Кто был генеральным прокурором россии перед чайкой

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки «Российской газете»

Ждите амнистии. Юрий Чайка: Прокуратура начала ревизию уголовных дел в Крыму

В пятницу в Крыму высадился представительный десант Генпрокуратуры России во главе с Генеральным прокурором Юрием Чайкой. Глава надзорного ведомства встретился в Симферополе и Севастополе с коллективами прокуратур и вручил новым руководителям служебные удостоверения.

Первой прокурорские корочки получила и.о. прокурора Республики Крым Наталья Поклонская. Несмотря на очень плотный график поездки — кроме прокуроров Юрий Чайка встретился с руководством республики и администрацией Севастополя, корреспонденту «РГ» удалось взять блиц-интервью у главы Генпрокуратуры.

Юрий Яковлевич, что ждет заключенных, которые сейчас находятся в Крыму? Будут ли пересматриваться их дела?

Юрий Чайка: В соответствии с российским уголовно-процессуальным законом, судебные решения, в том числе и украинских судов, могут быть пересмотрены только судом. Применительно к осужденным этот пересмотр может проводиться как по их собственными заявлениями, так и по инициативе органов, исполняющих наказание.

Должен сказать, что именно российская прокуратура с первых дней своей работы в Крыму выступила инициатором пересмотра ряда судебных решений.

Так, в тех случаях, когда деяние по российскому закону не является преступлением, прокуратура предлагает судам, состоявшееся судебное решение отменить, дело прекратить, осужденного освободить.

В зависимости от той или иной правовой ситуации возможны и другие варианты решений.

Сколько сейчас людей вообще содержится в СИЗО и колониях?

Чайка: В настоящее время на территории Республики Крым и Севастополя в единственном следственном изоляторе и 2 исправительных колониях при лимите наполнения 3817 мест содержится 3279 человек.

В целях законности дальнейшего содержания под стражей и отбывания наказания этих лиц на территории России необходимо, по нашему мнению, прежде всего ввести пенитенциарные учреждения в состав уголовно-исполнительной системы РФ и распространить на них действие отечественного уголовно-исполнительного законодательства. Параллельно надо выяснить желание каждого осужденного, хочет ли он иметь гражданство России. После чего, будет принято решение оставлять его на месте, либо передавать Украине. Еще одна задача — организовать деятельность по пересмотру приговоров судов Украины, чтобы привести их в соответствие с российским законодательством. Кроме того, в отношении арестованных из других субъектов Украины, содержащихся в крымском СИЗО, следует принять решение о передаче их следственным органам Украины.

Как быстро начнут решаться эти вопросы?

Чайка: Для того чтобы обеспечить действенный надзор за соблюдением российских законов в пенитенциарных учреждениях Крыма и Севастополя моим приказом уже создана Крымская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Кроме того в штатах органов прокуратуры Республики Крым и Севастополя предусмотрены должности старших помощников и помощников прокуроров по данному направлению надзорной деятельности. В максимально короткие сроки намечено завершить их комплектование и обучение прокурорских работников.

Возможно ли применение в Крыму действующей в России амнистии, объявленной к 20-летию Конституции?

Чайка: Амнистия в связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации распространяется на строго определенный круг лиц. Она распространяется и на тех из них, кто привлечен или привлекается к уголовной ответственности на территории Крыма и Севастополя.

Условия применения амнистии прописаны как в самом акте амнистии, так и в Постановлении Госдумы о порядке его применения.

С учетом разницы российского и украинского уголовных законов, какова судьба расследуемых на данный момент уголовных дел и дел, рассматриваемых в суде?

Чайка: Уголовные законодательства России и Украины не так уж и отличаются. Кража, она и есть кража везде. Если преступления, за которые человек был осужден по украинскому УК, соответствуют преступлению по российскому Уголовному кодексу, он продолжит отбывать наказание, если же российский Уголовный кодекс по иному квалифицирует это деяние — возможна переквалификация и новое судебное решение. Это уже делается.

Проводится ревизия уголовных дел, в том числе приостановленных производством, чтобы привести их квалификацию в соответствии с требованиями российского законодательства. Сегодня в судах находятся 1 400 уголовных и около 300 гражданских дел, в рассмотрении которых участвуют прокуроры. Что касается преступлений, совершенные после вхождения Республики Крым и Севастополя в состав России, то они изначально квалифицируются по Уголовному кодексу РФ, а уголовное судопроизводство осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

После встречи с руководством республики вы сказали, что будете полностью менять облик крымской прокуратуры, чье имя стало здесь нарицательным. Что вы имели в виду?

