Кто начальник подразделения дознания

Начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель. Иначе говоря, процессуальным статусом начальника подразделения дознания наделен руководитель управления, отдела, отделения дознания, группы дознавателей органа внутренних дел, таможенного органа, органа по контролю за оборотом наркотиков и т.п., а равно каждый из имеющихся у него заместителей, действующие в пределах своей компетенции.

Под группой здесь понимается имеющаяся, к примеру, в РОВД по штатному расписанию группа дознавателей, руководителем которой считается старший дознаватель. Каждый из группы дознавателей по находящимся у него материалам и уголовным делам является самостоятельным субъектом уголовного процесса — дознавателем. Старший дознаватель — руководитель такой группы помимо статуса дознавателя наделен также правовым положение начальника подразделения дознания.

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

  • 1) поручать дознавателю проверку заявления (сообщения) о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
  • 2) изымать уголовное дело у подчиненного ему по службе дознавателя и передавать его другому подчиненному ему дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • 3) отменять необоснованные постановления о приостановлении производства дознания по уголовному делу, вынесенные дознавателем, за уголовно-процессуальной деятельности которого он осуществляет контроль;
  • 4) вносить надзирающему прокурору ходатайство об отмене незаконных и (или) необоснованных постановлений подчиненного ему дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Помимо того начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полным комплексом полномочий как дознавателя, так и начальника подразделения дознания.

Реализуя свою уголовно-процессуальную функцию и осуществляя процессуальный статус, начальник подразделения дознания вправе:

  • 1) проверять материалы уголовного дела;
  • 2) давать дознавателю указания о направлении предварительного расследования в форме дознания, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, (обвиняемого) меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме предъявляемого лицу обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания и (или) прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель наделен правом представления соответствующим должностным лицам материалов уголовного дела и (или) письменных возражений на указания начальника подразделения дознания.

Процессуальный статус настоящей процессуальной фигуры должен служит дополнительной гарантией соблюдения законности при производстве уголовно-процессуальной деятельности дознавателями.

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Погорелова Елена Николаевна

Статья посвящена соотношению процессуального статуса начальника органа дознания , начальника подразделения дознания и проблемам правового регулирования их статуса.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Погорелова Елена Николаевна,

THE CORRELATION OF PROCEDURAL POWERS OF THE HEAD OF INQUIRY DEPARTMENT AND THE HEAD OF INQUIRY SUBDIVISION

The article is devoted to correlation of procedural status of the head of inquiry department, the head of inquiry subdivision and the problems of legal regulation of their status.

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Помощь ведущих специалистов УДК 343

Елена Николаевна ПОГОРЕЛОВА,

старший преподаватель кафедры уголовного процесса и организации расследования преступлений

Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук

СООТНОШЕНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ НАЧАЛЬНИКА ОРГАНА ДОЗНАНИЯ И НАЧАЛЬНИКА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДОЗНАНИЯ

THE CORRELATION OF PROCEDURAL POWERS OF THE HEAD OF INQUIRY DEPARTMENT AND THE HEAD OF INQUIRY SUBDIVISION

Статья посвящена соотношению процессуального статуса начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и проблемам правового регулирования их статуса.

The article is devoted to correlation of procedural status of the head of inquiry department, the head of inquiry subdivision and the problems of legal regulation of their status.

Ключевые слова: дознаватель, начальник органа дознания, начальник подразделения дознания.

Keywords: the investigator, the chief of inquiry department, the chief of inquiry subdivision.

Анализ проблем законодательной регламентации полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания считаю необходимым начать с определения понятий органа дознания , и указанных должностных лиц, приведенных в тексте закона.

Пункт 24 ст. 5 и ч. 1 ст. 40 УПК РФ, определяющие понятие органов дознания, на мой взгляд, несколько не связаны между собой. Так, согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Однако основным признаком органов внутренних дел как органов дознания, а равно иных органов исполнительной власти является их наделение в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Представляется, данные правовые нормы

требуют уточнения и единообразного толкования.

