Кто входит в группу дознания

Производство дознания группой дознавателей – этот институт появился недавно по аналогии с группой следователей.

Когда многоэпизодное, сложное дело, когда много соучастников, требующих особого внимания, когда много субъектов, которые вовлечены в сферу пристального внимания уголовного судопроизводства, по аналогии со следственной группой принимается решение о создании группы дознавателей. Сама группа, её состав, все его изменения регулируются начальником органа дознания. Точно так же выносится решение. В данном конкретном составе должны быть перечислены все те субъекты, которые будут принимать участие в дознании.

Если производство дознания будет осуществлять группа дознавателей, и в состав группы войдут не все те лица, которые фактически осуществляют дознание, то доказательства, полученные не участниками данной группы, будут признаваться недопустимыми.

По аналогии со следственной группой назначается руководитель группы дознания. Эта группа может включать в себя не только дознавателей, но и ДЛ органов, осуществляющих ОРД. Состав группы должен быть объявлен подозреваемому\обвиняемому (как и со следственной группой), так как они имеют право заявить отвод как одному члену, так и всей группе дознания в целом.

Как результат окончания производства дознания, мы можем принять решение о:

1) Прекращение производства по УД

2) Направлении материалов в суд

Для направления материалов с суд составляется обвинительный акт. Это младший брат обвинительного заключения. Он составляется дознавателем и утверждается начальником органа дознания.

До того, как дело направляется в суд, при производстве дознания с обвинительным актом знакомятся участники процесса (с обвинительным заключением не знакомятся, а с обвинительным актом знакомятся). С ним обязательно знакомятся обвиняемый, защитник. Обязательно составляется протокол об ознакомлении с материалами УД. Если потерпевший или его представитель заявляют соответствующее ходатайство, им могут быть предоставлены материалы только для ознакомления.

Если обвиняемый, защитник отказываются от ознакомления с материалами УД, всё равно составляется протокол ознакомления, в котором указываются, что такие-то лица отказались знакомиться с материалами УД. Протокол ознакомления с материалами обязательно должен быть в уголовном деле. Если его не будет, это может быть расценено как нарушение прав участников процесса, прокурор, а потом суд может вернуть дело органу дознания для восполнения соответствующих пробелов.

Как к обвинительному заключению, так и к обвинительному акту есть целый ряд обязательных документов в виде справки-приложения. Это краткая характеристика движения УД: дата возбуждения, меры обеспечения гражданского иска, применённые меры пресечения, свидетель и обвиняемый, потерпевший и т.д. В справке, как и в обвинительном заключении, указываются соответствующие листы дела.

Дальше процедура точно такая же, как и для предварительного следствия.

В каждом случае, когда мы говорим о возможности направления дела в суд, фильтром качества уголовного дела является прокурор. Обвинительный акт после его утверждения руководителем органа дознания со всеми материалами дела направляется прокурору.

Подозреваемого мы только знакомим с обвинительным актом, но не вручаем ему копию. Прокурор оценивает материалы, обвинительный акт и принимает решение, В частности, в течение 2 суток он может:

1) Утвердить обвинительный и направить УД в суд, тем самым определив подсудность УД

2) Прекратить производство по УД по тем же основаниям, что и производство ПС

3) Направить дело на производство ПС, если сочтёт это необходимым при наличии соответствующих оснований

4) Возвратить УД для производства дознания или для пересоставления обвинительного акта

В последнем случае прокурор даёт свои письменные указания, которые обязательны для исполнения. При производстве дополнительных действий устанавливается срок до 10 суток. Если необходимо дополнить, осуществить новые следственные действия, приобщить документы, и т.д.

Если необходимо пересоставить обвинительный акт, срок составляет до 3 суток. Почему мы говорим, что возможно дальнейшее продление сроков на общих основаниях?

В целом ряде случаев при производстве дополнительного дознания могут быть установлены дополнительные обстоятельства. Их установление потребует времени. 10 суток бывает недостаточно, поэтому прокурору предоставляется право на общих основаниях, в пределах общих сроков дознания продлить производство по УД (Общие сроки дознания: от 30 суток до 6 месяцев при сложном деле и до 12 месяцев при направлении запросов о международной правовой помощи, ст. 223 УПК).

Когда мы говорим о полномочиях прокурора, по аналогии с полномочиями прокурора применительно к органам дознания [предварительного расследования — ?], прокурор может воспользоваться таким своим правом как уменьшить объём обвинения или переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. Фактически, прокурор вторгается в процессуальную самостоятельность органа дознания.