Чайка: Я имел в виду, что здесь должны работать высоко профессиональные и глубоко порядочные люди с чистыми руками. Которые стремятся войти в те сложности, с которыми сейчас столкнулись граждане в новом субъекте Федерации и оказать всемерную помощь мерами прокурорского надзора и реагирования.

А что с этим были проблемы?

Чайка: Проблемы были. Украинская прокуратура, в отличие от российской практически не занималась, да и не была ориентирована на правозащитную функцию особенно в части защиты нарушенных прав граждан. Так что будем это наверстывать.

Квалификации у местных прокуроров хватит для этого?

Чайка: В целом я высоко оцениваю квалификацию крымских прокуроров. Сейчас прокуратура уже в целом укомплектована профессиональными людьми, которые сдали экзамены и получили российские паспорта.

Читайте также:  Обладает ли генеральный прокурор правом законодательной инициативы

Сейчас основная задача, чтобы прокуроры Крыма и Севастополя быстрее перешли на рельсы работы российской прокуратуры и знание российского законодательства.Поскольку необходимо быстрее наладить работу прокуратуры, эти подразделения будут укреплены кадрами из других регионов. У нас нет возможности раскачиваться. Сейчас продолжается комплектование органов прокуратуры в Крыму и Севастополе. Из тех, кто работал в «старой» прокуратуре Крыма изъявили желание продолжить работу порядка 90 процентов сотрудников, а в севастопольской прокуратуре — около 80 процентов. Задача номер один, которую я поставил перед прокурорам — это борьба с коррупцией, в том числе и в собственных рядах. Естественно, что для этого нужен строгий и тщательный отбор кадров.

На данный момент уже сдали экзамены на предмет переаттестации порядка 600 сотрудников. Сейчас продолжается их обучение и стажировка на местах, а руководящие работники пройдут стажировку в Генеральной прокуратуре. До конца 2014 года прокуроры также пройдут обучение в Академии Генпрокуратуры по программам повышения квалификации. Всего по штату в этих прокуратурах будет 1140 сотрудников.

Одновременно прорабатывается вопрос о создании филиала Академии Генеральной прокуратуры в Крыму.

Зарплаты у крымских прокуроров изменится?

Чайка: При переходе на службу в органы прокуратуры России их денежное содержание существенно увеличится по сравнению с тем, что они получали в украинской прокуратуре. Кроме того, у них сохранится и выслуга лет, которая была на момент поступления на службу в российскую прокуратуру.

подготовил Иван Егоров

«Российская газета» — Федеральный выпуск №6356 (84) от 14.04.2014 г.

Биография

Чайка Юрий Яковлевич, родился в 1951 году г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края. В 1972 году после возвращения из армии поступил в Свердловский юридический институт. В 1976 году был принят стажером в органы прокуратуры.

Вступление в должность

  • Главная
  • Биография
  • Вступление в должность
  • Выступления
  • Интервью
  • Фотоальбом
  • Письмо прокурору
  • Личная страница Генерального прокурора РФ
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Министры юстиции Временного правительства одновременно Генерал-прокуроры

Прокуроры РСФСР (Прокурор Республики)

  • Курский, Дмитрий Иванович 26 мая 1922 — 16 января 1928
  • Янсон, Николай Михайлович 16 января 1928 — май 1929
  • Крыленко, Николай Васильевич май 1929 — 5 мая 1931
  • Вышинский, Андрей Януарьевич 11 мая 1931 — 25 мая 1934
  • Антонов-Овсеенко, Владимир Александрович 25 мая 1934 — 25 сентября 1936
  • И. о. прокурора РСФСР Нюрина, Фаина Ефимовна 14 ноября 1936 — август 1937
  • Рычков, Николай Михайлович август 1937 года — 19 января 1938 года
  • Голяков, Иван Терентьевич 31 января 1938 года — 14 апреля 1938 года
  • Панкратьев, Михаил Иванович 20 мая 1938 года — 31 мая 1939
  • Волин, Анатолий Антонович 25 июля 1939 года — 25 августа 1948 года
  • Баранов, Павел Владимирович 21 августа 1948 года (и. о.) утв. 31 декабря 1948 — 13 апреля 1954
  • Круглов, Алексей Андреевич 13 апреля 1954 — 19 августа 1963 года
  • Блинов, Владимир Михайлович 29 ноября 1963 года — сентябре 1970 года
  • Кравцов, Борис Васиоьевич 21 января 1971 — 12 апреля 1984 года
  • Емельянов, Сергей Андреевич 26 июня 1984 года — 28 мая 1990 года
  • Трубин, Николай Семёнович 28 мая 1990 — 11 декабря 1990