Однако подразделение дознания в определенном смысле можно считать органом дознания, начальник подразделения дознания — должностное лицо органа дознания, и в его полномочия также входят поручения о производстве дознания

и неотложных следственных действий. Под это определение подпадают и начальники специализированных подразделений дознания. Следовательно, в определенном смысле начальника подразделения дознания можно считать начальником органа дознания.

Полномочия начальника органа дознания в отличие от полномочий начальника подразделения дознания в законе четко не определены. Более того, о начальнике органа дознания как субъекте процессуальной деятельности законодатель говорит в 10 статьях УПК РФ. Во всех иных случаях речь в законе идет либо об органе дознания, либо о дознавателе.

следственного отдела после возбуждения уголовного дела и выполнения неотложных следственных действий, а по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, — для производства дознания (п. 3 ст. 149 УПК РФ) , утверждать обвинительный акт (ч. 4 ст. 225 УПК РФ). В то же время в некоторых случаях, говоря о действиях органа дознания, законодатель, очевидно, не имел в виду, что их всегда совершает либо дает специальное указание на их проведение сам начальник органа дознания (или его заместитель), хотя он, конечно, имеет такое право. Речь идет о задержании лица по подозрению в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ) , направлении сообщения о задержании подозреваемого (ч. 3 ст. 92 УПК РФ), проведении неотложных следственных действий, розыскных и оперативно-розыскных мероприятий (ст. 157 УПК РФ).

Читайте также:  Какие новости в прокуратуре в аларском районе

Вместе с тем, обращаясь к понятию дознавателя, которому может быть поручено производство дознания, считаем необходимым указать следующее. В соответствии с п. 7 ст. 5 УПК РФ дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Процессуальный статус дознавателя должностные лица органов внутренних дел могут приобрести в двух случаях:

1) когда должностное лицо ОВД правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания;

2) когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные полномочия, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных обязанностей, присущих дознавателю.

Соответственно, функции дознавателя могут быть делегированы как штатному дознавателю, и он в этом случае является лицом, правомочным на производство

Помощь ведущих специалистов

дознания, так и любому иному сотруднику органа дознания (участковому уполномоченному, оперуполномоченному уголовного розыска, оперуполномоченному ОБЭП и другим) за исключением случаев, если данное лицо проводило или проводит по этому уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК РФ), и данное лицо будет являться лицом, уполномоченным на производство дознания.

Анализ УПК РФ позволяет утверждать, что начальником органа дознания полномочия дознавателя могут быть делегированы любому должностному лицу, начальником же подразделения дознания поручение о производстве дознания может быть дано только сотруднику специализированного подразделения, то есть лицу, правомочному на производство дознания. Таким образом, в отношении начальника подразделения дознания вопросов не возникает.

Что касается возложения полномочий дознавателя начальником органа дознания, то здесь необходимо признать, что механизм делегирования процессуальных полномочий (или уполномочивания) не получил должного регулирования в УПК РФ. В деятельности ОВД делегирование процессуальных полномочий осуществляется путем написания начальником органа дознания соответствующей резолюции подчиненному сотруднику подразделения службы криминальной милиции либо милиции общественной безопасности. Под резолюцией следует понимать решение, распоряжение начальника в форме надписи на бумагах по конкретному вопросу.

Резолюцию начальника органа дознания следует рассматривать как своеобразную доверенность на производство процессуальной деятельности тем должностным лицом, которому она адресована. Именно резолюция начальника органа дознания является правовым основанием для осуществления должностными лицами ОВД различных видов уголовно-процессуальной деятельности, а также моментом приобретения конкретным должностным лицом ОВД статуса дознавателя.

Вместе с тем в деятельности органов внутренних дел поручение о производстве дознания принимает в связи с неурегулированностью в законе самые различные формы. Следует признать, что такое положение недопустимо ни в соответствии с требованиями к законодательной технике, ни в соответствии с правилами делового документооборота.

