Когда возникла прокуратура в россии

Возникновение прокуратуры в России обусловлено объективной потребностью эффективного государственного контроля. Ее созданию предшествовали неоднократные попытки носителей государственной власти, и в частности Петра I, установить в государстве действенный контроль. В этих целях учреждались различные контролирующие органы.

Так, в 1711 г. был образован институт фискалата, деятельность которого строилась на основе сочетания гласных и негласных методов. Однако учреждение и деятельность фискальной службы не дали ожидаемого результата и, более того, выявились существенные недостатки. Во-первых, фискалы зависели от органов государственной власти, при которых они состояли и за деятельностью которых были призваны осуществлять надзор; во-вторых, фискалы очень быстро погрязли во взяточничестве и злоупотреблениях. В 1715 г. была предпринята попытка учредить должность генерал-ревизора. Но и она не принесла существенных сдвигов в сфере государственного контроля и оказалась нежизнеспособной. Шобухин В. Возникновение и историческое развитие прокурорского надзора в России // История государства и права,2007, № 14. — С. 7-11

Таким образом, прокуратура выстраивалась как централизованный орган с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генерал-прокурору, что сохранилось по сей день. Особенностью статуса прокуратуры и прокурорского надзора того времени стало и то, что осуществление над прокурорами правосудия являлось исключительной компетенцией Сената — высшего органа государственной власти в стране. Судить же генерал-прокурора и обер-прокурора, как это следует из Указа Петра I от 27 апреля 1722 г., был вправе только император Петр I. Это продиктовано интересами обеспечения независимости прокуроров в своей деятельности (генерал-прокурора и обер-прокурора от Сената, а иных прокуроров от прочих органов государственной власти, за деятельностью которых данные прокуроры были призваны осуществлять надзор). Князева Е.Г. Возникновение и развитие российского прокурорского надзора (дореволюционный период) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. № 4. — С. 110-116.

В конце 1921 — начале 1922 г. по инициативе В.И. Ленина НКЮ РСФСР было подготовлено и вынесено на рассмотрение сессии ВЦИК Положение о прокуратуре, которое не было воспринято единогласно. 26 мая 1922 г. сессия Всероссийского Центрального исполнительного комитета приняла Положение о прокурорском надзоре10, а 28 мая постановление сессии было подписано председателем ВЦИК М.И. Калининым. Именно в соответствии с этим нормативным актом за прокуратурой закреплялись группы полномочий, которые сохранились за ней до сегодняшнего дня с некоторыми изменениями.

Таким образом, в Советской республике была создана прокуратура, перед которой стояла задача обеспечения единой революционной законности во всей Республике Советов.

Положение о прокурорском надзоре закрепило независимость прокуратуры от местных органов власти, однако в то же время у прокурора было изъято право обжаловать незаконные решения органов исполнительной власти. Российская прокуратура вновь обрела широкие надзорные полномочия, в частности, в сфере общего надзора, а с ними получила полноценный статус органа государственного надзора. Примечательно, что органы прокуратуры были включены в состав органов юстиции, и всю прокурорскую систему в качестве прокурора республики возглавил народный комиссар юстиции.

После образования СССР возникла необходимость создания общесоюзной системы правоохранительных органов. С образованием СССР 23 ноября 1923 г. была образована прокуратура Верховного Суда Союза ССР. Это нашло отражение в Конституции 1924 г.11, которая содержала специальную главу VII о Верховном Суде СССР, где излагались полномочия прокуратуры. Основными направлениями ее деятельности в соответствии с Положением о Верховном Суде от 23 ноября 1923 г12. являлись: общий надзор за законностью, судебный надзор, надзор за законностью действий ОГПУ Союза ССР.

Таким образом, на конституционном уровне вопросы организации и деятельности прокуратуры в нашей стране впервые были урегулированы в определенной степени Основным Законом СССР 1924 г.13.

В соответствии со ст. 43 Конституции СССР 1924 г. при Центральном комитете учреждался Верховный Суд СССР. Статья 46 Конституции учредила пост прокурора Верховного Суда СССР. Позже на прокуратуру были возложены функция участия в гражданском процессе и функция координации органов по борьбе с преступностью.

После учреждения прокуратуры Верховного суда Союза ССР в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции. Согласно Положению о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. прокуроры, кроме поддержания обвинения перед судом, стали надзирать за законностью актов (действий и решений) государственных и местных органов власти, их должностных лиц. До 1933 г. прокуратура входила в систему республиканских народных комиссариатов юстиции.

Прокуратура становилась самостоятельным органом государственной власти.

