Кто может стать прокурором рб

Я думаю такой ответ устроит всех, из закона «О прокуратуре Республики Беларусь».

Статья 48. Условия приема на службу в органы прокуратуры

1. На должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.

На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.

2. На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненных к нему транспортного и межгарнизонного военного прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должность прокурора области, города Минска и приравненных к нему прокуроров – лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет, если иное не установлено Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.

3. С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт.

Статья 49. Квалификационный экзамен и стажировка

Лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника, сдают квалификационный экзамен и проходят стажировку в соответствии с Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь. При этом данным Положением определяются случаи, когда указанные лица могут быть приняты на службу в органы прокуратуры без сдачи квалификационного экзамена и прохождения стажировки.

Следователей в атторнейтуре уже нету.
А лучше военная прокуратура.

В 25 лет прокурором района. Помощником прокурора с 18 лет, в исключительных случаях с 16 лет.

Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокурора.

Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности установлен Конституцией Республики Беларусь и Законом о прокуратуре.

Генеральный прокурор назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь (ст.125 Конституции Республики Беларусь). Генеральный прокурор может быть освобождён от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случае совершения им преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья, выходом в отставку, по собственному желанию (ст.125 Конституции Республики Беларусь, ст. 18 Закона о прокуратуре).

Заместители Генерального прокурора, прокуроры областей, г. Минска и приравненные к ним Белорусский военный и Белорусский транспортный прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором по согласованию с Президентом Республики Беларусь (ст. 23 Закона о прокуратуре).

Заместители прокуроров областей, г. Минска и приравненные к ним прокуроры, начальники структурных подразделений Генеральной прокуратуры и их заместители, советники Генерального прокурора, старшие помощники и помощники Генерального прокурора по особо важным поручениям, помощники заместителей Генерального прокурора, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений, старшие следователи по особо важным делам, следователи, старшие следователи — криминалисты Генеральной прокуратуры, начальники структурных подразделений областей, г. Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур, а также прокуроры и заместители прокурор районов, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные и межгарнизонные военные прокуроры по представлению соответственно прокуроров областей, г. Минска или приравненного к нему прокурора назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором (ст.23 Закона о прокуратуре).

Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним Белорусский военный и Белорусский транспортные прокуроры назначают на должности и освобождают от должностей:

  • — заместителей начальников структурных подразделений, старших прокуроров и прокуроров; старших помощников и помощников, старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам и следователей — криминалистов аппаратов прокуратур областей, г. Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур;
  • — старших помощников и помощников прокуроров районов (городов), межрайонных и приравненных к ним межгарнизонных военных, транспортных прокуроров, старших следователей и следователей районов, межрайонных и приравненных к ним специализированных прокуратур (ст. 24 Закона о прокуратуре).
Читайте также:  Кто возглавляет систему органов прокуратуры

Служба в органах прокуратуры является государственной службой. Порядок и условия прохождения и прекращения службы прокурорскими работниками регулируется Законом о прокуратуре. Положением о прохождении службы в органах прокуратуры, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. №181, законодательством о государственной службе, а также законодательством о труде.

Закон о прокуратуре (ст. 48) установил критерии, которым должны соответствовать лица, назначаемые на должности прокурорских работников. Указанные должности могут занимать граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми личными, деловыми и моральными качествами. В исключительных случаях на должность прокурорских работников могут назначаться граждане, имеющие иное высшее образование.

На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненных к нему транспортного и межгарнизонного прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трёх лет, а на должность прокурора области, города Минска и приравненных к нему прокуроров — лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет.

Согласно Положения о прохождении службы в органах прокуратуры на должность прокурорского работника не могут быть назначены лица: признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; лишенные судом права занимать государственную должность в течение определенного времени; имеющие судимость; ранее совершившие умышленно преступление; имеющие заболевание, входящие в утверждённый Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей; состоящие в близком родстве или свойстве с прокурорским работником, если их служба в органах прокуратуры будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; отказывающиеся от прохождения в установленном порядке специальной проверки, а также процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую они претендуют, связано с использованием таких сведений.

Лица, впервые претендующие на службу в органах прокуратуры, сдают квалифицированные экзамен, который проводится комиссией Генеральной прокураты по кадровым вопросам. Персональный состав комиссии, порядок и форма проведения квалификационного экзамена определяется Генеральным прокурором.

Лица, не сдавшие квалификационный экзамен, вправе обращаться по вопросу поступления на службу в органы не ранее чем через год.

Лица, сдавшие квалификационный экзамен, проходят в органах прокуратуры стажировку в течение шести месяцев. Порядок прохождения стажировки определяется Генеральным прокурором.

