Нужен ли ответ на предостережение прокуратуры

Согласно ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме

    • должностным лицам,
    • руководителям общественных (религиозных) объединений (при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности) и
    • иным лицам (при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности),

предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Таким образом, законо­датель совершенно определенно высказался в том, что:

    1. правом объявления предостережения облада­ют только прокурор или его заместитель прокуратур всех звеньев;
    2. предостережение объявляется только долж­ностным лицам;
    3. оно объявляется лишь при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях;
    4. предостережение объявляется только в письменной форме;
    5. предостережение применяется в целях предуп­реждения правонарушений.

Иными словами, положения ст. 25.1 Закона о прокуратуре не подлежат расширительному толкованию.

Сущность предостережения заключается в предъявле­нии прокурором соответствующему должностному лицу, го­товящемуся совершить противоправное деяние или совер­шающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не бу­дут прекращены (привлечение к дисциплинарной, админис­тративной, уголовной или гражданско-правовой ответствен­ности, отстранение от должности).

Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся со­вершить единоличные противоправные действия (бездей­ствие), не влекущие по своей общественной опасности уго­ловной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или об­щественным интересам.

Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться:

    • в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. или
    • в подготовительных действиях , например в даче распо­ряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям;
    • в бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопу­щению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причине­нием вреда публичному и личному (частному) интересу.

Таким образом, гото­вящиеся противоправные деяния — это в подавляющем большинстве уже совершенные или совершаемые, но пока еще не представляющие большой общественной опасности правонарушения (нарушения законов), которые, не будучи пресеченными, могут перерасти в более опасные наруше­ния законов, не исключая и преступления.

Поэтому основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. На­ряду с объявлением предостережений прокуроры могут ис­пользовать внесение протестов и представлений. Предосте­режение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

Применяя предостережение и тем самым непосредствен­но обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъяс­няет должностному лицу требования соответствующих пра­вовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необ­ходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправ­ные действия не будут прекращены. Поэтому предостереже­ние правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствую­щих законов должностным лицам, нарушенных ими, повы­шения их правовых знаний.

Предостережение о недопустимости нарушения закона оформляется на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытаю­щихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заяв­ления).

Продолжение противоправной деятельности либо совер­шение нового правонарушения после применения к долж­ностному лицу предостережения должно влечь за собой бо­лее строгие меры прокурорского реагирования. Совершение лицом административного проступка или преступления после применения к нему предостережения следует рас­сматривать как обстоятельства отягчающие наказание.

Итак, давайте разбираться.

С 1 января 2017 года органы контроля (надзора) наделяются полномочиями по выдаче предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В соответствии с указанной статьей предостережение объявляется в следующих случаях:

— при наличии у органа контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий,

Читайте также:  Какова цель деятельности прокуратуры рф

— и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора).

При объявлении предостережения юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.

Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.

Правительство определило, как компаниям отвечать на предостережения контролирующих органов

С 22 февраля 2017 года начинают действовать правила, по которым юрлица и ИП будут уведомлять контролирующие, надзорные органы об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Правилами нужно будет руководствоваться также, направляя в названные органы возражения на указанное предостережение.

Понадобятся правила и органам госконтроля (надзора), и органам муниципального контроля, поскольку они будут составлять и направлять юрлицам и ИП предостережения.

В предостережении контролирующий или надзорный орган среди прочего предложит в течение определенного срока, который составит не менее 60 дней, уведомить об исполнении предостережения. Если оно направлено организации и у нее нет возражений, то ей потребуется указать в уведомлении следующие данные:

— дата и номер предостережения, направленного в адрес компании;

— меры, которые она приняла, чтобы обеспечить соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Компания сможет направить уведомление в органы госконтроля (надзора), муниципального контроля не только по почте, но и в электронном виде. В последнем случае лицо, уполномоченное действовать от имени компании, должно заверить его квалифицированной электронной подписью. Направить такой документ можно будет, например, на указанный в предостережении адрес электронной почты контролирующего органа.

Компания может и не согласиться с выводами контролирующего или надзорного органа о том, что ее действия или бездействие приводят либо могут привести к нарушению требований. В таком случае организация должна свою позицию обосновать в возражении. Его можно будет направить контролирующему органу так же, как и уведомление. Эти органы должны будут дать ответ в течение 20 рабочих дней с даты получения возражения.

Напомним, с 2017 года контролирующие, надзорные органы в ряде случаев обязаны объявлять юрлицам и ИП предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Документ: Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 (вступает в силу 22 февраля 2017 года)

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции России решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц, в том числе и органов прокуратуры, могут быть обжалованы в суд.

Однако действующее законодательство не предусматривает специального порядка обжалования представлений (или протестов) прокурора. Вместе с тем из ч. 1 ст. 3 и ст. 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д. или в подготовительных действиях, например в даче распоряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям.

Речь может также идти и о бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопущению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причинением вреда публичному и личному (частному) интересу.

