Оперуполномоченный относится ли к органу дознания

Дата размещения статьи: 28.02.2017

Заявления о преступлениях экономической направленности, поступая в органы внутренних дел, рассматриваются прежде всего сотрудниками отдела экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБиПК). Именно оперативные уполномоченные данного отдела проводят доследственную проверку в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ. На основании ч. 1 ст. 144 УПК РФ заявление о готовящемся или совершенном преступлении, в том числе и экономической направленности, должно быть проверено дознавателем, следователем, органом дознания или руководителем следственного органа. Только перечисленные в законе субъекты вправе принять одно из процессуальных решений в порядке ст. 145 УПК РФ: возбудить уголовное дело, отказать в возбуждении уголовного дела, направить сообщение о преступлении по подследственности или подсудности.
Возникает закономерный вопрос: входит ли в компетенцию оперуполномоченных ОЭБиПК право на принятие процессуальных решений в порядке ст. 145 УПК РФ? С точки зрения реализации принципа законности вопрос актуален, поскольку речь идет о надлежащем субъекте процессуального решения.
По обозначенному вопросу могут быть высказаны разные суждения. Заметим, что оперативные уполномоченные не указаны в тексте уголовно-процессуального закона как субъекты процессуального решения. В этой связи выглядит весьма проблематичной складывающаяся в системе органов внутренних дел практика, когда в 80% случаев отказ в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении экономической направленности принимается именно сотрудником ОЭБиПК. С другой стороны, прокуроры не отменяют постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по той причине, что вынесены они сотрудниками ОЭБиПК, тем самым признавая законность их действий в порядке ст. 145 УПК РФ.
В попытках ответить на поставленный вопрос необходимо определиться в двух принципиальных положениях: является ли оперуполномоченный ОЭБиПК субъектом уголовно-процессуальной деятельности и если да, то каковы пределы его компетенции в порядке ст. 145 УПК РФ?
В поисках ответа на первую часть вопроса необходимо исходить из того, что на основании п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся «. а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности» .
———————————
Федеральный закон от 22.07.2010 N 158; Федеральный закон от 07.02.2011. N 4.

Данная норма носит отсылочный характер, и для конкретизации субъектов оперативно-розыскной деятельности следует обратиться к Закону «Об оперативно-розыскной деятельности (далее — Закон «Об ОРД»). На основании ст. 13 Закона «Об ОРД» к субъектам оперативно-розыскной деятельности отнесены оперативные подразделения органов внутренних дел. Определяя значение союза «а также», употребляемого законодателем в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК, следует отметить, что союз «а также» в русском языке имеет значение «тоже», «равным образом», «равно как. «, «одновременно» . Следовательно, законодатель в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ относит к органам дознания сразу несколько государственных органов исполнительной власти: и ОВД, и полицию, и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также (выделено нами. — А.Е., О.Ж.) и оперативные подразделения ОВД, то есть равным образом (или одновременно) и оперативные подразделения иных органов исполнительной власти, указанных в ст. 13 ФЗ «Об ОРД».
———————————
Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А. Чешко. М.: Сов. энциклопедия, 1969. С. 537.; С.И. Ожегов. Словарь русского языка / Под. ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1986. С. 684.

Таким образом, оперативные подразделения отдела экономической безопасности и противодействия коррупции системы органов внутренних дел являются субъектами как оперативно-розыскной деятельности на основании Закона «Об ОРД», так и уголовно-процессуальной деятельности на основании ст. 40 УПК РФ. Реализуя уголовно-процессуальную деятельность, оперативные подразделения ОЭБиПК действуют в качестве органа дознания, а руководитель отдела, следовательно, — в качестве начальника органа дознания. Начальник органа дознания вправе поручить (делегировать) выполнение процессуальных полномочий подчиненному должностному лицу. Должностное лицо — оперативный уполномоченный отдела ЭБиПК, получив указание от начальника отдела (он же начальник органа дознания), приобретает статус дознавателя и именно в этом статусе осуществляет доследственную проверку сообщений о преступлении и принимает процессуальные решения в порядке ст. 145 УПК РФ . На основании п. 7 ст. 5 УПК РФ дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Как отмечается в специальной юридической литературе , приобрести статус дознавателя возможно в двух случаях:
———————————
См.: Жамкова О.Е. Некоторые проблемы реализации правовых норм при проверке сообщения о преступлении // Российский следователь. 2014. N 9. С. 30.
См.: Есина А.С., Арестова Е.Н. Дознание в органах внутренних дел: Пособие для подготовки к экзаменам. М.: Кнорус, 2010. С. 11.

