Кем является прокурор как участник уголовного судопроизводства

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ст. 37 УПК РФ).

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя;

6) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

7) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии со ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

11) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

12) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования,об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 15 УПК).

Государственный обвинитель принимает активное участие в исследовании доказательств, высказывает суду свое мнение по сущности обвинения и по другим вопросам, возникающим в судебном разбирательстве, о применении уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены в УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования, что на досудебном производстве влечет прекращение уголовного преследования,а в суде отказ прокурора от обвинения — прекращение дела.

Первым среди участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения закон называет прокурора.

В пункте 31 ст. 5 УПК РФ под прокурором подразумевают – Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре. В статье 37 УПК РФ в качестве функций прокурора указаны уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В качестве основной функции прокурора в досудебном производстве выступает осуществление надзора. Уголовное же преследование на данном этапе уголовно-процессуальной деятельности является для прокурора лишь дополнительной функцией. Полномочия прокурора осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.Статья 37 УПК РФ разделяет полномочия прокурора на полномочия, осуществляемые в процессе досудебного и судебного производства.Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях из числа указанных в статье 37 и ряда иных положений УПК РФ: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;3) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 4) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ; Незаконными считаются постановления, вынесенные с нарушением материального или (и) процессуального закона.Необоснованными следует считать постановления следователя, дознавателя, если их выводы не находят должного подтверждения полученными в ходе предварительного расследования доказательствами и не соответствуют обстоятельствам уголовного дела; 5) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы; 6) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования в случаях нарушения им процессуального законодательства; 7) изымать любое дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; 8) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами о подследственности, установленными статьей 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи. Функция уголовного преследования в досудебном производстве выражается в следующих полномочиях прокурора: 1) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 2) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 3) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ; 4) продлевать срок предварительного расследования, осуществляемого в форме дознания; 5) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу. При этом прокурором проверяется доказанность наличия оснований для прекращения производства поуголовном делу, отсутствие обстоятельств, исключающих возможность прекращения уголовного дела, правильность оформления постановления, соблюдение требования о разъяснении оснований прекращения уголовного дела лицу, в отношении которого осуществлялось уголовное преследование; 6) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу; 7) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (ч. 3 ст. 37 УПК РФ). Основания участия прокурора и его полномочия при рассмотрении уголовных дел судами определяются статьей 246 УПК РФ.

Читайте также:  Как попасть на работу в генеральную прокуратуру

Участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами рассматривается в качестве одного из наиболее важных направлений прокурорской работы. Поскольку в суде подводят итоги всей предварительной деятельности органов дознания, а также предварительного следствия и прокуратуры, вместе с тем обоснованность и законность судебных решений, принимаемых судом по завершении судебного разбирательства, в существенной мере зависимы от профессионализма и активной позиции прокурора. Каждый год прокуроры участвуют в рассмотрении только судами первой инстанции более 800 тысяч уголовных дел, а в общем судами общей юрисдикции всех инстанций рассматривается (как правило, при участии прокуроров) более 4 миллионов уголовных дел и материалов.

Реализация в РФ судебной реформы, вступление в силу с 2002 г. УПК РФ, курс на состязательный уголовный процесс, а также равноправие сторон, освобождение судебного органа от не присущей ему функции уголовного преследования, возложение бремени доказывания предъявленных подсудимому обвинений на государственного обвинителя поставили необходимость провести целый ряд исследований по вопросам назначения и роли прокурора в судебном разбирательстве уголовного дела [3, С. 112].

Право прокурора изменять обвинения обусловливает возложение на прокурора обязанностей при поддержании от имени государства обвинения по обеспечению его законности и обоснованности.

Результат исследования дал возможность сделать вывод о возможности, а также целесообразности внесения в УПК РФ, в особенности в статьи 246 и 252 УПК РФ, дополнений, предоставляющих прокурору право при судебном разбирательстве уголовного дела, с условием соблюдения конкретных и четких процедур, которые обеспечивают дополнительные гарантии осуществления подсудимым прав на защиту, изменять обвинение на более тяжкие или предъявлять новые обвинения, ухудшающие положение подсудимого (конечно, с условием, что это изменение обвинения не будет иметь связи с восполнением неполноты предварительного расследования).

В соответствии с правовой позицией Европейского суда предоставление в уголовном процессе полных подробных сведений о предъявляемом обвинении — существенное условие обеспечения справедливости разбирательства. Вместе с тем изменение обвинения в судебном заседании Европейским судом признается как нарушение прав на справедливое судебное разбирательство только тогда, когда подсудимого не уведомили об этом заранее и он не обладал возможностью представить свое возражение против нового обвинения [2] .