Подытоживая сказанное, нельзя не прийти к выводу, что готовящиеся противоправные деяния — это в подавляющем большинстве уже совершенные или совершаемые, но пока еще не представляющие большой общественной опасности правонарушения (нарушения законов), которые, не будучи пресеченными, могут перерасти в более опасные нарушения законов, не исключая и преступления.

Поэтому основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений. Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

Читайте также:  Кто контролирует прокуратуру в россии

Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов. Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся совершить единоличные противоправные действия (бездействие), не влекущие по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или общественным интересам.

Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъясняет должностному лицу требования соответствующих правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправные действия не будут прекращены.

Поэтому предостережение правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствующих законов должностным лицам, нарушенных ими, повышения их правовых знаний.

Предостережение о недопустимости нарушения закона следует оформлять на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заявления).

Продолжение противоправной деятельности либо совершение нового правонарушения после применения к должностному лицу предостережения должно влечь за собой более строгие меры прокурорского реагирования. Совершение лицом административного проступка или преступления после применения к нему предостережения следует рассматривать как обстоятельства отягчающие наказание.

Представляется, что предостережение о недопустимости нарушения закона следовало бы применять и к руководителям коммерческих организаций (управляющим, директорам, председателям и их заместителям). В связи с этим было бы разумным внести соответствующие дополнения в ст. 251 Закона о прокуратуре.

На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.

Хорошие результаты в плане предупреждения нарушений законов достигаются тогда, когда вся законоохранная деятельность прокуратуры протекает в условиях гласности. Существенную роль в этом играет информация о состоянии исполнения законов и принимаемых прокуратурой мерах по устранению и предупреждению нарушений законов, направляемые в органы представительной и исполнительной власти.

Консультации(4)


  • Елена Астрахань

Если выдано предостережение контрольно-надзорным органом , может ли он не дожидаясь ответа на предостережение выйти с внеплановой проверкой?

02.10.2019 00Ответить

Администратор портала Елена Астрахань

02.10.2019 00Ответить

Mike Soprano

Если при вручении официального предостережения лично физическому лицу присутствовали приглашенные уполномоченным руководителем представители государственных органов, организаций или общественности, то об этом на втором экземпляре сотрудником органа безопасности делается запись с указанием фамилий, имен и отчеств приглашенных, а также реквизитов документов, удостоверяющих их личность.

24.07.2018 00Ответить

Администратор портала Mike Soprano

Добавить вопрос или комментарий

У Вас появились вопросы или собственное мнение?

Оставляйте в комментариях и Вы обязательно получите быстрый ответ .

Голосование:

Полезна ли Вам данная статья?

  • Да, спасибо.
  • Нет
  • У меня остались вопросы и я задам их в комментариях. Жду ответа.

Голосовать!

Поделитесь статьей с друзьями и узнайте, поддерживают ли они Вас

Юридические новости России | Каждый день

Самое обсуждаемое:

Перейдите в этот раздел сайта для быстрой и бесплатной юридической консультации без регистрации и подписок.

Выгул потенциально опасных собак из перечня списка без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается.

Ответственность за репост и публикацию в социальных сетях интернет и что под запретом

Эра Глонасс обязательная установка с 2018 года: Мифы и реальность

Как сделать заказ на AliExpress и остаться на свободе

Как самому зарегистрировать квадрокоптер и где нельзя летать на дроне

Обычным людям гораздо проще разобраться в сложных законах, если они в картинках

Правительством РФ предложен порядок обращения взыскания на единственное жилье

Списание долгов за ЖКХ, налогов с зарплатной карты.

Особенности и тонкости судебной практики для практикующих юристов

С 28 июня 2017 года долги компании можно взыскать с ее контролирующих лиц, например с генерального директора или учредителей.

Что значит банкротство граждан (физических лиц). Основания банкротства, причины и последствия

Нам важно Ваше мнение

Если мужчина предложит платить каждый сам за себя?

Интересная подборка самых глупых и нелепых законов со всего мира

Штраф за измену — это еще и возможный доход, если муж состоятельный бизнесмен.

Многие граждане пользуются советами юристов, чтобы избежать проблем законом. Но предостережение прокурора – не просто очередная рекомендация, а официальный документ, который нельзя игнорировать. В чём же заключается его особенность и как стоит реагировать получателю на подобное оповещение?

Читайте также:  Каков срок рассмотрения обращений граждан в прокуратуре

Предостережение прокурора: что это такое?

Письменное предостережение прокурора – специальный акт реагирования на предстоящее (или запланированное) нарушение закона.

Данная бумага оформляется и идёт на подпись прокурором или его заместителем в целях предупреждения будущих правонарушений или при наличии аргументов о предстоящих незаконных деяниях.

Данные мысли обычно выражаются: публично в форме высказывании, в подготовительных операциях (выдача распоряжения работникам низшего звена) или в виде бездействия.

