В чем заключается принцип независимости прокурора

Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществ-
ляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных орга-
нов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного са-
моуправления, иных органов и общественных объединений.

Сущность рассматриваемого принципа в том, что каждый прокурор в
своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него
обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с
ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Названным
законом прокурор огражден от вмешательства в его надзорную деятель-
ность каких бы то ни было федеральных или местных органов. Независи-
мость органов прокуратуры не означает отрыва прокуроров от местных
40

органов власти и управления. Свои организационные мероприятия по
осуществлению надзора и в целом укреплению законности прокуроры
осуществляют в тесном контакте с центральными и местными органами
представительной и исполнительной власти.

Принцип независимости организации и осуществления надзора имеет
важнейшее государственное и политическое значение, так как только при
последовательном его соблюдении прокуратура может обеспечить верхо-
венство закона, единство законности на всей территории России, успешно
защитить права граждан, интересы общества и государства.

Осуществление принципа независимости органов прокуратуры обес-
печивается их организационным построением, порядком назначения про-
курорских кадров, установленной законом системой подчиненности и по-
дотчетности прокуроров. Гарантией соблюдения этого принципа является
ст.5 Закона о прокуратуре, закрепившая недопустимость вмешательства
в осуществление прокурорского надзора. Согласно этой статье воздейст-
вие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти,
органов государственной власти субъектов РФ, органов местного само-
управления, общественных объединений, средств массовой информации,
их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью по-
влиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-
либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом
уголовную или административную ответственность.

Прокуроры не обязаны давать каких-либо объяснений по существу на-
ходящихся в их производстве материалов, а также предоставлять их кому
бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и в порядке, преду-
смотренных федеральным законодательством.

Одной из гарантий принципа независимости является политичес-
кая независимость прокурора. Она состоит в том, что согласно п. 4 ст. 4
Закона о прокуратуре прокурорам запрещено быть членами общественных
объединений, преследующих политические цели, или принимать участие в
их деятельности. Это исключает возможность влияния таких объединений
на прокурора, а следовательно, и на принимаемые им решения в процессе
осуществления прокурорского надзора.

Известно, что во всех политических объединениях (партиях, движениях и
т.п.) существует внутренняя, организационная дисциплина, подчинение
меньшинства большинству, большая или меньшая степень обязательности
выполнения решений руководящих органов партий, объединений или их
большинства. Эти решения могут не всегда совпадать с целями и задачами
органов прокуратуры. Их выполнение препятствовало бы реализации функ-

ций прокуратуры. Членства в такого рода объединениях исключает возмож-
ность прокурора руководствоваться при осуществлении надзора чем-либо
иным, кроме закона, приказов и указаний Генерального прокурора РФ.

Решению этой же задачи служит предусмотренное в том же п. 4 ст. 4
Закона о прокуратуре запрещение создания и деятельности общественных
объединений, преследующих политические цели, их организаций в органах
и учреждениях прокуратуры. Если прокурор не имеет права быть членом
политических объединений, созданных вне органов и учреждений проку-
ратуры, то тем более он не имеет права их создавать и участвовать в дея-
тельности таких организаций в самой прокуратуре. Их создание в органах
прокуратуры запрещено законом.

Разумеется, прокурор, будучи гражданином своей страны, членом об-
щества вполне может разделять чьи-то воззрения, придерживаться опре-
деленных взглядов, иметь свое видение на доктрины тех или иных поли-
тических объединений, каковых в России ныне великое множество.
Однако все это ни в коей мере не должно влиять на принятие им профес-
сиональных решений.

Важность неукоснительного соблюдения принципа независимости
прокуратуры особенно актуальна в условиях частых и быстрых измене-
ний в социальных, политических и экономических отношениях, прису-
щих современному российскому обществу.

Дата добавления: 2015-10-06 ; просмотров: 546 | Нарушение авторских прав

Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре прокуратура осуществляет свою деятельностьнезависимоот федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений и руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Реализация принципа независимости прокуратуры обеспечивается: организационным построением; установленным порядком назначения прокуроров на должность; определенной законом системой подчиненности и подотчетности прокурорских работников; порядком материально-технического обеспечения (финансирование органов и учреждений прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета независимо от бюджета местных органов); материальным и социальным обеспечением работников прокуратуры. Недопустимо вмешательство в осуществление деятельности прокуратуры.

Читайте также:  Как прокуратура проверяет малый бизнес

Признаком принципа независимости является политическая независимость прокурораи следователя Следственного комитета при прокуратуре РФ. Прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности, что исключает возможность влияния со стороны этих объединений на прокурора и на решения, принимаемые им в процессе осуществления прокурорского надзора.

Также не допускается создание и деятельность в органах и учреждениях прокуратуры общественных объединений, преследующих политические цели.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

15. Принцип гласности в деятельности прокуратуры, его содержание и значение.

Принцип гласностизакреплен в Законе о прокуратуре и означает, что прокуратура действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Реализация принципа гласности обеспечивается:сообщением в печати о назначении и освобождении прокурора от должности; информированием федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии законности; ежегодным представлением Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчета о проделанной работе по их укреплению; созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах. Не допускаетсяпредание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам, если это может причинить вред интересам личности, общества и государства.

16. Система органов прокуратуры.

Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Органы прокуратуры составляют систему прокуратуры РФ и обладают следующими признаками:

1. единства (не входят ни в какую иную систему органов, единство основных целей и задач);

2. централизованности (подчинение нижестоящего прокурора вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ);

3. системности органов прокуратуры (органы прокуратуры не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы).

17. Генеральная прокуратура РФ, ее структура.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ (п. 2 ст. 14).

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ (п. 3 ст. 14).

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора РФ. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров- криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников (п. 4 ст. 14).

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений (п. 5 ст. 14).

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ – Главным военным прокурором (п. 6 ст. 14).

Читайте также:  Для чего прокурор подает представление в апелляцию

Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры РФ, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников (п. 1 ст. 17).

Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры (п. 2 ст. 17).

Генеральный прокурор РФ назначает на должность и освобождает от должностидиректоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей (п. 3 ст. 17).

Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом (п. 4 ст. 17).

18. Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации.

Генеральный прокурор РФ(ГПр) – высшее должностное лицо прокуратуры, осуществляющее общее руководство Генеральной прокуратурой РФ.

ГПр одновременно является председателем коллегии Генеральной прокуратуры РФ, председателем Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов, возглавляет Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре РФ. В отсутствие ГПр его обязанности исполняет первый заместитель, а при отсутствии первого заместителя – один из заместителей ГПр.

ГПр назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность ГПр. Срок полномочий ГПр пять лет.ГПр ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по ее укреплению. ГПр принимает участие в заседаниях Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, а также вправе обращаться в пленум названных судов с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Полномочия ГПрпо руководству системой прокуратуры: 1) руководит системой прокуратуры; 2) издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников; 3) устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда, определяет полномочия структурных подразделений; 4) устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры, за исключением Следственного комитета при прокуратуре РФ; 5) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, их заместителей, прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров; 6) назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей; 7) несет ответственность за выполнение задач, возложенных на прокуратуру.

Указания ГПр по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. ГПр устанавливает порядок и сроки проведения аттестации в отношении прокурорских работников, за исключением следователей. ГПр имеет право налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре РФ. ГПр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению ГПр. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется ГПр.

Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ – первый заместитель – назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что функциональные решения и действия прокуроры осуществляют только на основе закона, внутреннего убеждения, материалов проверок, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности.

Сущность данного принципа выражается в осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов независимо от любых федеральных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных органов и общественных объединений. Каждый прокурор в своей деятельности независим и руководствуется только законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации. Прокуроры ограждены от вмешательства в их профессиональную деятельность федеральных и местных органов. Воздействие на прокуроров в любой форме является недопустимым. Недопустимы не только прямые указания прокурорам, но и любые обращения иного рода. В ст. 5 Закона о прокуратуре подчеркивается, что наступление установленной законом ответственности влечет любое оказанное в какой-либо форме воздействие на прокуроров с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствовать их деятельности. Причем недопустимо воздействие не только федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, но и средств массовой информации, их представителей и должностных лиц.

Читайте также:  Есть ли у прокурора охрана

Независимость прокуроров обеспечивается и особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления. В отношении прокурора законодателем предусмотрен процессуальный иммунитет в связи с привлечением к уголовной ответственности (ст. 447, 448 УПК). Проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. В то же время проверка сообщений о преступлении, совершенном прокурором, а также возбуждение в отношении прокурора уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор застигнут при совершении преступления) и его предварительное расследование производятся Следственным комитетом Российской Федерации в порядке, установленном УПК (ст. 42 Закона о прокуратуре).

Реализация принципа независимости прокуратуры обеспечивается организационным построением, установленным порядком назначения прокуроров на должность, определенной законом системой подчиненности и подотчетности прокурорских работников, порядком материально-технического обеспечения (финансирование всех органов прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета), материальным и социальным обеспечением работников прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации (ст. 11 Закона о прокуратуре). В принимаемом парламентом страны федеральном бюджете финансирование органов прокуратуры предусматривается отдельной строкой. Привлечение для нужд прокуратуры любых пожертвований от благотворительных или иных негосударственных фондов запрещено [1] .

Гарантией независимости прокуроров выступает установленное законом запрещение совмещать основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Это касается недопустимости занятия должностей в органах власти и местного самоуправления, возможности быть членами выборных органов и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Исключение составляет лишь возможность заниматься педагогической, научной и творческой деятельностью.

Одним из проявлений принципа независимости в деятельности прокуратуры является политическая независимость прокурора. Законом о прокуратуре предусмотрено запрещение прокурорским работникам возможности быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются, а прокуроры в своей служебной деятельности не могут быть связаны решениями общественных объединений. Преступив данный запрет, прокурорские работники ставят себя в положение, несовместимое с дальнейшим прохождением службы в органах прокуратуры. Несоблюдение принципа внепартийности [2] , установленное ст. 4 и ст. 43 Закона о прокуратуре, влечет прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры. Действие принципа внепартийности распространяется на всех работников прокуратуры, имеющих классные чины.

Принцип независимости организации и деятельности прокуратуры имеет большое государственное значение, поскольку, только будучи независимым государственным органом, обладающим организационной и функциональной самостоятельностью, прокуратура может выполнять возложенные на нее задачи по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и по укреплению законности в стране.

Источники:
http://studopedia.ru/19_54725_printsip-nezavisimosti-organov-prokuraturi.html
http://studref.com/456177/pravo/printsip_nezavisimosti

Читайте также:
Adblock
detector