Какова цель деятельности прокуратуры рф

Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в РФ

Прокурорский надзор — осуществляемая от имени государства деятельность специально уполно­моченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точно­го исполнения и единообразного применения Конституции РФ и зако­нов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

    • обеспечение верховенства закона;
    • обеспечение единства и укрепления законности;
    • защита прав и свобод человека и гражданина;
    • защита охраняемых законом интересов общества и государства.

1) надзор за исполнением законов:

    • федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
    • органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • судебными приставами;
    • администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

    • федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

3) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

4) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

5) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

    1. этот вид надзора рас­пространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам (принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществля­емого государственными органами надзора и контроля: администра­тивного, экологического, санитарного и т. д.);
    2. прокуратура не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и, со­ответственно — высшими должностными лицами государства. Исклю­чены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово “суд” (третейский суд, суд чести, товарищеский суд и т. д.);
    3. прокурорский надзор является лишь одним из направ­лений прокурорской деятельности.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принци­пах, среди которых можно выделить принципы единства и центра­лизации, независимости от федеральных и местных органов и гласно­сти (ст. 4 Закона о прокуратуре).

Место прокуратуры в системе государственных органов

По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) орга­ны прокуратуры составляют единую централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).

Про­куратура строится в соответствии с административным и националь­но-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о проку­ратуре. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

  1. Генераль­ная прокуратура РФ;
  2. прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  3. прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
  4. научные и образовательные учреждения;
  5. редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генераль­ная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему органов прокуратуры, является автономной и только в своей верхней части включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура (возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором). В со­став военной прокуратуры, кроме того, входят военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее — органы военной прокуратуры).

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

    1. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами;
    2. действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
    3. информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности .
Читайте также:  Может ли прокурор отменить приговор

Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

ЛЕКЦИЯ 8

ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ РФ

ЧАСТЬ 1

Прокуратура в Российской Федерации

Учебные задачи:

— формирование общих теоретических знаний об органах прокуратуры РФ;

— усвоение основных понятий, используемых законодателем при регулировании деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации и системы ее органов;

— усвоение правового статуса, структуры и системы органов прокуратуры в Российской Федерации;

— усвоение направлений деятельности органов прокуратуры РФ;

— усвоение правового статуса прокурорских работников в Российской Федерации.

В результате изучения этой главыобучающиеся должны:

— правовой статус органов прокуратуры РФ, а также прокурорских работников;

— полномочия и деятельность органов прокуратуры РФ, а также прокурорских работников;

— систему и структуру органов прокуратуры РФ;

— анализировать нормативные правовые акты, регулирующие сущ­ность правового статуса органов прокуратуры РФ, а также прокурорских работников;

— оперировать юридическими понятиями и категориями, регулирующими правовой статус органов прокуратуры РФ и прокурорских работников;

— анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью органов прокуратуры РФ, а также прокурорских работников;

— навыками работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и деятельность органов прокуратуры РФ;

— навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью органов прокуратуры РФ, а также прокурорских работников.

Ключевые слова: Генеральная прокуратура РФ; система органов прокуратуры РФ; Генеральный прокурор РФ; прокурор; прокурорский работник; принципы деятельности органов прокуратуры; прокурорский надзор; средства прокурорского реагирования; протест; представление; постановление прокурора[1].

Прокуратура РФ: цели и задачи, принципы организации и деятельности

Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства (п. 1, 2 ст. 1 Закона о прокуратуре).

Для достижения названных целей органы прокуратуры осуществляют следующие функции.

— надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации[2], представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации[3], представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими и оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов судебными приставами:

— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

— возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами;

— участие в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации в рассмотрении дел судами, обжалование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

Читайте также:  Прокурором может быть лицо

— участие в правотворческой деятельности;

— международное сотрудничество (п. 2—5 ст. 1 Закона о прокуратуре).

По своей сути все вышеуказанные функции, которыми наделяются органы прокуратуры, и есть основные направления деятельности органов прокуратуры и достижения поставленных перед ними целей.

В зависимости от той или иной цели, которую надо достичь в своей деятельности, органы прокуратуры решают различные и многочисленные задачи. Условно все задачи органов прокуратуры подразделяются на три вида: общие, специальные и частные.

Общие задачи органов прокуратуры сводятся к обеспечению законности и правопорядка в России.

Специальные — разрешаются при осуществлении основных направлений деятельности прокуратуры.

Частные — в ходе применения средств прокурорского реагирования.

Все основные направления деятельности прокуратуры реализуются ею, основываясь на следующихпринципах: единства и централизации, независимости от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений; гласности и законности.

Принципы единства и централизацииорганов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, выполняют единые цели и задачи, стоящие перед прокуратурами всех звеньев. В соответствии с данными принципами деятельность органов прокуратуры определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Кроме того, прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и организаций[4] (ранее учреждений). Это означает:

— установленный порядок назначения прокуроров;

— финансирование всех органов прокуратуры за счет средств федерального бюджета;

— подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Принцип независимости. Прокуратура — орган, независимый от кого бы то ни было, и прежде всего она осуществляет полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории России законами (абз. 1 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре).

Независимость прокурорского надзора предполагает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурорских работников с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности влечет за собой установленную законом ответственность (п. 1 ст. 5 Закона о прокуратуре).

