Когда была учреждена прокуратура ссср

Конституцией СССР, принятой II сессией ЦИК СССР 6 июля 1923 г., определялся порядок назначения прокурора Верховного суда СССР. В положении о Верховном суде СССР от 23 ноября 1923 г. предусматривалось образование Прокуратуры Верховного суда СССР.
Прокуратура СССР учреждена постановлением ЦИК СССР и СНК СССР 20 июня 1933 г. в связи с упразднением Прокуратуры Верховного суда СССР. 17 декабря 1933 г. было принято положение о прокурорском надзоре в СССР. Таким образом был сделан еще один шаг по пути к централизации Прокуратуры, однако централизация не было доведена до конца: прокуроры республик продолжали оставаться наркомами юстиции союзных республик, а значит, подчинялись не только Прокурору СССР, но и СНК и ЦИК своей республики.
Процесс становления прокуратуры как самостоятельного и независимого от администрации органа формально завершен в 1936 г. Конституция СССР закрепила становление прокуратуры в виде единой системы. В конституциях союзных республик было записано, что высший надзор за законностью на территории союзной республики осуществляет Прокурор СССР как непосредственно, так и через прокурора республики. При этом Прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР сроком на 7 лет и только перед ним был ответственен.
В годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. органы прокуратуры на транспорте, а также в местностях, объявленных на военном положении, были военизированы.
Новое положение о прокурорском надзоре в СССР принято 24 мая 1955 г.
30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР был принят закон о Прокуратуре СССР, в котором уточнялась система органов прокуратуры и подтверждалась их централизация.
Прокуратура СССР осуществляла надзор за соблюдением конституции, единообразным применением законов СССР, поддерживала от имени государства обвинение в суде, имела право опротестовывать акты органов власти и управления, приговоры судов, руководила органами расследования.
С 1956 г. прокурорскому надзору подлежали все органы предварительного следствия, включая соответствующие органы государственной безопасности. Прокурор (генеральный прокурор) СССР назначался Верховным Советом СССР.
В составе Прокуратуры СССР действовали: Главная военная прокуратура, Главная (военная) прокуратура железнодорожного транспорта,
Главная (военная) прокуратура водного транспорта, управления и отделы. Среди них отделы: общего надзора, уголовно-судебной, гражданско-судебный, по спецделам, следственный, по надзору за ведением следствия в органах государственной безопасности, по надзору за местами заключения, по делам несовершеннолетних, по жалобам, систематизации законодательства и другие.
Упразднена со 2 января 1992 г. постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 г. Этим же постановлением правопреемником объявлена Прокуратура РСФСР.
Прокурорами (с 1946 г. — генеральными прокурорами) СССР были: П. А. Красиков (1924 — 1933), И. А. Акулов (1933 — 1935), А. Я. Вышинский (1935 — 1939), М. И. Панкратьев (1939 — 1940), В. М. Бочков (1940 — 1943), К. П. Горшенин (1943 — 1948), Г. Н. Сафонов (1948 — 1953), Р. А. Руденко (1953 — 1981), А. М. Рекунков (1981 — 1988), А. Я. Сухарев (1988 — 1990), Н. С. Трубин (1990 — 1991).
Фонд поступал частями в 1956, 1958, 1966 — 1991, 1993 гг. по мере истечения срока ведомственного хранения, по описям, составленным в архиве Прокуратуры СССР. Особенностью формирования описей является объединение материалов структурных частей с управленческой документацией и надзорными производствами в одних описях (1 — 27, 29, 30, 32) и их разделение в других (28, 35 — управленческая документация, 31, 33, 34, 36 — надзорные производства). Отдельные описи снабжены предисловиями, именными алфавитными указателями и предметными указателями видов преступлений. Заголовки в описях с надзорными производствами составляют фамилии и инициалы лиц, на которых они были заведены, или указывается вид совершенного преступления. Из состава фонда микрофильмирована 551 ед. хр.
Оп. 1 — 29, 32 — 34, 37, 38, 32909 ед. хр., 1924 — 1980
Приказы, указания, директивы, циркуляры, разъяснения генерального прокурора СССР, управлений и отделов Прокуратуры СССР.
Представления и информационные письма, направленные в ЦК КПСС, Президиум, комитеты и комиссии Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР с заключениями на проекты законов, указов и постановлений.
Протоколы заседаний коллегии и оперативных совещаний при Генеральном прокуроре СССР, аналитические обзоры, сводки, сведения, справки о состоянии следственной работы. Акты проверок работы и ревизий органов прокуратуры. Статистические данные о составе и движении работников прокуратуры. Планы работы управлений и отделов Прокуратуры СССР, органов прокуратуры республик, краев и областей, отчеты и доклады об их выполнении. Отчеты о командировках работников прокуратуры за границу. Сметы, финансовые отчеты, штатные расписания Прокуратуры СССР, прокуратур союзных республик.
Надзорные (наблюдательные) производства, оставленные на постоянное хранение при процентном отборе по каждой категории преступлений за исключением производств, отложившихся в отделе по надзору за ведением следствия в органах государственной безопасности. Сформированы по лицу или группе лиц, проходивших по делу; содержат жалобы и заявления подследственных, обвиняемых и осужденных, их представителей и родственников, переписку по рассмотрению жалоб, принятые по ним решения, в том числе протесты, внесенные органами прокуратуры в судебные инстанции. В надзорных производствах имеются процессуальные материалы (копии), включающие приговоры, решения, определения и переписку по их выполнению.
Оп. 31, 36, 107981 ед. хр., 1938 — 1979
Производства, отложившиеся в отделе по надзору за ведением следствия в органах государственной безопасности. Процентный отбор по ним не проводился.
Оп. 32, 2328 ед. хр., 1952 — 1960, 1964 — 1991,
оп. 34, 1424 ед. хр., 1964 — 1991, оп. 36,
11399 ед. хр., 1964 — 1991, оп. 37, 7 ед. хр., 1945 –
1947, оп. 37а, 320 ед. хр., 1969 — 1983, оп. 38,
9 ед. хр., 1946 — 1947*
ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА ПРИ ПРОКУРАТУРЕ СССР. 1949-.

