Кто является начальником органа дознания

В качестве начальника органа дознания п. 17 ст. 5 УПК называет должностное лицо органа дознания, в том числе заместителя начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК. К сожалению, в УПК не приведена отдельная статья, которая бы регламентировала полномочия начальника органа дознания. Процессуальные полномочия начальника органа дознания разбросаны по разным статьям. В УПК отмечены следующие процессуальные полномочия начальника органа дознания: давать указания, которые обязательны для дознавателя (ч. 4 ст. 41 УПК); по ходатайству дознавателя продлевать до 10 суток срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении (ч. 3 ст. 144 УПК); поручать производство неотложных следственных действий подчиненным сотрудникам (ст. 157 УПК); утверждать обвинительный акт, завершающий дознание (ч. 4 ст. 225 УПК).

Как уже указывалось, начальником органа дознания в органах внутренних дел являются начальник органа внутренних дел и его заместители — начальник СКМ и начальник МОБ.

Согласно ведомственным нормативным актам [1] на начальника гор(рай)линоргана внутренних дел (его заместителя — начальника милиции общественной безопасности) как начальника органа дознания при руководстве специализированными подразделениями дознания возложены:

  • • обеспечение исполнения поручений по расследованию уголовных дел в форме дознания;
  • • распределение поступивших заявлений и подлежащих расследованию уголовных дел в форме дознания;
  • • продление по ходатайству дознавателя срока проверки сообщения о преступлении;
  • • организация взаимодействия дознавателей с другими службами и подразделениями ОВД;
  • • изучение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, дача по ним указаний о производстве необходимых процессуальных действий и сроках их выполнения;
  • • осуществление контроля за приостановлением уголовных дел дознавателями.

начальник подразделения дознания должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Данным Законом также были закреплены полномочия начальника подразделения дознания, которые нашли отражение во вновь внесенной в УПК ст. 40.1.

Согласно ст. 40.1 УПК начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

  • 1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
  • 2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • 3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
  • 4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Также начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении своих полномочий начальник подразделения дознания вправе:

  • 1) проверять материалы уголовного дела;
  • 2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Кроме того, исходя из практической деятельности специализированных подразделений дознания ОВД можно выделить также следующие полномочия начальника подразделения дознания ОВД:

  • • осуществляет руководство подразделением дознания, несет персональную ответственность за организацию выполнения планов работы по всем направлениям деятельности, требований ведомственных нормативных правовых актов, качественное выполнение возложенных на подразделения дознания задач и функций;
  • • осуществляет процессуальный контроль за деятельностью дознавателей;
  • • вносит в пределах своей компетенции руководству соответствующего ОВД предложения по повышению эффективности деятельности специализированных подразделений дознания;
  • • выезжает на места происшествия по фактам преступлений и организует работу по раскрытию преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно;
  • • анализирует и планирует работу подразделения дознания и личного состава;
  • • распределяет между сотрудниками подразделения, с учетом нагрузки, поступающие заявления и другие материалы, а также подлежащие расследованию уголовные дела;
  • • подготавливает отчеты, докладные записки и другие документы;
  • • выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений;
  • • организует и проводит обучение личного состава подразделения дознания в системе боевой и служебной подготовки;
  • • выявляет, изучает, обобщает и внедряет в работу подразделения передовой опыт деятельности, а также новейшие достижения науки и техники в борьбе с преступностью;
  • • осуществляет подбор, расстановку и воспитание кадров подразделения, вносит предложения о назначении сотрудников на должности и освобождении от должностей, о предоставлении сотрудникам очередных и иных отпусков;
  • • ходатайствует перед руководством соответствующего ОВД о применении мер морального и материального стимулирования в отношении сотрудников подразделения, а также граждан, оказавших помощь в борьбе с преступностью;
  • • вносит предложения о привлечении подчиненных сотрудников к дисциплинарной ответственности;
  • • составляет и утверждает у начальника ОВД регламент работы руководителя подразделения дознания.
  • • в пределах своей компетенции совместно с руководителями оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений ежемесячно заслушивает дознавателей, сотрудников оперативных подразделений и экспертно-криминалистических подразделений (при необходимости — сотрудников других подразделений) о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных преступлений, отнесенных к компетенции дознавателей;
  • • оказывает практическую помощь в организации проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
  • • контролирует своевременное направление на экспертное исследование изъятых с места происшествия следов и иных предметов, а также организацию их хранения и эффективное использование в раскрытии преступления;
  • • осуществляет контроль за своевременностью выполнения дознавателем плановых мероприятий по раскрытию и расследованию преступлений, используя при этом предоставленные ему процессуальные полномочия;
  • • ежемесячно проверяет обоснованность приостановления производства по уголовным делам вследствие неустановления места нахождения подозреваемого (обвиняемого) или из-за его болезни; дает оценку фактам несвоевременного объявления скрывшихся лиц в розыск и необоснованного приостановления расследования;
  • • совместно с руководителем экспертно-криминалистического подразделения анализирует практику использования изъятых с места происшествия следов, иных предметов; разрабатывает меры, направленные на повышение эффективности этой работы о результатах информирует начальника ОВД;
  • • ежеквартально анализирует результаты расследования, причины прекращения и приостановления производства по уголовным делам, совместно определяют меры по устранению недостатков в организации следственной работы.
Читайте также:  Может ли дознаватель прекратить дело до суда