После утверждения обвинительного акта прокурором он вручается обвиняемому, защитнику и потерпевшему. Здесь порядок точно такой же. Приглашаем обвиняемого для вручения обвинительного акта, если же он находится под стражей, вручаем или предпринимаем попытки вручить ему через администрацию местонахождения обвиняемого, предположим, СИЗО. Что касается потерпевшего, при желании ему будет вручена копия обвинительного акта.

Если потерпевший не согласен с квалификацией в обвинительном акте, его мнение не испрашивается и не учитывается. Потерпевший может заявить ходатайство дознавателю или впоследствии в суд, но обвинительное заключение и обвинительный акт – это тот предел обвинения по объёму, квалификации и тяжести, который может быть рассмотрен в суде. В дальнейшем суд за его рамки выйти и увеличить объём обвинения не может, как и переквалифицировать на более тяжкое деяние. Допускается уменьшение объёма, переквалификация на менее тяжкое преступление и прекращение уголовного дела в суде

Увеличение объёма обвинения не допускается, поэтому очень важно посмотреть объём обвинения в обвинительном акте, постановлении, заключении.

Читайте также:  Какая ответственность установлена за неисполнение требований прокурора

Итоговый документ по фабуле обвинения должен совпадать с постановления о привлечении в качестве обвиняемого, если при дознании было такое постановление. Это связано с обеспечением права на защиту соответствующих субъектов.

По аналогии с предварительным следствием, прокурор должен озаботиться тем, чтобы срок содержания под стражей определялся в соответствии с действующим УПК. Поэтому, если к моменту нахождения дела у прокурора истекает срок содержания под стражей, прокурор может возбудить ходатайство перед судом о продлении срока содержания под стражей или по аналогии срока домашнего ареста, чтобы обеспечить участие обвиняемого в судебном заседании. Там примерно до двух недель получается.

Дело поступает в суд. Суд принимает дело, знакомится и может принять решение о продлении срока домашнего ареста и срока содержания под стражей в пределах уже тех сроков, которые установлены для судебного разбирательства. Там первоначально до 6 месяцев, потом до трёх и ещё до трёх, соответственно. Это та же самая процедура, что и для предварительного следствия.

Дата добавления: 2017-02-25 ; просмотров: 443 | Нарушение авторских прав

В качестве основной организационной и самой результативной формой взаимодействия служащих органов, осуществляющих раскрытие преступлений, выступает следственно-оперативная группа. Рассмотрим далее эту структуру подробнее.

Нормативная база

Современное законодательство не определяет порядок, основания, по которым осуществляется создание следственно-оперативной группы. Отсутствует в УПК и разъяснение понятия СОГ. Одним из наиболее полно разработанным документов и, по мнению экспертов, имевших особое значение в процессе укрепления взаимодействия между подразделениями внутренних дел, является Инструкция, утвержденная приказом Министерства ВД СССР от 20.02.1979 г. К другим значимым нормативным актам необходимо отнести указание Генпрокурора и МВД СССР. Оно было принято в 1985 г. Этим указанием утверждена типовая инструкция, в соответствии с которой должна организовываться работа следственно-оперативной группы. С 1993 г. был введен в действие новый документ. В дальнейшем его положения были учтены при разработке других нормативных актов.

Определение

Существует несколько вариантов трактовки понятия СОГ. По мнению Шостака и Дубинского, следственно-оперативная группа представляет собой организационную форму взаимодействия служащих разных подразделений правоохранительных органов. И. А. Цоколов считает, что СОГ – это организационное формирование временного характера, основанное на ведомственных правовых актах и законодательстве. В эту структуру включаются следователи, сотрудники оперативных аппаратов и прочие специалисты. Назначение СОГ – оптимальная организация мероприятий, которые осуществляются служащими по раскрытию преступлений. Некоторые эксперты, однако, отмечают, что включение в определение понятия «временности» будет излишним. Это обуславливается тем, что сегодня достаточно распространены постоянные совместные следственно-оперативные группы. Между тем возможность и необходимость функционирования таких формирований может отпасть по нескольким причинам. Например, деятельность следственно-оперативной группы станет невостребованной при изменении криминологической ситуации, перестановках в структуре самих правоохранительных органах. При этом для служащих, задействованных в данных объединениях, это не является основными и единственными профессиональными задачами. В этой связи представляется допустимым согласиться с временным характером СОГ.