Каковы задачи и функции советской прокуратуры? Советская прокуратура — специальный государственный орган, на который возложен высший надзор за точным исполнением и единообразным применением законов всеми государственными учреждениями и предприятиями, общественными и кооперативными организациями, должностными лицами и гражданами СССР.

Основной задачей этого надзора является укрепление в нашей стране социалистической законности и охрана от всяких посягательств на закрепленный Конституцией СССР и Конституциями союзных н автономных республик общественный и государственный слрой СССР, социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность, политические, трудовые, жилищные и другие личные и имущественные права и охраняемые законом интересы граждан СССР, государственных учреждений, предприятий, кооперативных и других общественных организаций.

Осуществляя от имени государства надзор за законностью, органы прокуратуры обязаны своевременно выявлять и решительно пресекать всякие нарушения советских законов, кто бы их не совершил, вести борьбу с преступностью, выявлять и устранять причины и условия, порождающие правонарушения.

Читайте также:  Когда отмечают день прокуратуры в россии

Положение о прокурорском надзоре предписывает органам прокуратуры осуществлять возложенные иа них задачи путем надзора: 1)

за точным исполнением законов всеми учреждениями, предприятиями и организациями, а также должностными лицами и гражданами СССР; 2)

за соблюдением законности органами дознания и предварительного следствия; 3)

за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов; 4)

за законностью исполнения вступивших в законную силу судебных приговоров; 5)

за соблюдением законности содержания заключенных в местах лишения свободы.

Организация и деятельность советской прокуратуры регулируются статьями 113—117 Конституции СССР, соответствующими статьями Конституций союзных республик и Положением о прокурорском надзоре в СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г.

Как комплектуются органы советской прокуратуры и какова их структура? Строго централизованный порядок в построении советской прокуратуры и особый характер ее функций в государстве обусловливают то, что органы прокуратуры комплектуются не на основе выборности, а по принципу назначения. К лицам, принимаемым на службу в органы прокуратуры, предъявляются более- высокие требования, чем к работникам других звеньев государственного аппарата.

Так, Положением о прокурорском надзоре в СССР установлено, что на должности прокуроров и следователей назначаются лица, имеющие высшее юридическое образование. Более того, на указанные должности они могут быть приняты только после прохождения ими годичного стажа на должности следователя районной прокуратуры или помощника районного прокурора.

Прокурорами краев, областей, автономных областей, округов, городов и районов, а также военными прокурорами могут быть назначены лнца в возрасте не моложе 25 лет.

Работникам прокуратуры запрещается работа по совместительству в других учреждениях и организациях, за исключением научной и преподавательской работы.