Читайте также:  Какими законами регулируется прокуратура

Известно, что запрет изменять в суде обвинение в худшую сторону для подсудимого в отечественном законодательстве был и ранее (ст. 254 УПК РСФСР), но в то время невозможность исправить в судебном заседании ошибку органов расследования в процессе установления фактических обстоятельств или квалификации деяния компенсировало право суда вернуть уголовное дело на дополнительное расследование.

Следовательно, если закон предусмотрит обязанность государственного обвинителя по изложению своей позиции, связанной с изменением обвинения, в письменной форме, а также установит форму такого процессуального решения, срок и порядок подготовки подсудимого к защите от новых обвинений, то и в случае изменения прокурором предъявленного обвинения на обвинение, ведущее к ухудшению положения подсудимого, права на защиту не нарушатся.

Вопрос по процессуальному положению прокурора в проверочных этапах судебного производства по уголовному делу в доктрине уголовного процесса по-прежнему остается дискуссионным. Множество ученых сходится во мнении, что в процессе проверки правосудности приговоров и иных судебных решений прокурор, будучи стороной обвинения, продолжает выполнять функцию уголовного преследования и при этом выступает как представитель государства, защищающий публичные интересы, то есть выполняющий правозащитную функцию. Иные же исследователи считают, что прокурор, на которого возлагается обязанность осуществить уголовное преследование, не может ни реализовывать функцию защиты, ни благоприятствовать ее осуществлению [4, С. 336]. Есть и такая позиция, что в суде проверочной инстанции функции прокурора не связаны с поддержанием государственного обвинения, а принимая участие в заседании этого суда, прокурор только призван высказывать собственное мнение относительно законности принятого судебным органом нижестоящей инстанции решения.

Говоря иначе, вопрос по функциональной роли прокурора в проверочных этапах уголовного судопроизводства, по соотношению его функции (обязанности) установления и устранения ошибок суда с прочими процессуальными правомочиями прокурора, реализуемыми в судебном производстве по уголовным делам, ставит необходимость глубокого рассмотрения.

Если по апелляционной жалобе либо представлению суд апелляционной инстанции проводит проверку законности, обоснованности и справедливости приговора, законности и обоснованности другого итогового решения, т.е. если проводится рассмотрение уголовного дела, которое суд первой инстанции разрешил по существу (решен главный вопрос — по виновности подсудимого, квалификации совершенного, наказанию), и, соответственно, данный вопрос будет рассматривать и суд апелляционной инстанции, в таком случае процессуальная функция принимающего участие в судебном заседании прокурора — продолжение реализации им от имени государства функции уголовного преследования. В данном случае прокурор, при осуществлении предъявления обвинения, исполняет функцию государственного обвинителя. При поддержании же при судебном производстве по уголовному делу государственного обвинения, а также и в процессе рассмотрения дела в апелляционном порядке, прокурор согласно части 3 ст. 37 УПК РФ должен обеспечить его обоснованность и законность, а если в ходе судебного разбирательства он убедится, что предоставленные доказательства не могут подтвердить предъявленного подсудимому обвинения, он отказывается от обвинений.

Если же в апелляционном порядке оспорили промежуточное судебное решение, то есть решение, в случае вынесения которого вопрос по обоснованности предъявленных лицу обвинений, доказанности фактических обстоятельств дела суд не рассматривал, уголовное дело не разрешали по существу, а, значит, суд апелляционной инстанции такие вопросы также рассматривать не будет, в заседании суда апелляционной инстанции принимает участие именно прокурор [5, С. 43].

Соответственно, определенные сложности вопроса по процессуальной функции прокурора в суде апелляционной инстанции породил именно законодатель. В процессе формулирования ст. 389.12 УПК РФ, осуществляющей регулирование участия прокурора в ходе рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции, он применил, очевидно, неудачную конструкцию: по буквальной трактовке указанной статьи допустимо одновременное участие в одном и том же судебном заседании апелляционной инстанции как гособвинителя, так и прокурора. Вместе с тем по смыслу данной статьи говорится не о поддержании обвинения несколькими государственными обвинителями, что допускается (ч. 4 ст. 246 УПК РФ), а про одновременное участие в судебном разбирательстве представителей прокуратуры, которые в данном случае должны наделяться различными процессуальными правомочиями (в особенности, по вопросу о возможности отказать от обвинения). Мы полагаем, что участия в заседании двух должностных лиц органов прокуратуры с различной процессуальной функцией не должно быть, так как это противоречит принципу равноправия сторон и состязательности, а также не согласуется с процедурой судебного разбирательства.

