке прокурорского надзора существует несколько классических подходов к характеристике проверок.

  • Целевые проверки, которые применимы для ситуаций проверки конкретных жалоб.
  • Комплексные проверки, которые используются для того, чтобы проверить, как исполняется несколько законов, которые регулируют ряд групп общественных отношений. К примеру, во время проверки законодательства относительно защиты прав несовершеннолетнего в части осуществления его прав в образовательном, медицинском, семейном, жилищном и иных направлениях.
  • Ряд сквозных проверок, которые необходимы для того, чтобы проверить, как исполняется конкретный закон (группа однородных законов) в каждом или множестве органов необходимого направления. Как правило, в проведение данных проверок участвуют прокуроры всех рангов.
  • Ряд совместных проверок, которые предполагают осуществление проверок рядом территориальных прокуроров и прокуроров прокуратур специализированного характера, или рядом прокуроров и контрольно-надзорных органов по плану, который был заранее согласован, и который исключает возможность повторения проверочных действий.
  • Ряд контрольных проверок, основная цель которых может являться как обозначением качества, в большинстве ситуаций полноты проверки, которую ранее проводили другие прокурорские работники, так и обозначением фактических результатов, которые достигли поднадзорные органы, должностные или иные лица из-за реагирования прокурора на ряд выявленных им нарушений закона.
  • Ряд повторных проверок, которые выступают в качестве разновидности контрольных проверок, во время которых важно установить, как повлияли меры, которые были предприняты прокурором, на состояние законности.
  • Ряд показательных проверок, проводимые опытным прокурором для того, чтобы передать навыки ряду молодых сотрудников прокуратуры.

Для того, чтобы определить качество проверки, ее полноту, важно учитывать ряд ключевых показателей.

  • Объем, который очерчивает границы проверки. Границы проверки должны иметь оптимальный характер, позволяющий качественно и в намеченные сроки осуществить проверки и выполнить ряд поставленных задач. В ситуациях, когда границы проверки узкие, это может привести к не выявленным отдельным нарушениям закона. В ситуациях, когда их установили не оправданно широко, то из-за большого объема работы не получится осуществить проверку надлежащим образом.
  • Глубина, для которой свойственно характеризоваться уровнем проникновения в ряд вопросов, которые важно выяснить (доказать). Для нее свойственно найти выражение в максимально обширном обозначении нарушений законов, условий и причин, которые вызвали нарушение, в конкретизации лиц, которые совершили нарушение закона и способствовали им, вредных последствий незаконных деяний, которые были совершены.

Специфика характеризующих принципов прокурорских проверок

Как и любая иная общественно значимая деятельность, проверки имеют характеризующие принципы.

  • законности, которая предполагает реализацию проверок в строгом соответствии с рядом норм закона;
  • обоснованности, которая связана с наличием обстоятельств, которые предусмотрены законом или сложились из ситуации;
  • обязательности, которая учитывает важность осуществления проверок, если на то есть достаточные основания и конкретные поводы;
  • своевременности, которая обуславливает минимально вероятный временной отрезок между тем, как поступила информация относительно нарушения закона, и ее проверкой;
  • целенаправленности, так как для прокурора при планировании проведения проверки, важно четко видеть ряд желаемых целей, и, учитывая данный фактор, составить алгоритм проверочной работы и тактической схемы;
  • компетентности, которая не допускает осуществление проверок лицами, которые не обладают достаточными знаниями и навыками;
  • объективности, исключающей тенденциозность во время проведения проверок, когда для прокурора важно принимать во внимание сумму всей собранной информации, не предвосхищая заранее определенный итог;
  • корректности, которая имеет отношение к недопустимости поведения пренебрежительного и иного неэтичного характера во время общения с рядом поднадзорных субъектов, также как и о демонстративном показе своей симпатии определенным лицам;
  • эффективности, которая говорит о том, что прокурором приняты все предусмотренные законом и обусловленные ситуацией меря для того, чтобы найти истину, а из-за этого даже негативный итог можно воспринимать как закономерный результат осуществленной проверки;
  • результативности, которая говорит о том, когда проведенная проверка вскрыла ряд фактов нарушения законности.

Вывод

Исходя из этого, подводя итог всему, что говорили выше, важно заключить, что проверка – это сложное комплексное правовое средство прокурорского надзора. На вероятность ее качественного осуществления влияют многие факторы. Ключевой из них – степень профессионализма прокурора, которая предполагает ряд глубоких знаний законодательства и особенностей работы поднадзорного объекта и субъекта.

Источники:
http://studme.org/1421092330455/pravo/kontrol_organov_prokuratury_provedeniem_organami_gosudarstvennogo_kontrolya_nadzora_munitsipalnogo_k
http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/prokurorskie-proverki/

Читайте также:
Adblock
detector