Кто борется с коррупцией в прокуратуре

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

Прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации от имени Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории.

В соответствии со статьей 36 Конвенции ООН против коррупции в 2007 году в составе Генеральной прокуратуры Российской Федерации образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Аналогичные специализированные подразделения по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (далее – СППК) созданы на уровне субъектов Российской Федерации.

Организационное и методическое руководство деятельностью СППК в регионах осуществляет управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а оперативное руководство работниками таких подразделений – лично прокуроры субъектов Российской Федерации.

В состав управления входят: отдел по надзору за исполнением федерального законодательства; отдел по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью, обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; организационно-аналитический отдел; старшие прокуроры управления с дислокацией в федеральных округах страны, реализующие надзорные полномочия в отношении государственных органов окружного и межрегионального уровня.

Такое построение призвано обеспечить самостоятельную централизованную структуру в рамках единой прокуратуры Российской Федерации, призванную обеспечить комплексный подход к противодействию коррупции и устойчивую к возможному давлению извне со стороны представителей любых ветвей власти. Установленные для работников подразделений гарантии независимости позволяют эффективно и результативно осуществлять возложенные функции, невзирая на уровень проверяемого органа.

В целях повышения гарантий независимости и самостоятельности таких подразделений для их работников предусмотрена не только особая процедура их назначения на должность и освобождения от должности, но и специальный порядок привлечения таких прокурорских работников к дисциплинарной ответственности.

Назначение на должность производится после тщательного изучения в Генеральной прокуратуре Российской Федерации личности кандидата, который должен иметь не менее пяти лет стажа работы в прокуратуре, обладать необходимыми профессиональными качествами и безупречной репутацией. Отбор кандидатур происходит на заседании специальной комиссии. Состав комиссии в Генеральной прокуратуре Российской Федерации утвержден приказом Генерального прокурора Российской Федерации, возглавляет ее Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации. На региональном уровне такие комиссии возглавляют прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур.

Все отобранные прокурорские работники как на региональном, так и на федеральном уровне назначаются на должность приказом Генерального прокурора Российской Федерации и могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только с согласия его первого заместителя.

Основными функциями специализированных подразделений органов прокуратуры по противодействию коррупции являются:

  • мониторинг и анализ исполнения законодательства о противодействии коррупции и выработка предложений по его совершенствованию;
  • выявление коррупционных проявлений в деятельности различных государственных органов и органов местного самоуправления и проведение по ним соответствующих проверок;
  • возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, в том числе в отношении юридических лиц, по фактам коррупционных правонарушений;
  • участие в рассмотрении дел судами, обжалование решений, приговоров, определений и постановлений судов;
  • оценка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц на коррупциогенность (антикоррупционная экспертиза);
  • осуществление надзора за соблюдением уголовно-процессуального законодательства в процессе расследования уголовных дел о фактах коррупции;
  • поддержание государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией;
  • участие в международном сотрудничестве с антикоррупционными структурами других стран и международными организациями.
  • Руководство
  • Структура
  • О Генпрокуратуре России
  • Документы
  • Международное сотрудничество
  • Взаимодействие со СМИ
  • Правовое просвещение
  • Контакты
  • Личная страница Генерального прокурора РФ
  • Защита прав ветеранов
  • Виртуальный музей
  • Интернет-приемная
  • Единый реестр проверок
  • Противодействие коррупции
  • Правовая статистика
  • Карта сайта
  • Научно-методические материалы
  • Вакансии
  • Совет ветеранов ГП РФ
  • Экспертный совет по цифровой трансформации органов прокуратуры
  • Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:
  • +7 495 987-56-56
Читайте также:  Где находится прокуратура в ставрополе

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

В документе, который Общественная палата намерена представить Президенту РФ Дмитрию Медведеву в декабре текущего года, отмечаются негативные тенденции в развитии этого явления в стране.

Россияне жалуются на сговор прокуроров и судей

«Анализ обращений граждан в Общественную палату, в том числе, на „горячую линию“ показывают, что более половины всех обращений касалась жалоб на предположительные факты коррупции в правоохранительных органах, прокуратуре и судах», — отмечается в документе. По информации ОП, эти тенденции подтверждают и результаты работы с обращениями граждан, согласно которым 63% поступивших жалоб и заявлений касаются деятельности правоохранительных органов.