Также начальник отдела (отделения) дознания осуществляет процессуальный и организационный контроль за деятельностью дознавателей.

Органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24.ст. 5 УПК РФ).

Данное определение детализировано законодателем в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, в соответствии с которой к органам дознания относятся:

— органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности[64];

— органы Федеральной службы судебных приставов;

— командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

— органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

К полномочиям органов дознания относятся:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, – в порядке, установленном главой 32 УПК РФ;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, – в порядке, установленном статьёй 157 УПК РФ;

3) осуществление иных предусмотренных УПК РФ полномочий.

В учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, полномочия органа дознания возложены на начальника учреждения (его заместителя, уполномоченного на осуществление ОРД), который обладая полномочиями органа дознания, фактически является начальником органа дознания (т. е. можно сказать, что он одновременно является и органом дознания и начальником органа дознания). Полномочия органа дознания начальник исправительного учреждения может возложить на подчинённых ему сотрудников в соответствии с приказом. Однако, в связи с тем, что указанный орган дознания признаётся таковым в связи с полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, уголовно-процессуальные полномочия могут быть возложены только на должностное лицо исправительного учреждения, уполномоченное на осуществление оперативно-розыскной деятельности (т. е. на сотрудников оперативного отдела).Сотрудник ИУ, которому делегированы полномочия органа дознания, выполняет процессуальные действия и принимает процессуальные решения от имени органа дознания.

Читайте также:  Кто такой общественный помощник прокурора

В соответствии с УПК РФ (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 2 ст. 40, ст. 151, 157) на рассматриваемый орган дознания возлагаются следующие процессуальные полномочия:

1. При поступлении сообщения о преступлении произвести проверку данного сообщения и принять по результатам проверки соответствующее процессуальное решение, предусмотренное ч. 1 ст. 145 УПК РФ:

а) Возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия. Это полномочие, в соответствии со ст. 157 УПК РФ, может быть реализовано только о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершённых сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершённых в расположении указанных учреждений и органов иными лицами. То есть возбуждать уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (по которым предварительное следствие не обязательно), данные должностные лица не уполномочены.

Необходимо отличать производство неотложных следственных действий в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ от производства процессуальных действий, в том числе и следственных, производимых в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 144 УПК РФ до возбуждения уголовного дела. Производство в рамках проверки сообщения о преступлении некоторых следственных действий (например, осмотр места происшествия, осмотр трупа, освидетельствование и др.) допускается до возбуждения уголовного дела в связи с тем, что данные следственные действие является безотлагательными по своей сущности. Деятельность в порядке ст. 157 УПК РФ подразумевает под собой производство органом дознания необходимых для закрепления следов преступления следственных действий, в связи с тем, что следователь не может приступить к расследованию. Круг данных следственных действий законом не определен (то есть в течение 10 дней органом дознания могут быть, в случае необходимости, произведены обыски, выемки, допросы и другие регламентированные УПК РФ следственные действия).

б) Возбудив уголовное дело в порядке ст. 157 УПК РФ, орган дознания может не производя неотложных следственных действий направить уголовное дело руководителю соответствующего (ст. 151 УПК РФ) следственного органа.

в) Принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела, если по результатам проверки сообщения о преступлении поступившее в органах или учреждениях УИС, основания для возбуждения уголовного дела не были установлены.

г) Передать сообщение по подследственности, после производства проверки данного сообщения, для принятия решения в тот орган, в компетенции которого (ст. 150, 151 УПК РФ) принимать решения о возбуждении уголовного дела и приступать к его расследованию.

