Когда появился прокурор

Зарождение и развитие прокуратуры в России

При Петре I Россия окончательно превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью монарха. Петр I твердой и уверенной рукой насаждал новые, необычные для государства органы, которые с каждым днем укреплялись и набирали мощь. С организацией святейшего Синода император подчинил церкви своей власти. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовалось местное самоуправление. Правительствующий Сенат сменил Боярскую думу. Приказы частично сохранились, уступив место коллегиям.

Одной из выдающихся заслуг императора является в том, что первый в России создал органы, которые предназначались для контроля и надзора за соблюдением законов. Сначала это был институт фискалов, а потом — прокуратура.

Вскоре обнаружилось в деятельности фискальной службы множество недостатков: пользуясь очень широкими полномочиями, нередко фискалы использовали свое служебное положение, занимались воровством и взяточничеством. К тому же данная служба оставляла без контроля Правительствующий сенат, так как была подконтрольна ему.

12 января 1722 года царь подписал указ, направленный на улучшение деятельности всех органов страны. В данном документе царь утверждает новый орган, стоящий над Сенатом и над другими государственными учреждениями — Прокуратуру. Хотя функции прокурора еще не вполне сложились, царь возлагал большие надежды на новый орган, отмечал принципиальное значение данного органа как блюстителя законов.

18 января 1722 года Петр I назначает на должность генерал-прокурора Петра Ивановича Ягужинского, а на должность обер-прокурора — Г.Г. Скорнякова-Писарева.

По начальному плану Петра, генерал-прокурор обязан был выступать в роли высшего должностного лица в государственном аппарате, в руках которого сосредотачивался бы надзор за правильным ходом управления государством. Предполагалось, что генерал-прокурор обязан стоять на страже интересов государя, церкви и всего народа. Но в ходе дальнейшей работы над указом о функциях прокуратуры, царь отказывается от таких всеобъемлющих обязанностей. Центр тяжести переноситься только на надзирающую роль генерал-прокурора над всеми государственными органами и, прежде всего, Сената.

Читайте также:  Прокурор что проверяют в школе в столовой

Постепенно, генерал-прокурор занимал ключевое положение в государственном управлении.

В должности генерал-прокурора состояли разные лица, в подавляющем большинстве незаурядные. Посреди них были и выдающиеся государственные деятели — Д.Н. Блудов, Д.П. Трощинский, и блестящие юристы — Д.Н. Замятнин, Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев, и выдающиеся российские поэты, гордость русской литературы — Г.Р. Державин и И.И. Дмитриев.

прокуратура орган государственная власть

После Октябрьской революции в соответствии с марксистской доктриной о сломе буржуазного государственного аппарата Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 года прокуратура была ликвидирована: «Упразднить доныне существовавшие университеты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно университеты присяжной и частной адвокатуры». Декрет о суде. 22 ноября (5 декабря) 1917 г. // Декреты Советской власти. Т.I. М., Гос. изд-во полит. литературы, 1957.

Надзор за законностью, в частности в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, избираемых также местными Советами.

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 16 мая 1918 года была учреждена Центральная коллегия обвинителей, состав которой избирался ВЦИКом. Она руководила деятельностью коллегий обвинителей при революционных трибуналах.

Такое положение, вполне приемлемое в условиях гражданской войны, стало нетерпимым во время мирного строительства. В 1921 году со всей остротой встал вопрос о создании прокуратуры.

1 января 1922 года был опубликован первый проект декрета «О государственной прокуратуре», в котором предполагалось её создание в составе Министерства юстиции и наделение ограниченными полномочиями. 28 мая 1922 года 3-я сессия ВЦИК приняла положение о прокуратуре.

Первоначальное строение определялось Положением о народном комиссариате юстиции. В него входили подотделы:

1) Общего управления и личного состава прокурорского надзора;

2) Общего надзора;

Читайте также:  Может ли прокуратура отменить судебный приказ

3) Надзора за органами следствия, дознания и местами решения свободы;

4) Государственного обвинения со следственной частью;

После образования Союза ССР, органы прокуратуры строились на началах централизма и подчинения исключительно соответствующему прокурору республики, действовали на основе издаваемых республиками Положений. Прокурор республики был подотчетен верховным органам своей республики.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 года была учреждена Прокуратура Союза ССР, а 17 декабря — положение о Прокуратуре Союза ССР. Им были определены функции прокуратуры, порядок их осуществления, структура.

Структура аппарата прокуратуры СССР:

— Главная военная прокуратура;

— Главная прокуратура железнодорожного транспорта; —

— Главная прокуратура водного транспорта; —

— отдел общего надзора;

— отдел по специальным делам;

— отдел по надзору за местами заключения;

— отдел по жалобам;

— группа учета и информации;

Упразднены транспортные прокуратуры, но через год стали воссоздаваться в составе отдельных прокуратур краев и областей, а в 80-х их система полностью восстановлена.

В 1959 году Указом Президиума Верховного Совета СССР были образованы коллегии в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик. Также Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 года утверждено Положение о Военной прокуратуре.

30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятый 17 января 1992 года, в котором Прокуратура Российской Федерации определяется как единая Федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Федеральный закон от 17. 01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 21. 07.2014) // Российская газета. 2013.

Читайте также:  Как прокуратура защищает права детей

Общегосударственная значимость возложенных на прокуратуру функций предопределила ее статус как конституционного органа, закрепленного в главе 7 Конституции Российской Федерации «Судебная власть», принятой 12 декабря 1993 года.

В результате законодательных преобразований прокуратура России окончательно сформировалась как структурно и функционально самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

Источники:

Читайте также:
Adblock
detector