Органы прокуратуры входят в систему органов какой

Система органов прокуратуры РФ

По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) орга­ны прокуратуры составляют единую централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Про­куратура строится в соответствии с административным и националь­но-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о проку­ратуре. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Система органов прокуратуры РФ:

  1. Генераль­ная прокуратура РФ;
  2. прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  3. прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
  4. научные и образовательные учреждения;
  5. редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генераль­ная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему органов прокуратуры, является автономной и только в своей верхней части включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура (возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором). В со­став военной прокуратуры, кроме того, входят военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее — органы военной прокуратуры).

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

  1. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами;
  2. действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
  3. информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности .

Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения и редакции печатных органов.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

В Генеральной прокуратуре на правах структурного подразделения образуется Главная военная прокуратура во главе с заместителем Генерального прокурора – Главным военным прокурором, а также управления Генеральной прокуратуры в семи федеральных округах, возглавляемые заместителями Генерального прокурора. Структура аппарата Генеральной прокуратуры включает управления и отделы: по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел; по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов; за законностью исполнения уголовных наказаний; по делам несовершеннолетних и молодежи; кадров и др. К подразделениям аппарата относятся также управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами. Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним руководят соответственно деятельностью прокуратур городов, районов и иных приравненных к ним прокуратур.

В систему органов военной прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ входят прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы, Московская городская военная прокуратура, а также военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений, приравненные по своему статусу к прокуратурам городов и районов.

Систему транспортных прокуратур, в юрисдикцию которых входит надзор за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, возглавляет Управление по исполнению законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами; создаются и действуют на правах прокуратур субъектов рФ, а в регионах – на правах межрайонных прокуратур.

Читайте также:  Прокуратура может завести дело на выплату премии

Прокуратуры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных объектах, по перечню, установленному Правительством РФ.

Задача прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний – надзор за соблюдением законов администрацией учреждений УИС и соблюдением прав лиц, отбывающих наказание.

Структура органов прокуратуры характеризует внутреннюю организацию прокуратур, входящих в систему прокуратуры РФ.

Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор рФ, который имеет одного первого заместителя и заместителей, а также советников и помощников по особым поручениям. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. В составе названной прокуратуры действует коллегия как совещательный орган при Генеральном прокуроре РФ, состав которого определяется Генеральным прокурором РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входят главные управления, ряд управлений по надзору за исполнением законов, создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры, и отделы на правах управления.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. Кадровый состав коллегии утверждается Генеральным прокурором по представлению Главного военного прокурора.

Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Генерального прокурора РФ.

Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, в Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет. В него входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах этого уровня образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники.

Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники этих структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов Федерации, которые назначают их на должность и освобождают от нее.

Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые руководят их деятельностью, вносят вышестоящим прокурорам предложения о кадровых изменениях.

Принцип единства означает, что:

– все органы прокуратуры составляют единую систему;

– создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры, не допускается;

– перед всеми органами прокуратуры стоит общая цель – обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства;

– каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и средствами их реализации. Вышестоящий прокурор правомочен принять на себя обязанности нижестоящего, возбудить или прекратить дело, если в силу каких-либо причин эти и другие вопросы не решаются или неправильно решаются подчиненным ему прокурором. Принцип централизации проявляется в том, что:

1) все прокуроры, кроме Генерального, назначаются Генеральным прокурором РФ сроком на 5 лет и освобождаются им же от должности. Генерального прокурора назначает Совет Федерации рФ по представлению Президента РФ;

2) в органах прокуратуры закреплена иерархия, основанная на подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим и всех прокуроров – Генеральному;

3) вышестоящие прокуроры правомочны давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения.

Централизм как принцип организации и деятельности прокуратуры распространяется как на внутреннюю организацию и деятельность каждой из прокуратур, так и на взаимоотношения прокуроров.

Принцип независимости предусматривает:

– осуществление прокуратурами своих полномочий независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений;

– исключение вмешательства в деятельность прокуратуры отдельных должностных лиц, представителей СМИ с требованиями о предоставлении информации, составляющей государственную или служебную тайну;

– обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий;

– осуществление органами прокуратуры своих функций в строгом соответствии с действующим законодательством.