Без сдачи квалификационного экзамена и прохождения стажировки по решению Генерального прокурора на службу в органы прокуратуры могут быть приняты имеющие необходимую квалификацию и стаж работы для замещения соответствующих должностей прокурорских работников лица, уволенные с военной службы, со службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля в должностях офицерского (среднего, старшего и высшего начальствующего) состава, лица, занимавшие государственные должности в других государственных органах, а также осуществляющие адвокатскую деятельность.

С лицом, назначенным на должность прокурорского работника (кроме проходящего стажировку), заключается контракт на срок от одного года до пяти лет [8].

Прокурорскому работнику, назначаемому на должность и заключившему контракт, выдаётся служебное удостоверение, которое является документом, удостоверяющим личность. В удостоверении указывается должность, классный чин или воинское звание, а также право на ношение и хранение служебного или боевого оружия, боеприпасов к нему и специальных средств.

Все прокурорские работники подлежат аттестации. Аттестация прокурорских работников проводится периодически каждые три года аттестационными комиссиями, создаваемые соответствующими органами прокурату, в которых прокурорские работники проходят службу. От прохождения аттестации освобождаются прокурорские работники-беременные женщины, а также прокурорские работники, пребывающие в данной должности менее одного года.

Читайте также:  Как прокуратура проверяет малый бизнес

Порядок проведения аттестации заместителей Генерального прокурора, прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров устанавливается Президентом Республики Беларусь.

На должность военных прокуроров и следователей назначаются лица, отвечающие вышеупомянутым требованиям, но при этом из числа офицеров, проходящих действительную военную службу [9].

Прокуратура потеряла свою былую мощь после того, как из-под ее ведомства было выведено предварительное расследование.

Прокуратура — очень важный орган в процессе уголовного правосудия и защиты прав человека. Органы прокуратуры в Беларуси наделены расширенными полномочиями этого надзорного ведомства, которые были закреплены за прокуратурой еще советским законодательством. С тех пор роль и место прокуратуры в системе государственных органов практически не изменились.

Прокуратура потеряла свою былую мощь после того, как из-под ее ведомства было выведено предварительное расследование.

Большинство функций, закрепленных за прокуратурой в рамках надзора за исполнением законодательства, дублируется отраслевыми министерствами и ведомствами — КГК, КГБ, МВД, а также местными исполнительными органами. Все это приводит к снижению эффективности системы государственного контроля и надзора.

Фактически до сегодняшнего времени государство не предприняло попыток провести реформу прокуратуры для повышения ее независимости и четкого определения подотчетности.

Однако общественные отношения претерпели значительные изменения, прокуратура не отвечает современным требованиям и нуждается в реформировании.

Пришло время начинать реформу прокуратуры

Система прокуратуры не отвечает потребностям современной системы уголовного правосудия.

Такая помощь поможет нам создать новую прокуратуру, которая будет владеть современными механизмами эффективной борьбы с преступностью, нейтральной от политических процессов, отстаивать верховенство закона, отчитываться только перед законом и обществом. Реформа должна быть проведена с учетом международных стандартов.

Какие должны произойти изменения в органах прокуратуры?

Для начала необходимо организовать широкую дискуссию по институциональным изменениям прокуратуры с участием депутатов парламента, представителей правительства, неправительственных организаций, международных экспертов, на уровне правительства создать рабочую комиссию для подготовки нового законопроекта по реформированию прокуратуры. Можно обратиться к опыту Украины, Грузии, России, Армении по организации такой дискуссии.

Изучение зарубежного опыта не дает однозначного ответа на вопрос о месте и модели прокуратуры как государственно-правового института в правовой системе. Конечно, ориентиром будут западные правовые теории и конструкции, поскольку Беларусь является частью европейского сообщества.

Согласно действующей Конституции, прокуратура является государственным независимым конституционным органом надзора за соблюдением конституционных требований и законов и обладает правовой самостоятельностью. Пока этот статус закреплен в Конституции, прокуратура и должна оставаться в таком правовом статусе. Но определенные изменения в ее деятельность все же нужно внести.

Мы предлагаем следующие изменения в структуре и деятельности органов прокуратуры.

Ограничение отдельных полномочий прокурора

Нет сегодня объективной необходимости в наличии у прокуратуры функций общего надзора за исполнением законодательства и надзора за исполнением законодательства.

