Кто назначает заместителей прокуроров субъектов рф

11. Назначение прокуроров на должность, их подчиненность

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а представление о назначении той или иной кандидатуры на должность Генерального прокурора вносится Президентом РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру.

Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ назначает и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами Федерации. Им же назначаются и освобождаются от должности заместители прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров, прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры, директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместители. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры также обладают полномочиями по назначению и освобождению от должности работников аппарата соответствующей прокуратуры.

Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры имеют полномочия назначать и освобождать от должностей работников, не занимающих должности прокуроров и следователей.

1. Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности:

а) в Генеральной прокуратуре Российской Федерации — начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора Российской Федерации, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, старших прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов и их помощников.

Назначение работников на иные должности может производиться заместителями Генерального прокурора Российской Федерации;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 22.12.2014 N 427-ФЗ;

в) заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;

г) прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров;

д) ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций прокуратуры, а также директоров филиалов научных и образовательных организаций прокуратуры и их заместителей.

2. Прокурор субъекта Российской Федерации, приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:

а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;

б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

3. Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров.

4. Ректоры (директора) научных и образовательных организаций прокуратуры, директора их филиалов назначают на должность и освобождают от должности подчиненных им научных и педагогических работников научных и образовательных организаций прокуратуры, их филиалов (далее — научные и педагогические работники), иных работников указанных организаций, их филиалов, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации вправе в исключительных случаях назначить на должности прокуроров всех уровней лиц, имеющих опыт работы по юридической специальности на руководящих должностях в органах государственной власти.

Не могут быть приняты на службу в органы прокуратуры лица:

  • — имеющие гражданство иностранного государства;
  • — признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • — лишенные решением суда права занимать государственные должность государственной службы в течение определенного срока;
  • — имевшие или имеющие судимость;
  • -негодные по состоянию здоровья;
  • -состоящие в родстве или свойстве с работником прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • -отказывающиеся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с исполнением таких обязанностей.
Читайте также:  Сколько зарплата у помощника прокурора

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Скуратова Ю.И. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 1998.С. 98-99.

Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры, в компетенцию которого входит назначение на соответствующую должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания в процессе прохождения службы может быть сокращен или продлен в пределах шести месяцев по соглашению сторон.

В срок испытания не засчитывается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда испытуемый отсутствовал на службе по уважительным причинам.

В соответствии со ст. 40-4 Закона лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает Присягу.

Генеральная прокуратура Российской Федерации — федеральный орган государственной власти, выполняющий две основные задачи:

  • — оперативное руководство деятельностью органов прокуратуры;
  • — непосредственное исполнение особо важных и наиболее ответственных функций прокуратуры.

В содержание деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации по руководству системой прокуратуры входит широкий круг вопросов, связанных с поддержанием единства прокурорской практики:

  • — осуществление анализа состояния законности в Российской Федерации и на этой основе внесение предложений Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации об укреплении законности;
  • — обеспечение выполнения органами прокуратуры возложенных на них функций;
  • — контроль за деятельностью прокуратур по надзору за исполнением законов и остальным направлениям деятельности;
  • — осуществление методического руководства надзорной деятельностью нижестоящих прокуратур;
  • — вопросами подбора, расстановки и подготовки прокурорских работников; обеспечение исполнения законодательства о службе в органах прокуратуры;
  • — организация материально-технического и финансового обеспечения органов учреждений прокуратуры и реализация других управленческих полномочий.

Наряду с этим Генеральный прокурор Российской Федерации:

  • -осуществляет надзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти;
  • — расследует наиболее важные дела;
  • — участвует в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

При Генеральном прокуроре Российской Федерации действует Координационное совещание руководителей правоохранительных органов федерального уровня. Чепурнова Н.М. Прокурорский надзор М.: 2005.С.86.

Возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации. Он назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации.

К исключительной компетенции Генерального прокурора Российской Федерации отнесены создание и ликвидация органов прокуратуры, назначение на должность и освобождение от должности прокуроров.

При этом назначение прокуроров субъектов Российской Федерации осуществляется по согласованию с субъектами Российской Федерации.

Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет: советников, старших помощников я старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Бутенко Е.В. Словарь — Справочник Смоленск 2007. С. 80- 81.

Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует также научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.

При Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоят Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, который призван разрабатывать проблемы организации борьбы с преступностью по различным направлениям, и Институт усовершенствования следственных работников (г. Санкт-Петербург), в котором проходят обучение следователи органов прокуратуры и внутренних дел, руководители органов дознания и предварительного следствия.

Отделы Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах являются самостоятельными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры и размещаются непосредственно в центрах федеральных округов.

Они призваны обеспечить исполнение на территории соответствующего федерального округа положений Конституции Российской Федерации и других федеральных законов в сфере государственного строительства и федерализма.

Читайте также:  Почему прокуратура не работает а занимается отписками

Основные направления деятельности отделов Генеральной прокуратуры по федеральным округам:

  • — координация деятельности правоохранительных органов субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах округа, по борьбе с преступностью;
  • — надзор за исполнением законов, созданными в округе федеральными структурами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами,
  • — а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • — надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина созданными в округе федеральными органами и их должностными лицами;
  • — надзор за исполнением законов федеральными структурами, осуществляющими предварительное расследование, дознание и оперативно-розыскную деятельность;
  • — расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях;
  • — участие в правотворческой деятельности;

Отделы в федеральных округах возглавляют начальники управлений — старшие помощники Генерального прокурора Российской Федерации.