Классификация

В практике распространено формирование:

  1. Дежурных следственно-оперативных групп. Они обеспечивают незамедлительное реагирование на поступившие сообщения о совершенных преступлениях. В задачи этой категории СОГ входит также производство неотложных действий и розыскных мероприятий по «горячим следам». В группу входят следователь, служащие экспертно-криминалистических и оперативных подразделений, кинолог. При необходимости в СОГ могут включаться и представители иных отделов.
  2. Специализированных СОГ. В состав следственной оперативной группы такого типа входят служащие различных подразделений. Такие СОГ формируются для раскрытия определенных преступлений, в том числе тех, по которым совершившие деяния субъекты не установлены. Значение этого вида объединений сложно переоценить. Законодатель особо подчеркивает важность ряда категорий объектов, находящихся под государственной охраной. В этой связи от правоприменителя требуется соответствующая реакция. Она должна быть направлена на максимально результативное раскрытие, а в ряде случаев, выявление определенных преступлений. К ним, в частности, относят деяния террористической, коррупционной направленности, посягательства на жизнь, здоровье граждан, несовершеннолетних в том числе, прочие особо тяжкие нарушения.
  3. Целевых СОГ. Они задействованы, как правило, в раскрытии деяний по конкретному делу. Создание следственно-оперативной группы такого типа особенно востребовано на начальных этапах процесса выяснения всех обстоятельств произошедшего. Дело в том, что на первых стадиях возникает необходимость выполнить большой объем следственных действий в максимально короткий срок. Целевая СОГ осуществляет сбор доказательств при проведении неотложных мероприятий, устанавливают личности виновных «по горячим следам». Участники следственной оперативной группы выполняют поставленные задачи на относительно небольшой территории, при повышенной сложности дела. Они осуществляют раскрытие преступлений с множественностью эпизодов или при наличии нескольких виновных.
  4. Совместных групп. Такие объединения формируются для раскрытия тяжких, а также особо тяжких деяний, совершенных в том числе ОПГ, или дела со значительным объемом материалов. В состав следственной оперативной группы могут входить по согласованию служащие СК РФ, прокуратуры, ФСБ, Министерства ВД и пр.

Характеристики

В качестве неотложной и первостепенной задачи дежурных групп при получении сообщения о преступлении выступает его пресечение и принятие мер по сохранению следов деяния и задержанию нарушителя закона. На эффективность мероприятий в этом случае, вне зависимости от формы и способа поступления сведений, будет влиять уровень знания своих обязанностей и инициатива служащих. Непременным условием успешного раскрытия преступного деяния выступает своевременная и правильная организация выезда на место, квалифицированный осмотр территории происшествия. В ходе этих мероприятий следственно-оперативная группа осуществляет сбор информации об обстоятельствах и предполагаемом виновном. Умелое использование полученных при осмотре сведений в большинстве случаев обеспечивает возможность установления личности преступника. Зачастую информация, собранная на месте происшествия, позволяет раскрыть деяние «по горячим следам».

Читайте также:  Есть ли опера в прокуратуре

Субъекты

Если рассматривать дежурные группы, необходимо сказать, что включение в них следователей является, безусловно, необходимым. Это объясняется несколькими причинами. В первую очередь оперуполномоченный далеко не всегда имеет право возбудить уголовное производства. Это связано с тем, что тот или иной состав может не относиться законодательством к его подследственности. Решение о возбуждении дела следователем объясняется и тем, что этот служащий может объективно и взвешенно рассмотреть те или другие обстоятельства. При этом он принимает на себя всю ответственность за дальнейшее раскрытие преступления. Проблема включения в состав группы следователя может решаться путем формирования постоянных объединений, незамедлительного привлечения служащего, в том числе с заблаговременным его уведомлением о планируемом мероприятии. При этом его законное и своевременное вмешательство можно считать результатом эффективного взаимодействия представителей разных подразделений.

Особенности специализированной СОГ

В практике правоохранительным органам приходится раскрывать самые различные преступления. Среди них в том числе и деяния прошлых лет. Для выяснения обстоятельств таких преступлений формируется специализированная следственно-оперативная группа. Сотрудники такого объединения занимаются наиболее сложными делами. В этой связи к их профессиональным качествам предъявляются повышенные требования. Специализированная следственно-оперативная группа может заниматься раскрытием особо тяжких посягательств на личность, совершенных в условиях неочевидности, террористических актов или иных деяний, спровоцировавших широкий резонанс в обществе.

