Кто обладает полномочиями начальника органа дознания

Начальник органа дознания – долж.лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания. Его полномочия регулируются ведомственными уставами. К ним относятся:

1.назначает дознавателя, дает ему поручение о проверке;

2.продлевает срок проверки;

3.утверждает обвинительный акт.

Начальник подразделения дознания – долж.лицо, возглавляющее специальное подразделение дознания. Полномочия:

1.возбуждать и расследовать УД, обладая при этом полномочиями дознавателя;

2.давать указания дознавателю, проверять материалы УД;

3.вправе изымать УД у дознавателя и передавать другому;

4.вправе отменить только решение о приостановлении производства.

Его указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Но м.б. обжалованы начальнику органа дознания или прокурору.

Дознаватель – долж.лицо органов дознания, уполномоченное производить расследование в форме дознания. Полномочия:

1.самостоятельно производит следств. и процессуальные действия, принимает решения, если на них не требуется согласия начальника органа дознания, прокурора, суда;

2.осуществляет иные полномочия, предусмотренные УПК.

Не допускается дознание тем лицом, которое проводило или проводит оперативно-розыскные мероприятия по этому УД.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальник органа дознания — должностное лицо, возглавляющее соответствующий орган дознания, а также его заместитель.

В системе органов внутренних дел начальник ОВД обладает статусом начальника органа дознания, поскольку он является руководителем учреждения (а именно — начальником органов внутренних дел), которое законодатель указал в ст. 40 УПК РФ в качестве органа дознания.

Кроме начальника ОВД, статусом начальника органа дознания обладают также начальник полиции. Данный вывод основывается на законодательном положении о том, что указанное должностное лицо является по должности заместителем начальника ОВД, т.е.

заместителем начальника органа дознания. Кроме того, полиция как орган исполнительной власти отнесена к органам дознания законодателем в ч. 1 ст. 40 УПК РФ. Таким образом, на основании п. 17 ст. 5 УПК РФ начальник полиции наряду с начальником ОВД также обладает статусом начальника органа дознания.

В органах внутренних дел Российской Федерации полномочия начальника органа дознания осуществляют также заместители начальника полиции (ч. 3 ст. 40.2 УПК РФ).

Определять уголовно-процессуальные полномочия начальника органа дознания следует исходя из текста ст. 40.2 УПК РФ, которая определяет, что начальник органа дознания уполномочен:

  • 1) поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК РФ, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке;
  • 2) продлевать в порядке, установленном УПК РФ, срок проверки сообщения о преступлении;
  • 3) проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя;
  • 4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий;
  • 5) рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение;
  • 6) поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении;
  • 7) принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава;
  • 8) выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов;
  • 9) возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления;
  • 10) утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
  • 11) осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания УПК РФ.
Читайте также:  Какие документы составляют текущий документооборот органов прокуратуры

Кроме того, начальник органа дознания по отношению к дознавателям, уполномоченным им осуществлять предварительное расследование в форме дознания, обладает полномочиями начальника подразделения дознания, предусмотренными cm. 40.1 УПК РФ.

Все указанные выше процессуальные полномочия начальника органа дознания в полной мере присущи и реализуются начальником ОВД, начальником полиции.

Александров А.С., профессор кафедры уголовного процесса НА МВД РФ, доктор юридических наук.

Круглов И.В., начальник кафедры боевой и физической подготовки НА МВД РФ, кандидат юридических наук.

В результате принятия изменений в УПК РФ в уголовном судопроизводстве появился новый участник процесса. Поэтому анализ его правового статуса представляет значительный интерес в научном и практическом отношениях .

Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // РГ. 2007. 8 июня; Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ» // РГ. 2007. 9 июня.

Начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ). Его следует отнести к участникам процесса со стороны обвинения и считать субъектом уголовного преследования, хотя он прямо и не указан в п. 47 ст. 5 УПК РФ. Однако поскольку он в силу ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ уполномочен осуществлять дознание, возбуждать уголовное дело, а также осуществлять иные процессуальные действия, свойственные дознавателю, постольку его следует считать, с одной стороны, органом предварительного расследования, а с другой — участником процесса со стороны обвинения.

Начальник подразделения дознания в процессуальном плане независим от начальника органа дознания. Он, так же как и дознаватель, поднадзорен прокурору, который вправе реализовывать в отношении его полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 37 УПК. Таким образом, можно констатировать формирование своего рода прокурорского дознания, т.е. достаточно специфического вида уголовного преследования по сравнению с уголовным преследованием, осуществляемым в виде предварительного следствия.

Читайте также:  Какие документы составляет прокуратура

Начальник органа дознания обладает большими полномочиями, чем начальник подразделения дознания. В частности, только начальник органа дознания обладает полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 144 УПК РФ, ч. 4 ст. 225 УПК. Однако передача уголовного дела начальнику органа дознания для утверждения обвинительного акта должна происходить через начальника подразделения дознания, и соответственно он уполномочен использовать при этом свои права, предусмотренные ч. 3 ст. 40.1 УПК РФ.

