Кто контролирует деятельность прокуратуры рф

Сущность прокуратуры и ее отличие от других органов государст­венного надзора и контроля состоит в следующем:

— она не выполняет каких-либо законодательных, административных или судебных функций;

— она непосредственно не вмешивается в хозяйственную и управлен­ческую деятельность поднадзорных органов и организаций, не под­вергает их деятельность и акты оценке с точки зрения практической целесообразности, а следит за тем, чтобы они не допускали наруше­ний закона;

— прокурор (за исключением случаев, прямо оговоренных в законе) не отменяет решений других органов, не применяет мер наказания к нарушителям закона, а требует, чтобы соответствующие органы и должностные лица устранили нарушение и применили меры воз­действия к виновным лицам;

— осуществляемый от имени государства прокурорский надзор рас­пространяется в том числе и на те органы, которые сами в пределах своей компетенции осуществляют контрольно-надзорную деятель­ность.

Таким образом, прокурорский надзор представляет собой одну из форм государственной деятельности, цель которой — обеспечение точ­ного и единообразного понимания и применения закона.

Система органов прокуратуры (рис. 2.2) включает в себя Генераль­ную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ, районов, городов и иные территориальные прокуратуры, а также военную прокуратуру и иные специализированные прокуратуры, образуемые Генеральным прокурором РФ.

Территориальные прокуратуры имеют трехзвенную систему. Пер­вым (низовым) звеном являются прокуратуры районов и городов, воз­главляемые прокурорами, назначаемыми на 5-летний срок Генеральным прокурором РФ. В штате прокуратур первого звена имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуро­ров, старшие следователи и следователи, назначаемые на должность и освобождаемые от нееирокурором. Структурных подразделений в этих прокуратурах, как правило, нет.

Второе звено составляют прокуратуры субъектов РФ. Они возглав­ляются соответствующими прокурорами, назначаемыми сроком на 5 лет Генеральным прокурором по согласованию с главами субъектов РФ, и имеют в своем составе первых заместителей и заместителей, также назначаемых Генеральным прокурором. В прокуратурах этого звена образуются управления и отделы, начальники и заместители началь­ников которых назначаются прокурором и являются его старшими по­мощниками и помощниками. В прокуратурах второго звена имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следователи, которые назначаются на должность соответствующими прокурорами.

Третье звено составляет Генеральная прокуратура РФ, возглавляе­мая Генеральным прокурором, назначаемым Советом Федерации по представлению Президента РФ. У него есть первый заместитель и за­местители, назначаемые Советом Федерации по представлению Гене­рального прокурора. В ней имеются управления и отделы, начальники которых назначаются Генеральным прокурором и являются его старши­ми помощниками и помощниками. Имеются также помощники по осо­бым поручениям. В управлениях и отделах работают старшие прокуро­ры и прокуроры, старшие следователи по особо важным делам и следо­ватели по особо важным делам, назначаемые Генеральным прокурором.

К числу специализированных прокуратур относятся транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов при ис­полнении уголовного наказания и природоохранные прокуратуры.

Транспортные прокуратуры бывают двух видов: на правах район­ных (первое звено) и областных (второе звено) прокуратур. Первые подчиняются вторым и Генеральному прокурору. Территориальным прокурорам они не подчиняются. Транспортные прокуратуры осу­ществляют надзор за соблюдением законов на железнодорожном, мор­ском, речном, воздушном транспорте по тем же направлениям и отрас­лям, что и территориальные прокуроры.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовного наказания создаются в местах сосредоточения учреждений уголовно-исправительной системы. Они осуществляют надзор за со­блюдением законности в этих учреждениях и непосредственно подчи­няются территориальным прокурорам второго звена.

Природоохранные прокуратуры осуществляют надзор за соблюде­нием законов об охране окружающей среды. Они подразделяются на те же категории, что и прокуратуры на транспорте. Однако они непосред­ственно подчиняются территориальным прокуратурам второго звена, а расположенные в акватории Волги — также Волжской природоохран­ной прокуратуре.

Деятельность прокуратуры включает в себя два направления: над­зорную и ненадзорную деятельность.