Между тем и в юридической литературе встречаются разные точки зрения на этот счет. Так, Б.Я. Гаврилов указывает, что возложение на сотрудника органа внутренних дел полномочий по осуществлению функции предварительного расследования в форме дознания, исходя из содержания ч. 1 ст. 41 УПК РФ, осуществляется приказом или распоряжением в письменной форме, изданным начальником органа внутренних дел или его заместителем. В этом случае сотрудник ОВД приобретает процессуальный статус дознавателя. 1

Возложить на дознавателя полномочия органа дознания по расследованию преступления в форме дознания вправе только начальник органа дознания или его заместитель. Буквальное уяснение данного требования ч. 1 ст. 41 УПК РФ свидетельствует о том, что дознаватель не может приступить к проверке сообщения о преступлении без соответствующего указания начальника органа дознания или его заместителя. В то же время согласно правовым предписаниям, содержащимся в ч. 1 ст. 145 и ч. 1 ст. 146 УПК РФ, дознаватель уполномочен принимать решение о возбуждении уголовного дела без какого-либо предварительного согласования с руководителями органа дознания.

Не может не вызывать обоснованного недоумения, с учетом содержания ч. 17 ст. 5, ст.ст. 40, 144, 146, 148, 157 УПК РФ и некоторых других, предусматривающих право и обязанность начальника органа дознания принять, проверить сообщение о преступлении, при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, возбудить уголовное дело с вынесением соответствующего постанов-

Полагаем, что, являясь руководителем, начальник органа дознания должен иметь возможность самостоятельно принимать решения по всем вопросам, которые подлежат разрешению должностными лицами подчиненных ему подразделений. Таким образом, помимо принадлежащих только начальнику органа дознания процессуальных полномочий, он должен быть наделен всеми полномочиями подчиненных ему сотрудников. Подобные утверждения неоднократно высказывались в научной литературе.3

Следующую проблему, на наш взгляд, порождает п. 1 ч. 1 ст. 40.1 УПК РФ, устанавливающий полномочие начальника подразделения дознания поручать дознавателю выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу. Вместе с тем ст. 41 УПК РФ четко определяет: полномочия органа дознания, предусмотренные п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК РФ (п. 2 данной статьи гласит: «На органы дознания возлагаются: . 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предвари-

Возникает вопрос: так кто же имеет право поручать дознавателю выполнение неотложных следственных действий.

Казалось бы, ответ очевиден: на это правомочны и начальник органа дознания, и начальник подразделения дознания. Однако, на наш взгляд, не мешало бы четко оговорить данный момент в тексте уголовно-процессуального закона. Сложившееся сегодня положение дел неприемлемо для такой сферы общественных отношений, как правоприменительная деятельность, и в частности уголовное судопроизводство, где затрагиваются правовой статус личности, ее права и свободы.

Вообще целесообразность столь обширных властных полномочий прокурора по отношению к дознавателю при осуществлении надзора вызывает, мягко говоря, сомнения, по крайней мере, положения п. 4 ч. 2 ст. 3 7 УПК РФ, который наделяет прокурора правом давать дознавателю обязательные для него письменные

Помощь ведущих специалистов

При рассмотрении процессуального статуса начальника подразделения дознания напрашивается вывод о неоправданном лишении его права давать дознавателю указания о привлечении лица в качестве обвиняемого (тем более что изменения, внесенные в ч. 3 ст. 224 УПК РФ тем же законом, разрешили имевшиеся споры о возможности предъявления обвинения при производстве дознания) и ограничении права ходатайствовать перед прокурором об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя только случаями, когда такое постановление вынесено в связи с принятием решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Читайте также:  Как попасть служить в военную прокуратуру

Как мы уже установили, полномочия начальника подразделения дознания, в отличие от полномочий начальника органа дознания, четко регламентированы в ст. 40.1 УПК РФ. Начальник подразделения дознания по отношению к подчиненным дознавателям вправе поручать не только выполнение неотложных следственных действий или производство дознания

по уголовному делу, но и проверку сообщений о преступлении и принятие по нему решения в порядке ст. 145 УПК РФ, изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи, отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу, вносить прокурору ходатайства об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме об-виненния.