Принцип обеспечения законности реализуется органами прокуратуры при осуществлении всех ее функций. Принцип законности применительно к деятельности самой прокуратуры означает, что каждый правовой акт, исходящий от прокуроров и следователей, каждое процессуальное или проверочное действие должны быть основаны на законе и выполняться в формах, предусматриваемых законом.

Принцип гласности обязывает прокуратуру действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне. Общество получает возможность контроля за деятельностью органов прокуратуры, а прокурор и следователь в порядке обратной связи – поддержку населения.

Прокурорами и следователями могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми моральными и профессиональными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

В указанном Законе установлен ряд цензов для кандидатов на службу в органы прокуратуры: возрастной – не моложе 25 лет на должности в прокуратурах основного звена; наличие стажа прокурорской и следственной работы от трех до пяти лет – на должности в прокуратурах среднего звена.

Прокурорам, научным и педагогическим работникам присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах работников прокуратуры. Устанавливается 11 классных чинов, от действительного государственного советника юстиции до младшего юриста. Право присвоения классных чинов принадлежит Президенту РФ (первые четыре классных чина) и Генеральному прокурору (с пятого по одиннадцатый).

Читайте также:  Плюсы и минусы работы в прокуратуре рф

Важное условие обеспечения независимости прокуроров при осуществлении ими своих полномочий – наделение их служебным иммунитетом: не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора или следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта. Любая проверка сообщения о факте совершенного ими правонарушения, возбуждение уголовного дела и производство расследования – исключительная компетенция органов прокуратуры.

Прокуроры имеют право на ношение и применение специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, определенном законодательством.

Законом о прокуратуре установлен порядок поощрения прокурорских работников, предусмотрены меры их материального и социального обеспечения, меры правовой и социальной защиты.

В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от должности по собственному желанию, в связи с выходом в отставку, в связи с переходом на другую работу, в связи с невозможностью исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, по результатам аттестации, в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ о труде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Сегодня Россия идет по пути формирования правового государства. Для достижения поставленной цели правительство осуществляет демократические преобразования. Этот курс формирует предпосылки для усиления роли прокуратуры, выступающей в качестве надзорного централизованного органа, в укреплении правопорядка и законности в стране, обеспечении сохранности свобод и прав людей. Далее рассмотрим этот институт более подробно.

Общие сведения

Место прокуратуры в системе органов госуправления имеет сегодня ключевое значение. Фундаментальные направления власти – судебная, исполнительная, законодательная – не исключают возможности для существования и других самостоятельных институтов. Наличие их определяется действительными потребностями, которые свойственны жизни в стране, необходимостью обеспечить демократический контроль над функционированием основных ветвей. Прокуратура в системе государственных органов исполняет задачи по устранению любых злоупотреблений законами, с чьей бы стороны они ни исходили. Вместе с этим данный институт способствует тесному взаимодействию всех ветвей власти, их согласованному и единому функционированию. Все направления заинтересованы в укреплении и сохранении законности. Обеспечить ее как раз и призвана система и структура органов прокуратуры.

Правовой статус

В соответствии с содержанием Конституции, система органов прокуратуры Российской Федерации не может относиться к судебной либо исполнительной власти. Правосудие осуществляется только судом. Исполнительные органы формируют соответствующую систему. Она призвана осуществлять реализацию закона. Система органов и учреждений прокуратуры представляют собой федеральный институт. До принятия Основного закона 1993 года он был в определенной степени контрольным подразделением законодательной ветви.

Этому соответствовал существовавший порядок назначения Генпрокурора, его подотчетность исключительно высшим институтам власти. Таким образом, сотрудничество осуществлялось преимущественно с законотворчеством. Сегодня, являясь главой страны, президент ответственен за состояние правопорядка. Система органов прокуратуры должна являться опорой для его власти, способствовать преодолению правовой нестабильности в обществе, усилению авторитета законов и нормативных актов, принимаемых в соответствии с ними.

Содержание института

По ст. 129 Конституции и ст. 1 ФЗ прокуратура РФ являет собой централизованную целостную систему органов. Она осуществляет надзор за исполнением законов, действующих на территории страны, уголовное преследование в рамках полномочий, которыми она наделена УПК. Система и организация органов прокуратуры координирует деятельность правоохранительного института по борьбе с преступностью. Она также исполняет и другие функции, которые возлагают на нее ФЗ.