Надзорная деятельность заключается в надзоре за точным и едино­образным исполнением законов. При этом прокурорский надзор огра­ничен только сферой действия законодательства и не распространяется на исполнение актов местных органов власти, ведомственных приказов и инструкций. В теории прокурорского надзора выделяют следу­ющие направления деятельности.

— Надзор за исполнением законов (общий надзор прокуратуры), пред­метом которого является исполнение законов федеральными мини­стерствами и ведомствами, представительными и исполнительны­ми органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправ­ления, военного управления, контроля, их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов законода­тельству. Проверки исполнения законов проводятся прокуратурой на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о на­рушениях законности, требующих непосредственного реагирования. Актами прокурорского реагирования могут быть протест на проти­воречащий закону правовой акт, представление об устранении на­рушения закона или постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

— В рамках надзора за соблюдением прав и свобод человека и граждани -на прокурор, кроме использования полномочий, которыми он обла­дает при осуществлении общего надзора, рассматривает и проверя­ет заявления, жалобы и сообщения о нарушении прав и свобод граж­дан, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению нарушений последних, привле­чению к ответственности нарушителей закона и возмещению при­чиненного ущерба. При наличии оснований подозревать преступный характер нарушения прав и свобод человека прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к уголовному преследованию ви­новных. Если нарушение носило административный характер, про­курор возбуждает соответствующее производство либо незамедли­тельно уведомляет об этом компетентные органы (должностных лиц). Когда законодательством предусмотрена защита нарушенных прав в порядке гражданского судопроизводства, а пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, а также при нарушении прав и свобод значительного числа граждан, прокурор предъявляет и под­держивает в суде иск в интересах пострадавших.

Читайте также:  Что проверяет прокуратура в учебных заведениях

— Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след­ствие, отвечает за соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленный порядок рассмотрения заявлений и сообщений о со­вершенных преступлениях, выполнение оперативно-розыскных ме­роприятий и проведение расследования, а также законность прини­маемых поднадзорными органами решений. Полномочия прокурора при осуществлении надзора устанавливаются уголовно-процессу­альным и иным законодательством.

— Надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, состоит в проверке законности нахождения лиц в местах содержания задержан­ных, предварительного заключения, исправительных и иных уч­реждениях, исполняющих наказание, соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заклю­ченных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам прину­дительного характера, законность исполнения наказания, не связан­ного с лишением свободы.

К ненадзорной деятельности прокуратуры относится следующее:

— Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, для чего органами прокуратуры созываются ко­ординационные совещания, организуются рабочие группы, истре-буется у правоохранительных органов статистическая и иная отчет­ность и т. д.

— Осуществление уголовного преследования. Прокуратура (в лице сле­дователей) осуществляет расследование дел о преступлениях, отне­сенных к ее ведению: дел о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступлений в сфере компь­ютерной информации, преступлений против государственной вла­сти, интересов государственной службы и службы в органах мест­ного самоуправления, преступлений против военной службы и т. д.

— Участие в рассмотрении дел судами. Осуществляя уголовное пресле­дование в суде, прокурор выступает в роли государственного обвини­теля, поддерживая обвинение и излагая свою позицию по вопросам применения уголовного законодательства и назначения меры нака­зания в отношении подсудимого. Формой реагирования прокурора па незаконное или необоснованное судебное решение является при­несение прокурором (его заместителем) в вышестоящий суд касса­ционного или частного протеста, а также протеста в порядке надзора.

— К иным направлениям неиадзорной деятельности прокуратуры от­носится ее участие в заседаниях органов государственной власти, пра­вотворческой деятельности, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб, а также международное сотрудничество.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным законом от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 129 Конституции РФ).

Деятельность любого должностного лица функционально связана с деятельностью прокурора. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых указанными органами правовых актов; а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» задачами (целями) прокуратуры являются:

— обеспечение верховенства закона;

— обеспечение единства и укрепления законности;

— защита (обеспечение защиты) прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Организация и деятельность прокуратуры базируется на четырех принципах:

— единства и централизации;

— независимости прокуроров от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений и подчинения их только закону.

Прокуратурой осуществляется несколько видов деятельности, одни из которых относятся к прокурорскому надзору, другие — к иным направлениям деятельности прокуратуры. Основными отраслями прокурорского надзора признаются:

1) надзор за исполнением законов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо прокурорского надзора законом предусмотрены иные направления деятельности прокуратуры:

1) осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

3) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;

4) участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

5) внесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

6) участие в правотворческой деятельности.