Читайте также:  Что такое аппг в прокуратуре

1. В первом случае, когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров.
2. Во втором случае, когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах адресует подчиненному сотруднику указания на осуществление процессуальных действий .
———————————
См.: Есина А.С., Арестова Е.Н. Дознание в органах внутренних дел: Пособие для подготовки к экзаменам. М.: Кнорус, 2010. С. 11.

Начальник ОЭБиПК, как начальник органа дознания, наделяет оперуполномоченного данного отдела процессуальным статусом дознавателя путем написания на его имя письменного распоряжения (резолюции) на поступившем заявлении о преступлении. Сотрудник ОЭБиПК, на чье имя было адресовано письменное указание начальника, пользуясь процессуальным статусом дознавателя, проводит проверку сообщения о преступлении и принимает процессуальное решение как надлежащий субъект уголовно-процессуальной деятельности.
Таким образом, мы определились в первой части поставленного выше вопроса о том, что оперативные уполномоченные ОЭБиПК являются надлежащим субъектом в порядке ст. 145 УПК РФ, действуя в качестве дознавателя. С нашей точки зрения следует согласиться с тем, что статус дознавателя у оперативного сотрудника, безусловно, вызывает недоумение. В этой связи ч. 1 ст. 144 УПК РФ целесообразно дополнить таким субъектом проверки сообщения о преступлении, как должностное лицо органа дознания, что по существу более соответствует статусу сотрудника ОЭБиПК.
Второе важное положение касается пределов компетенции оперативного уполномоченного ОЭБиПК в порядке ст. 145 УПК РФ. Следует различать виды итоговых решений, которые могут быть приняты по результатам доследственной проверки. Компетенция субъектов уголовно-процессуальной деятельности на этапе возбуждения уголовного дела определена правилами о подследственности . На это прямо указано в п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, где предусмотрен такой вид решения, как передача сообщения по подследственности. Если оперативный уполномоченный ОЭБиПК по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения. Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.
———————————
Есть правовая позиция Конституционного Суда РФ о том, что правила о подследственности, установленные ст. 151 УПК РФ, не регламентируют порядок проведения доследственной проверки (Определение КС РФ от 13 октября 2009 г. N 1179-О-О). Однако мы полагаем, что данная позиция спорна, поскольку законодатель обязывает пользоваться правилами подследственности при доследственной проверке, предусмотрев в п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ такой вид решения, как передача сообщения по подследственности.

Иначе урегулирована ситуация при принятии решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Законом не предусмотрено полномочие органа дознания вместо следователя принимать решения в порядке ст. 148 УПК РФ. Следовательно, в компетенцию оперативного уполномоченного не входит право на принятие решения в порядке ст. 148 УПК РФ по сообщению о преступлении экономической направленности. Принимать подобные решения могут только дознаватели в пределах установленной для них подследственности. В случае если по результатам доследственной проверки оперативный уполномоченный ОЭБиПК придет к убеждению, что в сообщении о преступлении и в собранном материале доследственной проверки нет данных, свидетельствующих о наличии признаков какого-либо преступления, он обязан, пользуясь п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, передать материал для принятия окончательного решения в соответствующий орган предварительного расследования с учетом правил о подследственности, установленных ст. ст. 150 — 151 УПК РФ.
Если обратиться к опыту правоприменительной практики, то следует признать, что многие годы (в том числе в период действия УПК РСФСР) сотрудники ОЭБиПК принимали и принимают решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Действительно, бывают ситуации, когда в ходе проверки сообщения о преступлении экономической направленности устанавливается наличие признаков административного проступка либо событие свидетельствует о нарушении гражданско-правовых отношений. При явном отсутствии признаков какого-либо преступления оперативные уполномоченные сами принимают решения об отказе в возбуждении уголовного дела, освобождая тем самым следователей от принятия подобного решения. Подобная практика удобна прежде всего следователям, которые не затрачивают силы и время на проверку материалов, не имеющих перспективы возбуждения уголовного дела и не отвлекаются от производства по уголовным делам, находящимся в их производстве. Однако законна ли подобная практика? Представляется, что нет.
Заметим, что количество отмененных прокурорами постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, вынесенных сотрудниками ОВД вместо следователей, растет, что обусловливает актуальность ситуации с качеством принимаемых решений.
С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.
В ходе эксперимента в несколько раз возросла нагрузка на каждого следователя (дознавателя), в то время как штатная численность следственного подразделения (подразделения дознания) не была увеличена. В результате следователи (дознаватели) не могли качественно проводить расследования по делам, находящимся в их производстве. Снизилось качество расследования, увеличились сроки расследования. Вместе с тем качество выносимых постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела улучшилось, количество отмененных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела прокурорами снизилось. Данный факт только подтвердил правильность суждения о том, что принимать процессуальные решения должны субъекты, имеющие опыт процессуальной деятельности. Если бы одновременно с введением эксперимента были бы разрешены ресурсные, кадровые, материальные вопросы, то в целом результат эксперимента можно признать положительным.
Правильным следует признать подход к разрешению обозначенного вопроса в ГУ МВД России по г. Москве, где издано распоряжение, в котором определено несколько преступлений, по которым принимать решения в порядке ст. 145 УПК РФ вправе только следователи или дознаватели. Сотрудникам иных служб запрещено проводить доследственную проверку и принимать процессуальные решения по сообщениям о преступлениях, определенных этим распоряжением. Таким образом, избран путь уточнения компетенции следователей и дознавателей системы ОВД в порядке ст. 145 УПК РФ. Представляется, что данный подход наиболее оптимален для совершенствования деятельности на этапе возбуждения уголовного дела.
Полагаем, что следователь, дознаватель должны принимать процессуальное решение как о возбуждении уголовного дела, так и об отказе в возбуждении уголовного дела. С точки зрения законодателя правила о подследственности важны для определения «надлежащего субъекта» процессуального решения. Неслучайно в ст. 146 УПК РФ законодатель предоставляет полномочия на возбуждение уголовного дела и следователю, и дознавателю, и органу дознания, но только в пределах установленной для них компетенции. Полагаем, что аналогичное положение следует внести и в текст ст. ст. 145, 148 УПК РФ.
Подводя итог сказанному, отметим, что мы не считаем представленную точку зрения единственно правильной и наиболее оптимальной. Возможны и иные пути разрешения проблемы, которые необходимо обсуждать и рассматривать в целях совершенствования деятельности следователя, дознавателя и оперативных сотрудников на этапе возбуждения уголовного дела.

