Кто в сша является генеральным прокурором

Структура и роль деятельности прокуратуры США

В качестве прокуратуры в США выступает исполнительно-распорядительный орган, у которого нет точного аналога в ряде правовых структур иных государств. Как институт исполнительной власти, данная служба занимается осуществлением не только аналогичных с иными странами полномочий относительно уголовного преследования, но и дает консультации правительству относительно правовых вопросов, представляет его интересы в суде, следит за исполнением закона. Это обусловило то, что для государственного атторнея допустимо выступать в качестве адвоката в гражданских делах и в качестве обвинителя в ряде уголовных дел. Помимо этого, для данной службы свойственно управлять тюрьмами и курировать дела иммигрантов. Ее работники работают в качестве следователей и сыскных агентов. В поле введения Генерального атторнея США находится и политический сыск и контрразведка.

Также как и суд, прокуратура осуществляет деятельность на трех этапах. Для каждого этапа характерно то, что отношения внутренней субординации обозначены принципом подчинения прокуроров более низкого ранга вышестоящим.

Особенности работы федерального уровня прокуратуры США

Федеральный уровень напрямую связан с возглавляемым Генеральным атторнеем Департаментом юстиции США и подчиненными ему окружными прокурорами, которые назначаются в каждом судебном округе.

В США всего 94 судебных округа.

Основой для работы федеральной атторнейской службы служат законы, которые принимает Конгресс США. Главу службы на должность назначает Президент США, имея при этом согласие Сената США. Срок службы – 4 года. Для сотрудников его аппарата свойственно организовывать деятельность ряда окружных прокуратур и выполнять ряд собственно прокурорских функций. Сюда же входит подготовка материалов обвинительных досье, которые используются во время поддержания обвинения в суде.

Для окружных прокуроров свойственно назначаться на позиции в порядке аналогичном тому, что и для Генерального атторнея США. Для них характерно располагать аппаратом помощников и осуществлять свою работу, к которой в том числе относится и уголовное преследование в рамках локаций, которые относятся к юрисдикции федеральной власти.

Суть работы на втором уровне прокуратуры США

Второй этап связан с прокуратурами штатов, у которых есть свой аппарат. Возглавляют их генеральные атторнеи штатов, у которых есть свои помощники на местах. Для атторнейской службы штатов свойственно действовать в рамках юрисдикции необходимого штата и осуществлять, в том числе, уголовное преследование лиц, которые посягнули на его законы.

Важно отметить, что практически во всех штатах в качестве Генерального атторнея это выборная должность. Его избирает законодательное собрание или население штата. В ряде штатов губернатор назначает Генерального атторнея.

Специфика муниципального уровня прокуратуры США

Муниципальный (местный) этап связан с прокурорами и следователями, которые являются подконтрольными местным органам власти. Для них свойственно осуществлять уголовное преследование относительно дел, в которых Генеральный атторней штата не принимает участия. Для местных прокуроров характерно избираться населением, но в ряде штатов их избирают или назначают органы местного самоуправления.

Если говорить об организационном аспекте, то для местных атторнеев свойственно быть независимыми друг от друга даже в рамках одного штата.

Так как прокурор был избран населением, то он в ответе пред ним за то, в каком состоянии находится борьба с незаконными деяниями. О том насколько эффективна его работа, можно судить по статистике привлечения к уголовной ответственности ряда лиц, которые совершили незаконные деяния, и по количеству обвинительных приговоров суда.

Полномочия Генерального атторнея прокуратуры США

Для Генерального атторнея свойственно на самостоятельной основе формировать штат своих работников. Для него допустимо расторгать ряд трудовых отношений с работниками аппарата своего предшественника и набирать для себя новых сотрудников. Но, как показывает практика, в большинстве случаев профессиональные сотрудники остаются на своих позициях и тогда, когда сменился руководитель.

Так как уголовное преследование важно воспринимать как не единственную функцию избранного атторнея, у него есть заместитель, для которого свойственно заниматься рядом соответствующих вопросов при помощи службы, которая ему подчиняется.

Для Генерального атторнея США и подчиненных ему органов недопустимо осуществлять руководство атторнейской службой штата. Для Генерального же атторнея штата недопустимо иметь административную власть над рядом местных атторнеев. Но для глав соответствующих прокуратур свойственно воздействовать на все правоохранительные органы США определенного этапа, а также на то, как формируется правовая политика в пределах данной структуры. И тут важно отметить, что влияние оказывается посредством реализации не административных, а процессуальных полномочий.

