Природоохранная прокуратура что проверяет

Ведение хозяйственной деятельности в большинстве случаев неизбежно сопровождается необходимостью периодического взаимодействия с административными органами

Примерами наиболее частых случаев такого взаимодействия (помимо оформления разрешительной документации и представления отчетности) является взаимодействие в рамках административного производства (т.е. в рамках возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, привлечения к административной ответственности) и взаимодействие в рамках мероприятий, связанных с различными видами государственного надзора (т.е. в рамках плановых и внеплановых проверок).

Государственный экологический надзор является одним из видов контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а точнее за соблюдением указанными лицами требований законодательства и иных нормативных правовых актов.

Государственный экологический надзор может осуществляться в отношении всех лиц, деятельность которых сопряжена с оказанием воздействия на окружающую среду, осуществлением природопользования, а значит, применим ко всем видам хозяйственной и иной деятельности.

Тем не менее, справедливо отметить, что наибольший интерес у правоприменителей вызывают субъекты хозяйственной деятельности с более-менее очевидными экологическими аспектами деятельности (образование отходов и обращение с ними, осуществление выбросов в атмосферный воздух, сбросов в водные объекты, использование недр, воздействие на водные биологические ресурсы, обращение с озоноразрушающими веществами и пр.).

Как указано ранее, в практической действительности государственной экологического надзора выражен в форме проводимых уполномоченными административными органами проверок, об особенностях организации и основаниях которых ниже пойдет речь.

Виды проверок и основания их проведения

В зависимости от оснований для проведения «экологические» проверки подразделяют на плановые и внеплановые.

Иными словами, появление государственного инспектора на территории предприятия должно быть направлено на выявление отсутствия или наличия нарушений природоохранного законодательства при эксплуатации промышленных и иных объектов и производств.

Разграничение обозначенных видов проверок проводится на основе их проведения.

Проведению плановых проверок обязательно предшествует разработка и утверждение органами государственного экологического надзора ежегодных планов проверок.

План включают перечень объектов хозяйственной деятельности, принадлежащих конкретным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

По закону периодичность включения того или иного лица в ежегодный план проверок не должна превышать одного раза в три года.

Важно иметь в виду, что в отношении лиц, осуществляемых определенные Правительством виды деятельности, плановая проверка может проводиться чаще чем раз в три года.

Обязательным формальным основанием для проведения плановой проверки является своевременное издание руководителем (его заместителем) органа государственного экологического надзора распорядительного документа о назначении проверки в отношении конкретного лица – приказа или распоряжения.

Рис. Распоряжение Росприроднадзора о проведении плановой проверки организации

Возникновение законного основания для проведения проверки подразумевает своевременное направление государственным органом уведомления о предстоящей проверки.

Соответствующее уведомление с приложением приказа (распоряжения) о назначении проверки должно быть направлено (с обязательным подтверждением получения) хозяйствующему субъекту не позднее трехдневного срока до даты начала ее проведения.

Таким образом, законные основания проведения плановой проверки одновременно составляют:

  1. наличие объектов юридического лица или индивидуального предпринимателя в ежегодном плане проверок, размещенном на официальном сайте органа государственного экологического надзора не позднее 31 декабря года, предшествующего году проведения проверки;
  2. издание государственным органом, уполномоченным на проведение проверки, приказа (распоряжения) о назначении проверки;
  3. своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее трех дне до даты начала ее проведения.

Внеплановые проверки соблюдения природоохранных требований носят характер оперативного реагирования на появление сведений о фактах нарушения законодательства, в силу чего по определению не требуют предварительного планирования и не ограничены части периодичности и частоты проведения (при условии наличия законных оснований).

При этом исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок приведен в ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

В свою очередь, условием законности внеплановой проверки является ее согласование с органами прокуратуры, в рамках которого проверяется достаточность данных, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства, которые могут повлечь (или повлекли) вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Следует отметить, что в исключительных случаях для проведения внеплановой проверки не требуется согласования органов прокуратуры.

Внеплановая проверка проводится без согласования с прокуратурой на основании следующих пунктов:

  • нарушение прав потребителей;
  • истечения срока, указанного в ранее вынесенном предписании об устранении нарушений;
  • по поручению Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора.

Как и в случае с правильной организацией плановых проверок, проведение внеплановых проверок должно сопровождаться доведением до сведения хозяйствующего субъекта намерения органа государственного экологического надзора о проведении проверки.

При этом требования к уведомлению о проведении внеплановой проверке предусматривают сокращенные сроки.

