Осуществляя надзор от имени государства за исполнением законов на всей территории Российской Федерации, органы прокуратуры принимают меры, направленные на обеспечение единства законности, устранение ее нарушений и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений и организаций.
На прокуратуру возложена функция надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
По своему назначению, принципам организации и деятельности, формам и методам работы прокуратура Российской Федерации занимает в системе государственной власти особое место. В организационном и функциональном отношении она выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. [6, c.122]
- — надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями, учреждениями и организациями, военно-учебными заведениями, предприятиями, командирами (начальниками) и другими должностными лицами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (далее — органы военного управления);
- — надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина ор-ганами военного управления;
- — надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях;
- — надзор за исполнением законов федеральными органами безопасности;
- — участие в рассмотрении дел судами.
На военную прокуратуру также возложено производство предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным законом к ее компетенции.
Следователи военной прокуратуры расследуют уголовные дела:
- 1) о преступлениях, совершенных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы;
- 2) о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения.
При осуществлении надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.[5,c.429]
Военные прокуроры при осуществлении возложенных на них функций надзора за исполнением законов вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных воинских частей, учреждений и органов представления необходимых документов, материалов и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Исполняя возложенные на них функции в этой сфере надзора, помимо перечисленных полномочий, военные прокуроры могут рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; в случае установления факта нарушения законов органами и должностными лицами вносить представления об устранении нарушений, приносить протесты на противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными. При наличии соответствующих оснований военный прокурор также вправе возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.
При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия на стадии досудебного производства военные прокуроры проверяют исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; дают согласие на возбуждение уголовного дела либо лично возбуждают уголовные дела; дают согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; отменяют незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; продлевают срок предварительного расследования и выполняют иные предусмотренные законом процессуальные действия.
В ходе судебного производства по уголовному делу военный прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Надзор за исполнением законодательства об оперативно-розыскной деятельности органами обеспечения безопасности государства в соответствии с законом осуществляется военными прокурорами, уполномоченными на то Генеральным прокурором Российской Федерации и Главным военным прокурором. При осуществлении надзора уполномоченные военные прокуроры имеют право: давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения; опротестовывать незаконные или необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных сотрудников, допустивших нарушение закона, от ведения оперативных проверок и т. п.
В отличие от территориального принципа, характерного для размещения общегражданских правоохранительных органов, военные прокуроры на всем протяжении своей истории всегда находились там, где дислоцируются войска, их структура и штаты полностью соответствуют структуре и дислокации войск, что позволяет эффективно и с минимальными для государства затратами решать вопросы обеспечения законности и борьбы с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Военные прокуроры и следователи выполняют свои обязанности в тех же условиях, в которых действуют Вооруженные Силы и другие войска, что предопределяет их профессиональную компетентность, мобильность, постоянную готовность действовать в экстремальных ситуациях как в самом центре России, так и в регионах с тяжелыми климатическими условиями, во время выполнения интернационального долга в Афганистане и при проведении контртеррористических операций в Северо-Кавказском регионе, в странах ближнего и дальнего зарубежья, где российские военнослужащие выполняют миротворческие функции.
Ухудшение криминогенной ситуации в государстве, всплеск экономической преступности и коррупции объективно обусловили возложение на прокуратуру, помимо уже имевшихся у нее функций, также и задачи координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Не вызывает сомнений, что координация усилий по борьбе с преступностью должна осуществляться не столько на ведомственном, сколько на государственном уровне. Но пока такой подход не выработан, эта работа возложена на прокуратуру. [5,c. 431]
Читайте также:
|
Военная прокуратура является структурным подразделением единой федеральной централизованной системы прокуратуры РФ, осуществляющей от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов, а также выполняющей иные установленные федеральными законами функции (ст. 1, 11 Закона о прокуратуре).
Руководствуясь общими для прокуратуры РФ принципами организации и деятельности, военная прокуратура в то же время имеет специальное предназначение, суть которого отражается в ее наименовании, – осуществлять прокурорский надзор в специфической сфере общественных отношений — военной. Военные прокуроры реализующих свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами предусмотрена военная служба.
Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ закреплены в ст. 129 Конституции РФ, ст. 4 Закона о прокуратуре и организационно-распорядительных актах Генерального прокурора РФ. Основными из них являются принципы: единства и централизации системы органов прокуратуры; законности; независимости от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений; гласности (подробнее об этом см. гл.18:1 данного учебника).
Система органов военной прокуратуры определена в ст. 46 Закона о прокуратуре. Она включает:
— Главную военную прокуратуру;
— военные прокуратуры военных округов (военные прокуратуры Западного, Центрального, Южного и Восточного военных округов), флотов (военные прокуратуры Северного, Балтийского и Тихоокеанского флотов), Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военную прокуратуру и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам субъектов РФ (городов, районов), по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские участки.
Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, а также определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ.
Генеральным прокурором РФ на военные прокуратуры возложено осуществление функций прокуратуры в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами РФ, где в соответствии с международными договорами РФ находятся войска РФ. При этом военные прокуроры на территории других государств осуществляют надзор за исполнением должностными лицами российских войск и воинских формирований не только законов РФ, но и международных обязательств, взятых на себя российским государством.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокурорами.
Главный военный прокурор является председателем коллегии Главной военной прокуратуры и председателем координационного совещания руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.
Существующая структура органов военной прокуратуры организационно отлажена с учетом не совпадающей с административно-территориальным делением географии дислокации воинских частей, что дает возможность эффективно и с меньшими затратами для государства решать вопросы обеспечения законности и борьбы с преступностью в армии и на флоте. Особое значение это имеет в условиях Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока и Севера, где инфраструктура многих регионов позволяет обеспечить создание и функционирование прокуратур только по месту дислокации войск — на базе и за счет материальных ресурсов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
— за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов военными следственными органами Следственного комитета РФ и входящими в их структуру следственными подразделениями;
— за исполнением законодательства о противодействии коррупции в воинских частях, учреждениях и организациях указанных министерств и ведомств;
— за законностью при производстве по делам об административных правонарушениях в отношении граждан и юридических лиц, в том числе иностранных и лиц без гражданства, допустивших нарушения режима Государственной границы РФ, пограничного режима в пограничной зоне, пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также правил добычи, пользования, передачи, охраны морских (водных) биологических ресурсов, иные административные правонарушения, отнесенные к компетенции ФСБ России;
— за исполнением командованием и иными должностными лицами дисциплинарных, других воинских частей, учреждений, организаций и предприятий Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, уголовно-исполнительного законодательства в отношении военнослужащих, за исполнением законов при содержании под стражей на гауптвахтах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных;
— за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание, при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, а также иными гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими;
— за исполнением законов органами, уполномоченными осуществлять оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия и органами дознания по уголовным делам и материалам о преступлениях, совершенных неустановленными лицами в расположении воинской части, соединения, учреждения — до их установления (п. 6).
На органы военной прокуратуры, кроме того, возложены функции:
— уголовного преследования в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 5 п. 6 вышеназванного приказа Генерального прокурора РФ, а также по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены военными прокурорами или их заместителями;
— участия в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе;
— рассмотрения обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, допущенных военнослужащими, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, а также жалоб на действия и решения подчиненных военных прокуроров;
— координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;
— анализа и обобщения данных о состоянии законности и правопорядка в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, участия в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;
— взаимодействия со средствами массовой информации, общественными организациями в порядке, установленном приказами Генерального прокурора РФ (п. 6 вышеназванного приказа Генерального прокурора РФ).
[1] Судебная система России : учеб. пособие / Батова С. А., Боботов С. В.,
Ведерников Н. Т., Ведерникова О. Н., и др.; отв. за вып.: Ведерникова О. Н.,
Ершов В. В., Радутная Н. В. М. : Дело, 2000. С. 37—38.
[2] Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Спб., 1996. С. 63.
[4] Анишина В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации. М., 2008. С. 192—193.
[6] С. И. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1975.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источники:
http://lektsii.com/1-97719.html
http://studopedia.su/7_30568_organi-voennoy-prokuraturi-i-ih-mesto-v-sisteme-prokuraturi-rf.html