Прокуроры в российской федерации не могут

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

2.1. Органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.

3. Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и организациях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре. Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

Наделяя прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании информационного материала экстремистским, т.е. в защиту государственных и общественных интересов, федеральный законодатель исходит из того, что задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации и предполагает ее независимость в исполнении данных полномочий от других государственных органов и должностных лиц, граждан и их объединений. В связи с этим Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве одного из принципов деятельности прокуратуры закрепляет, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами (абзац первый пункта 2 статьи 4).

Читайте также:  Может ли прокуратура изменить меру пресечения

Кроме того, полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается нормами ч. 2 ст. 3, абз. 1 п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 5 указанного Федерального закона, которые позволяют прокурору самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в его ведении.

Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (пункт 1 статьи 4); Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации (пункт 1 статьи 17).

Кроме того, по смыслу статьи 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации и согласно основанному на ней Федеральному закону от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (пункт 1 статьи 4). Из этого следует, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры вправе как принимать решения, обязательные для нижестоящих прокуроров, так и отменять принятые нижестоящими прокурорами решения и прекращать осуществляемые ими действия. В уголовном судопроизводстве наличие указанных полномочий обусловлено тем, что уголовное преследование и поддержание обвинения в суде по делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляются прокурором от имени государства в публичных интересах и вышестоящий прокурор, если он установит, что нижестоящим прокурором соответствующие интересы не были обеспечены, обязан исправить обнаруженные отступления от требований закона. Иначе решение нижестоящего прокурора об отказе от обвинения превращалось бы в окончательное решение, которое, вопреки принципам правового государства, не может быть исправлено ни в рамках централизованной системы органов прокуратуры, ни судом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2003 года N 18-П).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций.

Статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Использовать полномочия, предоставленные пунктом 2 статьи 4, пунктом 3 статьи 22 и статьей 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», по внесению представлений и информированию руководителей следственного органа о состоянии законности и выявляемых нарушениях, если они носят систематический характер и их устранение требует принятия организационных мер, а также рассмотрения вопросов дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей.

На основании п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре прокурор вправе направлять информации в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о состоянии законности в сфере исполнения законов при производстве по делам об административных правонарушениях. Необходимо не только отражать вскрытые нарушения со стороны органов административной юрисдикции, но и делать упор на вопросы, связанные с совершенствованием законодательства об ответственности за административные правонарушения, участвуя тем самым и в правотворческой деятельности.

В-третьих, одной из сторон в делах о признании материалов экстремистскими всегда выступает прокуратура, согласно статьям 1 и 4 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» — единая федеральная централизованная система органов. Законодательство могло бы предусмотреть такие механизмы взаимодействия внутри этой системы, которые исключали бы заявление одинаковых по существу требований разными прокурорами. Именно прокурор, будучи несогласным с решением суда и располагая информацией о таком решении, вправе обратиться в вышестоящую судебную инстанцию (вплоть до Верховного Суда Российской Федерации) с целью его пересмотра.

Читайте также:  Какие решения принимает прокурор

1.2. Строго соблюдать один из основополагающих принципов организации и деятельности прокуратуры, закрепленный в ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Из положений пунктов 1 и 2 статьи 1, статей 4, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями его статей 23 — 25.1 следует, что проведение прокурорской проверки призвано устранить неопределенность в отношении имеющихся у органов прокуратуры конкретных сведений, указывающих на наличие в деятельности некоммерческой организации признаков нарушений законов, и вынести по ее итогам — в случае подтверждения наличия соответствующих нарушений — акт прокурорского реагирования в виде протеста, представления, постановления или предостережения о недопустимости нарушения закона. При этом пункт 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года N 195 обязывает прокурора формулировать в документах прокурорского реагирования правовую сущность выявленных нарушений законов с указанием на их негативные последствия, причины и условия, которые им способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц, а также принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования.

Для органов прокуратуры учредительным документом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», где пунктом 5 статьи 4 прокурорским работникам запрещено совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой.