Генерал-прокурор — это лицо, которое возглавляет деятельность всех прокуроров, являясь связующим звеном между монархом и управлениями, наблюдает за всеми отраслями деятельности государства.

Читайте также:  Кто является начальником органа дознания в полиции

При Екатерине II генерал-прокурор был одновременно и министром юстиции, в связи с чем, на него возлагалось ведение финансовых и юридических дел. Данное положение сохранилось до судебной реформы 1864 г. Александра II.

Судебная реформа добавила новые функции прокуратуре. Основной задачей прокуратуры являлось осуществление обвинительной деятельности, которая заключалась в обнаружении преступления, уголовном преследовании виновных, поддержке обвинения в суде. Судебная реформа, определив функцией прокуратуры реализацию обвинительного положения, вместе с тем пришла к тому выводу, что прокуратура должна быть лишена возможности осуществлять надзор, который был основной функцией. Серьезная реформа деятельности прокуратуры началась накануне Первой мировой войны.

После Октябрьской революции 1917 г. в соответствии с марксистской доктриной о сломе государственного буржуазного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. прокуратура была ликвидирована. Надзор за законность возлагался на различные органы. Но такое положение не давало положительных результатов.

В дальнейшем прокуратура претерпела множество изменений. Возникали и расформировывались ее структурные подразделения. Изменялся правовой статус. Совершенствовались формы ее деятельности.

Исследование правового статуса прокуратуры в различные периоды времени, в том числе и на современном этапе, приводит к выводу, что российская прокуратура является неотъемлемой частью системы государственной власти.

Этапы развития прокуратуры:

1) создание прокуратуры с ее фискальными органами (царский);

3) постсоветский, т.е. после создания Российской Федерации.

Система органов прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура строится в соответствии с административным и федеральным государственным устройством РФ.

1. Территориальное деление:

а) Генеральная прокуратура;

б) прокуратура субъектов РФ;

в) прокуратура городов, районов.

2. Военная прокуратура:

а) Главная военная прокуратура в Генеральной прокуратуре;

б) военная прокуратура округов, флотов;

в) военная прокуратура объединений, соединений, гарнизонов;

г) прокуратура Ракетных войск стратегического назначения и прокуратура Федеральной пограничной службы.

3. Другие специализированные прокуратуры:

в) по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

4. Научные образования, учреждения, редакции изданий. Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности при Генеральной прокуратуре, институт повышения квалификации кадров.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

История становления, развития, порядок формирования и конституционный статус прокуратуры в Российской Федерации

История становления и развития прокуратуры в Российской Федерации

История российской прокуратуры, как принято считать, восходит к началу XVIII века, во времена правления императора Петра I. Первоначально им была учреждена фискальная служба, признаваемая всеми исследователями прообразом прокуратуры, указами:

Уже при Петре I прокуратура не только занималась общим надзором, но и была ответственна за охраняемые законами гражданские права.

Таким образом, петровская прокуратура обладала более широким спектром полномочий, чем прокуратура отдельных европейских государств. От французской прокуратуры она унаследовала надзор за деятельностью того органа, к которому была приставлена (французская – к судебным, российская – к административным), от шведских омбудсменов переняла защиту гражданских прав, а от немецких фискалов – пополнение казны (надзор за налоговыми сборами, подрядами и откупами, проводимыми фискалами).

Устанавливался следующий алгоритм действий прокурора: при выявлении нарушения сначала следовало устное обращение к объекту надзора, а затем – письменный протест ему. Адресат в случае своего несогласия информировал вышестоящий орган или должностное лицо по инстанции, а прокурор докладывал своему начальству. Причём, протест приостанавливал действие опротестованного акта.

После Петра I прокуратура развивалась по кривой, то теряя свои функции и роль, то вновь возвращая их себе в зависимости от потребностей монархов.

После смерти Петра I судьба прокуратуры складывалась непросто. Ее роль порой умалялась и даже сводилась на нет. В отдельные годы должность генерал-прокурора оставалась незаметной, а прокуратура практически упразднялась.

По восшествию на престол Екатерины I Генерал-прокурор П. И. Ягужинский представил императрице записку о состоянии России, в которой предложил ряд мер по усовершенствованию управления. В частности, речь шла об уменьшении сборов подушных денег. Он также предлагал учредить особую комиссию для ревизии счетов о взыскании государственных доходов и т.д.

Читайте также:  Кто главный прокурор московской области

Юридически должность Генерал-прокурора после смерти Петра Iне была ликвидирована, но она исчезла фактически в Сенате с учреждением 8 февраля 1726 г. Верховного тайного совета.

