Кому подчиняется генеральная прокуратура российской федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

История органов прокуратуры

Указ Петра I об учреждении
Российской прокуратуры

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров — был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия — право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

Читайте также:  Сколько раз в год может проверять прокуратура

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

Прокуратура России играет очень важную, активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка.

Конституция РФ 1993 г. посвятила прокуратуре одну статью (129 –ю) в главе «Судебная власть».

Такое решение вызывает недоумение.

Во-первых, прокуратура не относится к судебной власти, и,

во-вторых, по своей значимости и особому месту в государственном механизме она заслуживает более детальной регламентации именно на конституционном уровне.

Поэтому возможно и такое (ложное) толкование статьи 129 Конституции, в соответствии с которым прокуратуру можно наделить законными судебными полномочиями (в принципе любыми, например полномочиями судебного исполнителя) и лишить традиционных прокурорских полномочий.

Однако создатели Конституции просто не знали, куда поместить эту статью (специальная глава в Конституции не соответствует государственно-правовому статусу прокуратуры, а Президенту и Правительству прокуратура подчиняться не должна).

И поскольку ранее в России прокуратура и суд составляли элементы одной карательной системы, то статью о прокуратуре поместили в главу «Судебная власть».

Это не должно давать повода рассматривать прокуратуру как один из органов судебной власти. Единственный субъект этой власти — суд.

Прокуратура не входит в систему законодательной, исполнительной и судебной властей и действует независимоот органов государственной власти и управления, общественных объединений, и должностных лиц.

Вместе с тем отметим, что в статье 129 содержится одно из важнейших положений, характеризующих организационные основы прокуратуры.

«Прокуратура Российской Федерации, — сказано в этой статье, — составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации».

Оговорено также, что «полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом».

Таким законом является Закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации».

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов судебными приставами;

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации

участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами,

опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура принимает также участие в правотворческой деятельности.

Прокурорский надзор представляет собой одну из самостоятельных формгосударственной деятельности наряду с другими ветвями власти — представительной (законодательной), исполнительной и судебной.

В Законе «О прокуратуре Российской Федерации» (статья 11) определено, что систему прокуратуры РФ составляют

Генеральная прокуратура РФ,

прокуратуры субъектов РФ,

приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры,

научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также

прокуратуры городов и районов,

другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Вместе с тем с учетом единства системы прокуратуры Закон устанавливает и такое принципиальное условие:

«Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются» (статья 11).

Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, который руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за работой подчиненных ему прокуроров.

Генеральный прокурор РФ непосредственно руководит деятельностью прокуроров субъектов Российской Федерации, а через них и деятельностью всех нижестоящих прокуроров — городов и районов.

Читайте также:  Как позвонить в прокуратуру г москвы

Таким образом, система территориальных органов прокуратуры является трехзвенной.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя, заместителей и других руководящих работников органов прокуратуры Российской Федерации, назначаемых Генеральным прокурором.

Коллегия — это совещательный орган, где обсуждаются важнейшие проблемы деятельности прокуратуры: отчеты о работе структурных подразделений, результаты проверок работы нижестоящих прокурорских звеньев, кадровые вопросы.

В Генеральной прокуратуре РФ функционируют главные управления, управления и отделы.

Каждое подразделение Прокуратуры РФ ведает определенной отраслью надзора в масштабе страны, руководит, направляет и контролирует указанную сферу деятельности нижестоящих органов прокуратуры.

В состав Генеральной прокуратуры РФ входит на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.

Особо подчеркнем, что это не самостоятельная, автономная прокуратура, а именно структурное подразделение единой Генеральной прокуратуры РФ.