О проведении внеплановой выездной проверки проверяемое лицо уведомляется не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Исключение составляют случаи, когда в результате деятельности проверяемого лица причинен или причиняется вред:

  • жизни, здоровью граждан;
  • животным, растениям, окружающей среде;
  • объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • безопасности государства.

Предварительное уведомление не требуется, если в результате деятельности проверяемого лица:

  • возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • нарушены права граждан-потребителей (по обращению данных лиц).

Таким образом, законность внеплановой проверки зависит от соблюдения следующих условий:

  1. наличие исключительных оснований для проведения проверки, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ;
  2. предварительное согласование возможности проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры (за исключением отдельных предусмотренных законом случаев);
  3. своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке – не позднее 24 часов до начала ее проведения (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законом).

Подводя итог, отметим, что рассмотренные особенности организации плановых и внеплановых проверок являются необходимыми формальными условиями их законности.

Нарушение перечисленных требований, связанных с предварительной подготовкой органов государственного экологического надзора к проведению плановых и внеплановых проверок (составление, утверждение, согласование и опубликование ежегодных списков, согласование с органами прокуратура внеплановых проверок, своевременное уведомление проверяемого лица о намечаемой проверке), может выступать действенным орудием оспаривания результатов проверки и признания их недействительными.

Проверка по экологии: как не стать оштрафованным

Что такое?

Проверка в сфере экологии предполагает контроль правильности и своевременности исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды. Экологическая проверка может проводится как непосредственно Росприроднадзором, так и природоохранными прокуратурами.

Прокурорские проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Внеплановые проверки обычно проводятся прокуратурой на основании поступивших сведений о нарушении законодательства, требующих принятия скорых мер. Такая информация может поступить как от должностных лиц, так и от рядовых граждан, а также от общественных организаций или появиться в СМИ.

Что касается плановых проверок, то их план утверждается Генеральной прокуратурой на год, а затем передается в местные природоохранные прокуратуры, которые уже и проводят непосредственно выездные проверки.

Со списком предприятий, подлежащих проверке со стороны прокуратуры в очередном году, можно ознакомиться на ее официальном сайте в соответствующем разделе .

Проведение проверки организации специалистами Росприроднадзора по длительности обычно не превышает двадцати дней. Однако, в случае необходимости (к примеру, для проведения длительных исследований) срок может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

Отметим, что предприятие должно быть официально уведомлено о предстоящей проверке как минимум за три рабочих дня до начала ее проведения. Если же проверка внеплановая, то уведомление должно поступить как минимум за сутки до прихода инспектора.

Что касается списка документов, которые необходимо предоставить надзорным органам при проверке предприятия, то такого официально утвержденного списка не существует. Каждому предприятию необходимо самостоятельно определять, какую экологическую документацию они должны иметь, исходя из особенностей своего негативного воздействия на окружающую среду и существующего природоохранного законодательства.

С ориентировочным списком необходимой документации можно ознакомиться здесь.

Кому необходима?

Помощь для успешной подготовки к прохождению проверки любого из контролирующих органов необходима всем предприятиям, которым она была назначена согласно ежегодному плану. Помощь может заключаться в проведении экологического аудита, который будет направлен на выявление возможных недостатков, на которые во время проверки обязательно обратит внимание сотрудник Росприроднадзора.

Также наш эколог имеет возможность находиться на предприятии во время проведения проверки и, тем самым, давать профессиональные ответы сотрудникам надзорного органа.

Кроме этого, сотрудники нашей компании могут проанализировать список предписаний, который выдается предприятию в случае неуспешного прохождения проверки, и составить план по скорому их устранению.

Зачем необходима?

Помощь с прохождением экологической проверки нужна тем организациям, которые по той или иной причине не занимались своевременной разработкой экологической документации или сдачей необходимой отчетности, а теперь обнаружили себя в списке проверок.

В данном случае, для исключения вероятности наложения штрафов, рекомендуем воспользоваться консультацией наших специалистов по корректной подготовке к прохождению проверки, а также, если предписанию уже получены, то их устранению.

Сколько стоит?

Стоимость наших услуг по проведению экологического аудита перед проверкой прокуратуры или Росприроднадзора составляет 15 000 руб. Итогом проведения аудита является отчет, который составляется нашим экологом — в нем указывается информация о нарушениях в области природоохранного законодательства в организации и вариантах их исправления.

Также ЭкоВиллеТрейд предоставляет услугу по устранению предписаний, вынесенных в том случае, если проверка Вашей компании уже была. Стоимость будет определяться объемом необходимых работ.