В обращениях граждан правоохранительные органы обвиняются в различных коррупционных правонарушениях: участии в рейдерских захватах, укрывательстве и фабрикации дел. «Заявители сообщают об отсутствии реакции на заявления о преступлениях госслужащих, часто сообщают о неформальных взаимоотношениях прокуроров, судей и руководителей администрации на местном уровне власти, отсутствии реакции правоохранительных органов на материалы СМИ», — говорится в проекте доклада. При этом в ОП подчеркивают, что сигналы общественности и СМИ относительно подобных контактов «не влекут за собой какой-либо реакции прокуратуры или следственного комитета, даже изучения обнародованных фактов».

Коррумпированность правоохранительных органов подтверждают также исследования Российского союза предпринимателей и Левада-центра. По оценке РСПП, основанной на опросе представителей бизнеса, рейтинг коррумпированности правоохранительных органов — 57%. Левада-центр также подтверждает, что органы полиции подвержены коррупции более других государственных органов.

При этом правоохранительные органы, по мнению граждан, «защищают интересы недобросовестных представителей привилегированной части общества». Это в ОП считают одной из причин низкого уровня доверия в стране к правоохранителям. Именно поэтому, утверждается в проекте доклада, россияне «боятся сообщать о фактах вымогательства взяток и о других коррупционных преступлениях в правоохранительные органы». Как отмечается в проекте, с 2010 года резко снизилась доля тех, кто согласился бы сообщить о фактах коррупции в правоохранительные органы (31% против 22% в текущем году) и возросло количество желающих проинформировать о коррупции лично Президента (с 3% до 11%).

Меры по борьбе с коррупцией в судах, которые направлены на повышение прозрачности системы и увеличение денежного содержания судей, авторы доклада считают «неадекватными» уровню коррупции в этой сфере. В частности, со ссылкой на обращения граждан, члены ОП отмечают, что судебная система превратилась в «замкнутую систему, не способную к самоочищению», а председатели судов наделены «чрезмерно широкими правами по отношению к судьям» (за счет неформальных рычагов воздействия: характеристик, обеспечения продления полномочий и пр.). Кроме того, члены Общественной палаты обращают внимание на проблему «круговой поруки» между правоохранителями и судьями, а также посреднические услуги бизнесу и гражданам через так называемых «черных адвокатов» — родственников и друзей судей, которые берутся «уладить дело» с конкретным судьей за определенное вознаграждение.

Читайте также:  Что проверяет прокуратура по заработной плате

По мнению ОП, вертикаль власти коррумпирована «сверху донизу»

По данным опроса Общественной палаты, в восприятии граждан и экспертов уровень коррупции, несмотря на усилия властей и общества по его снижению, продолжает увеличиваться (так считают 60% проголосовавших из числа посетителей интернет-портала Палаты и 43% из числа участников мероприятий в Общественной палате и членов региональных общественных палат).

Рост коррупции отмечается на всех уровнях власти: федеральном, региональном, муниципальном. «Крайне неблагоприятно респонденты оценивают ситуацию в ЖКХ: о росте коррумпированности свидетельствуют 59% посетителей интернет-портала, 44% участников публичных мероприятий и 45% представителей региональных общественных палат», — отмечают авторы доклада.

«Системная» коррупция разрушает «принцип справедливости»

В проекте доклада члены ОП обращают внимание на то, что коррупция, которая в 1990-е годы была «классической», теперь все больше приобретает «системный» характер. В первую десятилетку формирования государственных институтов и правовой базы Российской Федерации — с 1991-го по 2000-е гг. — «инициаторами коррупционных отношений выступали, как правило, бизнесмены или граждане, а выгоду получали обе стороны: бизнес пользовался незаконными преимуществами или уходил от наказания, а бюрократ приобретал материальные или иные выгоды для себя и близких».

В последние годы, согласно наблюдениям Общественной палаты, «предметом коррупционных отношений стало получение доступа к реализации прав граждан и предпринимателей», сопровождающееся «частыми случаями использования властных полномочий для фабрикации уголовных дел с целью активного наступления на права граждан и бизнеса и прежде всего на права собственности». По мнению авторов доклада, это разрушает принцип справедливости и усиливает социальную напряженность в обществе.

«Коррупция в своих нынешних масштабах разрушает экономику, снижает действенность законов и ведет к расслоению общества, так как общественные блага получают узкие группы лиц, создает разрыв между декларируемыми и существующими ценностями, формируя двойные стандарты поведения у граждан», — говорится в документе.