Специфика взаимодействия служащих

Руководитель следственно-оперативной группы несет персональную ответственность за итоги проведенных мероприятий. Он вправе принимать процессуальные решения, организовывать выполнение тех или иных процедур. К основным задачам взаимодействия между служащими следует отнести:

  1. Обеспечение исполнения неотложных мероприятий при совершении преступлений.
  2. Своевременное выявление виновных лиц и привлечение их к ответственности.
  3. Раскрытие преступных деяний.
  4. Объективное, всестороннее и полное раскрытие уголовных дел.
  5. Общую работу, направленная на розыск скрывающихся лиц.
  6. Выявление, пресечение незаконных деяний, принятие мер по их предупреждению.
  7. Реализацию мероприятий, ориентированных на компенсацию материального вреда, нанесенного организациям, вне зависимости от их формы собственности, и граждан преступными действиями лиц.

В существующем сегодня УПК не предусматривается всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела. Несмотря на это, представляется, что без учета этого условия следственно-оперативная группа МВД не может функционировать эффективно и целенаправленно. В существующем УПК предусматривается возможность формирования только СГ. Следственная группа осуществляет процессуальную работу, привлекая к ней служащих органа дознания. Последние задействуются зачастую напрямую к проведению определенных мероприятий, итоги которых имеют существенное доказательное значение. При этом имеет место и оперативное сопровождение процедур. Оно также позволяет добыть процессуальные доказательства, которые впоследствии реализуются в установленном порядке. Эксперты обращают внимание на то, что отсутствие нормативного регулирования, применяемого на практике участия дознавателей в раскрытии преступлений на постоянной основе в пределах функционирования СОГ, может оказать влияние на качество и скорость выявления обстоятельств дела.

Важный момент

Следственно-оперативная группа полиции образуется, как правило, для успешного решения трудоемких, сложных, экстренных задач, реализации большого объема мероприятий по делам с множеством эпизодов, по преступлениям, совершенным несколькими лицами в сговоре, а также в других случаях, имеющих существенное социальное значение. Кооперирование труда будет эффективно только тогда, когда оно производится на базе тесного служебного взаимодействия членов бригад, комиссий, подразделений. Это, в свою очередь, предполагает выполнение заданий по одному, согласованному плану. Выполнение поставленных задач осуществляется посредством совершения скоординированных действий при четко распределенных обязанностях, взаимопомощи, взаимопонимании, взаимной информированности и поддержке. В рамках СОГ сопровождение должно быть максимально полным.

Ключевые принципы

Формирование СОГ базируется на ряде положений. К ключевым принципам создания групп следует отнести:

  1. Своевременность образования.
  2. Межведомственный характер их формирования.
  3. Максимально целесообразное и четкое распределение участков проведения мероприятий.
  4. Грамотная организация не только процесса раскрытия конкретного преступления, но и предотвращения аналогичных незаконных деяний.

Дополнительные лица

Кроме следственно-оперативной группы, на месте происшествия некоторые функции могут осуществлять и иные участники производства. В качестве них выступают, например, понятые, представители коммерческих организаций, учреждений, предприятий, на территории которых производится осмотр. Участие этих субъектов регламентируется ст. 170 УПК. Во избежание затруднений в выборе понятых, для исключения опасений в привлечении субъектов, заинтересованных в результатах расследования, а также вероятности разглашения ими итогов осмотра, этих лиц рекомендуется привлекать до выезда на место. В ст. 170, ч. 3 УПК предусматривается ряд случаев, в которых процессуальное действие может осуществляться без участия указанных субъектов.

Еще одной категорией лиц, которая задействуется в осмотре, выступают обвиняемые, подозреваемые, очевидцы, пострадавшие. Эти субъекты могут быть необходимы и полезны ввиду их осведомленности об обстоятельствах случившегося. При привлечении к осмотру подозреваемого/обвиняемого, с ним вместе в процессе осуществления процессуального мероприятия может присутствовать и защитник. В случае необходимости к процедуре привлекается переводчик. Возможность его участия регламентируется ст. 59 УПК. К субъектам, которые могут быть задействованы в осмотре, относят также и вспомогательный персонал. На него возлагаются обязанности по оказанию технической помощи сотрудникам следственно-оперативной группы. Им, в частности, могут поручаться раскопки, расчистка завалов, охрана территории осмотра и прочее. Представители учреждений, предприятий, коммерческих структур полезны при осмотре, поскольку обладают необходимой информацией о самом месте происшествия, документацией, имеют доступы в помещения. Они также могут организовывать вспомогательные работы.