Органы прокуратуры в нашей стране построены в соответствии с административно-территориальным делением и составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Высшим звеном в этой системе является Прокуратура СССР, возглавляемая Генеральным Прокурором СССР, который назначается Верховным Советом СССР сроком иа 7 лет. При нем состоят заместители, назначаемые по его представлению Президиумом Верховного Совета СССР, старшие помощники, помощники, прокуроры отделов и следователи по особо важным делам.

Генеральный Прокурор СССР руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за работой подчиненных ему прокуроров.

Для решения наиболее важных вопросов практической деятельности органов прокуратуры в Прокуратуре СССР образована Коллегия из числа руководящих работников Прокуратуры, состав которой утверждается Президиумом Верховного Совета Союза ССР по представлению Генерального Прокурора СССР.

В составе Прокуратуры СССР имеются управления и отделы, а также Главная военная прокуратура.

Прокуратуры образуются также в союзных и автономных республиках, краях, областях, автономных областях, национальных округах, городах республиканского, областного и краёвого подчинения и районах В Советской Армии и Военно-Морском Флоте они создаются в военных округах, флотах, армиях, флотилиях и гарнизонах

Прокуроры союзных и автономных республик, краев и областей (в том числе и автономных областей) назначаются Генеральным Прокурором СССР сроком на 5 лет. Все остальные прокуроры, кроме военных, назначаются прокурором союзной республики с ‘последующим утверждением Генеральным Прокурором СССР также на 5 лет.

Прокуроры союзных республик имеют заместителей, старших помощников, помощников и следователей по особо важным делам; прокуроры автономных республик, краев и областей — заместителей, старших помощников, помощников и старших следователей; проку роры национальных округов, городов н районов — заместителей, помощников, старших следователей и следователей.

В прокуратурах республик образуются отделы. Аналогичные отделы могут быть созданы в прокуратурах краев и областей.

Работникам органов прокуратуры, в соответствии с занимаемыми ими должностями, присваиваются установленные классные чины. При исполнении служебных обязанностей они носят форменную одежду и установленные знаки различия.

Каковы права и обязанности советской прокуратуры? Осуществляя надзор за исполнением законов в государстве (так называемый общий надзор), органы прокуратуры следят за тем, чтобы ни одно решение и действие государственных учреждений и общественных организаций, должностных лиц и граждан СССР не противоречило действующему законодательству.

В этих целях Генеральный Прокурор СССР и подчиненные ему прокуратуры, в пределах своей компетенции, имеют право: знакомиться с приказами, инструкциями, решениями, распоряжениями, постановлениями и другими актами, издаваемыми министерствами, ведомствами и подчиненными им учреждениями, исполнительными и распорядительными органами местных советов, кооперативными и общественными организациями; требовать от должностных лиц и граждан представления необходимых документов и сведений и дачу личных объяснений по поводу нарушений закона; производить на месге проверку выполнения законов, совершать другие действия, направ ленные на выявление нарушений. При необходимости прокурор вправе потребовать от должностных лиц производства проверок и ревизий подведомственных им учреждений, предприятий, организаций.

Одним из источников поступления сведений о нарушениях законов являются жалобы и заявления трудящихся. Поэтому прокуроры обязаны принимать и проверять письменные и устные заявления и жалобы граждан, рассматривать их в установленные законом сроки. Более того, органы прокуратуры должны следить за своевременным и правильным рассмотрением писем и жалоб трудящихся в государственных учреждениях, на предприятиях, в общественных организациях и вести решительную борьбу с лицами, допускающими бюрократизм и волокиту при их разрешении.

Установив нарушение закона и причины этого нарушения, прокурор принимает меры к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан, организаций, учреждений и предприятий и к привлечению нарушителей к административной или дисциплинарной ответственности. Если нарушение закона носит характер преступления, прокурор привлекает виновных к уголовной ответственности, возбуждая против них уголовное дело.

При нанесении государству материального ущерба, вызванного нарушением закона, прокурор обязан принять меры к возмещению этого ущерба.