Члены общественной палаты отмечают некоторые успехи в борьбе с коррупцией, ссылаясь на принятые с 2008 года антикоррупционные законы, в частности, об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и обязанности чиновников декларировать свои доходы. Авторы доклада говорят об определенных успехах в сферах госзакупок, предоставления госуслуг и др. Однако, согласно заключениям ОП, до 70% всех нормативных предписаний в сфере противодействия коррупции «в значительной степени посвящены одним и тем же вопросам, регулируют применение одних и тех же антикоррупционных средств».

Документ отмечает, что в целом ситуация с коррупцией в России в последние годы ухудшается. Так, приводятся данные ежегодного исследования Transparency International «Индекс восприятия коррупции», согласно которым Россия за последний год спустилась со 143-го на 154-е место из 178 стран (индекс 2,1 балла).

Анкета волонтера

Мы ищем талантливых волонтеров для проектов. Напишите нам и мы найдем для вас что-нибудь интересное.

Мы не разглашаем любую полученную информацию Стать волонтером

Вчера получил ответ из прокуратуры Московской области по кейсу известного плантатора Головнева, уполномоченного по защите прав предпринимателей Московской области, который не только отгрохал себе поместье площадью с половину московского Кремля, захватил речку и лес, но и забыл указать в декларации пользование аж 3,5 гектарами земли. За недекларирование чиновниками недвижимости, находящейся в пользовании, законом предусмотрено прекращение полномочий.

Читайте также:  Кто выше губернатор или прокурор

Что ответила прокуратура:

Понимаете, в чем обман или незнание закона прокурором?
Есть закон о противодействии коррупции: он требует указывать недвижимое имущество, находящееся не только в собственности, но и в пользовании.

Есть Гражданский кодекс, объясняющий нам, какие права подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости:

Как видим, перечень прав довольно исчерпывающий и расширительного толкования не подразумевает. То есть факт пользования может быть (неважно, по законным основаниям как договор краткосрочной аренды земли либо соцнайма жилья или по незаконным, вызванным самовольным занятием земельного участка), но в реестре его не будет.
Не говоря уже о том, что для чиновников и прокуроров, которые не любят читать законы, Роструд выпустил Методические рекомендации, в которых все разжевывается и в пунктах 135-137 этих рекомендаций прямо разъясняется целая серия случаев, когда не учтенные Росреестром или фактически используемые объекты недвижимости все равно надо декларировать.
Но прокурорский работник ограничился тем, что сверил указанное в декларации имущество Головневых с данными ЕГРН. Все. А что там в пользовании, прокуратуру не волнует. То есть проверка достоверности проведена только в части прав собственности и, например, аренды на срок от 1 года. Проверку того, находятся ли в пользовании омбудсмена земельные участки, отражены ли они в сведениях о доходах, проводить не стали, что прямо указано в ответе.

Юридический ликбез по гражданскому законодательству и закону о противодействии коррупции окончен, теперь поучим прокурорских работников, как доказывать пользование недвижимостью. А то мало ли, может, не знают, как проводить проверку, и пишут странные для юристов вещи в ответах.

Поехали, доказываем.

Тоже все просто, не вставая из-за компьютера.
Из спутниковых снимков усадьбы Головнева мы видим, что заборы поместья находятся далеко за границами собственных и арендуемых участков.

Измерения на официальной публичной кадастровой карте дают разницу:

14,04 га (фактическое землепользование) — 10,6 га (задекларированное) = 3,44 га

То есть господин Головнев пользуется незадекларированными земельными участками площадью 3,44 гектара.

Заборы, выходящие далеко за официальные границы, видны не только с кадастровой карты, но и со снимков облета поместья:

Если прокурорским работникам лень изучать официальные ресурсы или выходить на местность для осмотра территории, гугл тоже все фактические границы землепользования (заборы) зафиксировал. Виртуальный тур вдоль гнезда единоросса:

В прокуратуре отключили гугл, не выделяют транспорт на проезд до Кучино или хочется оперировать только официальными документами с гербовыми печатями?
Вот вам официальный ресурс подмосковных лесничеств, вот решение суда, в котором перечисляются арендуемые супругой Головнева лесные участки. Из их сопоставления видно, что квартал 69 Кучинского лесничества фактически Головневыми частично огорожен и используется, но в сведениях об имуществе у Головневых его нет:

Вот ответ Росприроднадзора, подтвердивший факт захвата береговой полосы:

Но, видимо, не в доказывании дело.

Не забывайте поддерживать ФБК деньгами. Благодаря таким людям, как вы, мы продолжаем работать. А также подписывайтесь на наш юридический Telegram, здесь говорят о праве.

Источники:
http://pravo.ru/news/view/63673/
http://fbk.info/blog/post/437/

Читайте также:
Adblock
detector