Прокуроры СССР

Прокурор Верховного Суда СССР

Генеральные прокуроры СССР

Генеральные прокуроры РФ

  • Степанков Валентин Георгиевич 28.02.1991 — 05.10.1993
  • Казанник, Алексей Иванович 05.10.1993 — 14.03.1994
  • и. о. Ильюшенко Алексей Николаевич 26.03.1994 — 24.10.1995
  • Скуратов Юрий Ильич 24.10.1995 — 02.02.1999
  • Устинов Владимир Васильевич 17.05.2000 — 02.06.2006
  • Чайка Юрий Яковлевич С 23 июня 2006 года — по настоящее время

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ В БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ОПИСАНИЯХ — ААС Азия и Африка сегодня , журнал Авторханов, 1983 Авторханов А. Мемуары. Франкфурт на Майне, 1983 АЕ Археографический ежегодник Азиатский музей Азиатский музей ЛО Института востоковедения АН СССР. М., 1972 Айплатов, 1993 Айплатов Г. Н. Роль… … Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период

Список похороненных на Новодевичьем кладбище — Эта страница информационный список. См. также основную статью: Новодевичье кладбище Содержание … Википедия

Совет министров СССР — У этого термина существуют и другие значения, см. Совет министров. Совет Министров СССР (Совмин СССР, СМ СССР) … Википедия

Разгон Верховного Совета России — Разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации … Википедия

Конституционный кризис 1993 года в России — Противостояние ветвей власти в России Танки таманской дивизии с офицерскими экипажами расстреливают Дом Советов России. Дата 21 сентября 4 октября 1993 года … Википедия

Расстрел Верховного Совета России — Противостояние ветвей власти в России Танки таманской дивизии с офицерскими экипажами расстреливают Дом Советов России. Дата 21 сентября 4 октября 1993 года … Википедия

Читайте также:  Кто прокурор перми

Правовое регулирование сферы государственных наград России — Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

Совет народных комиссаров СССР — У этого термина существуют и другие значения, см. Совет народных комиссаров. Дополнительные сведения: Список народных комиссариатов СССР Совет Народных Комиссаров СССР (Совнарком СССР, СНК СССР) … Википедия

Шесть приоритетов генпрокурора Юрия Чайки

Выступая 23 июня в Совете Федерации перед голосованием по его кандидатуре на пост генерального прокурора, Юрий Чайка назвал шесть приоритетных направлений развития Генпрокуратуры:

1) правозащитная функция;
2) сопровождение реализации приоритетных национальных проектов;
3) повышение координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью и усиление законности при проведении следствия и дознания;
4) борьба с коррупцией;
5) углубление международного правового сотрудничества;
6) проведение политики прозрачности и открытости в деятельности прокуратуры.

«Правозащитная функция прокуратуры должна стать системообразующей», — сказал Чайка, тем самым косвенно признав, что при его предшественнике Владимире Устинове она таковой не была. «Органы прокуратуры должны стать тем инструментом, с чьей помощью простой человек может отстоять свои законные права», — продолжил он и добавил: «Необходимо участие (Генпрокуратуры — Прим. Ленты.Ру) во всех широкомасштабных государственных мероприятиях, направленных на достижение нового качества жизни населения».

Логичным развитием такого понимания правозащитной деятельности стал второй выделенный Чайкой приоритет. «Органы прокуратуры должны задействовать весь спектр предусмотренных законом полномочий, чтобы помочь в достижении поставленных президентом целей (реализации нацпроектов — Прим. Ленты.Ру)«, — отметил Чайка. Он пояснил, что «велико количество нарушений закона со стороны местных властей» и это «становится реальным тормозом на пути социально-экономического развития страны». Роль Генпрокуратуры в реализации нацпроектов должна заключаться в «обеспечении единства правового пространства страны».

Что касается третьего пункта, то Чайка подчеркнул, что передавать функции следствия, находящиеся в ведении Генпрокуратуры, отдельному органу преждевременно, хотя «стратегический и концептуальный путь развития заключается именно в таком подходе». «Насущной задачей на сегодняшнем этапе является повышение качества следственной работы в существующих условиях», — заявил Чайка. Он отметил, что «требуется усилить оперативность и работоспособность координационного совещания руководителей правоохранительных органов» и «постоянно повышать квалификацию сотрудников» Генпрокуратуры.

«Прокуратура по определению не может быть инструментом в конкурентной борьбе», — подчеркнул Чайка, перейдя к четвертому пункту своей программы. Это был еще один достаточно прозрачный намек на стиль работы Генпрокуратуры при Устинове. Впрочем, Чайка пообещал не устраивать «массовых зачисток» и «охоту на ведьм».

