Прокурор имеет ли право возбуждать уголовное дело

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Толмосов Вячеслав Иванович

В данной статье на основе анализа действуюшего уголовно-процессуального законодательства, ведомственных приказов Генерального прокурора РФ, позиций ученых-процессуалистов и уголовной статистики предпринято обоснование возвращения прокурорам права на возбужление уголовных дел.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Толмосов Вячеслав Иванович,

О ВОЗВРАЩЕНИИ ПРОКУРОРАМ ПРАВА ВОЗБУЖДАТЬ УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА

В ланной статье на основе анализа лействуюшего уго-ловно-проиессуального законолательства, веломствен-ных приказов Генерального прокурора РФ, позииий ученых-проиессуалистов и уголовной статистики прел-принято обоснование возврашения прокурорам права Толмосов Вячеслав Иванович на возбужление уг°л°вных лел.

кандидат юридических наук, Ключевые слова: сталия возбужления уголовноголела,

профессор прокурор, сообшение о совершенном преступлении,

заведующий кафедрой лослелственная проверка.

уголовного права и процесса

Самарская Ч. 2 ст. 21 УПК предписывает прокурору,

гуманитарная академия следователю, органу дознания и дознавателю в

каждом случае обнаружения признаков преступного деяния принимать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры по установлению события преступления и изобличению лица или лиц, виновных в его совершении. При этом детальное изложение поводов и оснований для возбуждения уголовного дела и связанных с ним вопросов содержится в гл. 19 УПК (ст. ст. 140—145).

Важность стадии проверки сообщений о преступлениях, обусловленная значимостью принимаемых в результате решений (о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовного дела), очевидна и споров среди теоретиков и практиков не вызывает. Именно на этом этапе досудебного производства начинается сбор доказательственной информации о факте совершения преступления, его обстоятельствах и лицах, причастных к нему. Более того, законодатель допускает возможность производства при

этом отдельных следственных действий (например, осмотра места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствования, назначения судебных экспертиз), то есть сбор доказательств. УПК определяется также полномочия участников уголовного судопроизводств на данной стадии уголовного процесса, в том числе права и обязанности прокурора, предусмотренные ст. 37 названного Кодекса:

^ проверять исполнение требований федерального закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК);

^ выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК);

^ осуществлять в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК:

— передачу материалов проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (в соответствии с правилами ст. 151 УПК);

— изъятие любых материалов такой проверки у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти);

— их передачу следователю Следственного комитета РФ (с обязательным указанием оснований).

Порядок действий компетентных органов, сопряжённых со стадией возбуждения уголовного дела, регламентирован как УПК, так и ведомственными нормативными актами, от неукоснительного исполнения которых зависят законность и обоснованность принимаемых решений и перспективы предварительного расследования. Именно поэтому так важен прокурорский надзор уже на этой стадии уголовного процесса.

Между тем, анализ следственной практики говорит о существенных нарушениях действующего законодательства. В их числе многочисленные отказы в приёме и регистрации заявлений о преступлении (особенно, когда нет информации о конкретном виновнике совершённого деяния), нарушения сроков рассмотрения соответствующих заявлений (обращений), неисполнение законодательных предписаний о необходимости уведомления заявителя о принятом решении с разъяснением права и порядка его обжалования и т. д.

К этому добавим, что на данной стадии уголовного процесса не исключена потенциальная опасность принятия необоснованного и противозаконного решения по различным причинам — чаще субъективного свойства. Поэтому её надзорное сопровождение со стороны органов прокуратуры — главная гарантия законности, предопределяющая правомерный алгоритм дальнейших процессуальных действий.

Более того, с этой стадии начинается правозащитная функция прокурора, обязанного выявлять и пресекать с помощью вверенных ему средств, прокурорского реагирования любые нарушения конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов дознания и предварительного следствия. Эти нарушения несут в себе мощный негативный социальный заряд, на корню подрывающий доверие населения к правоохранительным органам1.

Для минимизации и предупреждения нарушений действующего законодательства органами дознания и предварительного следствия в уголовном судопроизводстве, в том числе при производстве так называемых доследствен-ных проверок, разработаны алгоритмы надлежащих действий прокурорского корпуса страны в сфере данного направления надзора, зафиксированные в соответствующих руководящих приказах Генпрокуратуры РФ2.

Одновременно отметим, что ФЗ РФ № 4866-1 от 27 апреля 1993 года позволяет каждому гражданин нашей страны обратиться с жалобой в суд на неправомерные действия (решения) государственных органов и т. д., а также должностных лиц и государственных служащих, если считает, что ими нарушены его права и свободы (ст. 1)3.