Прокурор обладает следующими полномочиями:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, органов управления и коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

— возбуждать производство об административном правонарушении;

— требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

— предостерегать о недопустимости нарушения закона;

— освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Читайте также:  Факультет подготовки дознавателей что это

— опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

— вносить представление об устранении нарушений закона.

— рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

— принимать меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление, были подвергнуты уголовному преследованию;

— предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение;

— проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

— выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства;

— требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

— давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

— давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

— истребовать и проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела;

— отменять незаконные или необоснованные решения;

— рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

— участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;

— разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также самоотводы последнего;

— отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

— изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

— передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

— утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

— возвращать уголовное дело следователю (дознавателю и др.) со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения (обвинительного акта или обвинительного постановления) и устранения выявленных недостатков;

— признать доказательство недопустимым;

— отменить незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора;

— посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу;

— опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

— знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

— требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.;

— отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Основными актами реагирования прокурора на нарушения закона являются:

Протест — это документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством в суд.

Представление об устранении нарушений закона готовится в случае выявления нарушений закона, причин и условий, способствующих таковым. Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности.

Предостережение о недопустимости нарушения закона может быть объявлено должностным лицам и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением законов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Читайте также:  Прокуратура не реагирует что делать

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий и изложенных в предостережении, представлении, постановлении и протесте, которые вытекают из его полномочий, влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 17.7 КоАП).

Прокурорами также координируется деятельность по борьбе с преступностью:

— органов внутренних дел;

— органов федеральной службы безопасности;

— органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— органов таможенной службы;

— иных правоохранительных органов.

Прокурор не осуществляет надзора за деятельностью судов, он лишь вправе в соответствии с процессуальным законодательством принимать участие в рассмотрении дел судами. Основные полномочия прокурора применительно к данной отрасли прокурорского надзора закреплены в УПК, ГПК и АПК.

Установив в ходе осуществления своих полномочий необходимость совершенствования действующих нормативных правовых актов, прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Система органов прокуратуры Российской Федерации состоит из Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных (транспортных и природоохранительных) прокуратур, научных и образовательных организаций, редакций печатных изданий, а также прокуратур городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур (транспортных, природоохранительных прокуратур, прокуратур по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, прокуратур по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах, прокуратуры Московского метрополитена).

На должность прокуроры городов и районов назначаются так же, как и освобождаются от должности — Генеральным прокурором РФ. Об их назначении и об их освобождении от должности публикуется в печати сообщения.

В соответствии со ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурором может быть:

— гражданин Российской Федерации;

— получивший высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;

— обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами;

— способный по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности.

Не может находиться на службе в органах и организациях прокуратуры гражданин:

— имеющий гражданство иностранного государства;

— признанный решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

— лишенный решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

— имевший или имеющий судимость;

— имеющий заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению им служебных обязанностей прокурорского работника;

— состоящий в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— отказывающийся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Прокурором города, района, приравненным к ним прокурором может быть лицо:

— не моложе 25 лет;

— имеющее стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.

Прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему прокурором назначается лицо:

— не моложе 30 лет;

— имеющее стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Какой орган контролирует прокуратуру и куда можно обратиться в независимый орган, если они нарушают мои права?

Ответы юристов ( 2 )

Генеральная прокуратура Р.Ф.

Обращайтесь сразу на имя прокурора субъекта РФ, а далее на имя руководителя управления ген. прокуратуры по федеральному округу.

Если цель жалобы -оспорить или отменить какое либо распоряжение или решение прокурорского работника, то в качестве инстанции рассмотрите суд.

Вы можете обжаловать решение или действия прокурора, которые, по Вашему мнению, нарушили Ваши права, либо вышестоящему прокурору, либо в судебном порядке.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Источники:
http://meschanka.mos.ru/safety-and-security/the-prosecutor-s-office/detail/2312152.html
http://m.pravoved.ru/question/1946599/

Читайте также:
Adblock
detector