Согласно ст. 25.1 закона “О прокуратуре РФ” рассматриваемый документ направляют при наличии определённых сведений предостережение в адрес:

  • должностных лиц;
  • руководителя общественных (религиозных) группировок;
  • иных лиц (аналогичных объединений);
  • предостережение о предстоящих нарушениях.

В теле письма обычно просят отказаться от совершения задуманных действий и разъясняют возможные последствия. В ситуации намеренного неисполнения требований, указанных в высланном предостережении, особа, которой оно объявлено, велик риск быть привлечённым к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности, а также таких форм наказания, как отстранение от должности в установленном законом порядке.

Как происходит объявление прокуратурой о недопустимости нарушения закона?

Предостережение прокурора считается независимым правовым методом реагирования ответственной особы на попытку нарушения закона, используемого при совершении контроля над соблюдением законов. Как важный способ индивидуального воздействия на граждан, которые совершают или пытаются сделать любой противоправный поступок (или нарочно умалчивать о выполнении такового), причинивший вред другим людям, или которые идут в разрез государственным интересам или интересам любой части общественности.

Предупреждение о недопустимости правонарушения оформляется на стандартном бланке. Оно обязано применяться только на базе тщательно проверенных фактов, которые исключают любые сомнительные предположения и неясности. Предостережение считается официальным документов, поэтому должно опираться на задокументированные показания свидетелей и прочие аргументы. А от должностных лиц, нарушивших закон или планирующих сделать противоправный поступок, обязательно должны дополнительно потребовать развёрнутые объяснения.

Параллельно органами собираются и прочие неоспоримые доказательства их неоспоримой виновности (комментарии, справки, жалобные обращения, заявления и прочее). Совершение гражданином какого-либо проступка или преступления уже после факта применения к нему предостережения, стоит рассматривать как дополнительные отягчающие обстоятельства при назначении наказания.

Что делать, если получили извещение?

Начиная с зимы 2017 года, в силу вступило правило, согласно которому юридические лица и ИП будут отчитываться перед соответствующими органами об исполнении предупреждения о недопустимости нарушения выдвигаемых требований. Если нет возражений, то в течение 60 дней необходимо уведомить о выполнении предостережения и указать в тексте письма следующие данные:

  1. полное наименование организации или инициалы;
  2. ИНН юридического лица или ИП;
  3. дата и номер полученного предостережения;
  4. полные сведения о принятых мерах по обеспечению соблюдения указанных требований.

Компания имеет право направить уведомление в органы госконтроля не только классическим методом (по почте), но и онлайн, в электронном формате (обязательно заверить его электронной подписью квалифицированного сотрудника).

Иногда компания может и принять противоположную позицию: не согласиться с выводами о том, что её деятельность приводит к нарушению требований. Тогда организация должна аргументированно обосновать свою позицию в возражении. Стандартной формы такого ответного письма нет, но предусмотрен обязательный список сведений, которые непременно должны в нём содержаться:

  • полное наименование фирмы или Ф. И. О. руководителя;
  • ИНН юридического лица или ИП;
  • дата и номер полученного предостережения;
  • обоснование позиции в отношении указанных действий, которые чреваты нарушением требований.

Его стоит направить контролирующему органу по аналогичному с уведомлением принципу в течение 20 рабочих дней, начиная с даты получения предупреждения.

Срок и порядок обжалования

Если ориентироваться на ч. 2 ст. 46 конституции, решения и неправомерные действия (или бездействие) органов государственной власти и вышестоящих лиц (включая прокуратуру), могут быть сразу при получении обжалованы через судебные организации.

Однако современное законодательство не учитывает специального алгоритма оспаривания представлений (или протестов), которые были отправлены прокурором.

Исходя из ст. 3 и ст. 245 ГПК РФ следует, что любое заинтересованное лицо имеет право обратиться в правоохранительные органы за защитой нарушенных либо обжалуемых прав. Подать подобную жалобу допускается сроком в 3 месяца с момента получения официального предостережения.

Подготовленные противоправные действия в большей мере уже совершенные или совершаемые на момент обращения, даже если на данный момент не предоставляют значительной общественной опасности правонарушения, нередко перерастают в опасные проступки, включая и серьёзные преступления. В итоге главная цель применения рассматриваемого предостережения о недопустимости нарушения закона сводится как раз к своевременному пресечению такого антиобщественного поведения и исключения риска возникновения предпосылок для более серьёзных правонарушений.

Это средство влияния не заменяет, а лишь дополняет остальные средства реагирования. Но как официальный документ, данное извещение нельзя игнорировать, и стоит обязательно отвечать на него (в форме согласия и отчёта о проделанной работе или в виде оспаривания и возражений).

Источники:
http://www.advokatorium.com/index.php/ru/news/vse-dlya-yurista/chto_takoe_predosterezhenie_o_nedopustimosti_narusheniya_zakona_poryadok_dejstvij_ot_prokurora_ili_gosorgana
http://vzapase.expert/sluzhba/predosterezhenie-prokurora

Читайте также:
Adblock
detector