Основной формой реагирования прокуратуры на незаконные акты или действия, установленные при проверках по общему надзору, является протест и представление. Они вносятся прокурором в учреждение или организацию, где выявлено нарушение, или же в вышестоящий орган. Протест и представление прокуратуры подлежат обязательному рассмотрению в установленный законом срок — соответственно в 10-дневный и месячный

Протест прокурора на постановление о привлечении того или иного лица к административной ответственности приостанавливает исполнение административного взыскания до рассмотрения протеста органом, которому он внесен

Наряду с общим надзором за законностью на прокуратуру возложен также надзор за точным исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия. Осуществляя его, прокуроры обязаны следить за тем, чтобы эти органы неукоснительно соблюдали установленный законодательством порядок расследования .преступлений, и принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни один преступник не уклонится от ответственности.

Прокуратура отвечает за законность и обоснованность арестов граждан и должна строго следить за тем, чтобы иикто не был подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. Прокурор обязан немедленно освободить всякого, кто незаконно лишен свободы или содержится под стражей сверх срока, установленного законом или приговором суда.

Читайте также:  Кого назначат прокурором самарской области

Решая вопрос об аресте, прокурор должен самым тщательным образом изучить материалы дела, обосновывающие обвинение, а в необходимых случаях, во избежание ошибки, лично допросить лицо, подлежащее аресту.

Прокурор, осуществляя надзор за расследованием преступлений, вправе давать органам дознания и предварительного следствия обязательные для иих указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене мер пресечения в отношении обвиняемых; требовать от иих для проверки уголовные дела и другие документы; принимать участие в производстве дознания и предварительного саедствия, а в необходимых случаях лично производить расследование по любому делу; отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания и предварительного следствия; отстранять следователя (или лицо, производящее дознание) от дальнейшего ведения следствия (дознания), если он допустил нарушение закона при расследовании дела; изымать дела от одного органа расследования и передавать их другому; прекращать уголовные дела на основаниях, указанных в законе, и т. д.

Прокурор утверждает обвинительное заключение по уголовному делу и направляет его в суд для рассмотрения, где и выступает как государственный обвинитель.

На прокурора возлагается обязанность рассматривать адресованные ему жалобы иа действия органов дознания и предварительного следствия и сообщать авторам о решениях, принятых по их жалобам.

Большие полномочия предоставлены органам прокуратуры в области надзора за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов (так называемого судебного надзора). При его осуществлении прокуроры имеют право истребовать из судебных органов любое уголовное или гражданское дело для проверки его в порядке надзора и опротестовать незаконные и необоснованные приговоры, определения, решения и постановления судов, давать заключения по делам, рассматриваемым вышестоящими судами по жалобам и протестам.

Согласно ст. 25 Положения о прокурорском надзоре в СССР право вносить протест на приговоры, решения, определения и постановления судов, вступивших в законную силу, принадлежит:

Генеральному Прокурору СССР и его заместителям — в отноше нии приговоров, решений, определений и постановлений любого суда, действующего на территории СССР (за исключением постановлений Пленума Верховного Суда СССР и пленумов Верховных Судов союзных республик для заместителей Генерального Прокурора СССР);

прокурору союзной республики и его заместителям — в отношении приговоров, решений, определений и постановлений любого суда союзной республики (за исключением постановлений Пленума Верховного Суда союзной республики);

прокурору края, области и автономной области — в отношении приговоров, решений и определений народных судов, а также определений судебных коллегий соответственно краевого, областного суда в качестве суда второй инстанции;

Главному военному прокурору — в отношении приговоров и определений любого военного трибунала;

военному прокурору военного округа (флота) — в отношении приговоров и определений нижестоящих военных трибуналов

Генеральный Прокурор СССР и его заместители вправе приостанавливать до разрешения дела в порядке судебного надзора исполнение опротестованного приговора, решения, определения и постановления любого суда СССР, Аналогичным правом пользуются также прокурор союзной республики в отношении дел любого суда союзной республики и Главный военный прокурор в отношении дел военных трибуналов.

В целях судебного надзора прокуроры могут принимать участие в распорядительных и судебных заседаниях суда и давать свои заключения по вопросам, возникающим во время судебного рассмотрения. При рассмотрении уголовных дел они поддерживают государственное обвинение в суде, помогают суду не только изобличить преступника, но и объективно разобраться во всех обстоятельствах дела, принимать правильные, основанные иа законе, решения в процессе судебного разбирательства.

Прокурор следит за исполнением приговоров, вошедших в законную силу. Его распоряжения, относящиеся к исполнению приговоров, определений и постановлений суда, обязательны для всех органов и должностных лиц, которые приводят их в исполнение.

Защищая интересы и права граждан, государственных и общественных учреждений и организаций, прокуроры имеют право предъявлять и поддерживать гражданские иски в суде.