Читайте также:  Как позвонить в прокуратуру рф

Литература

1. Есина А.С., Арестова Е.Н. Дознание в органах внутренних дел: Пособие для подготовки к экзаменам. М.: Кнорус, 2010. С. 11.
2. Жамкова О.Е. Некоторые проблемы реализации правовых норм при проверке сообщения о преступлении // Российский следователь. 2014. N 9. С. 30.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю. Шведовой. М., 1986. С. 684.
4. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л.А. Чешко. М.: Сов. энциклопедия, 1969. С. 537.

Является ли ОУР органом дознания

bonivyr: Подскажите, в УПК разьяснений нет, является ли оперуполномоченный дознователем?

оля: нет это оперативнвй работник

Людоед: но отказные должен выносить также как и уум.

vostochnaia13: оперуполномоченный относится к Криминальной милиции, а дознаватель к Милиции общественной безопасности! Задавайте конкретный вопрос. В связи с чем такая заинтересованность?

MAJOR: В УПК таких разъяснений нет. Оперуполномоченный является представителем органа дознания, то есть — органа милиции. И выносит от своего имени решения по материалам от имени органа дознания — своей конторы.

MAJOR: Орган дознания и дознание, как форма расследования преступлений — не одно и то же. Дознаватель — лицо, производящее именно дознание. А опер — лицо, производящее доследственную проверку, то есть еще до начала процесса дознания. Уважаемые знатоки УПК, заранее извиняюсь — это все на пальцах объяснено.

старомент: Оперативник ОУР — сотрудник милиции, а млиция орган дознания. См, УПК пономочия органа дознания-возбуждение уг.дел и проведение перовначальных следственных действий, исполнение получений следователя и т.д. Дознаватель — лицо проводящее расследование по уголовным делам согласно подследственнсти ( ст.151ПК). Вот таких вот неучей как вы и надо сокращать в ходе реформы. Ведь знания то элементарные.

Читайте также:  Что подписывает прокурор

Vodila: Старомент, а Вас удивил вопрос? Меня нет. Вы взгляните на дипломы нынишних оперативников, от пирожкового техникума, до заборостроительного института. Прффи почти нет. Еще чуть-чуть и их вообще не останется.

Гуля: Опера, уум,пдн и некоторые другие являются органом дознания и вправе принимать процессуальные решения по материалам проверки!читайте НПА внимательнее!

Оперуполномоченные являются сотрудниками дознавательных подразделений в разных правоохранительных ведомств. Их должностные обязанности состоят в проведении деятельности по оперативному розыску, регламентируемой специальным одноименным законом от 12.08.1995 г № 144.

Органы дознания существуют в:

  • МВД;
  • УЭБиПК;
  • ОУР.