Таким образом, взимание платы за копии материалов уголовных дел считаю недопустимым.

В соответствии со статьей 129 (часть 1) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом, прежде всего Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 10 февраля 1999 года). Согласно его статьям 1 (пункты 1 и 3) и 4 прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами и опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

О прокуратуре

Российская прокуратура представляет собой единую систему органов федерального уровня, работающих от лица Российской Федерации. Основной обязанностью прокуратуры является контроль над соблюдением закона в стране. Необходимо это для обеспечения укрепления единства и верховенства закона. Прокуратура защищает свободы и права человека, а также охраняет законные интересы общества.

Помимо этого, российская прокуратура занимается:

  • надзором за исполнением законов теми органами, что осуществляют розыскную и оперативную деятельность, а именно дознание и следствие;
  • контролем над соблюдением свобод и прав граждан всеми властными и судебными органами России;
  • уголовным преследованием в соответствии с установленными полномочиями;
  • координацией дел правоохранительных органов.

Помимо всего прочего, российская прокуратура осуществляет правотворческую деятельность, а генеральная прокуратура – выпуск специальных нормативных изданий.

Принципы деятельности

  • осуществление полномочий независимо от остальных федеральных или муниципальных органов;
  • действие строго в соответствии с российским законодательством;
  • своевременное информирование государственных органов о результатах своей деятельности.

Отдельно стоит выделить еще один принцип, закрепленный во второй статье настоящего законопроекта. Речь здесь идет о международном сотрудничестве. Так, генеральная прокуратура РФ должна тесно и продуктивно сотрудничать с иностранными органами, осуществляющими похожие функции. Необходимо это, конечно же, для получения ценного опыта и обмена полезной информацией.

О прокурорах

Статья 6 говорит об обязательности исполнения требований прокуроров. Так, законные указания сотрудников прокуратуры должны подлежать безусловному и своевременному исполнению. При этом рассматриваемый законопроект говорит и о том, что прокурор не вправе требовать у органов информацию, не обусловленную целями прокурорской проверки, не относящуюся к теме проверки, либо опубликованную в открытом доступе.

Стоит также отметить, что последующие статьи говорят об участии сотрудников прокуратуры в заседаниях органов власти (муниципальных или федеральных), о координации в деятельности в борьбе с правонарушениями, об участии в правотворческой деятельности, о проведении антикоррупционных экспертиз и т.д.

Система прокуратуры

  • генеральная прокуратура РФ;
  • региональные прокуратуры РФ;
  • военные и прочие специализированные прокуратуры;
  • печатные редакции, образовательные и научные организации.
Читайте также:  Как подать обращение в прокуратуру через интернет

Все представленные инстанции имеют в своем оперативном управлении объекты хозяйственного и социально-бытового назначения. При этом образованием, реорганизацией, наделением статуса и ликвидацией всех перечисленных органов занимается российский генеральный прокурор. Естественно, абсолютно незаконным будет создание и функционирование в России органа прокуратуры, не входящего в общую систему.

О генеральном прокуроре

Как уже было сказано выше, генпрокурор является основным руководителем всей представленной системы. Назначение на должность генерального прокурора Российской Федерации и снятие с нее осуществляется по представлению российского Президента через высшую палату Федерального Собрания.

Генеральным прокурором может стать только российский гражданин, достигший возраста 35 лет, имеющий соответствующее образование и рабочий стаж. Если генпрокурор по какой-то причине отсутствует, то на его месте осуществляет свою рабочую деятельность его первый заместитель. Срок полномочий генпрокурора – ровно пять лет. При этом одно и то же лицо способно неоднократно назначаться на рассматриваемую должность.

Основной обязанностью генерального прокурора остается представление ежегодных посланий двум палатам законодательной ветви власти в РФ. Стоит также отметить, что рассматриваемое должностное лицо имеет право вносить Президенту кандидатуры своих заместителей.