Целесообразно оставить органам прокуратуры следующие функции:

— поддержка государственного обвинения в суде,

— надзор за исполнением законодательства при оперативно-розыскной деятельности;

— надзор за исполнением законодательства в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

— надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;

— надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера, связанных с ограничением свободы;

— представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом;

— право законодательной инициативы по вопросам обеспечения законности;

— право обращения в Конституционный суд РБ;

— надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Прокуратура должна быть единственным органом, который будет выполнять координационные функции в сфере осуществления государственной политики по противодействию коррупции. Целесообразно ввести должность государственного прокурора по коррупции.

Преступления, совершаемые депутатами законодательных и представительных органов власти и другими должностными лицами, занимающими ответственные посты на государственной службе, должны возбуждаться генеральным прокурором или его заместителем.

Часть правозащитных функций передать другим государственным органам, организациям — Уполномоченному по правам человека (пока в Беларуси эта должность не введена), правозащитным организациям, специализированным гражданским структурам.

Такие полномочия прокурора, как дача санкции на проведение процессуальных и иных действий или оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением прав и законных интересов граждан и организаций, передать суду.

Это позволит повысить качество прокурорского надзора в рамках надзорной деятельности за оперативно-розыскной деятельностью, предварительным расследованием, дознанием, а также усилит координирующую роль прокуратуры в организации борьбы с преступностью и ее предупреждением.

Статус прокуроров: независимость и самостоятельность

Независимость будет обеспечена созданием при органах прокуратуры институтов самоуправления: Всебелорусская конференция прокурорских работников, Совет прокуроров и квалификационно-дисциплинарная комиссию прокуроров.

Эти органы и будут ядром независимости прокуратуры в подборе и назначении кадров, в решении административных вопросов, связанных с деятельностью органов прокуратуры, привлечением к дисциплинарной ответственности, переводе с одной должности на другую должность прокурорского работника и по другим вопросам.

Генеральный прокурор должен избираться парламентом по представлению кандидатуры президентом Республики Беларусь по ходатайству органами самоуправления прокурорских работников. Однако генеральный прокурор должен быть подотчетен только парламенту. Отстранить его от должности возможно только с согласия парламента.

Совет прокуроров будет рекомендовать назначение и увольнение прокуроров с административных должностей, защищать прокуроров от незаконного влияния, в том числе со стороны руководящего состава.

Создать конкурсный порядок приема на работу прокуроров: рейтинговый подход к определению кандидатов; открытые объявления об имеющихся вакансиях; сдачу экзамена в форме анонимного тестирования и 4-летний срок стажа юридической работы.

Национальная академия прокурорских работников будет готовить кадры для прокуратуры на базе высшего юридического образования.

Прокурор больше двух сроков подряд не может занимать должность.

Структура прокуратуры

Систему органов прокуратуры мы предлагаем сделать по немецкой системе — трехуровневую: Генеральная прокуратура, региональные (Минск, области) и окружные прокуратуры.

В процессе реформы должна быть обеспечена максимальная самостоятельность прокуратуры низового звена.

Вышестоящий прокурор не может изъять уголовное дело у одного прокурора и передать другому, не может давать прямые указания, что и как делать в том или ином деле. Все указания оформляются письменно.

Прокурор не обязан выполнять приказы и указания прокурора высшего уровня, которые вызывают у него сомнение в законности, а также явно преступные распоряжения или указания. Прокурор имеет право обратиться за защитой в орган прокурорского самоуправления — Совет прокуроров.

В законе о прокуратуре необходимо прописать оптимальную численность прокуроров в Генеральной прокуратуре, региональных и окружных прокуратурах, согласно среднеевропейским нормам.

Региональные и окружные прокуратуры не должны совпадать с границами административно-территориальных единиц.

Также следует в новой концепции реформы органов прокуратуры четко разграничить функции прокуроров и работников аппарата прокуратуры.

Новое управление Генпрокуратуры станет максимально открытым для обращений простых граждан, общественных организаций, СМИ, которые занимаются проблемой коррупции, нарушений прав человека. По всем поступающим жалобам будут проводиться поверки.

Подготовленный законопроект по реформе органов прокуратуры целесообразно направить на экспертизу в Венецианскую комиссию Совета Европы.

Если государство учтет такие разработки при модернизации органов прокуратуры, то это позволит прокуратуре из пассивной деформированной структуры превратиться в прогрессивный надзорный орган, который обеспечит верховенство закона, защиту прав и свобод человека, а также охрану интересов общества и государства в соответствии с требованиями и принципами международных документов.

Но эти изменения, обновления должны осуществляться гармонично в условиях реформирования всей судебной и правовой системы Беларуси.

Источники:
http://m.studwood.ru/1502793/pravo/poryadok_naznacheniya_osvobozhdeniya_prokurorov_dolzhnosti
http://naviny.by/rubrics/opinion/2015/10/19/ic_articles_410_190071

Читайте также:
Adblock
detector