В каких случаях можно писать в прокуратуру

Для того чтобы обратиться в прокуратуру нужно четко понимать, в каких случаях пишется заявление в прокуратуру. В противном случае можно получить формальную отписку, а само заявление будет отправлено по инстанции в надлежащие органы.

В соответствии с изложенным в действующем законодательстве порядком и постановлениями прокуратура занимается вопросами контроля работы и деятельности различных органов власти, государственных организаций и прочих коммерческих структур, в том числе осуществляет надзор за тем, как все эти организации в настоящий момент соблюдают закон.

Учитывая вышесказанное, причин для обращения в прокуратуру может быть очень много. Фактически каждый гражданин может подать заявление, написать письмо или жалобу, если произошло нарушение прав человека или имело место ущемление его свободы. Наиболее частой причиной для составления обращений граждан в прокуратуру является установленный факт нарушения закона со стороны должностных лиц наделенных властью. К примеру, это могут быть злоупотребившие своим положением работодатели, чиновники различных структур и многое другое.

Основные причины обращений в прокуратуру

Поводом для написания письма, заявления или жалобы в прокуратуру могут быть следующие распространенные обстоятельства:

  • превышение полномочий или бездействие должностных лиц судебных органов власти, следственных комитетов, медицинских учреждений и работников прочих организаций;
  • невыплата заработной платы или нарушение сроков по ее выплате;
  • несоблюдение обязанностей и другие правонарушения работников или служащих в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
  • безосновательный отказ всевозможных государственных органов в предоставлении определенных услуг или необходимых документов;
  • нарушение закона и прав в отношении осужденных лиц, нарушения норм содержания правонарушителей и так далее.

Однако гражданам, решившим обратиться в прокуратуру, важно понимать, что многие вопросы, требующие проведения расследования (в частности различные уголовные дела), уполномочены решать другие органы власти, такие как полиция, следственные комитеты, Федеральная служба безопасности и так далее. Все зависит от конкретного случая или ситуации. Поэтому с подобными тонкостями, относящимися к юрисдикции различных ведомств и органов власти, гражданам, решившим обратиться за восстановлением своих прав, для начала следует проконсультироваться у юриста.

Когда пишется заявление в прокуратуру?

В прокуратуру лучше всего обращаться, уже имея на руках результаты проведенных расследований или другие подтверждающие правонарушение или бездействие чиновников документы. Такие документы, доказательства, письменные свидетельства или их копии описываются в конце обращения направляемого в прокуратуру и в обязательном порядке прилагаются к заявлению. Все это позволит сотрудникам прокуратуры работать с уже имеющимся материалом и в значительной мере ускорит процесс разрешения проблемы.

Теперь известно, в каких случаях и когда пишется заявление в прокуратуру, и так чтобы его рассмотрение и решение имело положительный характер.


Порой гражданин может защитить свои права, только обратившись в прокуратуру. Особенно это касается ситуаций, когда права ущемляются различными службами и организациями: например, полицией или службой судебных приставов. Как правильно составить жалобу в прокуратуру, чтобы ее приняли к рассмотрению, а права заявителя были восстановлены? Необходимо ответить на этот вопрос детально, показать, какую информацию должен содержать образец документа.

В каких случаях люди могут обратиться в прокуратуру


Россияне вправе писать заявления или жалобы в органы прокуратуры, когда в их отношении были произведены мошеннические действия, попирающие гражданские права. Это право записано в законе о прокуратуре, где указано, что каждый гражданин РФ имеет возможность подать жалобу, чтобы остановить незаконные действия другого человека и восстановить свои конституционные права. Это может быть как обычное гражданское правонарушение, так и уголовно наказуемое деяние.

Читайте также:  Кто прокурор кчр

Обращаться в прокуратуру следует в том случае, если заявление, поданное в отдел МВД по своему месту проживания, ни к чему не привело или не было принято к рассмотрению.

Между жалобой и заявлением существует некоторая разница, которую нужно понимать правильно. Жалоба является просьбой физического лица защитить и восстановить уже нарушенные права, а в заявлении указывается просьба содействовать реализации своих прав в конкретной ситуации. В данной статье речь зайдет именно о правильном составлении жалобы.

Внимание! Сразу следует сказать о том, что строгого стиля в составлении жалобы в прокуратуру не существует: нигде в законе не прописаны четко установленные требования.

Несмотря на то что написать ее можно в произвольном стиле, составить документ нужно правильно, чтобы обращение не было не принято к рассмотрению на начальном этапе.

Жалоба составляется в стиле деловой переписки; юристы называют несколько моментов к ее содержанию:

Чем более точно и полно будет описана ситуация, приведена вся нужная информация, тем больше шанс избежать возврата обращения заявителю для доработки.

