Является ли деятельность прокуроров государственной службой

Эти ограничения состоят в том, что государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организации;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей.

Так, в ст. 4 Закона предусмотрено, что прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание таких объе­динений и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускается.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность не только с иной оплачиваемой, но и с безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Законом о прокуратуре определена совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры.

Прокурорами и следователями могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию.

Как и в мировой практике, для кандидатов на должность прокурора или следователя прокуратуры в качестве критерия пригодности выделяется безупречная репутация С учетом особого характера условий работы в ор­ганах и учреждениях прокуратуры, напряженности и интенсивности труда прокурорских работников, нередко связанных с риском для жизни и здоровья, других объективных обстоятельств, к кандидатам на эти должности предъявляются определенные требования по состоянию их здоровья. Такие лица проходят медицинское обследование и не могут быть приняты на службу, если имеют заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению ими служебных обязанностей.

Не может быть принято на службу и находиться на этой службе лицо, которое состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также родители, братья, сестры, дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Не принимается на службу лицо, которое отказывается от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует данное лицо, связано с использованием таких сведений.

Для определенных категорий работников органов прокуратуры законом установлены дополнительно требования по возрасту и стажу работы.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет Такие требования необходимы, так как для занятия должности прокурора надо обладать не только определенным образованием, моральными и профессиональными качествами, но и определенным жизненным и профессиональным опытом, что приходит с возрастом.

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает Присягу установленного Законом содержания (ст 404 Закона о прокуратуре).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Особенности службы в органах прокуратуры

Прокуратура России, выступая в качестве государственного органа в механизме осуществления единой государственной власти, относится к числу федеральных органов, правовое оформление организации деятельности которой осуществляется на принципах государственной службы.

По Закону о прокуратуре (ст. 40) служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники, т.е. прокуроры, следователи, другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинское звание) по своему статусу относятся к государственным служащим и исполняют обязанности по государственной должности этой службы.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Соответственно служба в органах прокуратуры как специальный вид государственной службы — это деятельность прокурорских работников по реализации полномочий от имени Российской Федерации по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории и по выполнению иных функций, установленных федеральными законами.

Как и иная государственная служба, служба в органах прокуратуры строится на принципах и условиях, установленных законодательством о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.

К принципам службы в органах прокуратуры следует отнести:

  • требование законности, выражающееся в соблюдении Конституции РФ, трудового и другого законодательства, регулирующего деятельность и прохождение службы прокурорскими работниками;
  • равный доступ граждан к службе и единство требований к прохождению службы в органах прокуратуры с учетом профессиональной, моральной и возрастной пригодности, безупречности репутации;
  • сочетание гласности и конфиденциальности при подборе, расстановке и использовании кадров органов прокуратуры и при осуществлении ими государственной службы;
  • профессионализм и компетентность прокурорских работников, предполагающие высокую степень выполнения обязанностей по должности и достаточный объем знаний, умений и навыков для успешной реализации функциональных обязанностей;
  • внепартийность службы;
  • стабильность и ротацию кадров прокуратуры в сочетании с правом на продвижение по службе по результатам труда с учетом способностей и квалификации.
Читайте также:  Как привлечь к уголовной ответственности дознавателя

К основам службы в органах прокуратуры, характеризующим ее сущность, относятся такие элементы, как правовое положение прокурорских работников, поступление на службу, условия службы, а также прекращение службы.

Правовой статус прокурорских работников представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, установленных законодательством и гарантированных государством.

Закон о прокуратуре по объему прав и обязанностей разграничивает четыре группы прокурорских работников.

  • прокуроры и следователи — лица, занимающие прокурорские и следственные должности (в их число входят заместители прокуроров, помощники по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров и другие);
  • военные прокуроры и следователи;
  • научные и педагогические работники научных и образовательных учреждений прокуратуры; руководители и другие работники этих учреждений, непосредственно занятые научной и преподавательской деятельностью;
  • все другие прокурорские работники, имеющие классные чины (воинские звания).

Каждому прокурорскому работнику как государственному служащему предоставляются права:

  • на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;
  • продвижение по службе, переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
  • объединение в профессиональные союзы;
  • обжалование вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы;
  • ознакомление со всеми материалами, находящимися в его личном деле, приобщение к личному делу своих объяснений в письменной форме;
  • получение бесплатного форменного обмундирования и другие права.

К числу основных обязанностей прокурорских работников относятся:

  • соблюдение Конституции РФ и других законов;
  • добросовестное исполнение должностных обязанностей;
  • соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;
  • сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны;
  • исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.

К их числу относятся запреты:

  • на занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью;
  • избрание депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  • получение от физических и юридических лиц вознаграждения, связанного с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
  • участие в забастовках;
  • выезд в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением специальных случаев и иные запреты.

Прокурорам и следователям дополнительно предоставляются полномочия, связанные с выполнением их служебных обязанностей. Так, прокуроры и следователи имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия (пистолеты, револьверы) и специальных средств, а также на применение их в установленном порядке.

Прокуроры при осуществлении возложенных на них функций по надзору за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и других функций вправе: беспрепятственно входить на территории и в помещении органов, иметь доступ к их документам и материалам, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом о прокуратуре и другими законами.

Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины.

Приобретение правового статуса прокурорских работников связано с моментом поступления лиц на службу в органы прокуратуры.