Начальник подразделения дознания, так же как начальник органа дознания и дознаватель, вправе согласно ч. 2 ст. 40.1 УПК возбудить уголовное дело, хотя в ч. 1 ст. 144 УПК РФ он не указан в числе должностных лиц, уполномоченных принимать данное процессуальное решение (что следует считать браком законодательной техники). Он вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя (ч. 2 ст. 40.1 УПК РФ).

Начальник подразделения дознания уполномочен поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК РФ, а по результатам этой проверки вправе либо сам возбудить уголовное дело или оставить разрешение этого вопроса на усмотрение дознавателя и надзирающего прокурора.

Дознаватель осуществляет дознание под непосредственным контролем и руководством начальника подразделения дознания, это вытекает из положений ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ. Начальник подразделения дознания уполномочен поручать дознавателю выполнение неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому обязательно предварительное следствие либо производство дознания по уголовному делу.

Начальник подразделения дознания уполномочен изымать уголовное дело у дознавателя, который работает в данном подразделении органа дознания, и передавать его другому дознавателю этого подразделения с обязательным указанием оснований такой передачи.

Если начальник органа дознания вправе решать вопросы о территориальной подследственности в пределах своей территориальной юрисдикции, то начальник подразделения дознания уполномочен решать вопросы о распределении между подчиненными ему дознавателями уголовных дел в рамках своего подразделения.

Начальник подразделения дознания уполномочен отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу. Полномочия начальника подразделения дознания на отмену незаконных, необоснованных постановлений дознавателя ограничиваются исключительно этим. Иные решения дознавателя вправе отменять только прокурор. Поэтому начальнику подразделения дознания для решения вопросов, относящихся к компетенции прокурора согласно ч. 2 ст. 37 УПК РФ, необходимо обращаться к прокурору с соответствующими ходатайствами.

В частности, начальник подразделения дознания уполномочен вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела (п. 4 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ). Это полномочие выглядит достаточно странным в сравнении с правом рассматриваемого должностного лица дознания давать дознавателю поручение по проверке сообщения о преступлении и принятию по нему решения, предусмотренного ст. 145 УПК. В число же решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ, входит в том числе и отказ в возбуждении уголовного дела. Не говоря уже о том, что согласно ч. 2 ст. 40.1 УПК начальник подразделения дознания вправе возбудить дело. Получается, начальник подразделения дознания вправе самостоятельно возбуждать уголовное дело, давать поручение по проверке повода к возбуждению уголовного дела, но не вправе отказать в возбуждении уголовного дела по поступившему сообщению о преступлении.

Читайте также:  Судья дал больше чем просил прокурор

Начальник подразделения дознания вправе проверять материалы уголовного дела, которые находятся в производстве любого из дознавателей подразделения дознания. Он вправе давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, в том числе в случае необходимости предъявления обвинения после избрания меры пресечения в отношении подозреваемого.

Под понятием «направление расследования», которое помимо п. 2 ч. 3 ст. 40.1 УПК упоминается также в п. 4 ч. 2 ст. 37, п. 2 ч. 3 ст. 39 УПК РФ, следует понимать указания, которые касаются проверки версий, установления новых обстоятельств, проверки фактов, изобличения лиц в совершении преступлений. Под это понятие подпадают указания, касающиеся обеспечения возмещения вреда, причиненного преступлением, мер попечения об имуществе, детях и иных членах семьи арестованного (ст. 160 УПК РФ). Кроме того, под это понятие подпадают указания, касающиеся определенных процессуальных решений: признать в качестве потерпевшего, гражданского истца, привлечь в качестве гражданского ответчика, осуществить принудительный привод.

Начальник подразделения дознания вправе давать указания о направлении расследования по вопросам выяснения обстоятельств дела, аналогичные тем, что дает прокурор (п. 2 ч. 3 ст. 40.1 УПК РФ). Однако в отличие от прокурора начальник подразделения дознания не может дать указание о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о направлении дела по подследственности в следственный орган или по подсудности — мировому судье.

Указания начальника подразделения дознания даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем. Однако дознаватель вправе обжаловать их начальнику органа дознания или прокурору. При этом дознаватель вправе предоставить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения.

Порядок рассмотрения жалобы дознавателя прокурором регламентирован ст. 124 УПК РФ. Процедура рассмотрения жалобы начальником органа дознания в законе не регламентирована, но, как представляется, она должна быть аналогичной той, что осуществляется с участием прокурора, прежде всего в части сроков рассмотрения жалобы.

Источники:
http://studme.org/241726/pravo/protsessualnye_polnomochiya_nachalnika_organa_vnutrennih_nachalnika_politsii_kachestve_nachalnika_organa
http://wiselawyer.ru/poleznoe/23810-pravovoe-polozhenie-nachalnika-podrazdeleniya-doznaniya-ugolovnom-sudoproizvodstve

Читайте также:
Adblock
detector