Как правильно составлять жалобу в прокуратуру

Внимание! Как сказано выше, законодательных требований к составлению обращения не существует, однако разработана специальная Инструкция к содержанию жалоб и заявлений в органы прокуратуры. Что в ней указано?

Нужно помнить, что текст следует писать разборчиво и понятно, чтобы другой человек мог легко прочесть его, включая ФИО заявителя и его адрес. Да, и сам текст должен быть составлен корректно, без каких-либо оскорблений, угроз или нецензурных ругательств – все это является поводом оставить жалобу без рассмотрения.

С развитием современных технологий обращение теперь можно подать через интернет, составив жалобу в электронном виде. Для этого необходимо зайти на сайт прокуратуры соответствующего территориального подразделения (портале genproc.gov.ru) и составить обращение, в котором нужно будет также указывать все данные и соблюдать указанные выше рекомендации и правила.

Документ составляется в двух копиях, на обоих ставится печать: таким образом у гражданина остается копия. В течение 7 дней прокуратура должна предварительно рассмотреть жалобу и уведомить заявителя о своем решении: принять к рассмотрению, отказать в нем или вернуть на доработку. Полностью жалоба рассматривается в срок до 30 дней.

Жалоба на действия (бездействие) сотрудников полиции

Это одна из самых распространенных разновидностей жалобы. Зачастую гражданин, обратившись в органы МВД, не может быть уверен, что его обращение принесет какой-либо результат. Потому обращение в прокуратуру является единственным досудебным способом повлиять на сотрудников полиции, если они нарушили права человека.


Когда сотрудники органов внутренних дел ущемили свободы или законные права гражданина, или его и вовсе привлекли к ответственности незаконно, он может смело идти в вышестоящую инстанцию и инициировать проверку по своей ситуации. Порой достаточно звонка по номеру 112 и разъяснения своей проблемы по телефону для того, чтобы проверяющие органы начали проверку: все звонки записываются.

Можно подать жалобу на конкретного полицейского, если его ФИО известны заявителю. Есть вариант первоначально подать ее руководителю полицейского участка, сотрудники которого позволили себе неправомерные действия, а можно – сразу в прокуратуру. Для этого необходимо составить обращение по указанным выше требованиям.

В том случае, если органы прокуратуры отказали в рассмотрении жалобы или удовлетворении требований гражданина, он имеет право обратиться в судебную инстанцию и защищать свои права в суде.

Читайте также:  Какие дела возбуждает дознаватель

Жалоба на действия (бездействие) судебных приставов

К сожалению, очень часто активность некоторых исполнителей судебных решений не только нарушает нормы законодательства, но является преступной и нарушает гражданские права самым явным образом. В данном случае жалоба в прокуратуру является весьма действенным способом оспаривания действий приставов и восстановления своих законных прав.

Чтобы прокуратура приняла жалобу на деятельность судебных исполнителей, она должна быть аргументирована причинами:

  • принудительное исполнение решения приставами без возможности осуществить решение гражданином самому, в добровольном порядке;
  • непредоставление приставом документов (материалов) конкретного производства по запросу лица, отказ без аргументации;
  • повторное открытие производства, ранее закрытого за истечение срока выполнения;
  • неоправданно медленное исполнение приставом своих обязанностей, затянутое выполнение работы по решению;
  • невыполнение решений производства.

В жалобе заявитель, помимо вышеперечисленных требований, должен указать конкретное ФИО, должность судебного пристава. Обращаться нужно оперативно – установлен срок подачи в 10 дней с момента правонарушения со стороны исполнителя. Рассматривается жалоба значительно быстрее – не более 3 дней со дня подачи.

Перед подачей рекомендуется собрать как можно большее количество доказательств реальных нарушений со стороны приставов.

Жалоба на работу управляющей компании


В отношении управляющей компании (УК) существуют другие инстанции для того, чтобы пожаловаться на ее работу:

  • можно попробовать решить дело миром, обратившись к руководству УК;
  • пожаловаться в Жилищную инспекцию;
  • пожаловаться в Роспотребнадзор.

В том случае, если все эти меры не оказались действенны, можно идти с обращением в прокуратуру.
Текст составляется по тем же требованиям, что указаны выше. Заявитель также четко описывает нарушения в работе управляющей компании (например, ее сотрудники не вывозят мусор), сфотографировать нарушения таким образом, чтобы было понятно, где сделана фотография и приложить их в качестве доказательств. Указываются реквизиты этой УК, адрес, телефон и т.д. В тексте следует уточнить, что приведенный факт является нарушением договора компании с жильцами дома.