Сколько ждать?

Если речь идет об экологическом аудите в рамках подготовки к проверке, то дата его проведения назначается по договоренности между сторонами. То же самое касается и процесса устранения предписаний о выявленных нарушениях, полученных после уже прошедшей проверки. В таком случае особую важность играет скорейшее начало работ – это позволяет устранить предписания точно в с срок, отведенный на это Росприроднадзором.

Поможем в сжатые сроки подготовиться к проверке природоохранной прокуратуры. Обеспечим комплексный подход, профессионализм и скорость работ.

Сфера проверок природоохранной прокуратуры.

Природоохранная прокуратура является специализированным органом прокуратуры, основной задачей которого выступает контроль:

  • исполнения природоохранного законодательства предприятиями, общественными организациями, должностными лицами и даже государственными органами и службами;
  • соблюдения определяемых Конституцией РФ экологических прав граждан, включая возмещение ущерба, принесенного состоянию их здоровья неправомерными действиями предприятий и организаций;
  • использования природных ресурсов;
  • исполнения выявленных ранее нарушений и факт привлечения к ответственности виновных в нарушениях.

По факту проверки могут, выявлены и представлены предписания на устранение следующих видов нарушений:

  1. Разработать и сдать экологическую отчетность: 2ТП-отходы, 2ТП-воздух, НВОС и другие.
  2. Провести инвентаризацию мест размещения отходов и разработать паспорта опасных отходов.
  3. Разработать проекты ПНООЛР, ПДВ.
  4. Поставить на учет объекты негативного воздействия на окружающую среду и получить свидетельство с присвоением соответствующей категории.
  5. Обеспечить прохождение обучения по обращению с опасными отходами и экологической безопасности.

Деятельность прокуратуры определяется Законом №2202-1-ФЗ от 17.01.1992 г. Природоохранные прокуратуры создаются в субъектах РФ на правах межрайонных прокуратур.

Плановые и внеплановые проверки прокураторы.

Проверки, проводимые природоохранной прокуратурой, можно поставить во главе всех проверок, проводимых органами природоохранного надзора. Предписания, выдвинутые прокурором, должны исполняться предприятиями безоговорочно. Поэтому очевидна вся важность и серьезность подготовки к ним.

Делятся проверки природоохранной прокуратур на плановые и внеплановые.

При поступлении в органы прокуратуры сообщений о нарушении законодательства, требующих вмешательства прокуратуры (ст. 21 Закона №2202-1-ФЗ), природоохранной прокуратурой проводятся внеплановые проверки. Подобные сведения могут поступать в следующих формах:

  • при обращении должностных лиц государственных органов надзора;
  • обращения общественных организаций и граждан РФ;
  • публикации, представленные в средствах массовой информации;
  • а также прочие источники информирования.

Также проверки могут, проводится по требованию Генеральной прокуратуры, формирующихся для анализа состояния законности определенной сферы. Проводятся такие проверки нижестоящими прокуратурами и охватывают как отдельные регионы, так и страну в целом.

Стоит различать проверки, приводимые прокуратурой и по поручению прокуратуры. Прокуратура проводит собственные проверки исполнения законодательства своими силами, а при поручении проведения проверки прокуратурой, в качестве проверяющей организации может выступать любой надзорный орган РФ.

Особенности проведения проверок природоохранной прокуратурой.

Специфика проведения проверок прокуратурой отличается от специфики проведения их другими государственными органами. Так, например, для проведения проверки и допуска на территорию предприятия, прокурор вправе предъявить только свое служебное удостоверение. Предъявление распоряжения о проведении проверки не является обязательным требованием к началу ее осуществления.

Пришедший на предприятие прокурор вправе проверить исполнение законодательства в любой подконтрольной области, а не только в той, которая касается предмета проверки. Соответственно, рамки осуществляемой проверки не устанавливаются.

При отсутствии в ходе проверки выявленных нарушений, прокурор вправе не составлять акт о проведении проверки и ее результатах. Составляется акт о проведении проверки только при выявленных нарушениях.

Прокурор вправе привлекать к осуществлению проверки специалистов Росприроднадзора, но постановление по итогам проверки составляется им самостоятельно.

Законодательные основания для проведения проверок.

Итак, как мы видим из вышеперечисленного, во время проверки природоохранной прокуратуры может быть проверена любая область деятельности предприятия, связанная с осуществлением охраны окружающей среды и любой вид документации, связанный с ней.