Прокуратуры субъектов

Как формируются и функционируют прокуратуры субъектов Российской Федерации? Статья 15 Федерального Закона №2202-1 говорит о том, что в муниципальных органах прокуратуры должны создаваться специальные коллегии, в которых обязан присутствовать председатель, его заместители и различные прокурорские работники. Это относится как к обычным органам, так и к специализированным, например, военного типа.

Помимо этого, в прокуратурах субъектов России должны образовываться отделы и управления. В каждой инстанции должен присутствовать начальник, у начальников – старшие помощники и заместители. При этом помощники назначаются прокурором субъекта, а последний – российским Президентом по представлению генпрокурора.

Прокурору субъекта должно быть не менее 30 лет, он должен отвечать требованиям настоящего закона, иметь соответствующее образование и рабочий стаж.

О прокурорском надзоре

Большинство россиян слышало о таком знаменитом термине, как «прокурорский надзор». Но все ли граждане знают, что это понятие означает? Что представляет собой прокурорский надзор? Закон №2202-1, а именно третий его раздел дает подробное объяснение.

Предметом надзора является банальное следование как российской Конституции, так и многим другим законам. Сотрудники, контролируя соблюдение соответствующих правовых и нормативных актов, как раз осуществляют прокурорский надзор. Как именно должна осуществляться проверка? В рассматриваемый орган поступают сведения, указывающие на существование в работе проверяемых органов каких-то элементов нарушения закона. Прокурор или его заместители начинают соответствующую проверку, по результатам которой подтверждают или опровергают информацию о нарушении действующего законодательства. Весь процесс не должен занимать более 30 дней. Подобная форма устанавливается как в федеральной прокуратуре, так и в органах субъектов РФ.

Прокурор и суд

Существует ли какое-то взаимодействие между прокуратурой и судебной системой? Ответ на этот вопрос, скорее всего, очевиден. Правовые основы деятельности Прокуратуры Российской Федерации закрепляют тесное сотрудничество и постоянное взаимодействие между двумя представленными системами. Так, статья 35 рассматриваемого Федерального Закона гласит об участии прокурора в рассмотрении дел судебной инстанцией. Именно прокуратура выступает в качестве обвинителя.

В соответствии с законами Российской Федерации, работник прокуратуры способен обратиться в судебные инстанции с заявлением о вступлении в дело процесса (на любой стадии), если того требует защита прав и свобод граждан, интересов общества или государства.

Обязанности генерального прокурора в данном случае несколько отличаются. Это лицо обязано работать на заседаниях Верховного Суда, а также участвовать в правотворческой деятельности вместе с другими государственными инстанциями. Помимо этого, генеральный прокурор вправе обращаться в Конституционный Суд РФ за толкованием отдельных норм, как правило, по вопросам нарушения конституционных прав и свобод.

Требования к прокурорам

Стоит уделить чуть больше внимания законным требованиям, предъявляемым к личности прокурора. Рассматриваемый Федеральный Закон гласит о том, что прокурорами могут быть граждане, отвечающие следующим параметрам:

  • наличие российского гражданства;
  • наличие высшего образования по юридической специальности с государственной аккредитацией;
  • наличие должных профессиональных и моральных качеств;
  • отсутствие проблем со здоровьем (для оптимальной трудовой деятельности).

Прокурором невозможно стать при наличии следующих факторов:

  • иностранное гражданство;
  • лицо, претендующее на рассматриваемую должность, является недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • наличие судимости;
  • наличие заболеваний, препятствующих осуществлению эффективной трудовой деятельности;
  • суд лишил возможности занимать соответствующие должности;
  • отказ от прохождения процедуры оформления допуска к тайным государственным сведениям.

Таким образом, Федеральный Закон предъявляет довольно четкие требования к сотрудникам прокуратуры.

Источники:
http://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-17011992-n-2202-1-o/razdel-i/statja-4/
http://fb.ru/article/318610/federalnyiy-zakon-o-prokurature-rossiyskoy-federatsii-n—ot

Читайте также:
Adblock
detector