Правильно составленная и поданная в прокуратуру жалоба является отличным досудебным способом защиты своих гражданских прав. Говоря глобально, она выполняет регулирующую функцию в государстве: так государственные службы могут следить за собой, своими действиями и законопослушной активностью всех элементов общества. Право обратиться в прокуратуру имеет каждый гражданин РФ; более того, делать это рекомендуется для своевременной защиты своих прав.

В прокуратуру следует обращаться тогда, когда все возможные профильные органы или инстанции не смогли разрешить спорную ситуацию – Жилищная инспекция, Роспотребнадзор, собственно сама управляющая компания.

Обращаться в прокуратуру следует в последнюю очередь и к обращению следует обязательно приложить копии писем и ответов из всех других органов. Если этого не сделать, то велика вероятность, что прокуратура перенаправит запрос в Роспотребнадзор или Жилищную инспекцию.

Собственник той или иной квартиры может подать обращение единолично, но при этом только от своего имени – действовать от имени всех жильцов без их согласия нельзя.

Для того чтобы направить обращение в прокуратуру, не обязательно проводить общее собрание собственников, достаточно просто собрать подписи под заявлением и впоследствии подать коллективное обращение, но как правило оно рассматривается на таких же основаниях, что и индивидуальное.

Обращение можно отправить как по почте, так и через электронную приемную (например, электронная приемная прокуратуры города Москвы), а также передать на личном приеме. Описывать свою проблему нужно предельно конкретно, чтобы прокурор мог понять, каким образом и в каком аспекте нарушены ваши права.

Читайте также:  Прокуратура или фсб что лучше

В своем обращении нужно кратко изложить содержание правонарушения, последствия, указать субъекта ответственности, а также приложить подтверждающие документы и описать уже предпринятые меры или указать результаты предшествующих обращений.

В дальнейшем нужно тщательно контролировать поступление, регистрацию и сроки ответов, чтобы ваше обращение не затерялось в дебрях канцелярии.

Изначально следует обращаться в районную прокуратуру по месту регистрации управляющей компании. В Москве действуют районные прокуратуры, например, Пресненская межрайонная прокуратура, Замоскворецкая межрайонная прокуратура и так далее.

В том случае, если прокуратура вам отказала или не дала ответа по существу, можно попытаться оспорить ее ответ в вышестоящей, а потом и в Генеральной прокуратуре, но делать это нужно последовательно, переходя каждый раз уровнем выше.

Также можно собрать обращения во все органы и организации и все их ответы (УК, Жилищная инспекция, Роспотребнадзор, прокуратура) и подать исковое заявление в суд.

Конкретного состава такого правонарушения нет, однако за предоставление недостоверных сведений может быть возбуждено административное производство и взыскан штраф.

Он установлен в размере 350 рублей с физических лиц, с юридических лиц – 5 тысяч рублей и 500 рублей с должностного лица.

Прокуратура, как правило, реагирует на нарушения только в том случае, если есть реальное и очевидное нарушение прав жильцов, но в любом случае она должна рассмотреть жалобу и дать ответ в течение 30 дней в соответствии с ФЗ «Об обращении граждан». В случае если прокуратура придет к выводу об обоснованности жалобы, будет проведена проверка управляющей компании (если жалоба подана на нее), допустившей нарушение, после чего для нее устанавливается дедлайн для его устранения.

Если нарушений нет, то прокуратура даст ответ о том, что ситуация ею рассмотрена, нарушений не обнаружено. Кроме того, прокуратура может перенаправить запрос в профильный орган или не рассматривать заявление вообще, если оно, например, не содержит имени заявителя или других значимых данных.

Несмотря на ряд ограничений в работе, прокуратура может оказать собственникам реальную помощь. Так, например, в Академическом районе Москвы возникла проблема с установкой шлагбаумов, которые были одобрены советом депутатов МО Академический с нарушением межевого плана квартала (так как один из шлагбаумов ограничивает доступ к территориям общего пользования).

В результате, собственники соседних домов подали жалобы в различные инстанции, которые не предприняли каких-либо мер (либо это были не их полномочия, либо были некомпетентны в этом вопросе). В результате собственники, чьи права на проезд и проход нарушались, обратились в Гагаринскую межрайонную прокуратуру с просьбой разобраться с ситуацией и принести протест на решение Совета депутатов. После того, как прокуратура обратилась с запросом в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы и департамент городского имущества Москвы, она установила, что решение об установке шлагбаумов было принято незаконно и принесла протест на него с требованием об отмене решения.

Источники:
http://socgramota.ru/prava/kak-sostavit-zhalobu-v-prokuraturu.html
http://realty.ria.ru/20191011/1559666137.html

Читайте также:
Adblock
detector