Система органов прокуратуры РФ

Данный институт имеет достаточно много подразделений. Согласно ФЗ, в систему органов прокуратуры входят звенья краев, областей, республик, городов Санкт-Петербурга и Москвы, автономных округов и областей, районов и городов. В основе построения института лежит административное устройство, установленное Конституцией. К нему относится также система органов военной прокуратуры, транспортные, природоохранительные и некоторые другие подразделения. Территориальная ветвь соответствует устройству страны. В некоторых случаях наименование подразделений отличается определенным своеобразием. Оно вытекает из особенностей территориального разделения ряда субъектов страны. В частности, в Республике Бурятия действуют прокуратуры улусов, в Тыве – кожуунов, а не районов.

Специфика подразделений Москвы

В этом городе система органов прокуратуры состоит из подразделений, относящихся к административным округам и муниципальным районам. Таким образом, здесь действуют межрайонные отделения. Они обеспечивают надзор на территориях некоторых муниципальных районов. Также функционируют подразделения административных округов. Они имеют статус городских прокуратур с районным делением. Подразделения административных округов обеспечивают руководство межрайонными отделениями. Они осуществляют непосредственный надзор за соблюдением законности на подведомственных территориях.

Специализированные подразделения

К их числу относят Управление по надзору на транспорте и в сфере таможни. Система органов прокуратуры включает в себя транспортные отделения, приравненные по статусу к подразделениям субъектов страны. Данная ветвь создавалась преимущественно для железнодорожной сети и прочих транспортных магистралей. В подчинении Московской транспортной прокуратуры находятся авиационное и речное подразделения. Они имеют статус районных формирований.

К специализированной ветви относятся также прокуратуры воинских частей. Они осуществляют надзорную деятельность в закрытых административно-территориальных формированиях, на объектах, имеющих особую важность, а также образованиях некоторых ведомств и министерств. Во всех субъектах действуют природоохранные прокуратуры. Они наделены статусом районных и подчиняются соответствующим подразделениям автономных округов, областей, краев, республик. Природоохранные отделения выполняют надзор за соблюдением законодательных актов, регулирующих сферу экологической защиты, предприятиями, должностными лицами, организациями, гражданами, общественными объединениями.

Уголовное преследование

Для усиления воздействия на состояние законности в ходе исполнения наказания в форме лишения свободы и прочих принудительных мер, которые назначаются судом, действуют соответствующие прокуратуры. Они осуществляют контроль над соблюдением законности в уголовной сфере. Данные подразделения имеют статус районных. Они находятся в подчинении соответствующих субъектных прокуратур. Подразделения, в ведомстве которых находятся исправительные центры, исполняют обязанности по надзору за ходом исполнения законов и соответствия им правовых актов, соблюдением свобод и прав человека и гражданина.

Читайте также:  Как поменять дознавателя

Образовательные и научные объединения

Система органов прокуратуры включает в себя также НИИ, два института по повышению квалификации. НИИ занимается проблемами укрепления правопорядка и законности. В институте по повышению квалификации осуществляется работа с руководящим и личным составом подразделений. Кроме этого, сформированы три учебных учреждения в составе Московской и Уральской юридических академий и Госакадемии права (Саратов).

Генеральная прокуратура

Она возглавляется соответствующим должностным лицом, имеющим заместителей и помощников. В Генеральной прокуратуре сформирована коллегия, а также созданы особые подразделения. К ним, в частности, относят:

  • Секретариат.
  • Организационно-контрольное ведомство.
  • Отдел по надзору за расследованиями особо важных дел.
  • Следственное управление.
  • Отдел криминалистики.
  • Организационно-методическое управление.
  • Управление кадров и прочие.

Научно-консультативный совет

Система органов прокуратуры РФ включает в себя подразделение, деятельность которого связана с рассмотрением вопросов по деятельности непосредственно звеньев рассматриваемого института. Функционирование научно-консультативного совета осуществляется в соответствии с Положением. Оно утверждается высшим должностным лицом – Генеральным прокурором.