По мнению А. Александрова и С. Белова, введение законодателем в число участников уголовного судопроизводства начальника подразделения дознания в определенной мере ослабляет процессуальное положение начальника органа дознания, статус которого сохраняется номинально, но перестает иметь практическое процессуальное значение, бывшее и ранее весьма неопределенным.5 Данная точка зрения представляется справедливой.

Вместе с тем процессуальные действия, которые УПК РФ дозволяет или обязывает выполнять орган дознания, начальник подразделения дознания может выполнять самостоятельно или поручать дознавателям вверенного ему специализированного подразделения. При этом начальник подразделения дознания в процессуальном плане независим от начальника органа дознания, и поднадзорен прокурору, который уполномочен реализовывать в отношении его полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 3 7 УПК РФ.

Здесь, на наш взгляд, кроется еще одна проблема, ведь элементы процессуальной иерархии между начальником органа дознания и начальником подразделения дознания имеются. Так, начальник органа дознания назван в качестве инстанции, в которую дознаватель может обратиться с

жалобой на указание начальника подразделения дознания. Однако УПК РФ не описывает полномочия начальника органа дознания, поэтому не ясно, как указанный субъект может отреагировать на поступившую жалобу. Мы полагаем, что начальник органа дознания обладает по отношению к начальнику подразделения дознания полномочиями, аналогичными тем, что начальник подразделения дознания имеет по отношению к дознавателю. Следовательно, если начальник органа дознания придет к выводу о том, что указания начальника подразделения дознания, данные дознавателю, незаконны или необоснованны, он вправе отменить эти указания.

Процессуальные полномочия начальника подразделения дознания и начальника органа дознания должны соотноситься как часть и целое без излишнего дублирования. Правовой статус начальника органа дознания выше, чем статус начальника подразделения дознания, и он может осуществлять в отношении его контрольно-надзорные полномочия подобно тем, что осуществляет начальник подразделения дознания в отношении дознавателя.

1 Гаврилов Б.Я. Досудебное производство по УПК Российской Федерации : учебное пособие. М. : Следственный комитет при МВД России. 2 003. С.13.

2 Малышева О.А. К вопросу об уголовно-процессуальном статусе дознания // Российский судья. 2004. N№5.

3 См., напр.: Есина А.С. Дознание; должностные лица, осуществляющие дознание. М., 2 005. С.12; Ее же. Процессуальная компетенция органов дознания системы МВД РФ : дис. . канд. юрид. наук. М., 2001. С.56; Мингалин Н.Ш. Милиция как орган дознания : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1988. С.14; Мар-фицин П.Г. Некоторые правовые и организационные проблемы осуществления дознания милицией // Проблемы предварительного следствия и дознания : сборник научных трудов ВНИИ. М., 1995. С.23.

4 Гришин Д.А. К вопросу о совершенствовании производства дознания // Российский следователь. 2008. N№1.

5 Александров А. , Белов С. Поддержание государственного обвинения в суде: новая роль дознавателя // Российская юстиция. 2 002. N№12. С.48.

6 Ларкина Е.В. Производство дознания специализированными подразделениями милиции общественной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации : автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2 009. С.14.

Орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель

Органы дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять предварительное расследование в форме дознания и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

Перечень органов дознания содержится в ч. 1 ст. 40 УПК:

  1. органы внутренних дел, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
  2. органы Федеральной службы судебных приставов;
  3. командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
  4. органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Основные полномочия органов дознания можно разделить на две группы:

  • связанные собственно с производством дознания как формы предварительного расследования по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно;
  • связанные с возбуждением уголовного дела и производством неотложных следственных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Дознание выступает в качестве формы предварительного расследования по делам о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК. Дознание и предварительное следствие как формы расследования направлены на выполнение назначения уголовного судопроизводства, основаны на его единых принципах. В целом общие правила предварительного следствия распространяются и на дознание. Тем не менее, дознание отличается от предварительного следствия ускоренной процедурой производства, порождающей ряд особенностей расследования и его завершения (гл. 32 УПК РФ).