  • — проводить проверки исполнения законов созданными в округе федеральными структурами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами, законности издаваемых ими правовых актов, а также правовых актов субъектов Российской Федерации;
  • — осуществлять расследование уголовных дел;
  • — направлять поручения прокурорам субъектов Российской Федерации, находящимся в пределах округа, о проведении проверок исполнения законов и законности правовых актов, расследовании уголовных дел и проверке материалов;

Функции отдела в Южном, федеральном округе выполняет Главное управление Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношений на Северном Кавказе.

  • — запрашивать из органов контроля и управления статистические и иные сведения, а из прокуратур субъектов Российской Федерации дополнительно к ним — протесты, представления, информацию и другие документы, необходимые для анализа, организации и осуществления прокурорского надзора;
  • — проверять организацию работы прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законов в сфере государственного строительства и федерализма, а по поручению Генерального прокурора Российской Федерации — по остальным направлениям деятельности;
  • — истребовать из прокуратур субъектов Российской Федерации, взятые на контроль материалы и уголовные дела, давать по ним указания, отменять (за исключением решений, принятых прокурорами субъектов Российской Федерации) необоснованные решения, а в случае необходимости — принимать к своему производству;
  • — совместно с управлением кадров участвовать в подборе кадров и создании резерва прокуратур субъектов Российской Федерации, а также приравненных к ним прокуратур;
  • — разрабатывать предложения по совершенствованию структуры, штатной численности этих прокуратур.
  • — Деятельность отделов осуществляется во взаимодействии с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также в координации с созданными в округах правоохранительными органами федерального уровня.

Отделы в федеральных округах не заменяют других подразделений центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а взаимодействуют с ними в пределах предметов ведения и полномочий. Равно данные подразделения не подменяют прокуратуры субъектов Российской Федерации. Они вмешиваются только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта Российской Федерации недостаточно или имеются иные причины и обстоятельства. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 2001. С.27-57, 284-303.

Для определения соответствия прокурорских работников занимаемой должности, в целях повышения их квалификации и укрепления служебной дисциплины согласно ст. 41 Закона проводится аттестация прокурорских работников. Ей подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.

Порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 41-5 Закона перевод прокурорского работника в интересах службы в другую местность допускается только с его согласия, а при переводе в местность с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями — также при наличии медицинского заключения.

Перевод прокурорского работника на службу в другую местность по его инициативе допускается лишь по согласованию с руководителями соответствующих органов прокуратуры.

Основной функцией органов прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокурорский надзор, его предмет и пределы, полномочия прокурора, формы и средства устранения нарушений закона имеют ряд специфических признаков, отличающих его от методов контроля за законностью со стороны иных государственных органов.

Во-первых, прокурорский надзор имеет самые широкие границы, которыми не обладает ни один государственный орган. Он распространяется на все министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также на деятельность их должностных лиц.

Читайте также:  Кто работает в прокуратуре должности

Прокуратура осуществляет надзор за всеми законами, а также издаваемыми на их основе правовыми актами.

Не распространяется прокурорский надзор на органы судебной власти и отдельных граждан.

Во-вторых, при осуществлении надзора прокурор не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деятельность организаций, учреждений и должностных лиц (исключение составляет надзор прокурора за расследованием преступлений). Прокурор не обладает никакой административной властью и не управляет поднадзорными ему организациями. Однако при установлении такого нарушения прокурор может возбудить производство об административном правонарушении и передать материалы в соответствующий орган, правомочный рассмотреть дело по существу и объявить в письменной форме соответствующим должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Исходя из сказанного, под прокурорским надзором понимают осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченного должностного лица — прокурора — по обеспечению соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами коммерческих и некоммерческих организаций, а равно соответствия законам правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к ответственности. В.П. Божьева. Правоохранительные органы Российской Федерации М., 2000. С. 8-131, 204-206..

Полномочия генерального прокурора:

  • — соблюдение Конституции Российской Федерации;
  • — исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации;
  • -соответствие законам Российской Федерации подзаконных правовых актов.

Таким образом, цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Для достижения этих целей закон о прокуратуре выделяет пять направлений:

  • — надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами коммерческих и некоммерческих организаций, а равно за соответствием законам правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами;
  • -за соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • — исполнение законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • -исполнение законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Генеральная прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности.

Администрация мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых обязана выполнять постановления соответствующего прокурора, касающиеся порядка содержания под стражей.

Любые предложения прокурора, внесенные в установленном порядке, обязательны для суда лишь в части их рассмотрения и реагирования на них в соответствии с требованиями закона. Во всех случаях окончательное решение по тому или иному вопросу, в связи с тем или иным обращением прокурора принадлежит соответствующему суду. Такой порядок является одной из гарантий независимости суда и стабильности правовой системы.

Таким образом, генеральный прокурор это высшее должностное лицо Прокуратуры РФ. Сейчас эту должность занимает Ю.Я. Чайка. Он руководит вей системой прокуратуры РФ издает обязательные, для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, положения и инструкции, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры федеральным законом.

Источники:
http://www.zakonrf.info/zakon-o-prokurature/40.5/
http://vuzlit.ru/1282062/generalnyy_prokuror_zamestitel_poryadok_naznacheniya_polnomochiya

Читайте также:
Adblock
detector