Читайте также:  Чем грозит прокурору возвращение уголовного дела

Кроме того, российское законодательство допускает согласуемую с ФЗ № 594 от 2 мая 2006 года возможность обращения к вышестоящему руководите-

лю и прокурору, ибо судебные процедуры, как правило, носят длительный характер и связаны с определёнными материальными и временными затратами.

Обжалование действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, прокурору или в суде предусмотрено также гл. 16 УПК.

В процессе обжалования действий и решений должностных лиц прокуратура занимает промежуточное положение между лицом, которое вынесло обжалуемое решение, и судом. Проверка соответствующей учётно-регистрационной работы ведётся в двух направлениях. С одной стороны, — по линии так называемого общего надзора, осуществляемого прокуратурой, — в органах дознания и предварительного следствия. С другой, — в самой системе прокуратуры, когда вышестоящий прокурор проверяет постановку этой работы в нижестоящем звене по линии ведомственного контроля с учётом требований Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генпрокуратуры РФ от 30 января 2013 года № 455.

Да, действительно, по действующему законодательству прокурор должен поступить именно так, ибо, выявив нарушения при возбуждении уголовных дел со стороны полномочных органов и должностных лиц, он ограничен в средствах реагирования — не обладает правом самостоятельного возбуждения уголовных дел, что едва ли правильно.

6 Поляков М. П. Прокурорский надзор : конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Фе-дулов. 3-е изд., испр. и доп. М : Высшее образование, 2009. С. 105.

Не случайно, отдельные авторы предлагают законодателю вернуть прокурору право возбуждения уголовных дел и передачи их по подследственности для производства предварительного расследования в органы дознания и следствия8.

О крайне тяжёлой ситуации, сложившейся в стране по вопросам учёта, регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях, можно судить даже по результатам анализа состояния законности в одном, отдельно взятом федеральном округе, — Уральском. Здесь, например, только за 1-й квартал 2010 года в ходе прокурорских проверок были выявлены и дополнительно поставлены на учёт 4573 преступления (+3,8%), не получивших в своё время должной регистрации и расследования в органах правоохраны. Причём, предметом особой озабоченности признано увеличение количества фактов сокрытия от учёта перевозок и сбыта поддельных денег (+79,3%), разбоев (+55,6%) и причинений тяжкого вреда здоровью (+18,3%). При этом самой расхожей формой укрытия преступных деяний считается вынесение незаконных поста-

8 См., например: Рябинина Т. К. И вновь к вопросу о правовом статусе прокурора в уголовном судопроизводстве // Уголовное судопроизводство. 2008. № 1. С. 41—45; Сычёв Д. А. Уголовно-процессуальные функции прокурора, осуществляемые в ходе досудебного производства // КриминалистЪ. 2013. № 1 (12). С. 49—54.

10 Гатауллин 3. Ш. Уголовное преследование как функция прокурора в уголовном судопроизводстве // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 225.

новлений об отказе в возбуждении уголовного дела, подтверждённое фактом восстановления на учёте органами прокуратуры за указанный период времени 4124 преступлений, не получивших своевременной уголовно-правовой оценки из-за принятия органами дознания и предварительного следствия названных противоправных процессуальных решений (+4,2%)41.

Даже эти статистические данные свидетельствуют об актуальности и целесообразности возрождения законодательного допуска прокурорского корпуса страны к возбуждению уголовных дел, причём как в отношении преступно поправших Закон следователей и дознавателей, так и по сокрытым ими конкретным криминальным фактам. Какой-либо логики в том, чтобы прокурор после выявления в ходе прокурорской проверки очевидного факта совершения преступления передавал вопрос о возбуждении уголовного дела на разрешение (усмотрение) следственных органов, мы не видим (полагаем, что правильнее, чтобы он возбудил дело, а затем незамедлительно направил его по подследственности для расследования).

Во-первых, мы усматриваем в этом элемент дублирования, не отвечающий государственным интересам по причине распыления соответствующих сил и средств.

Во-вторых, от этого, на наш взгляд, страдает оперативность поиска, обнаружения, фиксации и вовлечения доказательственной информации в процесс доказывания на правах доказательств по конкретному уголовному делу, обусловленная неминуемой задержкой в таких случаях начала уголовного преследования.

Таким образом, возвращение прокурору права возбуждать уголовные дела — насущная практическая потребность современного этапа развития нашего государства, без законодательного удовлетворения которой наши пожелания не выйдут за рамки благих намерений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3. Гатауллин, 3. Ш. Уголовное преследование как функция прокурора в уголовном судопроизводстве // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 225.

Читайте также:  Как по фене прокурор

6. Поляков, М. П. Прокурорский надзор : конспект лекций / М. П. Поляков, А. Ф. Фе-дулов. 3-е изд., испр. и доп. М : Высшее образование, 2009. С. 105.