Хотя ведомственные инструкции предусматривают некоторое различие в действии оперуполномоченных, в целом, их должностные обязанности во всех ведомствах имеют общие черты. В отличие от других сотрудников органов дознания, оперуполномоченный получает в рамках своих должностных обязанностей особые полномочия, которые позволяют ему осуществлять оперативно-розыскную деятельность, а также вести работу с агентами, помогающими розыску преступников.
Так как все розыскные действия должны быть запротоколированы, то документы, которые составляются в ходе их проведения, являются секретными и должны хранится в тайне от широкой общественности и средств массовой информации.

Должности и правовые полномочия

Оперуполномоченный, как участник процессуального дознавательного действия имеет определенный статус, который указан в УПК РФ. Закон запрещает ему проводить расследование и дознание. Согласно статьям 144-145, должностные обязанности оперативника включают в себя:

  • проверку сообщения о совершении преступления;
  • принятие решений о начале действий, в рамках установленных законом.
  • ведение делопроизводства, сопровождающее оперативно-розыскную деятельность.

Оперативники могут занимать различные должности в дознавательных органах в разных ведомствах:

  • младший оперуполномоченный МВД;
  • старший сотрудник;
  • сотрудник по особо важным делам.

Разные должности определяют служебное положение сотрудника внутри его ведомства и его должностные обязанности. Место службы, заслуги в ходе проведения розыскных мероприятий, повышение профессиональной квалификации и общий стаж работы позволяют оперативникам получать очередные специальные звания по службе или звания, соответствующие воинским званиям. Однако ни высокие руководящие места, ни офицерские чины не сказываются на правовом статусе таких работников. Все служащие в различных правоохранительных структурах имеют одинаковый правовой статус.

Должность младшего сотрудника по проведению розыскных действий предусмотрена для работы в МВД. Она относится к должностям младшего руководящего состава служб, выполняющих оперативный розыск по расследованию мелких краж и хищений.
Должностные прав и обязанности оперуполномоченных определяют специальный федеральный закон №144 и должностные внутриведомственные инструкции. Служебные обязанности оперуполномоченных регламентирует УПК РФ.

Права опреуполномоченного

В ходе осуществления своей профессиональной деятельности, сотрудники имеют право на проведение:

  • опроса свидетелей;
  • собирания справок и информации;
  • сбора образцов материалов для проведения экспертизы;
  • вести наблюдение и слежку;
  • делать проверочную закупку;
  • организовывать оперативное внедрение агентов в те или иные структуры;
  • проводить контроль за почтовыми, телеграфными и другими сообщениями;
  • вести прослушку телефонных разговоров с санкции прокурора или по решению суда;
  • проводить оперативные эксперименты;
  • внедрятся в преступные структуры;
  • использовать конфиденциальную информацию, идущую с различных каналов связи;
  • получать информацию с компьютера;
  • вести контроль поставок.

Все эти действия регламентируются 6 статьей федерального закона №144. Кроме должностных прав оперативники имеют право на социальную защиту и право получения государственной пенсии после выхода в отставку.

Обязанности

Основной обязанностью оперуполномоченных является проведение оперативного-розыска преступников, который может начинаться осуществляться только после официального открытия уголовного дела по факту совершенного или после получения информации о:

  • готовящемся, происходящем или уже совершенным преступном деянии для сбора большей информации для начала уголовного производства;
  • деятельности или отсутствии необходимых действий, которые угрожают безопасности страны в той или иной сфере деятельности;
  • лицах, объявленных в розыск как уклоняющихся от дознания или судебного преследования;
  • пропавших людях, или при обнаружении неопознанных тел.

Оперуполномоченные обязаны выполнять указания и распоряжения следователей, прокуроров, судебные решения по делам, которые находятся в судебном производстве.

В обязанности таких сотрудников входит также осуществление оперативно-розыскной деятельности и запросов в другие органы согласно статье, по которой возбуждено уголовное дело.

Обязанностью оперуполномоченных является осуществление мер безопасности в отношении лиц, которым требуется государственная защита в ходе проведения следственных мероприятий. Также обязанностью сотрудников, ведущих розыскные мероприятия, является составление запросов в международные организации и правоохранительные службы иных государств согласно принятым международным нормативам.

В обязанности сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность входит неуклонное соблюдение законов РФ и осуществление своей деятельности в рамках, предусмотренным законом №144 и УПК РФ.

Источники:
http://wap.profpolice.forum24.ru/?1-4-0-00000046-000-0-0
http://jur24pro.ru/populyarnye-temy/pravookhranitelnye-organy/pravovoy-status-operupolnomochennykh-v-mvd-uepipk-aur-prava-i-dolzhnostnye-obyazannosti/

Читайте также:
Adblock
detector