Полномочия

В Российской Федерации Генпрокурор осуществляет:

  • Руководство деятельностью подразделений и контроль над их работой.
  • Издание инструкций, положений, распоряжений, указаний и приказов, обязательных к исполнению всеми сотрудниками учреждений и органов прокуратуры. Данные акты направлены на регулирование вопросов планирования деятельности и установление порядка реализации мер социального и материального обеспечения работников.
  • Определение структуры и штатов Генпрокуратуры и подчиненных органов в пределах фонда по оплате труда и выделенной численности.
  • Назначение и освобождение от должностей начальников управлений, главных, в том числе, советников, заместителей, помощников по особым поручениям, старших служащих (криминалистов и следователей).

Назначение

Генпрокурор принимается на должность и освобождается от нее СФ ФС РФ по представлению президента страны. Данное положение предусмотрено в ст. 129, ч. 2 Конституции и ст. 12, ч. 1 соответствующего ФЗ. В случае неодобрения кандидатуры, предложенной президентом, в течение 30 дней глава страны представляет СФ новую. Срок полномочий Генпрокурора – пять лет.

Деятельность в субъектах

Прокуроры регионов РФ и приравненные к ним иные сотрудники подотчетны высшему должностному лицу. В их полномочия входит руководство деятельностью служащих районов и городов. Они издают указания, распоряжения, приказы, обязательные к исполнению всеми подчиненными сотрудниками, корректируют штатные расписания своих и подчиненных аппаратов в пределах фонда заработной платы и выделенной численности.

Коллегии

Они формируются в прокуратурах субъектов, приравненных к ним специализированных подразделениях. В их составе присутствуют председатель, заместители и прочие работники. На заседаниях коллегий рассматриваются наиболее важные дела и вопросы, связанные с деятельностью прокурорских органов, выполнением указаний и приказов высшего должностного лица, касающиеся осуществления надзора и исполнения законов. Кроме того, заслушиваются отчеты начальников управлений и прочих подразделений, обсуждаются вопросы по подбору, воспитанию и расстановке кадров, проекты различных приказов.

Районные и городские ведомства

Руководящий состав данных подразделений назначается и освобождается от должностей Генпрокурором. Срок полномочий начальников – пять лет. Они подотчетны вышестоящим сотрудникам. В районных и городских управлениях устанавливаются должности заместителей, помощников, прокуроров-криминалистов, старших следователей, служащих по делам особой важности. Эти должностные лица принимаются на работу и увольняются по распоряжениям руководства республиканских, краевых, областных управлений, а также подразделений Москвы и СПб, автономных округов и областей. Прокурорами осуществляется управление деятельностью районных подразделений и приравненных к ним, внесение предложений вышестоящим должностным лицам об изменениях в штатной численности и кадровом составе своих аппаратов и подчиненных им управлений.

Дополнительные сведения

На протяжении всего срока своих полномочий прокурор может освобождаться от должности:

  • По собственному желанию.
  • В связи с отставкой.
  • Вследствие перевода на другую работу.
  • В связи с невозможностью исполнять свои обязанности.
  • По результатам аттестации.
  • При совершении преступления, установленного приговором суда, вступившим в силу, и по прочим основаниям.

В заключение

Как и прочие отраслевые законодательства, нормативная база, на основании которой осуществляет свою деятельность система органов прокуратуры РФ, нуждается в серьезной доработке, совершенствовании. Дальнейшее развитие должно осуществляться по пути укрепления статуса всего института как централизованной надзорной правозащитной ветви. Должностные лица в целях повышения эффективности своей деятельности могут быть наделены дополнительными полномочиями (правами).

Этот шаг позволит более точно исполнять свои функции, решать поставленные задачи. Вместе с этим должна повышаться обязательность исполнения законных прокурорских предписаний, которые направлены на устранение, а также предупреждение преступлений, восстановление ущемленных интересов и свобод граждан и юрлиц. Непременным условием успешной деятельности института является более обстоятельная детализация надзорных и прочих действий сотрудников, а также усиление защиты, физической в том числе, работников от посягательств и нежелательных воздействий со стороны криминальных элементов и прочих заинтересованных лиц. Только в этом случае система и структура органов прокуратуры сможет максимально четко обеспечить реализацию задач правительства.

Источники:
http://studopedia.ru/11_136431_organi-prokuraturi-rf.html
http://businessman.ru/new-sistema-organov-prokuratury-rf.html

Читайте также:
Adblock
detector