Говоря о необходимости укреплять международно-правовое сотрудничество, Чайка заявил: «Не надо видеть в иностранных коллегах исключительно критиков существующего у нас положения». Уже после утверждения в должности Чайка заявил о намерении отправить межведомственную комиссию в Великобританию для изучения дел находящихся там людей, экстрадиции которых добивается Россия. Хоть прямо это сказано и не было, ясно, что речь идет прежде всего о предпринимателе Борисе Березовском и эмиссаре чеченских сепаратистов Ахмеде Закаеве.

«Считаю, что прозрачность и открытость нашей работы, понимание обществом принимаемых решений, своевременное разъяснение позиции позволяют не допускать или вовремя снизить ненужное, а порой искусственно нагнетаемое напряжение», — отметил Чайка по поводу последнего, шестого приоритета. «Полагаю неправильной, если можно так выразиться, самоизоляцию прокуратуры, некоторую ее отстраненность от реализуемых в стране планов», — сказал он. Трудно сказать, является ли эта «самоизоляция» неким неблагоприятным прогнозом или свершившимся фактом. В первом случае заявление Чайки можно трактовать как выражение намерения не дать прогнозу сбыться, во втором — преодолеть «отстраненность» ведомства.

Чайка призвал сенаторов «выстроить механизм эффективного сотрудничества между прокуратурой и парламентом». Кроме того, он высказался за создание общественного совета при Генпрокуратуре, в который «могли бы войти представители широко известных организаций», для обсуждения «концептуальных вопросов деятельности» ведомства.

Завершая свое выступление, Чайка сказал, что у Генпрокуратуры накопились проблемы, и выразил надежду, что государственные и общественные институты помогут ведомству их решить. Отметим, что в ответ на прямой вопрос об ошибках Владимира Устинова на посту генерального прокурора Чайка заявил, что не считает себя вправе оценивать деятельность предшественника. Тем не менее, его отношение к доставшемуся от Устинова наследству более или менее очевидно из сказанного.

Обмен «обоймами»

Наблюдатели отмечали, что по тому, как Чайка станет обходиться с доставшимися ему по наследству кадрами, можно будет судить, является ли он временной, «проходной фигурой» на посту генпрокурора или пришел всерьез и надолго. Чайка взялся за дело основательно: всем тринадцати заместителям генерального прокурора было сделано предложение, от которого нельзя отказаться, — подать в отставку по собственному желанию.

О том, что Генеральной прокуратуре предстоят серьезные кадровые перестановки, Чайка честно предупредил в день утверждения в должности. Это вступало в кажущееся противоречие с обещанием обойтись без «массовых зачисток». Но противоречие это именно кажущееся, потому что едва ли перемещение вслед за крупным чиновником из одного ведомства в другое его «обоймы» (как это называет известный элитолог Ольга Крыштановская) можно считать «зачисткой» — это принятая в России, понятная и предсказуемая практика.

28 июня Чайка выдвинул на должность своего первого заместителя, курирующего следствия, Александра Буксмана, начальника московского подразделения Росрегистрации, входящей в структуру Министерства юстиции, откуда пришел в Генпрокуратуру новый начальник. Буксман, как и Чайка, окончил Свердловский юридический институт. Газета «Коммерсант» отмечает, что Буксман, работая в Росрегистрации, принимал некоторое участие в деле «ЮКОСа».

Читайте также:  Кто на украине генпрокурор

Заместителя Буксмана по главному управлению Росрегистрации по Москве Юрия Семина, до 2000 года являвшегося заместителем московского прокурора по следствию, Чайка хочет сделать главой Московской городской прокуратуры вместо Анатолия Зуева. Семин, по данным «Коммерсанта», находится в числе обиженных Устиновым — он был уволен якобы за то, что после теракта на Пушкинской площади санкционировал обыски в квартирах высокопоставленных чеченцев. Как пишет газета, назначение Семина согласовано с мэром Москвы Юрием Лужковым.

Одно из новых управлений, созданных Чайкой, — Главное международно-правовое управление — возглавит Саак Карапетян. В Госдуме предыдущего созыва он, будучи депутатом от «Яблока», являлся заместителем председателя комитета по безопасности Виктора Илюхина, затем был начальником управления правового обеспечения в Генпрокуратуре, а еще позже — представителем Генпрокуратуры в Госдуме. «Коммерсант» пишет, что и он был «обижен» Устиновым, после чего нашел приют в Минюсте у Чайки.

