Органы дознания кто к ним относится

Читайте также:

  1. I. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПАРТИИ (320 человек)
  2. II. Внезародышевые органы
  3. III. Органы и структуры эмбриона
  4. Административное принуждение и его виды. Административная ответственность как вид юридической ответственности
  5. Акты применения норм права: понятие и виды.
  6. Арбитражные суды и иные арбитражные органы
  7. Банковская отчетность и ее виды.
  8. Билет № 52. Органы предварительного расследования
  9. Билет № 54. Органы предварительного следствия, их виды и основные задачи
  10. Билет № 56. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их полномочия при выявлении и раскрытии преступлений
  11. Билет № 59. Органы ФСБ России
  12. Биоритмы и их виды.

1. К органам дознания относятся: 1) органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности; 2) органы Федеральной службы судебных приставов; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются: 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; 3) осуществление иных предусмотренных Кодексом полномочий. 3. Возбуждение уголовного дела, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на: 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений. Полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. Дознание является формой предваритель­ного расследования. Его производство основывается на том же за­конодательстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия. Помимо выполнения общих с органами предварительного след­ствия обязанностей на органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целях обнару­жения преступлений и лиц,их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельной функции. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными службами. Перечень органов дознания дан в ст. 117 УПК. К ним относятся: милиция; командиры воинских частей, соединений и начальники во­енных учреждений — по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохожденияими сборов; по делам о преступлениях, совер­шенных рабочими и служащими Вооруженных Сил РФ,всвязи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения; органы федеральной службы безопасности — по делам, от­несенным законом к их ведению, начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов — по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений -органы государственного пожарного надзора —по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил; органы Пограничной службы РФ — по делам о нарушении режима Гос. границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ; капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой; таможенные органы РФ —контрабанда; незаконный экспорт технологий, информация и услуг. Законодатель различает две формы дознания. Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из неотложных следственных действий по установлению и закрепле­нию следов преступлений. К таким следственным действиям отно­сятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 10-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. До истечения такого срока дело направ­ляется следователю. После такой передачи орган дознания вправе производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания прижимает ОРМ для его установления и сообщает следователю о результатах. По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения или постановления о прекращении производства по делу. Дознание такого рода от следствия отличают некоторые осо­бенности, в частности, срокдознания—1 месяц, а также то, что по окончании дознания его материалы предъявляются для ознакомле­ния только обвиняемому, а другие участники процесса лишь изве­щаются об окончании дознания Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Основными задачами крим. милиции являются: выяв­ление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрыва­ющихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Основными же задачами МОБ — обеспечение безопасности личности, общественной безопас­ности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных преступлений, раскрытие преступлений, по делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск от­дельных категорий лиц.

Читайте также:  Кто зам прокурора хворостянского района самарской области

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Органы дознаниясогласно п. 24 статьи 5 УПК это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия, а соответственно поддознанием понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу,по которому производство предварительного следствия необязательно.

При этом к подследственности органов дознания в основном относятся преступления категорий небольшой и средней тяжести, посягающие на менее ценные объекты уголовно-правовой охраны (характер общественной опасности),составы которых не содержат отягчающих обстоятельств(степень общественной опасности),менее сложные в плане расследования.

Согласно ст 40 УПК РФ 1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (например, оперативные подразделения Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Министерства юстиции РФ, таможенные органы);

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Кроме того, дознание производится:

— дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности

— дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

— капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

— руководителями геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз

— главами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Предварительное расследование. Понятие, задачи и система органов.

В Российской Федерации рассмотрению уголовного дела в суде предшествует его предварительное расследование – регламентируемая уголовно-процессуальным законодательством правоохранительная деятельность уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица (или лиц), виновного(ных) в его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений.

Предварительное расследование является объективно необходимым. Органы расследования в силу своей разветвленности, близости к месту совершения преступлений, тесной связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность быстро реагировать на каждое преступление, в кратчайшие сроки собирать необходимые доказательства.

Предварительное расследование имеет две формы: дознание и предварительное следствие.

Сходство органов предварительного расследования:

– применительно к различным видам преступлений выполняют одни и те же задачи;

– при наличии признаков преступления обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело;

– единое правовое обеспечение: свою деятельность осуществляют на основе единого уголовно-процессуального законодательства, соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности. Принятые в пределах компетенции органов предварительного расследования акты имеют одинаковое юридическое значение. Помимо того что дознание и предварительное следствие осуществляются разными органами, основное отличие данных органов состоит в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания – вспомогательной (за исключением органов внутренних дел), необходимой для основных задач, стоящих перед ними.

Органом предварительного следствия является конкретное лицо – следователь, а органами дознания являются не только должностные лица, но и органы в целом (ОВД, таможенные органы, органы Гос-наркоконтроля России и др.).

Некоторые различия имеют место и в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т. д.

Задачи предварительного расследования заключаются в том, чтобы:

– при получении сведений о совершенном или готовящемся к совершению преступлении собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения;

– пресечь или предотвратить совершение преступления;

– установить и изобличить преступника;

– не допустить привлечения к ответственности невиновного;

– обеспечить потерпевшему возмещение ущерба, причиненного преступником.