Это далеко не все составляющие природоохранного Законодательства РФ. По факту к началу прокурорской проверки на предприятии должны быть выполнены все требования, как Законов, так и законодательных актов, приказов и постановлений в части охраны окружающей среды. Только в таком случае можно говорить об успешной проверке, прошедшей без получения предписаний и штрафных санкций.

В составе запрашиваемых документов в первую очередь должны быть сведения о самом предприятии, такие, как:

  • реквизиты;
  • документы, подтверждающие права собственности на занимаемые земельные участки, здания и сооружения;
  • приказы о назначении должностных лиц;
  • приказы о назначении ответственных на предприятии за экологию и безопасное обращение с отходами;
  • должностные инструкции ответственных лиц.

Среди предоставляемых документов потребуется журнал проведенных на предприятии проверок государственными контролирующими организациями с выдвинутыми ими предписаниями и мероприятиями по их исполнению.

По части экологии могут быть запрошены следующие документы:

  • экологические проекты предприятия с установленными нормативами, такие как ПДВ, ПНООЛР, НДС (в случае необходимости их разработки), а также данные инвентаризаций, приводимых для разработки вышеперечисленных проектов;
  • экологическая отчетность предприятия и документация первичного учета;
  • сведения об обучении ответственных сотрудников по экологической безопасности и обращению с опасными отходами;
  • сведения о вносимых предприятием ежеквартально экологических платежах;
  • лицензия и сертификаты на право работы с опасными отходами;
  • сведения о передаче отходов сторонним организациям – договора, талоны, акты;
  • сведения о проводимом на предприятии производственном контроле;
  • разработанный план мероприятий по охране окружающей среды и его исполнение;
  • договоры с аттестованными лабораториями, проводящими контроль за качеством окружающей среды и копии их аттестатов аккредитации;
  • сведения об очистных сооружениях, установленных на предприятии и о контроле их эффективности;
  • договоры на водоснабжение/водоотведение;
  • состояние транспортного парка предприятия.

Приведенный перечень касается только основных документов, которые должны быть разработаны предприятием.

Предприятиям стоит быть готовыми и к тому, что для установления исполнения установленных нормативов на сброс могут быть сняты показания счетчиков. Также для контроля объема выброса и сброса могут быть отобраны контрольные пробы и проведены лабораторные анализы.

Кроме того вполне может быть проверено соблюдение экологического законодательства на подведомственных предприятию территориях, промплощадках и производственных цехах Для этого проверяющий осуществляет визуальный осмотр. Например, может быть проверена организация мест временного хранения твердых бытовых отходов, условия хранения люминесцентных ламп, промасленной ветоши и прочих образующихся на предприятии отходов. Также на территориях может быть проверено качество зеленых насаждений.

Как успешно подготовиться к проверке?

Чтобы успешно подготовиться к проверке, предприятиям рекомендуется провести внутренний экологический аудит всей имеющейся природоохранной документации, желательно с привлечением стороннего эксперта. Это позволит увидеть организацию более широко со стороны и получить рекомендации для улучшения состояния документации предприятия и о возможных недочетах и неточностях. Для успешного прохождения проверки все выданные аудитором рекомендации желательно выполнить до ее начала.

В целом, ответственным лицам предприятия рекомендуется регулярно проходить обучение по экологии и изучать все изменения природоохранного законодательства, не игнорировать ведение документации и своевременно предоставлять в контролирующие организации экологическую отчетность и осуществлять платежи за НВОС.

Ответственность за выявленные нарушения.

Например, в целом несоблюдение экологических требований при осуществлении деятельности объекта полностью регламентируется ст. 8.1 КоАП. При этом ответственность предприятия, как юридического лица, может составить до 100 тысяч рублей.

При нарушении деятельности по обращению с отходами грозят штрафы размером до 250 тысяч рублей ст. 8.2). Аналогичный штраф может быть наложен на предприятие и при несоблюдении утвержденного разрешения на выброс (ст. 8.21). Штраф, размером до 150 тысяч рублей налагается при нарушении условий разрешения на сброс (ст. 8.14).

Все это лишь малая часть нарушений, которые могут быть выявлены при проведении прокурорской проверки. Не стоит забывать, что ответственность налагается не только на юридические лица, но и на должностные, и на организации, функционирующие без образования юридического лица.

Источники:
http://ekvt.ru/proverki/
http://sot3.ru/proverki-rosprirodnadzora/kak-podgotovitsya-k-proverke-prirodookhrannoj-prokuratury

Читайте также:
Читайте также:  Может ли прокурор отказаться от иска
Adblock
detector