Важной функцией органов прокуратуры является надзор за соблюдением законности в местах лишения свободы. В этих целях прокуроры обязаны систематически посещать места лишения свободы, где они пользуются правом беспрепятственного доступа во все помещения, и следить за тем, чтобы там находились лишь лица, для содержания под стражей которых имеются законные основания, и чтобы соблюдались установленные законом правила содержания заключенных.

При посещении мест лишения свободы прокурор имеет право производить личный опрос заключенных, знакомиться с необходимыми документами, проверять соответствие закону приказов и распоряжений администрации, определяющих условия и режим содержания заключенных, требовать в случае необходимости личные объяснения представителей администрации мест лишения свободы по поводу выявленных нарушений законности.

Администрация места лишения свободы обязана не позднее чем в суточный срок направлять прокурору адресованные ему жалобы и заявления заключенных. Прокурор должен рассматривать их в установленные законом сроки, принимать по ним необходимые меры и сообщать жалобщикам. Наряду с этим прокурор обязан следить 8а тем, чтобы жалобы и заявления заключенных немедленно направлялись администрацией в те органы или тем должностным лицам, которым они адресованы.

Обнаружив нарушение закона, прокурор принимает меры к его устранению, привлекая к уголовной или дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законности в местах лишения свободы.

Дата публикации: 28.02.2017 2017-02-28

Статья просмотрена: 4470 раз

В статье рассматривается история советской прокуратуры в период 1922–1991 годов. Предпринята попытка объективно оценить значение прокуратуры как органа государственной власти, действовавшего почти 70 лет.

Ключевые слова: советская прокуратура, надзор за законностью, положение о прокурорском надзоре, прокуратура Союза ССР

12 января профессиональный праздник отметили работники прокуратуры, созданному в годы петровских преобразований ведомству исполнилось 295 лет. Прокуратура России ведет свою летопись с Указа Петра I от 12 января 1722 года, которым установлены должности генерал-прокурора и обер-прокурора.

За весь период своего существования этот государственный орган доказал, что надзор за исполнением законов является неотъемлемой частью нормального функционирования государства. Именно от его деятельности зависит правовая защищенность граждан, безопасность государства. В настоящее время, как в науке, так и в повседневной жизни отношение к советскому периоду истории нашей страны, в том числе к истории прокуратуры этого времени неоднозначное. Поэтому, выбранная тема представляется актуальной. В связи с этим предпринята попытка объективно оценить значение деятельности прокуратуры в период 1922–1991 годы.

Отсутствие прокуратуры не означало отсутствие надзора за законностью. Надзор и контроль за соблюдением законов в деятельности органов государственного управления и местных органов власти осуществляли различные учреждения, в компетенцию которых входили, в том числе и другие функции:

Читайте также:  Чтобы стать прокурором субъекта российской федерации необходимо

– ВЦИК (Всесоюзный центральный исполнительный комитет) надзирал на основании ст.32 Конституции РСФСР 1918г. за точным применением декретов на всей территории Российской Федерации [5, с. 172];

– Советы Народных Комиссаров (СНК) имели такие функции, как разрешение текущих дел по надзору за деятельностью страховых учреждений и предприятий, а также делопроизводство Совета по делам страхования [1, с. 24];

– Народные комиссариаты осуществляли общий надзор за правильной организацией и деятельностью конфликтных органов, надзор за законностью постановлений народных комиссариатов труда автономных республик, краевых и областных отделов труда по решениям, организуемым при этих органах примирительных камер;

– ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР) по мнению одних исследователей, выполняла правоохранительную функцию [8, с. 85] — защищала государство от криминалистических проявлений, действовала в рамках закона и находилась под эффективным партийным и прокурорским надзором. По мнению других — представляла собой вооружённую опору власти, выполнявшую ключевую роль в политико-идеологической системе СССР. Авторы доказывают, что присутствовала ведомственная заинтересованность ВЧК и определенная автономность в осуществлении репрессий, ВЧК выполняла в первую очередь, задачи политико-идеологического характера и оказывала огромное влияние на все институты государства [4, с. 327].

В мае 1922 г. сессия ВЦИК приняла Уголовно-процессуальный кодекс и положение о прокурорском надзоре. В соответствии с принятым законом она становилось органом дознания (а по делам о контрреволюции, органом предварительного следствия) поднадзорным прокурору [10].