Для органов прокуратуры определенных этапов свойственно быть не соподчиненными друг другу, но сотрудничать между собой. Их юрисдикция имеет четкое разграничение. Но для местных прокуроров свойственно производить дела, которые являются подведомственными штатам, в ситуациях, когда ряд генеральных атторнеев или их помощников передают им ряд своих полномочий на основании взаимной договоренности.

Генеральный прокурор — Армении Генеральный прокурор Российской Федерации Генеральный прокурор СССР Генеральный прокурор США … Википедия

Прокурор — Телфорд Тэйлор выступает с обвинительной речью в суде по делу Альфрида Круппа (США). Прокурор (лат.& … Википедия

Генеральный атторней — (от англ. attorney general казенный адвокат) 1) в XIX в. в Англии и США должностное лицо, назначавшееся из барристеров, которое в гражданских делах защищало интересы казны, а в уголовных являлось органом обвинения, действовавшим по … Энциклопедия права

Читайте также:  Допускается ли в рф создание чрезвычайных прокуратур

Генеральный Атторней — (англ. Attorney General, тж. Атторней Генерал) в Великобритании, США, Бразилии, Венесуэле и некоторых других странах одно из высших должностных лиц юстиции. В Великобритании Г.а. член кабинета министров, главный юрисконсульт правительства,… … Большой юридический словарь

США. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — Управление государством в США основано на Конституции. Однако практика государственного управления и его влияние на жизнь граждан коренным образом изменились со времени принятия Конституции США в 1789. Включенные в нее официальные поправки были… … Энциклопедия Кольера

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ АТТОРНЕИ — (англ. attorney general) высшее должностное лицо государства в сфере юстиции в Великобритании, США, в странах Содружества наций; осуществляет верховный контроль за публичным преследованием, содействует обеспечению единой судебной политики по… … Энциклопедия юриста

Анархистские взрывы в США (1919) — Урон, нанесённый дому генерального прокурора Митчела Палмера Анархистские взрывы в США в 1919 году серия взрывов и попыток взрывов осуществленных анархистами (последователями Луиджи Галлеани) с апреля по июнь 1919 года. Эти взрывы стали пр … Википедия

Министерство финансов США — (The U.S. Treasury) Глава министерства финансов США, Министерство финансов США Министерство финансов как один из исполнительных департаментов США, функции министерства финансов США, список министров финансов США Содержание Содержание Раздел 1. о… … Энциклопедия инвестора

История США (1918—1945) — История США 1918 1945 гг. покрывает периоды ревущих двадцатых, Великой депрессии и Второй мировой войны. После Первой мировой войны США отвергли Версальский договор и отказались присоединиться к Лиге Наций. К 1920 г. Восемнадцатой… … Википедия

Наследование президентских полномочий в США — Порядок наследования президентских полномочий в США определяет, кто может стать или исполнять обязанности президента по причине нетрудоспособности, смерти, отставки или отстранения от должности (по импичменту и последующим осуждением)… … Википедия

В США поддержание государственного обвинения возлагается на атторнейскую службу, не имеющую точного аналога в правовых системах других государств. Ее полномочия по уголовному преследованию сходны с содержанием прокурорских функций других государств, поэтому данную службу иногда именуют прокуратурой.

В целом атторнейская служба занимается не только уголовным преследованием, но и консультированием правительства, представлением его интересов в судах, а также обеспечением исполнения закона.

В. А. Власихин характеризует всю широту функций атторнейской службы. Государственный атторней может выступать как адвокат в гражданской тяжбе и как обвинитель по уголовному делу, а также как правительственный юрисконсульт. Атторнейская служба управляет тюрьмами и занимается делами иммигрантов. Ее сотрудники действуют как следователи и сыскные агенты. В ведении генерального атторнея США находятся контрразведка и политический сыск [1] .

В отличие от прокуратуры РФ американское ведомство не организовано на основе принципа централизации. В ее структуре прослеживается три уровня органов: федеральный, штата и местный. Федеральная служба функционирует на основе законов, принимаемых конгрессом. Штат на основе собственного законодательства вправе самостоятельно определять организацию и объем полномочий атторнейской службы. На местах также имеется атторнейская служба, функции которой в целом идентичны атторнейским службам штата и федерального уровня.