Читайте также:  Кто главнее суд или прокуратура

Но в законодательстве отсутствует однозначное понятие определению статуса прокурора как участника уголовного процесса в пределах УПК РФ.

Поэтому функция обвинения возлагается не на определенного участника уголовного процесса, который воплощает в себе в пределах правосудия сторону обвинения, а на весь аппарат правоохранительных органов в общем, с учетом того факта, что прокуратуре согласно Закону о прокуратуре отдается главенствующая роль в организации работы правоохранительных органов. На то же указывают и определенные полномочия прокурора, указанные непосредственно в УПК РФ.

На данный момент продолжается реформирование досудебного производства российского уголовного процесса. Особенно преобразования затрагивают контроль и надзор над предварительным расследованием. Актуальность этому вопросу значительно придается принятием Федерального закона от 4.03.2013 года № 23-ФЗ [1, С. 875], осуществившим внесение изменений, как в стадию возбуждения уголовного дела, так и в стадию предварительного расследования.

По причине ограниченности объема статьи проанализируем наиболее важные полномочия контрольного характера.

Наиболее значительное полномочие, которое сочетает контрольные и надзорные начала — право прокурора на дачу оценки результатам работы следователя по уголовному делу с позиции полноты, объективности, всесторонности изучения обстоятельств содеянного преступления, верности его квалификации, соблюдения в процессе производства следствия норм уголовно-процессуального права. Оценку эту дает он на основании изучения материала уголовного дела, которое поступило к нему с обвинительным заключением либо постановлением по применению принудительных мер медицинского плана, а ее итоги отражают в решениях, установленных ст. 221 и ч. 5 ст. 439 УПК РФ. Если, как полагает прокурор, материалы уголовного дела отвечают всем требованиям, предъявляемым законодательством к процессу расследования и его результату, то им утверждается обвинительное заключение либо постановление по применению принудительных мер медицинского характера и направляется уголовное дело в судебный орган, таким образом положительно оценивая деятельность следователя. В тех же случаях, когда результат расследования не соответствует требованиям законодательства, прокурор принимает отрицательное для следователя решение — возврат уголовного дела к производству дополнительного следствия (п. 2 ч. 1 ст. 221, п. 2 ч. 5 ст. 439 УПК РФ). Практика показала, что прокуроры данным правом пользуются довольно широко. К примеру, в 2015г. прокуроры РФ на доследование вернули следователям СК РФ — 3118, ОВД — 18560, ФСКН — 1183 уголовных дела, в 2016г. следователям СК РФ — 3950, ОВД — 17908, ФСКН — 1197 [8, С. 62].

Наличие этого права у прокурора является мощным рычагом превентивного влияния на работу следователя и руководителя органа следствия. Осознание ими того, что оценка результата их труда относится прокурору, заставляет их, прежде всего, стремиться качественно, расследовать уголовные дела, второе, внимательно относиться к другим формам прокурорского реагирования, отправляемым в их адрес при производстве по уголовному делу. Разумеется, следователь может не выразить согласия с таким решением прокурора, при обжаловании его с согласия собственного руководителя вышестоящему прокурору (пункт 5 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 221 УПК РФ). Но, как показала практика, шансы на положительное решение жалобы малы. Так, следователи СК РФ по Ростовской обл. в 2016г. обжаловали 50 решений по возвращению дела на доследование, но вышестоящий прокурор удовлетворил только одну жалоба. А от следователей ОВД вовсе поступила одна жалоба.

3. Бессарабов, К.А. Кашаев /Защита Российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М., 2013.

4. Крюков В.Ф. Прокурор в уголовном судопроизводстве России (история и современность). Курск, 2016.

5. Рыжаков А.П. Субъекты (участники) уголовного процесса. М.: Дело и Сервис, 2013.

6. Цветков Ю.А. Кризис социально-правовой идентичности следователя и прокурора // Уголовное судопроизводство. 2014. № 1. С. 14 — 20.

7. Шклярук М.С. Траектория уголовного дела в официальной статистике на примере обобщенной статистики правоохранительных органов. Европейский университет в Санкт-Петербурге. СПб., 2014.

Источники:
http://cyberpedia.su/12x3dce.html
http://evansys.com/articles/nauchnye-issledovaniya-v-oblasti-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy-n/sektsiya-7-ugolovnyy-protsess-kriminalistika-operativno-rozysknaya-deyatelnost/prokuror-kak-uchastnik-ugolovnogo-sudoproizvodstva/

Читайте также:
Adblock
detector