– РКИ (Рабоче-крестьянские инспекции) осуществляли надзор за деятельностью всех государственных учреждений и организаций; общественных организаций; надзор за выполнением постановлений и распоряжений властных государственных и партийных структур; сотрудничали с органами власти и самоуправления по вопросам улучшения эффективности работы управленческих аппаратов всех уровней [7, с. 378].

Как показывает исторический опыт, потребность в таком государственном органе как прокуратура, особенно остро возникает в периоды коренных преобразований общественных отношений и государственного устройства. Прокуратура всегда рассматривалась как инструмент укрепления режима законности в государстве.

За прокуратурой закрепились четыре группы полномочий, которые сохранились до настоящего времени с некоторыми изменениями:

а) надзор исполнением законов органами власти, хозяйственными учреждениями, общественными и частными лицами;

б) надзор за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия и расследования преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления;

в) поддержание обвинения в суде;

г) надзор за законностью содержания заключенных под стражу лиц [7, с. 410].

В ноябре 1923 года образована Прокуратура Верховного Суда Союза ССР, наделённая широкими полномочиями: правом законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также правом приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного Суда СССР.

Постановлением ЦИК № 84 и СНК Союза ССР 2621 17.12.1933года принято решение об учреждении Прокуратуры Союза ССР. На неё дополнительно возлагались следующие функции:

– надзора за соответствием постановлений и распоряжений отдельных Ведомств Союза ССР и союзных республик, местных органов власти Конституции и постановлениям Правительства Союза ССР;

– надзора за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования гражданского или уголовного дела на любой стадии судопроизводства;

– опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;

– возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;

– надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений; общего руководства деятельностью прокуратуры союзных республик [13].

В Положении также определены система и структура органов прокуратуры; в качестве структурных подразделений в прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры, сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР и функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Первым прокурором Союза ССР назначен Иван Алексеевич Акулов. Таким образом, произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему [7, с. 420]. Деятельность на местах прокуроры, начинали, как правило, с обращений к населению путём размещения объявлений в местных газетах с указанием в них задач прокуратуры, состава работников, служебного адреса, порядка подачи и приема жалоб и заявлений на незаконные действия органов власти и должностных лиц.

Конституция СССР 1936 г. впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне, в то время как Конституция СССР 1923г. только упоминала о Прокуратуре Верховного Суда СССР [10].


Существующая в стране в то время система внесудебных репрессий находилась в противоречии с Конституцией, а судьи были далеки от независимости. В результате чего, для представителей прокурорского надзора существовали неприемлемые условия надзора за расследованием многих дел политической категории, их расследование осуществлялось органами государственной безопасности [5, с. 184]. Многие сотрудники органов прокуратуры, не смотря на сложившуюся ситуацию в указанный период, пытались обеспечивать соблюдение прав граждан, однако такие попытки пресекались, о чём свидетельствуют их репрессии, включая расстрел свыше 100 человек.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.09 1943 г. прокурорско-следственным работникам установлены классные чины с выдачей форменного обмундирования, введена градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Положение о прокурорском надзоре законодательно закрепило основные положения о задачах прокурорского надзора и методах его осуществления, расширило и конкретизировало полномочия органов прокуратуры, с акцентированием направленности деятельности на защиту прав и законных интересов граждан. При осуществлении функции борьбы с преступностью, органы прокуратуры выступали не только как орган государственного обвинения, но и как орган надзора за соблюдением закона и защиты прав и интересов граждан. [8, с. 85]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в советский период роль прокурорского надзора в основном сводилась к тому, чтобы осуществлять надзор за реализацией директив государства. Основное внимание прокуратуры концентрировалось на деятельности центральных и местных органов исполнительной власти. Цели и задачи прокуратуры, сформулированные в общем виде в Законе о прокуратуре СССР, конкретизируясь в приказах и указаниях Генерального прокурора, по мнению историков, становились все более расплывчатыми и нечеткими. Множество дополнительных обязанностей, возложенных на прокуратуру, вызывало большую загруженность её кадров, в то же время отодвигало выполнение основной функции по надзору за законностью, защите прав и свобод человека и гражданина на второй план.

Источники:
http://lawbook.online/sovetskoe-zakonodatelstvo-kniga/sovetskaya-prokuratura-26116.html
http://moluch.ru/archive/142/40066/

Читайте также:
Adblock
detector