В соответствии со ст. 40 Закона о прокуратуре лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

  • имеет гражданство иностранного государства (в том числе гражданство СНГ);
  • признано решением суда недееспособным или ограничено дееспособным;
  • лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
  • имело или имеет судимость;
  • имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей;
  • состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Особые требования к приему на службу в органы прокуратуры предъявляются к прокурорам и следователям. Ими могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и пригодные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Читайте также:  В чем разница протеста и представления прокурора

Кроме того, на должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров могут назначаться лица, не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.

На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Для лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев.

Учитывая значимость службы на должности прокурора или следователя, лицо, впервые назначаемое на эти должности, принимает Присягу прокурора (следователя). Принятие особой Присяги предусматривается и для вновь назначаемого Генерального прокурора РФ.

Исходя из централизации системы органов прокуратуры, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, в Законе о прокуратуре определены полномочия по назначению на должность и освобождению от должности прокурорского работника.

При этом к исключительной компетенции Генерального прокурора РФ отнесено назначение на должность и освобождение от должности:

  • в Генеральной прокуратуре РФ — начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников и других прокуроров и следователей аппарата, перечисленных в ст. 40 Закона о прокуратуре;
  • прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров по согласованию с субъектами Федерации;
  • заместителей прокуроров субъектов Федерации и приравненных к ним прокуроров;
  • прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров;
  • директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей.

Прокурор субъекта РФ, приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности:

а) работников аппарата, соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;

б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, следователей по особо важным делам, старших следователей и их помощников нижестоящих прокуратур.

Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров и следователей.

Как и для всех категорий государственных служащих, для прокурорских работников для определения соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации, укрепления служебной дисциплины проводится аттестация. Порядок проведения аттестации установлен Положением об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры РФ, утвержденным приказом Генерального прокурора РФ от 30 октября 1998 г. № 74. В нем также определено, что аттестация проводится не реже одного раза в пять лет.

Особенности дисциплинарной ответственности работников прокуратуры заключаются в том, что они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию не только за нарушения по службе, но и за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника. Они могут быть предупреждены о неполном служебном соответствии, понижены в классном чине. Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания, отстранен от должности с сохранением денежного содержания.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Важным элементом службы в органах прокуратуры являются условия прохождения службы, к числу которых относится внутренний распорядок, продолжительность рабочего времени, отпуска, денежное содержание, меры правовой и социальной защиты различных категорий прокурорских работников.

На службу в органы и учреждения прокуратуры лица принимаются на условиях трудового договора, заключенного на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Поэтому в соответствии с трудовым законодательством на прокурорских работников возлагаются обязанности по соблюдению правил внутреннего распорядка, установленные в органе или учреждении прокуратуры.

На них распространяется общая продолжительность рабочего времени, предоставляются ежегодный оплачиваемый отпуск и другие гарантии с учетом особенностей прохождения данного вида службы. Эти особенности касаются продолжительности отпуска, установленного в количестве 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации и предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж службы до 15 календарных дней.

Пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Этой категории прокурорских работников, имеющим право на пенсию за выслугу лет, предусматривается также выплата ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть им назначена.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государственной власти, находятся под особой защитой государства. Они подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную размеру их среднемесячного содержания. Законодательством предусматриваются и другие льготы и гарантии различным категориям прокурорских работников в связи с прохождением ими службы в органах прокуратуры.

Читайте также:  Вч 34667 к какой военной прокуратуре относится

К особенностям прекращения службы прокурорских работников относится возможность их увольнения помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях достижения предельного возраста пребывания на службе, прекращения гражданства РФ, нарушения присяги прокурора (следователя), а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника, несоблюдения ограничений, связанных со службой, разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Контроль за соблюдением порядка и условий прохождения службы прокурорскими работниками осуществляется соответствующими кадровыми службами органов и учреждений прокуратуры.

Статья 40. Служба в органах и организациях прокуратуры

1. Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной государственной службой.

Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются настоящим Федеральным законом.

2. Трудовые отношения работников органов и организаций прокуратуры (далее также — работники) регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Порядок прохождения службы военными прокурорами регулируется настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

4. Работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и организаций прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре. Статья 40. Служба в органах и организациях прокуратуры

Статьей 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой. Прокурорские работники являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований этого федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются данным федеральным законом (пункт 1); трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных этим федеральным законом (пункт 2).

Аналогичная защита предоставляется в Российской Федерации беременным женщинам, например, при прохождении муниципальной службы (часть 1 статьи 2, часть 2 статьи 3 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), службы в органах прокуратуры (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»). Применительно к беременным женщинам — военнослужащим возможные основания увольнения по инициативе командования также существенно сокращены (пункт 25 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 «Вопросы прохождения военной службы»).

При этом в силу статьи 48 Федерального закона N 2202-1 военными прокурорами назначаются граждане Российской Федерации, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание и отвечающие требованиям статьи 40 Федерального закона N 2202-1. По решению Генерального прокурора Российской Федерации или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.

Изложенная правовая позиция сохраняет свою силу и, как констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, применима к прокурорским работникам, поскольку служба в органах и учреждениях прокуратуры, согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники — государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований названного Федерального закона (Определение от 5 июля 2001 года по запросу Суда Чукотского автономного округа и по жалобе гражданина В.П. Соковца).

Изложенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации применима и к прокурорским работникам, поскольку служба в органах и учреждениях прокуратуры, согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники — государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований названного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

Источники:
http://isfic.info/prokuror/shant10.htm
http://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-17011992-n-2202-1-o/razdel-v/statja-40/

Читайте также:
Adblock
detector