2. выполнять отдельные поручения следователя, данные в порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

Более никакие полномочия в рамках уголовного судопроизводства на рассматриваемый орган дознания УПК РФ не возложены.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

В ч. 3 ст. 151 УПК РФ определены органы, должностные лица (дознаватели) которых уполномочены на осуществление такой формы расследования как дознания. На органы и учреждения УИС, как органы дознания не возложены функции по производству расследования по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, должность дознавателя в уголовно-исполнительной системе не предусмотрена. Производить дознание в полном объёме в порядке, установленном гл. 32 УПК РФ, начальники учреждений и органов УИС (и подчинённые им сотрудники, наделённые полномочиями органа дознания) не вправе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Начальник органа дознания

Начальник органа дознания — руководитель органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания. Согласно п. 17.1 ст. 5 УПК РФ начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель.

Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.

Читайте также:  Сколько получают прокуроры в беларуси

Начальник органа дознания организует принятие необходимых уголовно-процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в целях обнаружения и пресечения преступлений, установления и изобличения лиц, их совершивших, предупреждения преступлений. И.Г. Хисматуллин. Проблемные вопросы полномочий дознавателя и начальника подразделения дознания // Следователь.- 2008.- №2.- С. 30-33.

По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, начальник органа дознания:

1) в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством, оказывает следователю содействие при решении им вопроса о наличии или отсутствии поводов и основания для возбуждения уголовного дела, в том числе по материалам оперативно-розыскной деятельности;

2) вправе в порядке, установленном ст. 146 настоящего Кодекса, возбудить уголовное дело и лично произвести по нему неотложные следственные действия, или поручить их производство соответствующему сотруднику (сотрудникам) органа дознания;

3) организует выполнение поручений следователя, прокурора и начальника следственного отдела о производстве отдельных следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, об участии сотрудников органа дознания в производстве отдельных процессуальных действий, выполняемых следователем;

4) результаты выполненных по поручению следователя следственных и других процессуальных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий передает следователю в порядке, установленном уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством;

5) по поручению следователя, прокурора или начальника следственного отдела выделяет необходимое количество оперативных работников для участия в расследовании преступления в составе следственно-оперативной группы.

Поручения следователя, данные в порядке, установленном настоящим УПК, являются для начальника органа дознания обязательными. Обжалование этих указаний прокурору не приостанавливает их исполнения». А.П. Кругликов. Следователь и начальник органа дознания: проблемы правового положения и взаимодействия // Российская юстиция.- 2006.- N 6.- С. 45-46.

Дознаватель

Полномочия по производству дознания по тем уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательным не является, возлагаются начальником органа дознания или его заместителем на дознавателя. В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные Кодексом.

Дознаватель является сотрудником органа дознания. Как правило, он имеет специальное юридическое образование и необходимый опыт работы. Список конкретных лиц, которые могут осуществлять полномочия дознавателя, утверждается приказом (распоряжением) начальника органа дознания. После появления повода к возбуждению уголовного дела начальник органа дознания или его заместитель поручает его проверку, возбуждение уголовного дела и производство дознания конкретному дознавателю.

В некоторых ведомствах (в органах внутренних дел Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации) созданы и функционируют специализированные подразделения дознания, состоящие из штатных дознавателей и начальника подразделения дознания.

Законом (ч. 2 ст. 41 УПК РФ) запрещено возлагать полномочия по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по этому же уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Данный запрет связан с тем, что в противном случае дознаватель принимал бы решения, руководствуясь не только и не столько содержащимися в уголовном деле доказательствами, но и оперативно-розыскной информацией.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 УПК РФ дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с Кодексом на это требуется согласие органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом (к ним, например, относятся производство отдельных следственных действий по поручению следователя, поддержание в суде государственного обвинения по поручению прокурора и т. п.).

Для дознавателя указания прокурора и начальника органа дознания являются обязательными. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование указаний в любом случае не приостанавливает их исполнения. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под. ред. А. В. Гриненко. — М.: Норма, 2004. — С. 71-72.

Источники:
http://studopedia.ru/8_169222_organ-doznaniya-nachalnik-organa-doznaniya-doznavatel-sootnoshenie-ponyatiy-i-kompetentsiya.html
http://studbooks.net/980000/pravo/osnovnye_dolzhnostnye_litsa_organa_doznaniya

Читайте также:
Adblock
detector