Итак, первый уровень – федеральная прокуратура. В ее состав включен департамент юстиции США, возглавляемый генеральным атторнеем. Он назначается президентом США с согласия Сената сроком на четыре года. Департамент юстиции США не имеет ничего общего с министерством юстиции в европейском понимании, поскольку не занимается вопросами судебного управления. Его аппарат имеет несколько подразделений, организующих работу федеральных прокуратур на местах либо непосредственно выполняющих прокурорские функции, в том числе досудебную подготовку материалов обвинительного досье, используемых при поддержании обвинения в суде.

Основные обязанности генерального атторнея США – представительство интересов правительства США в судах, консультирование правительства по юридическим вопросам, обеспечение исполнения федерального законодательства. Функции юрисконсульта реализуются по запросам президента и глав федеральных министерств и ведомств. Он дает рекомендации президенту относительно кандидатов на должности федеральных судей, включая судей Верховного суда США. Генеральный солиситор представляет интересы США в Верховном суде по всем категориям дел, затрагивающих интересы государства.

В департаменте юстиции имеются следующие управления: по уголовным делам, по гражданским делам, но делам о нарушении антитрестовского законодательства, по делам о нарушениях налогового законодательства, по делам об охране окружающей среды, по делам о нарушении гражданских прав.

Кроме того, департамент имеет подразделения на правах бюро. Например, ФБР, осуществляющее оперативнорозыскную деятельность и расследование преступлений, преследуемых по федеральным законам (терроризм, угроза внутренней безопасности США).

Атторнеи США являются представителями генерального атторнея на местах. Они, например, осуществляют уголовное преследование за нарушение федерального законодательства, представительство федерального правительства по гражданским делам в суде, когда стороной в процессе выступают США [2] .

Основу местной федеральной прокуратуры образуют окружные прокуроры с аппаратом помощников. Порядок назначения окружного прокурора такой же, как и генерального атторнея США. Они осуществляют уголовное преследование на территориях, где распространяется юрисдикция федеральных властей (территории парков и заповедников, военные объекты и др.).

Читайте также:  Какие законы должен знать прокурор

Второй уровень образуют прокуратуры штатов с подчиненной службой, возглавляемые генеральным атторнеем штата, которые осуществляют уголовное преследование лиц, посягнувших на законы штата.

Третий уровень – местная прокуратура. К ней относятся прокуроры, работающие под контролем и руководством органов местного самоуправления. Уголовное преследование они осуществляют по делам, в производстве которых не принимает участие аппарат генерального атторнея штата. Генеральный атторней США и подчиненные ему органы не уполномочены руководить атторнейской службой в штате. Атторней штата, в свою очередь, не имеет административной власти над местными атторнеями. Не осуществляя прокурорского надзора в нашем понимании, атторней воздействует на всю систему уголовной юстиции, а также на формирование политики этой системы. Воздействие осуществляется с помощью конкретных процессуальных функций, а не с помощью административной власти.

В большинстве штатов должность генерального атторнея выборная. Он избирается законодательным собранием или населением штата. В некоторых штатах генеральный атторней назначается губернатором.

Генеральный атторней штата консультирует губернатора и иных должностных лиц штата по правовым вопросам, представляет штат в суде, возбуждает уголовные дела по фактам нарушения законодательства штага. В части функции уголовного преследования в суде его функции ограничены. Он выступает в суде по сенсационным делам, по делам о нарушениях отдельных административных и налоговых законов.

Местные прокуроры избираются населением, а в отдельных штатах избираются или назначаются органами местного самоуправления.

Будучи избранным населением, прокурор отвечает перед ним за состояние борьбы с преступностью. Об эффективности его пребывания в должности может, помимо прочего, свидетельствовать статистика привлечения лиц, совершивших преступления, к уголовной ответственности, количество обвинительных приговоров суда.

Свою команду избранный генеральный атторней формирует самостоятельно. Он может расторгнуть трудовые отношения с сотрудниками своего предшественника и набрать себе новый штат. На практике профессионалы, занимающиеся уголовным преследованием в суде, ценятся и много лет работают в офисе генерального атторнея, в том числе и при смене руководителя. Поскольку уголовное преследование нс является единственной функцией избранного должностного лица, он имеет заместителя, который и возглавляет соответствующую службу.

