Чем регулируется деятельность органов дознания

Одним из органов обеспечения общественного порядка является дознание. Деятельность органов дознания носит публично-правовой характер. Преступление, являясь наиболее опасным видом правонарушений, причиняет личности, правам и свободам граждан, обществу, государству значительный вред. А это, в свою очередь, обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Учебная практика проходила в отделе дознания ОП №1 (дислокация село Армизонское) МО МВД России «Омутинский». Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность отдела, являются: дознание обязанность нормативный процессуальная

  • — Конституция Российской Федерации;
  • — Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс российской федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ;
  • — Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ;
  • — Постановление ВС РФ от 23.12.1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»;
  • — Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
  • — Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (по состоянию на 14 марта 2012 г.);
  • — Приказы МВД России от 06.08.2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности ОВД», от 03.08.2006 г. № 606 «Об утверждении Основных направлений совершенствования деятельности подразделений дознания ОВД РФ на 2006-2011 г.г. и плана их реализации»;
  • — Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста РФ от 6 июня 2005 г. N 76.

Структура отдела дознания ОП №1 (дислокация село Армизонское) МО МВД России «Омутинский»:

начальник Отдела Дознания — одновременно является заместителем начальника полиции общественной безопасности;

  • 1 — старший дознаватель;
  • 1 — дознаватель.

При отсутствии начальника Отдела Дознания и заместителя начальника Отдела Дознания их обязанности исполняет один из старших дознавателей.

Возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступления, уголовное преследование лиц, совершивших преступление, обвинение их перед судом, судебное рассмотрение и разрешение дела с тем, чтобы совершивший преступление был осужден, подвергнут справедливому наказанию или, в соответствии с уголовным законом, освобожден от ответственности или наказания — все эти задачи реализуются в уголовном процессе.

Расследование уголовных дел расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел.

Предварительное расследование представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.

Для выполнения задач органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК РФ).

Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лиц в совершении преступления. Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через надзирающего над законностью расследования прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.

Уголовно-процессуальное законодательство различает два вида дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит по нему неотложные следственные действия и в пятнадцатидневный срок, подлежащий продлению только с санкции прокурора, но не более чем на 10 суток передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу.

Во втором случае, когда предварительное следствие по делу необязательно, дознание в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования.

Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступлений.

К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 15-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. До истечения такого срока дело направляется следователю.

После такой передачи орган дознания вправе производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах. Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.

Орган дознания не вправе приостановить или прекратить дело, по которому предварительное следствие обязательно, так как его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством неотложных следственных действий и вынесением постановления о направлении дела следователю.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения о прекращении производства по делу. Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности, в частности, сроки дознания, а также то, что по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомления только обвиняемому, а другие участники процесса лишь извещают об окончании дознания. Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. N 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Органы дознания — государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

Представляется, что органы дознания — осуществляющие распорядительно-управленческую деятельность государственные органы и должностные лица, на которые дополнительно к их основным функциям возложены обязанности по:

1) реагированию на совершение преступлений путем возбуждения уголовного дела;

2) производству неотложных следственных действий или предварительного расследования в форме дознания в полном объеме;

3) реализации других уголовно-процессуальных полномочий.

Интересы и полномочия органов дознания представляют их руководители (начальники).

Читайте также:  Могут ли прокуроры быть членами выборных органов

Начальник органа дознания — должностное лицо органа дознания (руководитель), в том числе его заместитель, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 17 ст. 5 УПК).

Начальник органа дознания действует в уголовном судопроизводстве в качестве самостоятельного участника правоотношений, если речь идет о внутренних взаимоотношениях в органе дознания, и от имени органа дознания в целом, когда он представляет интересы руководимого им учреждения во взаимоотношениях с другими субъектами уголовно-процессуальной деятельности или иными государственными органами.

Согласно ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Согласно ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» право осуществлять эту деятельность помимо органов внутренних дел на территории РФ предоставляется оперативным подразделениям:

а) органов федеральной службы безопасности;

б) федеральных органов государственной охраны;

в) таможенных органов РФ;

г) Службы внешней разведки РФ;

д) Федеральной службы исполнения наказаний;

е) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора.

Приведенный перечень органов дознания не является, к сожалению, исчерпывающим, поскольку некоторые из них указаны в ст. 151 и 157 УПК.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном гл. 32 УПК;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст. 157 УПК.

Возбуждение уголовного дела по правилам, установленным ст. 146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения государственных органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений, т.е. в пределах территорий, на которые распространяется суверенитет Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный закон, по существу, если следовать буквальному толкованию соответствующих норм (ст. 40, 151 и 157 УПК), разделил органы дознания на три группы.

Первую группу составляют органы дознания, имеющие право на производство как дознания в полном объеме, так и неотложных следственных действий; вторую — органы дознания, обладающие правом производства дознания лишь в полном объеме; третью — органы дознания, которым предоставлено право на производство только неотложных следственных действий.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

Начальник подразделения дознания уполномочен:

1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;

2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием на основания такой передачи;

3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении полномочий начальник подразделения дознания вправе:

1) проверять материалы уголовного дела;

2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК).

Дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 7 ст. 5 УПК).

Полномочия органа дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, возлагается на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. При этом не допускается возложение полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуальным законом на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с процессуальным законом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения при любых обстоятельствах (ст. 41 УПК).

При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потерпевший от преступления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Деятельность дежурной части органа внутренних дел при поступлении информации о преступлении.

Порядок регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях. Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления.

Способы проверки заявлений и сообщений о преступлениях. Процессуальное оформление материалов, полученных в ходе предварительной проверки информации о преступлении.

Сроки принятия решений по поступившим заявлениям и сообщениям о преступлениях.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела органом дознания, дознавателем.

Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела.

Условия, определяющие правомерность направления заявления (сообщения) о преступлении по подследственности или в суд. Процессуальный порядок направления заявления (сообщения) о преступлении по подследственности или в суд.

107)Полиция как универсальный орган дознания.
Основными органами дознания в настоящее время является полиция, поскольку именно она выполняет основной объем работы по приему, рассмотрению заявлений о совершении преступлений, дознанию и протокольному производству. Полиция — универсальный орган дознания, поскольку закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями дел и в связи с этим милиция вправе возбуждать уголовное дело по любому преступлению. В соответствии со ст.7 Закона РФ «О милиции» от 28 апреля 1991 г. «милиция в РСФСР подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию). В своей деятельности полиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел и Управлениям внутренних дел республик, краев и областей — субъектов Российской Федерации. Кроме того полиция общественной безопасности (местная полиция) подчиняется еще соответствующим местным органам власти». Из сказанного выше видно, что криминальная полиция строится по вертикали, т.е. подчиняется только вышестоящему органу Министерства внутренних дел, вплоть до Министерства внутренних дел Российской Федерации. Полиция общественной безопасности подчиняется также и по горизонтали — местным органам власти и управлениям, что позволяет принимать во внимание местные условия и особенности в области борьбы с правонарушениями.

Читайте также:  Какая такая педантичная работа в прокуратуре

108)Общая характеристика полномочий начальника органа дознания, его заместителя, дознавателя.
Процессуальное положение начальника органа дознания в ходе расследования преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно, может быть охарактеризовано так – это должностное лицо:
а) отвечающее за проведение расследования в форме дознания ( начальник органа дознания, пользуясь полномочиями органа дознания вправе сам провести расследование уголовного дела в форме дознания);

б) поручающее проведение дознания дознавателю;

в) дающее согласие дознавателю на проведение определенных процессуальных действий;

г) контролирующее законность производства следственных и процессуальных действий;

д) утверждающее обвинительный акт, завершающий дознание.

В ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности по расследованию преступлений между начальником органа дознания и лицами, производящими дознание, возникают уголовно-процессуальные отношения.

УПК РФ наделил начальника органа дознания широким кругом процессуальных полномочий по осуществлению процессуального руководства расследованием преступлений в форме дознания:

1) продлевает до 10суток в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 144 УПК РФ, срок проверки поступившего сообщения о преступлении (ч. 1, 3 ст. 144 УПК РФ);

2) возлагает полномочия органа дознания на дознавателя (ч. 1 ст. 41 УПК РФ);

3) дает согласие дознавателю на проведение определенных процессуальных действий;

4) дает обязательные для дознавателя указания (ч. 4 ст. 41 УПК РФ);

5) утверждает обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК РФ).

Ряд полномочий начальника органа дознания по организации расследования преступлений регулируется ведомственными актами.

Дознаватель— согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым не обязательно, а также иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом (ст. 41 УПК РФ).

Дознаватель как и следователь уполномочен на проведение всех следственных действий при проведении расследования по уголовному делу, однако в отличие от предварительного следствия при проведении расследования в форме дознания обычно не выполняется процедура привлечения подозреваемого в качестве обвиняемого, а по окончании расследования составляется не обвинительное заключение (как в предварительном следствии), а обвинительный акт. Также дознавателю требуется согласие прокурора для совершения некоторых установленных законом юридически значимых действий, и дознаватель не вправе отказаться выполнять указания начальника органа дознания и прокурора, если он с ними не согласен.

Под дознавателем также понимается одноименная должность в органах внутренних дел, органах пограничной службы, таможенных органах, службе судебных приставов, органах государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

109)Виды органов предварительного следствия.

В настоящее время предварительное следствие по уголовным делам в России производится следователями Следственного комитета при прокуратуре, органов внутренних дел, следователями органов ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ5.

Часть 2 ст. 151 УПК РФ определяет подследственность уголовных дел следователям конкретных государственных органов.