Например, вмешательство в деятельность прокурора по осуществлению им обязанностей в сфере уголовного судопроизводства, в частности, надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также по осуществлению уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными УПК РФ и действующими на территории России законами, влечет применение уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении преступления, предусмотренной ч. 2 ст. 294 УК РФ. В случае вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению им обязанностей при реализации других задач может наступить административная ответственность лиц за невыполнение законных требований прокурора, предусмотренная ст. 17.7 КоАП РФ.

Прокурор, в том числе и иной прокурорский работник, не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, за исключением случаев, предусмотренных законом. При этом никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

Гласность в осуществлении прокурорского надзора означает, что прокуратура осуществляет свои функции гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой законом тайны. Органы прокуратуры информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности (абз. 2, 3 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре).

Принцип законности — универсальное правовое положение, заключающееся в точном и неуклонном соблюдении требований всеми участниками общественных отношений. Однако этот принцип имеет свою специфику применительно к органам прокуратуры: вся деятельность данных органов должна осуществляться на основе закона и в точном соответствии с ним, при строжайшем соблюдении всеми лицами, осуществляющими прокурорский надзор, правовых норм, регулирующих их деятельность и подлежащих применению в процессе осуществления прокурорского надзора. Органы прокуратуры должны обеспечивать точное и единообразное исполнение законов всеми физическими и юридическими лицами. Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами (ст. 3 Закона о прокуратуре).

Одним из общих условий деятельности прокуратуры, которые по своей значимости сходны с принципами деятельности органов прокуратуры, является положение об обязательности исполнении требований прокурора. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность (ст. 6 Закона о прокуратуре).

Читайте также:  Прокуратура зато что это такое

1 Организация прокуратуры в России 4

1.1 История возникновения и развития прокуратуры в РФ 4

1.2 Система органов и учреждений прокуратуры 8

1.3 Кадры органов и учреждений прокуратуры 17

2 Задачи и основные направления деятельности 24

2.1 Принципы организации и деятельности органов 24

2.2Функции прокуратуры и виды надзора 28

2.3 Влияние прокурорского надзора на органы 37

следствия и дознания

Список использованных источников 45

Приложение А – Краткий анализ состояния преступности 50

Приложение Б – Структура преступлений 51

Прокуратура является вторым важнейшим после суда правоохранительным органом государства. О важности деятельности прокуратуры свидетельствует тот факт, что конституционные нормы, закрепляющие организацию прокуратуры, следуют непосредственно за нормами, посвященными судебной власти.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве. Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, закрепляется Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации», а также Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации». Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, координацию деятельности правоохранительных органов.

1Организация прокуратуры в России

1.1 История возникновения и развития прокуратуры

В 1866 г. было принято новое Положение о губернской прокуратуре, имевшее силу закона. Этим актом губернские прокуроры наделялись пра­вами и обязанностями, близкими к тем, которые были определены проку­рорам судебными уставами, но функции обвинительной власти губернские прокуратуры не имели. За губернскими прокуратурами сохранялась, хотя и в значительно меньшем объеме, функция общего надзора. В 1896 г. гу­бернские прокуроры получили право осуществлять надзор за дознанием и следствием. Эти принципы были восприняты и при создании или, точнее, воссоздании прокура­туры в РСФСР после того, как она была ликвидирована после победы Ок­тябрьской революции 1917 г.

На протяжении нескольких лет российское социалистическое государ­ство обходилось без прокуратуры. Только в 1922 г. Всероссийский Цен­тральный исполнительный Комитет (ВЦИК) принял постановление об утверждении Положения о прокурорском надзоре, первого в истории рос­сийской прокуратуры нормативного акта, специально посвященного регла­ментированию организации и деятельности органов прокуратуры.С образованием Союза ССР наряду с другими общесоюзными государ­ственными органами были учреждены Верховный Суд СССР и Прокурату­ра Верховного Суда СССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1933 г. было утвер­ждено Положение о Прокуратуре Союза ССР, упразднена Прокуратура Верховного Суда Союза ССР. Положение конкретизировало функции Про­куратуры СССР, определило взаимоотношения и формы руководства Прокурора СССР деятельностью прокуратуры РСФСР и прокуратур других союзных республик.

1.2 Система органов и учреждений прокуратуры и ее

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую феде­ральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и испол­нением действующих на ее территории законов, иные функции, установ­ленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гра­жданина, а также охраняемых законом интересов общества и государст­ва [4].Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; прокуратуры субъектов Федерации; приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и рай­онов; другие территориальные, военные и иные специализированные про­куратуры. В систему прокуратуры РФ входят также научные и образова­тельные учреждения.

В ряде республик — субъектов Федерации органы прокуратуры созданы в соответствии со спецификой их административно-территориального де­ления (так, административно-территориальными единицами в Якутии яв­ляются улусы, в Тыве — кожууны, но прокуратуры в них создаются на пра­вах районных (городских).

В основной части субъектов Федерации созданы только прокуратуры городов и районов. В некоторых из них действуют межрайонные прокура­туры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов. В Москве и в ряде крупных городов в соответствии с установленным адми­нистративно-территориальным делением созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом специфики такого деления действу­ют межрайонные прокуратуры, выполняющие свои функции на территорииряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов. Приказом Генерального прокурора РФ им придан статус прокуратуры го­рода с районным делением.

Источники:
http://poisk-ru.ru/s32099t4.html
http://mirznanii.com/a/40301/zadachi-i-osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-prokuratury

Читайте также:
Adblock
detector