┌────┤Прокуратура РФ├────┐

│ Система органов │ │ │ Иные полномочия │

├─>│ Генеральная │ │ │ │Выступление прокурора в суде│

│ │ прокуратура РФ │ │ ├─>│ в качестве государственного│

│ │ в составе РФ │ │ ├─>│Осуществление расследования │

│ │г. Москвы и Санкт-Петербурга│ │ │ │Освобождение лиц, незаконно │

│ │ Прокуратуры городов, │ │ │ │ административных │

└─>│ районов, иные │ │ │ │ правонарушений │

│ │ │ об устранении нарушений │

│ │ │протестов на противоречащие │

│ │ по борьбе с преступностью │

│ За исполнением законов │ │ │ │ За исполнением законов │

│органами власти на местах,│ │ │ │ в местах содержания │

│ их должностными лицами, │ │ │ │ задержанных, осужденных │

│ За исполнением законов │ │ │ │ За исполнением законов │

│ органами оперативного │ │ │ │ органами военного │

│ розыска, дознания │ │ управления, воинскими │

│ и предварительного │ │ частями и учреждениями │

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

Поскольку прокуратура РФ создается и действует централизованно, на территории страны все органы прокуратуры объединены в общую систему с ее подчинением Генеральному прокурору РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

В непосредственном подчинении Генерального прокурора РФ находятся первый заместитель и заместители.

Структуру Генпрокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (в составе главных управлений и управлений). К ним относятся:

  • — главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства;
  • — управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;
  • — главное управление по надзору за следствием;
  • — управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью;
  • — управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;
  • — управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
  • — главное управление по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами;
  • — управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
  • — управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
  • — главное управление международного сотрудничества, некоторые иные подразделения.

Также в составе центрального аппарата созданы и функционируют управления Генпрокуратуры РФ в федеральных округах.

В нижестоящих органах прокуратуры РФ также имеются структурные подразделения или отдельные работники, которые отвечают за основные направления деятельности прокуратуры (за исключением международного сотрудничества, поскольку оно осуществляется только через центральный аппарат).

Генеральная прокуратура Российской Федерации возглавляет всю систему органов прокуратуры РФ. При этом органы прокуратуры подразделяются на две большие ветви: территориальные органы прокуратуры и специализированные органы прокуратуры.

К территориальным относятся органы прокуратуры, которые созданы в соответствии с административно-территориальным делением России. В каждом субъекте РФ имеется прокуратура соответствующего субъекта РФ. Причем независимо от наименования субъекта (область или республика в составе России) в наименовании прокуратуры слово «генеральная» не появляется. В Москве и Санкт-Петербурге действуют городские прокуратуры на правах прокуратур субъектов РФ.

Следующий уровень территориальных органов прокуратуры — районные, межрайонные, городские. Районные прокуратуры создаются в районах городов (при наличии районного разделения), а также в сельских или пригородных районах. Если субъект РФ имеет деление с учетом национальной специфики, то в названии прокуратуры указывается это наименование (например, прокуратура улуса), а также в дополнение к нему то, что эта прокуратура является районной.

Межрайонные прокуратуры на правах районных могут быть созданы в следующих случаях. Во-первых, когда районы являются относительно немноголюдными, в них отсутствуют крупные предприятия и т.п., что позволяет объединить прокуратуру и распространить ее полномочия на несколько таких территориальных образований. И, во-вторых, в крупных городах (например, Москва, Санкт-Петербург), когда районы в городе расположены компактно, и выделение для каждого района здания прокуратуры, а также создание иной инфраструктуры признано нецелесообразным.

Читайте также:  Кто контролирует генеральную прокуратуру рф

Городские прокуратуры на правах районных создаются в городах со средним числом населения, когда город не разделен на районы, но отделен от района, на территории которого он находится. Также данные прокуратуры основываются в городах областного (республиканского) подчинения.

Специализированные прокуратуры создаются при необходимости осуществления надзора за некоторыми видами деятельности или па определенных территориях, на которые полномочия обычных органов прокуратуры не распространяются.

Наиболее многочисленными из числа специализированных прокуратур являются военные прокуратуры, которые создаются в соответствии с системой Вооруженных Сил РФ.

Возглавляет подсистему данных прокуратур Главная военная прокуратура, которая является подразделением Генпрокуратуры РФ, а Главный военный прокурор одновременно исполняет должность одного из заместителей Генерального прокурора РФ.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления (отделы и в составе управлений), канцелярия и приемная.