10. Рябинина, Т. К. И вновь к вопросу о правовом статусе прокурора в уголовном судопроизводстве // Уголовное судопроизводство. 2008. № 1. С. 41-45.

11. Сычёв, Д. А. Уголовно-процессуальные функции прокурора, осуществляемые в ходе досудебного производства // КриминалистЪ. 2013. №1 (12). С. 49-54.

В Госдуму внесли законопроект, который наделяет прокуроров правом возбуждать уголовные дела и отказывать в их возбуждении наравне со следователями. Также прокуроры смогут давать отвод сотрудникам МВД и СКР вплоть до начальников.

Депутаты фракции КПРФ Госдумы предложили наделить сотрудников Генпрокуратуры новыми полномочиями, чтобы снизить количество нарушений, допускаемых сотрудниками Следственного комитета и МВД, и повысить качество предварительного следствия в стране. Авторами законопроекта выступили коммунисты Геннадий Зюганов, Николай Коломейцев, Иван Мельников, Алексей Пономарев и Юрий Синельщиков.

В число новых полномочий входят право на возбуждение уголовного дела наравне с руководителями следственных органов, следователями и дознавателями полиции, отказ от возбуждения дела, а также право на отвод перечисленных категорий сотрудников правоохранительных органов, включая начальника органа дознания и начальника подразделения дознания.

Законопроект также предусматривает право прокурора производить отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. Смогут прокуроры и отменять любые необоснованные или незаконные постановления следователя и отстранять от расследования следователей, допустивших нарушение требований УПК.

Авторы инициативы добавляют, что в законопроекте предлагается исключить правило, при котором прокурор может отменять постановление РСО, следователя о приостановлении предварительного следствия, либо о прекращении уголовного дела в срок не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела.

Напомним, что ранее генпрокурор Юрий Чайка неоднократно требовал расширения полномочий его ведомства в части дополнительного надзора над следствием и самостоятельного возбуждения уголовных дел.

Совершение противоправного деяния приводит к наступлению уголовной ответственности для виновного гражданина.

Назначение наказания становится возможным после рассмотрения судом представленных материалов. Законом определяется, кто может возбудить уголовное дело при наличии оснований.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам бесплатной консультации :

Как узнать, заведено ли уголовное дело? Читайте об этом здесь.

Формы уголовного преследования

Выделяют три формы уголовного преследования:

  1. Публичный порядок. Данная форма уголовного преследования подразумевает возбуждение дела уполномоченными органами без получения согласия со стороны потерпевшего. Примирение сторон при данной форме уголовного преследования не является поводом для прекращения производства по делу о правонарушении.
  2. Частно-публичный порядок. Дело возбуждается исключительно на основании жалобы самого пострадавшего. Если по объективным причинам пострадавшее лицо не может самостоятельно подать жалобу, это за него может сделать законный представитель.

Примирение сторон, также, не является основанием для прекращения дела.

  • Частный порядок. Дела подобного рода принимаются к рассмотрению уполномоченными органами на основании заявления (жалобы) потерпевшей стороны. Примирение сторон является основанием для прекращения дела.
  • Частное, частно-публичное уголовное преследование начинается с подачи пострадавшей стороной заявления в отношении конкретного лица, либо лица, указанного в статье 447 УПК РФ.

    Для определения подследственности дело направляется прокурору для ознакомления. Об этом делается соответствующая отметка. При наличии оснований должностные лица, обладающие необходимой компетенцией, возбуждают дело.

    Данный факт подтверждается постановлением.

    В документе указываются сведения о месте и времени вынесения решения, о выявленных основаниях.

    Также, указывается наименование организации и данные должностного лица, вынесшего решение.

    Копия постановления направляется прокурору для ознакомления. Прокурор после изучения представленных материалов дела может прийти к заключению о необоснованности предъявляемых виновному лицу обвинений, либо о незаконности действий уполномоченных лиц.

    В этом случае по закону он имеет возможность в течение суток после получения материалов дела вынести решение об отмене полученного постановления.

    Отмена документа происходит на основании мотивированного постановления самого прокурора.

    Копия данного документа передается лицу, возбудившему дело. Уполномоченное лицо после получения отказа прокурора в возбуждении уголовного дела уведомляет об этом заявителя (пострадавшую сторону), обвиняемого.

    Если гражданин подает исковое заявление в мировой суд, не обладая необходимыми сведениями о виновнике происшествия, судья не принимает документ.

    В этом случае дело передается судьей на рассмотрение следственных органов, органов дознания.

    Об основаниях и порядке возбуждения уголовного дела читайте тут.