В деятельности по поддержанию государственного обвинения практикуется специализация. Часть сотрудников офиса специализируется на поддержании обвинения по делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, часть – по делам о половых преступлениях, кражах, преступлениях на почве ненависти и т.д.

Атторнейская служба контролирует практически все стадии правоприменения по уголовным делам.

Функции прокуратуры (обвиняющих атторнеев) следующие: контроль за законностью полицейского расследования и обоснованностью его результатов; санкционирование некоторых мер принуждения, применяемых полицией (например, задержаний-арестов); проведение дополнительного или самостоятельного расследования; прекращение уголовного дела или смягчение обвинения; принятие решения об уголовном преследовании перед судом и представление обвинительного акта на утверждение в большое жюри или заявления об обвинении в суд (с правом отказа от уголовного преследования); представление и обоснование обвинения перед большим жюри; заключение сделки с обвиняемым о признании вины; поддержание обвинения в суде; обжалование обвинительных приговоров [3] .

Для понимания содержания функции прокуратуры в уголовном процессе необходимо ознакомиться с судебной системой, системой органов полиции, а также с соотношением функций различных участников уголовного процесса.

Полиция осуществляет следующие функции: принятие, регистрация и предварительная проверка сообщений о преступлениях; применение мер процессуального принуждения (задержание, обыск, арест); решение вопроса об освобождении под залог; сбор доказательств (допросы подозреваемых, свидетелей, потерпевших и экспертов, опознания и т.п.); принятие решения об обвинении (полицейский отчет) и направление его начальнику органа полиции; определение начальником полиции дальнейшей судьбы дела (прекращение ввиду недостаточности доказательств, полицейское урегулирование признанного установленным криминального конфликта, обращение в «местные центры правосудия» для альтернативного разрешения спора путем посредничества или арбитража, направление в суд для рассмотрения в упрощенном порядке, передача дела прокурору для решения вопроса о преследовании в суде) [4] .

Внутренний контроль за деятельностью полицейского осуществляет начальник органа полиции. Внешний – прокурор и суд (за применением мер принуждения).

В США государственный обвинитель в силу правовых традиций пользуется широкой дискреционной властью. Уголовное преследование преступника – право, но не обязанность обвинителя. Атторней является важной фигурой, действующей в системе правосудия. Он имеет право по собственному усмотрению возбуждать уголовное преследование, может ограничиться поддержанием обвинения в суде, основываясь при этом на доказательствах, собранных полицией, но вправе также провести собственное расследование. Атторней имеет право по собственному усмотрению отказаться от обвинения, что влечет за собой прекращение дела.

На протяжении длительного периода времени право обвинителя на немотивированный отказ от обвинения считалось неотъемлемым его правом, которое не контролировалось судом. В настоящее время законодательством и судебной практикой такое право признается абсолютным правом обвинителя на всех стадиях уголовного процесса. В некоторых штатах законодательство не устанавливает вообще никаких ограничений на прекращение дела, а в большинстве штатов это право минимально ограничено требованием, изложить причины отказа от обвинения. Согласно федеральным правилам уголовного процесса США отказ от обвинения после предъявления обвинительного акта возможен только с разрешения суда. Практически разрешение суда выступает скорее потенциальным, а не реальным ограничением свободы усмотрения обвинителя [5] .

Читайте также:  Канцелярия в прокуратуре чем занимается

Следует обратить внимание на чрезвычайно широкие полномочия атторнея-обвинителя в решении вопроса о начале и продолжении уголовного преследования. Решение вопроса о возбуждении уголовного преследования принимается обвинителем на основе материалов расследования, проведенного полицией и иными органами расследования, в том числе собственными. В атторнейскую службу для неформального утверждения представляются ходатайства об аресте и обыске. Считается, что без согласия обвинителя обращение к судье-магистрату практически бесполезно, поскольку последующий отказ обвинителя осуществлять уголовное преследование на основе ордера, выданного без его согласия, лишает смысла само получение ордера на обыск или арест. Ордер, выданный нейтральным магистратом, чаще всего выступает лишь документом, автоматически подтверждающим решение обвинителя привлечь подозреваемого к уголовной ответственности [6] .