В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), а также других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором.

На нижестоящем уровне сформированы и действуют военные прокуратуры военных округов (Западного, Центрального, Юго-Восточного, Восточного), а также приравненные к ним военные прокуратуры флотов (Балтийского, Тихоокеанского, Северного), военная прокуратура Ракетных войск стратегического назначения и Московская городская военная прокуратура.

Основное звено военных прокуратур составляют военные прокуратуры военных гарнизонов, которые создаются и действуют в местах компактного нахождения воинских частей или иных воинских формирований.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба. Прокуроры и иные должностные лица военных прокуратур осуществляют надзор за исполнением законов, поддерживают в военных судах обвинения по преступлениям, совершенным военнослужащими или лицами, призванными на военные сборы, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В местностях, в которых в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся российские войска, осуществление всех функций прокуратуры Генеральным прокурором РФ может быть возложено на органы военной прокуратуры.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах создаются для обеспечения режима законности на атомных электростанциях, в хозяйствующих субъектах оборонно-промышленного комплекса, в закрытых административно-территориальных образованиях при условии соблюдения режима секретности. Такие прокуратуры действуют на правах районных прокуратур (первичный уровень) и прокуратур субъектов РФ (вышестоящий уровень). Их подсистема замыкается непосредственно на Генпрокуратуру РФ.

Прокуроры и иные должностные лица данных прокуратур осуществляют надзор за соблюдением законов на территориях особо режимных объектов, а также поддерживают в суде государственное обвинение по уголовным делам о преступлениях, которые были совершены на территории данных объектов.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях созданы на правах межрайонных прокуратур в тех местностях, в которых компактно расположены исправительные колонии и иные учреждения по исполнению уголовных наказаний. Такие прокуратуры находятся в подчинении прокуратур тех субъектов РФ, на территории которых они находятся.

Прокуроры и иные работники прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, а также поддерживают в суде государственное обвинение по уголовным делам о преступлениях, совершенных на территории данных учреждений.

Транспортные прокуратуры создаются на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с целью обеспечения режима законности при осуществлении перевозок. Прокуратуры формируются на нравах прокуратур субъектов РФ (например, прокуратура Московской железной дороги), которым подчиняются прокуратуры на правах межрайонных.

Прокуроры данных прокуратур и иные должностные лица по поручению прокурора поддерживают в суде государственное обвинение, если для судебного разбирательства было направлено уголовное дело о преступлении, совершенном на транспорте.

Природоохранные прокуратуры создаются в местностях, в которых соблюдение законодательства об охране природы приобретает особую актуальность, например при наличии заповедников, значительных водных бассейнов. Природоохранные прокуратуры, как правило, учреждаются на правах межрайонных прокуратур с подчинением прокуратурам субъектов РФ, на территории которых они находятся. Исключение составляет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, которая образована для надзора за исполнением природоохранного законодательства на территории бассейна реки Волги, действует на правах прокуратуры субъекта РФ и подчиняется непосредственно Генпрокуратуре РФ.

Помимо надзора за соблюдением законодательства об охране природы, прокуроры и но их поручению иные должностные лица природоохранных прокуратур поддерживают в суде государственное обвинение по уголовным делам об экологических преступлениях, совершенных на территории действия соответствующей прокуратуры.

В систему органов прокуратуры в качестве органа центрального подчинения входит Академия Генеральной прокуратуры РФ (ее структурными подразделениями являются Юридический институт, Научно-исследовательский институт, Институт повышения квалификации руководящих кадров, а также Санкт-Петербургский и Иркутский юридические институты).

Печатным изданием прокуратуры РФ является журнал «Законность».

Источники:
http://studopedia.ru/7_13210_prokuratura-rossiyskoy-federatsii.html
http://m.studme.org/133402039346/pravo/sistema_struktura_organov_prokuratury_rossiyskoy_federatsii

Читайте также:
Adblock
detector