С воцарением императрицы Анны Иоанновны был восстановлен в полном объёме Сенат, и указом от 2 сентября 1740 г. при Сенате вновь были учреждены должности Генерал-прокурора и Обер-прокурора. Также прокуроры были определены в коллегиях и других судебных местах.[4]

Необходимо особо подчеркнуть, что с 1740 г. централизация власти вновь сосредотачивается в одних руках – Генерал-прокурора. Одной из его первых мер было восстановление в Москве бывшего Сибирского приказа, которому непосредственно подчинялись все воеводы, а сам приказ был отдан в ведение Сената под дирекцию Генерал-прокурора. Коллегии были подчинены непосредственному контролю со стороны Сената и Генерал-прокурора.

Необходимо отметить, что несмотря на все законодательные колебания, прокурорский надзор в первые пол века своего существования представлял общие типические черты системы, созданной при Петре I, исходя из реальных государственных интересов России начала XVIII в. Он существовал по следующей схеме:

— институт Генерал-прокурора, состоящий из Генерал-прокурора и Обер-прокурора, назначаемых именным указом императора;

— прокуратура являлась связующим звеном между централизованными органами управления (императорской властью и Сенатом);

— ответственность была распределена двояко (на коллежском и губернских уровнях), сливаясь с компетенцией фискалов;

— сущность прокурорской деятельности заключалась в широком осуществлении надзорного и контрольного начала и в правовой регламентации процессуальной сущности законов (данная функция выражалась в таких формах, как надзор, протест, протест и доклад высшему органу надзора или установлению).

Прокурорский надзор в период царствования Екатерины IIможно разделить на два периода – до принятия учреждения о губерниях и после.

Таким образом, устанавливалась тесная связь между высшей и низшей прокуратурой. Генерал-прокурор остаётся, как и прежде, во главе всей прокуратуры, но этим его компетенция и полномочия не ограничивались6 эта должность приобретает огромное государственное и политическое значение в целом. В ведении Генерал-прокурора находились многие дела высшего управления. Следует отметить, что эта тенденция определяет формирование министерств.[6]

Необходимо подчеркнуть, что Генерал-прокурор постепенно превращался как бы в первого министра и в отношении прокурорского надзора осуществлял только сравнительно небольшую часть своих обязанностей.

Значение должности и личности Генерал-прокурора постоянно возрастало. Сфера деятельности его расширялась включением в неё всё новых и новых обязанностей и дел. Так, к концу царствования Екатерины II Генерал-прокурор стоял во главе всей внутренней администрации и управлял разнообразными отраслями (финансы, традиционные функции правового характера).

Само возвышение этой должности должно было привести к её превращению в должность министра.

Согласно закону, во главе управления стоял непосредственный представитель императора, наместник или Генерал-прокурор, в его подчинении находился правитель губернии или губернатор, при них главный коллегиальный орган местной администрации – наместник или губернское правление, и была создана сложная система палат, судов, магистратов и расправ. При всех установлениях был образован многочисленный прокурорский надзор из 12 лиц (4 прокурора и 8 стряпчих) в губернии и по одному в округе. Единицу надзора в губернии образует группа из трёх лиц: прокурор и при нём два стряпчих (один казённый, другой – уголовных дел). Чины главной прокурорской группы носят названия губернских, в уезде действует уездный стряпчий.

Никакого формального, образовательного или иного ценза для занятия должностей не было, к личному составу служащих предъявлялись лишь общие нравственные требования идеального характера.

В порядке назначения на прокурорские должности действовал принцип зависимости прокурорской власти от губернской (назначение прокуроров по согласованию с губернскими начальствами). Во главе всей прокуратуры в губернии стоял губернский прокурор; он находился в непосредственном контакте с Генерал-прокурором, получал от него предписания (ордера) и инструкции, имел право доклада в пределах своей компетенции.

В свою очередь, губернскому прокурору подчинялись все прокуроры и стряпчие в губернии. Главной целью деятельности прокуроров и стряпчих являлась охрана закона и представление его интересов в правительственных установлениях. В целом деятельность прокуратуры можно определить следующими основными функциями: предупреждение нарушений закона, действие по пресечению нарушений, ведение судебных дел в целях наказания виновных.

Дальнейшая деятельность Екатерины II в сфере укрепления прокурорского надзора была направлена на фактическую поддержку Генерал-прокурора и всей прокуратуры в целом. При Екатерине II окончательно сложились предпосылки превращения Генерал-прокурора в министра юстиции, определялось в нём личностное министерское начало, что и произошло в начале XIX в. при Александре I.