Обвинитель проверяет законность произведенных полицией действий, чтобы обеспечить успешное прохождение доказательств в суде. Он возбуждает дело только тогда, когда высока вероятность осуждения. В американской практике поддержания обвинения часто можно встретить термин «выиграть дело».

В основе такой уголовно-процессуальной политики лежит доктрина, в соответствии с которой уголовное судопроизводство – это спор между обвинением и защитой, поэтому установление истины по делу не является обязанностью суда. Суд обязан разрешить спор на основе собранных сторонами доказательств. Таким образом, если обвиняемый признает свою вину в совершении преступления, то отсутствует предмет спора. Этот факт открывает возможность для упрощенного завершения дела с помощью так называемой «сделки на случай признания вины» и в значительной мере определяет деятельность органов, осуществляющих уголовное преследование по делу (полиции, атторнейской службы).

После вынесения Большим жюри или магистратом постановления о предании суду обвинение документально оформляется и предъявляется обвиняемому. Затем обвиняемый вправе заявить ходатайство о признании или непризнании вины. Заявление ходатайства о признании вины, как правило, является результатом сделки между обвиняемым и его защитником, с одной стороны, и государственным обвинителем, с другой. По мнению ряда авторов [7] , суть сделок сводится к следующему: обвиняемый признает свою вину в менее тяжком преступлении, чем ему вменялось первоначально, а в обмен на это государственный обвинитель обещает рекомендовать суду назначить более мягкое наказание. Хотя правила требуют формально удостовериться, что никаких обещаний обвиняемому не давалось, судья знает, что без обещаний снисхождения сделка не имела бы смысла для обвиняемого. Решения судов, санкционирующих практику признания вины на основе сделок, отражают заинтересованность основных участников уголовной юстиции в бесперебойном функционировании этой системы в условиях роста преступности. Наличие в США именно такой формы осуществления правосудия позволяет представителям государственного обвинения экономить время и концентрировать усилия на делах, по которым обвиняемый не признает себя виновным и приговор выносится на основании судебного следствия.

Заключение указанной сделки возможно па многих этапах рассмотрения дел в судах.

По публикуемым в США данным [8] удельный вес уголовных дел, разрешаемых с участием присяжных в судах общей юрисдикции, колеблется от 1 до 15%. В среднем таких дел около 5% от общего количества поступающих в суд. Именно на этих делах атторнейская служба и концентрирует свои усилия по поддержанию государственного обвинения в условиях состязательного процесса.

В качестве положительного фактора, повышающего эффективность поддержания государственного обвинения в США, следует отметить влияние главы службы государственных обвинителей на принятие всех значимых процессуальных решений по делу. Прослеживается строгая преемственность в принятии таких решений. Изучая материалы расследования, произведенного полицией или иными следственными органами, принимая решение о целесообразности ареста или иных мер процессуального принуждения, проведения обыска, прокурор исходит прежде всего из судебной перспективы дела. Если у дела по различным причинам нет судебной перспективы, например, большая часть доказательств получена полицией с нарушением процедуры, или их недостаточно, прокурорский офис не будет проводить по нему дальнейшее расследование и поддерживать обвинение в суде, а материалы расследования возвратит полиции. Таким образом, экономятся ресурсы для работы по более перспективным делам.

Особенностью работы прокурора – обвинителя по делу является также его право самостоятельно собирать доказательства обвинения, допрашивать свидетелей и потерпевших после допроса их полицией, подвергать проверке собранные ею доказательства. Фактически прокурор, который будет поддерживать обвинение в суде, готовит собственное дело, которое может существенно отличаться от материалов, представленных полицией или иными органами расследования. В результате прокурор, поддерживающий обвинение, хорошо знает содержание имеющихся по делу доказательств, поскольку сам участвовал в их собирании и проверке. Он представляет себе, насколько устойчива позиция потерпевшего и свидетелей со стороны обвинения. Обладая правом допрашивать и общаться со свидетелями до суда, он имеет возможность подготовить их к перекрестному допросу защиты, что уменьшает риск изменения ими показаний в суде и лжесвидетельства и повышает эффективность поддержания государственного обвинения.

Источники:
http://partners.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1292196
http://studme.org/70463/pravo/prokuratura_usa

Читайте также:
Adblock
detector