    Уполномоченные лица

    Ст. 146 УПК определяет, что возбуждать уголовные дела в пределах своей компетенции и при наличии оснований могут следующие уполномоченные лица и организации:

    1. Органы дознания — органы внутренних дел РФ (отделы, отделения, пункты); иные органы исполнительной власти, имеющие право осуществлять оперативно-розыскную деятельность; органы службы судебных приставов; начальники органов военной полиции; командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений, гарнизонов; органы государственного пожарного надзора.
    2. Дознаватели — должностные лица органов дознания, уполномоченные на осуществление следственных действий, проведение расследований по уголовному делу. Именно дознаватели, как представители органов дознания, обладают достаточными полномочиями и компетенцией для возбуждения уголовных дел.

    Остальные сотрудники органов дознания, не относящиеся к категории дознавателей, подобными правами не обладают.

  • Руководители следственного органа — должностные лица, возглавляющие следственное подразделение (либо их заместители).
  • Следователи — должностные лица, отвечающие за проведение предварительного следствия по совершенным правонарушениям уголовного характера.
  • Читайте также:  Жена прокурора сколько серий

    Когда противоправные действия совершаются в местах, в которые по объективным причинам у правоохранительных органов отсутствует доступ, неотложные следственные мероприятия и возбуждение дела возлагается на следующих лиц:

    • капитанов судов;
    • руководителей экспедиций;
    • начальников антарктических станций;
    • начальников сезонных баз;
    • глав дипломатических представительств;
    • глав консульских учреждений.

    Вышеперечисленные уполномоченные лица имеют право на возбуждение уголовного дела только в случае совершения преступления правонарушителями по месту пребывания этих уполномоченных лиц и при отсутствии поблизости органов дознания (на судне, в экспедиции, на станции, на полевой базе, в дипломатическом представительстве или консульском учреждении).

    Может ли следователь закрыть дело до суда? Ответ узнайте прямо сейчас.

    Кто может возбудить дело?

    Чаще всего возникают вопросы о наличии права возбуждать уголовные дела у следующих уполномоченных лиц:

    Прокурор наделен полномочиями осуществления надзора за соблюдением законности.

    Именно прокурору передаются на рассмотрение уголовные дела для определения подследственности.

    Он имеет право признать законным и обоснованным постановление органов дознания о возбуждении уголовного дела, либо опротестовать данное постановление.

    То есть, прокурор самостоятельно не возбуждает уголовное дело, но дает согласие на право дознавательного органа возбудить это дело при наличии оснований.

    Судья (суд) имеет право возбудить уголовные дела в определенных случаях. Эти случаи строго регламентируются законом:

    1. Дела частного обвинения (ст. 115, 116, ч. 1 ст. 128.1 УК). Судья при рассмотрении дел частного обвинения изучает жалобу, поданную пострадавшим лицом в отношении правонарушителя. По закону судья должен до возбуждения дела принять меры, направленные на примирение пострадавшего и виновного лица.
    2. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении факта совершения подсудимым другого преступления, по которому обвинение ему не было предъявлено (ст. 255 УПК).
    3. Дела, возбужденные во время судебного заседания при установлении обстоятельств, указывающих на совершение правонарушения лицом, не привлеченным к уголовной ответственности (ст. 256 УПК).

    Участковый относится к органу дознания с точки зрения его принадлежности к территориальному отделу министерства внутренних дел.

    Но сам участковый не является непосредственным дознавателем, следователем.

    Соответственно, он имеет право на возбуждение уголовного дела как уполномоченное лицо от внутренних органов, но не обладает правом проведения предварительных следственных мероприятий по делу.

    После возбуждения дела участковый должен передать его для дальнейшего изучения в соответствующий орган расследования.

    Кто не может?

    Возбуждать уголовные дела не могут следующие уполномоченные лица, задействованные в уголовном производстве:

    1. дежурный по отделу, принимающий жалобы от граждан;
    2. оперуполномоченный, осуществляющий оперативно-розыскные мероприятия;
    3. частный обвинитель (физическое или юридическое лицо, в отношении которого было совершено противоправное деяние);
    4. адвокат потерпевшей стороны;
    5. судья в случаях, когда он не наделен полномочиями для возбуждения уголовного дела по рассматриваемому правонарушению.

    Данные категории лиц принимают непосредственное участие в процедуре расследования уголовного правонарушения, определения меры пресечения, но не имеют возможности возбудить уголовное дело.

    Таким образом, законом устанавливается строго регламентированный круг лиц, имеющих право на возбуждение уголовного дела в отношении правонарушителя при наличии оснований.

    Остальные участники производства по уголовному делу имеют право только на выполнение определенных функций в рамках их компетенции до возбуждения дела, либо после.

    Когда применяется особый порядок рассмотрения уголовного дела в суде? Узнайте об этом из нашей статьи.

    На основании чего может быть возбуждено уголовное дело? Узнайте из видео:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Это быстро и бесплатно !

    Источники:
    http://pasmi.ru/archive/220260/

    Читайте также:
    Adblock
    detector