Читайте также:  Чем руководствуется прокуратура в своей деятельности

В манифесте была регламентирована деятельность прокуратуры в Сенате. Главная задача Генерал-прокурора и Обер-прокурора в Сенате состояла в необходимости достигать единогласия при решении дел, а в случае несогласия сенаторов с позицией прокуратуры представлять дело на высочайшее разрешение, подробно аргументировав свою позицию. Одной из важных задач, стоявших перед первым Министром юстиции, которым был Г. Р. Державин (1802-1803 гг.), была попытка регламентирования деятельности прокуратуры отдельными инструкциями с учётом её функций.

Г. Р. Державиным были сформулированы семь основных принципов деятельности губернской прокуратуры:

Необходимо отметить, что к началу XIX в. Сенатская и губернская прокуратуры оформились в единую прокурорскую систему в форме Министерства юстиции и прокуратуры на местах, которая требовала чёткой правовой регламентации. Дальнейшее развитие законодательного регулирования деятельности прокуратуры произошло при кодификации всей системы русского права с Своде законов Российской Империи 1832 г. и его последующих редакциях.

Нормативный материал, регламентирующий прокурорский надзор в Своде, не представлял единой системы, а был разбросан по разным его частям. Учреждение прокурорского надзора на основании Свода Законов можно разделить на три основные степени или уровня:

— генерал-прокурорский надзор в лице Министерства юстиции, со званием которого соединяется и звание Генерал-прокурора и при нём товарища министра, со вспомогательными обязанностями и обоими званиями;

— обер-прокурорский надзор, осуществляемый Обер-прокурорами при общих собраниях и департаментах Сената;

— местный надзор губернского прокурора в каждой губернии и при нём двух губернских стряпчих и уездного стряпчего в каждом уезде.

Генерал-прокурорские обязанности Министра юстиции при Сенате заключалась в судебном надзоре и общем руководстве прокуратурой. Сохраняя право присутствовать в Сенате, Генерал-прокурор исполнял эти обязанности через министра и обер-прокуроров.

Необходимо отметить, что, действуя в Сенате непосредственно или через обер-прокуроров, Министерство юстиции получало возможность осуществлять местный надзор не только через губернских прокуроров, но и непосредственно через генерал-прокуроров. Также генерал-прокурор осуществлял административный надзор, если он входил в круг интересов первого департамента Сената.

Предметы ведения общего надзора разделены в Своде на следующие три части: охранение общего благоустройства в губернии; надзор по казённым делам; надзор по суду и расправе.

Эти положения по делам можно определить, как надзор за соблюдением и исполнением закона во всевозможных проявлениях и видах. Круг такого надзора охватывает собой все стороны местного управления в широком смысле и совпадает с кругом деятельности всех губернских и уездных присутственных мест. Из многочисленных примеров общего надзора можно назвать несколько наиболее важных: охранение законного порядка; пресечение злоупотреблений; повсеместное охранение интересов и выгод казны, содействие к пресечению чрезмерных расходов; надзор за законностью судебных решений; контроль за местами лишения свободы и содержанием заключённых. Прокуратура также осуществляла надзор за общим порядком несения службы и составом служащих в присутственных местах.

В подобном виде российская прокуратура просуществовала до 1917 года. 20 декабря 1917 года Декретом о суде № 1 прокуратура была упразднена. Ее деятельность не возобновлялась более четырех лет. Однако первые годы существования советской власти показали насущную необходимость создания единого органа, осуществляющего надзору за соблюдением законов.[8]

Требования по соблюдению революционной законности явились актуальными с первых дней существования только что созданного социалистического государства. Основная тяжесть в надзоре была возложена на рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), а также на НКЮ РСФСР (народный комиссариат юстиции) с его местными органами в системе губисполкомов. Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК, пока они в 1922 году не были преобразованы в органы главного политического управления. Полномочия ВЧК по охране законности были переданы судебным органам. Постановление ВЦИК о принятии «Положения о прокурорском надзоре» 28 мая 1922 года было подписано председателем ВЦИК М.И. Калининым и секретарем ВЦИК М.И. Енукидзе. С этого дня ведут отсчет органы советской прокуратуры.

С распадом Союза Прокуратура СССР перестала существовать как самостоятельный государственный орган. Важной вехой в истории прокуратуры является принятие 18 октября 1995 года Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации», в котором нашли отражение основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры на современном этапе.

Источники:
http://cyberpedia.su/17x1c4f1.html
http://megaobuchalka.ru/8/33607.html

Читайте также:
Adblock
detector