Так, следователям Следственного комитета при прокуратуре подследственны дела о наиболее тяжких и опасных преступлениях, в частности об убийстве, причинении смерти по неосторожности и доведении до самоубийства (ст. ст. 105 — 107 УК РФ), об умышленном причинении вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ), а также о некоторых других преступлениях против здоровья, свободы личности, о некоторых половых преступлениях, в частности об изнасиловании, обо всех преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. ст. 136 — 149 УК РФ); о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности, в частности бандитизме (ст. 209 УК РФ); о некоторых преступлениях против здоровья населения и общественной нравственности; о большинстве экологических преступлений; о некоторых преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, о некоторых преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 282 УК РФ), обо всех преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285 — 293 УК РФ); о большинстве преступлений против правосудия, против порядка управления, о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, обо всех преступлениях против военной службы (ст. ст. 332 — 352 УК РФ); о большинстве преступлений против мира и безопасности человечества (ст. ст. 356 — 360 УК РФ).

Следователи органов ФСБ расследуют уголовные дела о некоторых преступлениях в сфере экономики, о некоторых преступлениях против общественной безопасности и терроризме (ст. 205 УК РФ), о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства, среди которых государственная измена, шпионаж и др. (ст. ст. 275 — 281, 283 и 284 УК РФ); о некоторых преступлениях против порядка управления, связанных с Государственной границей РФ (ст. 322 и ст. 323 УК РФ), а также против мира и безопасности человечества (ст. ст. 353 — 355 и 359 УК РФ).

Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ расследуют уголовные дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ (контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ч. ч. 2 — 4 ст. 188 УК РФ), незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ч. ч. 2 — 4 ст. 228 УК) и др.).

Подавляющее большинство уголовных дел относится к подследственности следователей органов внутренних дел. Это прежде всего наиболее распространенные преступления против здоровья, собственности, преступления, совершенные в сфере экономики, преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях, ряд преступлений против общественной безопасности, общественного порядка и порядка управления6.

Читайте также:  Когда прокурор может принести кассационное представление

Задачи Предварительного следствия.

Задачи органов предварительного следствия:

быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.

111)Структура органов предварительного следствия.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, которое осуществляется по большинству уголовных дел. Предварительное следствие создают следователи:

3. следственных подразделений при ОВД;

4. следователи Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических средств (далее госнаркоконтроль).

Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:

— Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о преступлениях особой важности;

— следственных управлений (отделов) МВД республик в составе РФ, ГУВД (УВД) краев, областей и других субъектов РФ, которые осуществляют те же функции, что и Следственный комитет МВД РФ, но только на определенной территории;

— следственных отделов (отделений) районных, городских отделов внутренних дел.

Соответствующие следственные подразделения имеются в подразделениях органов внутренних дел на транспорте и по охране режимных объектов.

В компетенции следователей ОВД наибольшее число предусмотренных УК преступлений — против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах (кражи, грабежи, разбои и т.д.), общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и т.д. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК).

Федеральным законом от 30 июня 2003 г. к компетенции следователей ОВД отнесены и налоговые преступления, ранее расследовавшиеся следователями упраздненной Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП). Этим же Законом (ст. 47) к компетенции следователей органов Госнаркоконтроля России отнесено расследование уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Следователи прокуратуры расследуют дела о таких преступлениях, как убийства, изнасилования, получение взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью. В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим, сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки.

В следственный аппарат прокуратуры входят:

— Главное следственное управление Генеральной прокуратуры РФ, которое возглавляет работу по руководству следствием в органах прокуратуры, расследует дела о преступлениях особой важности;

— следственные управления (отделы) прокуратур субъектов РФ, осуществляющие те же функции, что и Главное следственное управление, но на определенной территории;

— следователи городских, районных и межрайонных прокуратур.

Аналогично организован следственный аппарат в транспортной, военной прокуратуре и других специализированных прокуратурах.

Следователи Федеральной службы безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, водного судна или железнодорожного состава и др.

Структура следственного аппарата органов федеральной службы безопасности следующая:

— Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;

— следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных и др.) органах безопасности;

— следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных и внутренних войсках.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело, и оно не может быть выделено в отдельное производство.

Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:

— Главное следственное управление Федеральной службы налоговой полиции РФ, которое осуществляет организационно-методические функции в отношении нижестоящих подразделений, а также расследование особо сложных и важных дел;

— следственные управления (отделы) органов налоговой полиции субъектов Российской Федерации.

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать прокурору, и др. УПК РСФСР понятие «начальник следственного отдела» распространил и на начальников вышестоящих подразделений следственных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, налоговой полиции и Федеральной службы безопасности.

Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.

Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

Система прокуратуры в РФ.

В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2009. — № 4. — Ст. 445. прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

В систему прокуратуры Российской Федерации входят:

1. Генеральная прокуратура Российской Федерации;

2. прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуратуры;

3. прокуратуры городов и районов;

4. другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;

5. научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

Для изучения роли прокуратуры в Российской Федерации рассмотрим более подробно деятельность указанных органов.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Источники:
http://studopedia.ru/8_154463_ponyatie-organov-doznaniya-ih-sistema-i-polnomochiya.html
http://cyberpedia.su/10x942b.html

Читайте также:
Adblock
detector