В международно-правовом управлении, как следует из сообщения Генпрокуратуры, будет создано «самостоятельное договорно-правовое подразделение, которое активизирует взаимодействие с зарубежными партнерами». Это подразделение, как предполагается, возглавит прежний начальник международно-правового управления Роберт Адельханян, личный друг Устинова, в свое время пытавшегося назначить его прокурором Москвы (кандидатуру отклонил Лужков). Именно связке Карапетян-Адельханян предстоит заняться воплощением генпрокурорского приоритета номер пять, и в первую очередь — продолжить добиваться выдачи «лондонских сидельцев».

Сергей Фридинский, являвшийся заместителем генерального прокурора по общему надзору, заменил Юрия Бирюкова, проштрафившегося при расследовании дела «Трех китов», которое после отставки Устинова неожиданно было реанимировано, в качестве куратора следствий. Но он станет не первым заместителем Чайки (как Бирюков при Устинове), а «простым» заместителем.

Кстати, 28 июня, накануне своего нового назначения, Фридинский заявил, что намерен от имени Генпрокуратуры добиваться закрытия молодежных журналов «Молоток», Cool и Cool Girl, которые «систематически . эксплуатируют интерес несовершеннолетних читателей к сексу», публикуют коммерческие объявления с изображениями «обнаженных мужчин, женщин, животных в сексуальных позах», «крупные планы половых органов», предлагают читателям скачать модные звонки с «забористым матом», видеоролики порнографического содеражния, «посвященные в основном однополой любви», эротические игры, истории и гадания.

Забота прежнего генпрокурора об общественной морали широко известна. Казалось бы, Фридинский несколько запоздал со своей инициативой, ведь Чайка достаточно ясно дал понять, под его руководством Генеральная прокуратура будет заниматься защитой в первую очередь прав граждан, а не их нравственности. Но, так или иначе, Фридинский, похоже, был вполне уверен, что останется в руководстве ведомства, поэтому и обрушился на молодежные издания в разгар кадровой лихорадки.

Генпрокуратура объявила также о преобразовании управления по надзору за исполнением федерального законодательства в главк и создании при нем специального аналитического подразделения для правового сопровождения нацпроектов и обеспечения того самого единого правового пространства (приоритет номер два), то есть, попросту говоря, для надзора за региональными и муниципальными властями. Напомним в связи с этим, что Генпрокуратура, Счетная палата и Совет Федерации незадолго до отставки Устинова начали масштабную кампанию по чистке региональных элит. Вообще, в главке, который возглавит Анатолий Паламарчук (еще один «возвращенец» из Минюста), будут сосредоточены все надзорные функции Генпрокуратуры.

Печатный орган правительства «Российская газета» пишет по этому поводу: «Сегодняшние громкие процессы в регионах показывают, сколь высока может быть там коррупционная составляющая. И сколь необходим «генеральный» контроль за соблюдением законности».

Среди отставников — начальник управления информации Генпрокуратуры Наталия Вишнякова. На ее место назначена Татьяна Чернышова, занимавшая должность заместителя начальника Центра общественных связей Минюста.

Еще до появления сообщения о том, что Чернышова назначена начальником управления информации, источник газеты «Ведомости» назвал возможной преемницей Вишняковой журналистку из «Московского комсомольца» Марину Гридневу. Другой источник того же издания охарактеризовал пресс-службы Генпрокуратуры как «обленившиеся». Надо думать, Чернышовой поручено исправить это положение.

Чернышовой не придется ограничиваться ролью «говорящей головы». Ее управлению поручено, во-первых, вести мониторинг прессы и сообщать соответствующим подразделениям Генпрокуратуры об описанных в СМИ нарушениях закона, а во-вторых, модернизировать сайт Генпрокуратуры, предоставив гражданам возможность с его помощью обращаться в ведомство с официальными жалобами. Чайка обещал, что это станет одним из путей реализации приоритета номер шесть — политики прозрачности.

Итак, можно сказать, что приход Чайки в Генпрокуратуру стал своего рода «реваншем» тех, кого «выжили» при Устинове. С другой стороны, структурные преобразования в ведомстве свидетельствуют о том, что изменится как содержательная составляющая его деятельности, так и стиль его работы.

Чайка, похоже, устраивается в Генпрокуратуре основательно и о своих приоритетах говорил сенаторам не просто так: все предпринятые им за эти несколько дней шаги по реформированию Генпрокуратуры четко соответствуют этим приоритетам.

Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1637726
http://m.lenta.ru/articles/2006/06/30/chaika

Читайте также:
Adblock
detector