От дознания как формы предварительного расследования необходимо отличать действия, которые проводят органы дознания при обнаружении признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а именно возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий, т.е. действий, осуществляемых в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. УПК РФ в отличие от УПК РСФСР не устанавливает, какие конкретно следственные действия могут производиться в качестве неотложных, т.е. это могут быть любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом следственные действия, промедление с производством которых может повлечь исчезновение, порчу, утрату или фальсификацию доказательств.

Читайте также:  Что проверяет прокуратура в кафе

Чаше всего это осмотр места происшествия, местности, жилища иного помещения, предметов и документов, допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, обыск, выемка и освидетельствование. После производства этих действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания дал жен направить уголовное дело прокурору для определения подследственности.

Кроме производства дознания и неотложных следственных действий органы дознания обязаны:

  • принимать и проверять сообщения о любом готовящемся или совершенном преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК);
  • по поручению прокурора и следователя производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, исполнять постановления о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве иных процессуальных действий, а также оказывать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157, ч. 7 ст. 164 УПК);
  • в случае направления прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимать оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).

В отличие от УПК РСФСР действующий уголовно-процессуальный закон не относит деятельность органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, к особой разновидности дознания. В связи с этим теоретическое выделение двух форм дознания, т.е. дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и по делам, по которым его производство не обязательно, не имеет в настоящее время нормативной основы. Закон знает только один вид дознания — по делам о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК. Именно поэтому в ч. 3 ст. 151 УПК, определяющей компетенцию органов дознания, нет капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ. Указанные лица в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК осуществляют не дознание, а только возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий.

Орган дознания возглавляет его начальник. Полномочия начальника органа дознания в ходе досудебного производства распространяются в полном объеме на заместителя начальника органа дознания (п. 17 ст. 5 УПК). Процессуально-правовой статус начальника органа дознания не урегулирован отдельной статьей УПК, тем не менее, указания на его полномочия содержатся в различных статьях Кодекса.

Начальник подразделения дознания имеет следующие полномочия:

  • поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном ст. 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
  • изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
  • отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
  • вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК. принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя.

При осуществлении полномочий начальник подразделения дознания вправе:

  1. проверять материалы уголовного дела;
  2. давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания (ст. 40.1).

Новый УПК впервые вводит в число субъектов уголовного судопроизводства на стороне обвинения такого участника, как начальник подразделения дознания, что позволило четко определить полномочия начальника подразделения дознания и дознавателя как лиц, правомочных осуществлять предварительное расследование.

Начальник подразделения дознания — это должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5).

Дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо упал помоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 7 ст. 5 УПК).

Соответствующее должностное лицо приобретает статус дознавателя:

  1. по должности;
  2. если начальник органа дознания возлагает на него полномочия дознавателя по конкретному делу.

В ч. 2 ст. 41 УПК содержится запрет возложения полномочий по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, чтобы не допустить сращивания различных по своей юридической природе оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования. Поэтому том в случае, если собранные оперативным сотрудником материалы содержат достаточные основания для возбуждения уголовного дела о преступлении, отнесенном к подследственности органов дознания, они должны быть переданы начальнику органа дознания для принятия решения в соответствии с ч. 1 ст. 145 УПК.

В УПК РФ усилена самостоятельность дознавателя при решении вопросов, связанных с расследованием уголовного дела. Он самостоятельно производит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение.

Степень процессуальной самостоятельности дознавателя ниже по сравнению со следователем, что проявляется во взаимоотношениях с начальником органа дознания и прокурором. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. При этом он не вправе приостановить исполнение обжалованных им указаний начальника органа дознания или прокурора независимо от того, относительно каких вопросов эти указания даны (ч. 4 ст. 41 УПК).

Источники:
http://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-protsessualnyh-polnomochii-nachalnika-organa-doznaniya-i-nachalnika-podrazdeleniya-doznaniya
http://isfic.info/urpro/ugcou25.htm

Читайте также:
Adblock
detector