Читайте также:  Субъектами подачи обращений в прокуратуру могут быть

На органы дознания, располагающие оперативными службами, в целях эффективного выполнения указанных задач возлагается и производство оперативно-розыскной деятельности, которая относится к самостоятельной функции.

Нотариат в РФ.

Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, направленных на юридическое закрепление прав граждан и юридических лиц и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.

Согласно Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Правовым актом, регламентирующим его деятельность, являются Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. Важными подзаконными нормативными актами являются Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами, а также Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти. Руководствуясь указанными нормативными правовыми актами, нотариат в РФ призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени РФ.

В состав нотариата входят:

– государственные нотариальные конторы;

– должностные лица, наделенные правом выполнять нотариальные действия (начальники исправительных учреждений, СИЗО, главные врачи больниц и др.). Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением, одинакова. Их объединяют правила совершения нотариальных действий и правовая сила нотариальных актов. Нотариус, занимающийся частной практикой, имеет личную печать с изображением герба РФ и совершает нотариальные действия от имени государства.

Основные задачи нотариата:

– охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений;

– охрана всех форм собственности;

– предупреждение правонарушений путем предварительного и своевременного удостоверения договоров и иных сделок, совершения исполнительных действий и т. д.

Одна из наиболее важных задач нотариата – превентивное правосудие. Удостоверяя бесспорные права конкретного гражданина, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Юридическое закрепление бесспорных прав позволяет избежать обращения в суд. В отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осуществляет действия только в отношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деятельность направлена на юридическое закрепление гражданских прав.

Государственные нотариальные конторы образуются и упраздняются Минюстом РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Они же осуществляют и руководство деятельностью всей системы государственных органов нотариата.

Нотариус осуществляет свою деятельность на определенной территории – нотариальном округе.

Организационная структура частнопрактикующих нотариусов включает Федеральную нотариальную палату и ее органы, а также нотариальные палаты в субъектах РФ.

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

1. Согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Полномочия органов дознания принадлежат субъектам, которых можно разделить на две группы:

а) органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ);

б) должностные лица – руководители определенных государственных органов и формирований (Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений и гарнизонов, руководители органов Государственной противопожарной службы); государственных учреждений (начальники военных учреждений, главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации), а также некоторых других государственных и негосударственных формирований (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геологоразведочных партий и зимовок).

Читайте также:  Может ли прокурор возбуждать уголовные дела

Полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности обладают:

• Органы внутренних дел Российской Федерации.

• Органы федеральной службы безопасности.

• Федеральные органы налоговой полиции.

• Федеральные органы государственной охраны.

• Органы пограничной службы Российской Федерации.

• Таможенные органы Российской Федерации.

• Служба внешней разведки Российской Федерации.

• Министерство юстиции Российской Федерации.

2. Из содержания ст. 2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации можно заключить, что в систему органов внутренних дел входят: министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований, управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности, а также окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. Однако не все из них обладают правом на проведение оперативно-розыскной деятельности, но только те, которые имеют в своем составе оперативно-розыскные подразделения. Названные окружные управления материально-технического и военного снабжения, образовательные, научно-исследовательские учреждения, иные подразделения, предприятия, учреждения и организации МВД не могут быть органами дознания.

5. Федеральными органами налоговой полиции являются: Федеральная служба налоговой полиции РФ, территориальные органы – органы Федеральной службы налоговой полиции по субъектам Федерации (управления, отделы); местные органы налоговой полиции – органы налоговой полиции районов в Москве и Санкт-Петербурге, межрайонные отделы управлений и отделов Федеральной службы налоговой полиции. Юрисдикция федеральных органов налоговой полиции как органов дознания ограничена деяниями, содержащими уголовно-наказуемые признаки уклонения от уплаты налогов.

7. К таможенным органам относятся: Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления РФ, таможни РФ, таможенные посты.

8. В Министерстве юстиции полномочия органов дознания осуществляют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

9. На органы дознания по УПК РФ возлагаются следующие обязанности:

• рассматривать и разрешать заявления (сообщения) о преступлениях (ст. 144 – 145);

• производить неотложные следственные действия (п. 1, 2 ст. 157);

• производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователя (ч. 4 ст. 157);

• в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157);

• выполнять поручения прокурора о производстве следственных действий, его указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 11 ст. 37), а также письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать следователю содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 7 ст. 164);

• производить дознание (глава 32).

10. Расследование в форме дознания производят дознаватели органов внутренних дел, налоговой полиции, пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, дознаватели органов Государственной противопожарной службы. В соответствии с частью 3 статьи 151 УПК именно эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания. Правом возбуждения уголовных дел и производства неотложных следственных действий по делам, отнесенным к их подследственности, обладают органы внутренних дел, органы налоговой полиции, органы федеральной службы безопасности; таможенные органы, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, другие должностные лица, которые на основании ст. 40 УПК РФ имеют полномочия органов дознания (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений).

Источники:
http://cyberpedia.su/8×3827.html
http://kalinovsky-k.narod.ru/p/komm-040.htm

Читайте также:
Adblock
detector