Заключение

Впервые понятие «межведомственная» или «совместная следственно-оперативная группа» было введено в практику в мае 1995 г. Это определения стало использоваться по приказу Генпрокуратуры, Министерства ВД, ФСБ. К утверждению соответствующих нормативных положений привлекался и Департамент налоговой полиции РФ. Развитие новых форм сотрудничества, введение специализации служащих, расширение опыта формирования СОГ по конкретным направлениям, оправдавших себя на практике организации специальных подразделений, обусловили совершенствование подзаконных правовых актов. Создание следственно-оперативных групп имеет особое значение в рамках осуществления процедур, направленных на раскрытие преступлений.

Читайте также:  Какими нормативными актами регулируется деятельность прокуратуры

Необходимо сказать, что взаимодействие служащих разных подразделений, организованное в соответствии с четко разработанным планом, при конкретном и грамотном распределении обязанностей позволяет в кратчайшие сроки решить как неотложные задачи, так и собрать полную доказательную базу по особым категориям преступлений. Существенное значение работы следственно-оперативных групп имеет при расследовании преступлений, совершенных в сравнительно давнее время. Во всех случаях к процессуальным мероприятиям привлекаются различные специалисты: криминологи, эксперты и пр. Незамедлительный выезд СОГ на место преступления обеспечивает сохранение и фиксацию следов деяния. Это, в свою очередь, позволяет быстро установить все обстоятельства случившегося, а в ряде случаев поймать виновных «по горячим следам».

1. Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.

2. Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимает начальник органа дознания. В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в том числе указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы дознавателей. К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому.

3. Руководитель группы дознавателей принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт.

4. Руководитель группы дознавателей принимает решения о:

1) выделении уголовных дел в отдельное производство в порядке, установленном статьями 153 — 155 настоящего Кодекса;

2) прекращении уголовного дела полностью или частично;

3) приостановлении или возобновлении производства по уголовному делу;

4) письменном уведомлении о подозрении в совершении преступления;

5) привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения;

6) направлении обвиняемого в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 части второй статьи 29 настоящего Кодекса;

7) возбуждении перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания;

8) возбуждении с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных частью второй статьи 29 настоящего Кодекса.

5. Руководитель и члены группы дознавателей вправе участвовать в следственных действиях, производимых другими дознавателями, лично производить следственные действия и принимать решения по уголовному делу в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Комментарии к ст. 223.2 УПК РФ

1. Одновременное расследование одного дела группой дознавателей способствует оперативности и быстроте, полноте, всесторонности и объективности расследования, эффективному устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, взаимообогащению опыта каждого из участников группы.

2. К сложным следует относить уголовные дела:

— с множеством версий, которые следует отрабатывать одновременно;

— о преступлениях преступников-гастролеров, когда совершаемые ими преступления имели место в разных городах и районах;

— расследование которых усложняется многообразием методов совершения и сокрытия преступлений.

3. Решение о производстве дознания группой дознавателей может быть принято начальником органа дознания одновременно с возбуждением им уголовного дела или же по уже возбужденному уголовному делу.

4. В случае создания группы дознавателей ее состав должен быть объявлен не только подозреваемому, обвиняемому, но и потерпевшему, а также всем иным участникам, имеющим самостоятельный интерес в процессе. Им должна быть представлена возможность заявить одному из ее членов или всем дознавателям отвод.

5. Вынесение основных решений по делу (решений, перечисленных в п. п. 3 и 4 коммент. ст.) — обязанность и право руководителя группы дознавателей, даже если проект постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения (производстве следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК), о привлечении лица в качестве обвиняемого и об объеме предъявляемого ему обвинения, обвинительного акта готовился другим членом следственной группы, подписывать его должен руководитель. От его имени, а не от имени всех членов группы выносятся такие решения. Он же будет нести ответственность за незаконность или необоснованность своих (им подписанных) решений.

6. Менее важные документы могут составляться от имени любого из членов группы.

7. Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, к работе следственной группы обычно привлекаются приказом руководителя органа внутренних дел, у которого в подчинении находятся как составляющие указанную группу дознаватели, так и привлекаемые к ней сотрудник оперативных служб (соответствующего органа дознания). После этого дознаватель вправе давать должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не письменные, а устные поручения, не через начальника органа дознания, а непосредственно.

8. См. также комментарий к ст. ст. 5, 7, 11, 40.1, 85, 96, 111, 117, 119, 122, 133, 135 — 137, 139, 144, 146, 155, 156 УПК.

Источники:
http://businessman.ru/new-sledstvenno-operativnaya-gruppa-sostav-sotrudniki-deyatelnost.html
http://rulaws.ru/upk-rf/CHAST-VTORAYA/Razdel-VIII/Glava-32/Statya-223.2/

Читайте также:
Adblock
detector