Функции прокуратуры — это социально обусловленные, законодательно установленные полномочия по выполнению органами и учреждениями прокуратуры как элементами государственно — правового механизма определенных видов деятельности в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
К числу функции современной прокуратуры Российской Федерации следует отнести: 1) функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ;
- 2) функцию уголовного преследования;
- 3) функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- 4) функцию участия прокуроров в рассмотрении дел судами;
- 5) функцию участия в правотворческой деятельности;
- 6) функцию международного сотрудничества прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и международными организациями.
Функции прокуратуры с ее направлениями тесно взаимосвязаны, но одновременно являются самостоятельными понятиями.
Основные направления деятельности прокуратуры определяются в ходе практической работы ее органов и учреждений. Расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры от 21 января 2005 года, перечень основных направлений См.: Басков В. И. Курс прокурорского надзора: учеб. М., 1998; Прокурорский надзор в РФ: учеб./ под ред. В. И. Рохлина. СПб., 2000; Прокурорский надзор: курс лекций и практикум/ под ред. Ю. Е. Винокурова. М., 2003. деятельности прокуратуры был серьезно расширен включены:
- 1) надзор за исполнением Конституции РФ и федеральному законодательству правовых актов представительных и исполнительных органов власти;
- 2) защита закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина в области трудовых, жилищных и иных правоотношении в социальной сфере;
- 3) соблюдение бюджетного, налогового законодательства, законов о государственной и муниципальной собственности, предупреждение нарушений в кредитно — финансовой сфере;
- 4) противодействие коррупции и нарушениям законодательства о государственной и муниципальной службе;
- 5) пресечение и предупреждение нарушений законов о борьбе с экстремизмом и терроризмом, о безопасности на транспорте и др.
- 6) обеспечение противодействия распространению наркоугрозы;
- 7) взаимодействие со средствами массовой информации;
Таким образом, основные направления деятельности прокуратуры можно определить как пути реализации надзорной и других функции прокуратуры, не получившие в данный период законодательного закрепления, в целях решения стоящих перед государством, обществом и органами прокуратуры задач, определяемых степенью их актуальности и особенностями конкретно — исторической ситуации.
Виды деятельности прокуратуры можно определить как внешнее выражение законодательно определенных путей реализации функции прокуратуры ее органами и учреждениями в процессе использования прокурорскими работниками своих полномочий по достижению целей и решение задач, стоящих перед прокуратурой РФ.
Можно выделить следующие виды деятельности современной российской прокуратуры:
- 1) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно — розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- 2) надзор за исполнением законов судебными приставами;
- 3) уголовное преследование в досудебной и судебной стадиях уголовного судопроизводства;
- 4) международное сотрудничество по вопросам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи;
- 5) участие в правотворческой деятельности;
- 6) рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб, обращений граждан и иных лиц;
- 7) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- 8) участие в предусмотренных федеральным законодательством процессуальных формах в конституционном, гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве;
- 9) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и не коммерческих организации;
- 10)координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (зако- нодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2)
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 3)
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4)
надзор за исполнением законов судебными приставами; 5)
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Помимо прокурорского надзора законом предусмотрены иные направления деятельности прокуратуры: 1)
осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; 2)
координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; 3)
участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами; 4)
внесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов; 5)
участие в правотворческой деятельности.
14.4 Понятие прокурорского надзора как одного из направлений деятельности прокуратуры
Прокурорский надзор — это осуществляемая от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, направленная на обеспечение точного и единообразного исполнения всех законов РФ, на территории всей страны федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, путем принятия мер к выявлению, своевременному устранению любых нарушений законов и привлечению виновных к ответственности.
Каждая отрасль прокурорского надзора имеет свой индивидуальный предмет и средства реализации задач, стоящих перед данной отраслью прокурорского надзора.
Предметом надзора за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов являются соответственно: —
соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; —
соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеуказанными органами и должностными лицами.
Средствами данной отрасли являются следующие полномочия прокурора:
1) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных мини- стерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, органов управления и коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; 2)
требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; 3)
вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; 4)
возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении; 5)
требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности; 6)
предостерегает о недопустимости нарушения закона; 7)
освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; 8)
опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; 9)
вносить представление об устранении нарушений закона.
Предметом следующей отрасли прокурорского надзора признается соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
При осуществлении данной отрасли прокурорского надзора прокурор вправе:
— рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; —
разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; —
принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; —
принимать меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление, были подвергнуты уголовному преследованию; —
предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение; —
использовать полномочия, перечисленные применительно к вышеназванной отрасли прокурорского надзора.
Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соответственно соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Осуществляя данную отрасль прокурорского надзора, прокурор:
1) проверяет исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, где регистрация — это присвоение каждому поступающему сообщению о преступлении и иной информации о правонарушении порядкового номера и фиксация в учетной документации кратких соответствующих сведений о них согласно установленному поряд-
134 См.: Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях: Приказ МВД РФ от 13 марта 2003 г. № 158// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2003.
возбуждает уголовное дело и в порядке, установленном УПК, поручает его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимает его к своему производству; 3)
участвует в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях дает письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производит отдельные следственные и иные процессуальные действия; 4)
дает согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК; 5)
дает согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 6)
разрешает отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы; 7)
отстраняет дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования; 8)
изымает любое уголовное дело у органа дознания и передает его следователю, передает уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи; 9)
передает уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымает любое уголовное дело у органа предварительного расследования и передает его следователю прокуратуры с обязательным указанием оснований такой передачи; 10)
отменяет незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК; 11)
поручает органу дознания производство следственных действий, а также дает ему указания о проведении оперативно- розыскных мероприятий; 12)
продлевает срок предварительного расследования; 13)
утверждает постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу; 14)
утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд; 15)
возвращает уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 16)
приостанавливает или прекращает производство по уголовному делу.
Помимо этого прокурор вправе: 1)
продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий — до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК); 2)
знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны или заключены под стражу, а также требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу (ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»); 3)
отменить указание нижестоящего прокурора (ч. 4 ст. 38 УПК); 4)
в случаях, указанных в ч. 2 ст. 75 УПК, признать доказательство недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК).
Предметом надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу признается: —
законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; —
соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; —
законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.
Средствами данной отрасли прокурорского надзора являются следующие права прокурора: —
посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу; —
опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; —
знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами; —
требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается; —
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
На прокуроров и их заместителей возложена обязанность немедленно освобождать своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Ответ
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
— надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
— надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
— надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
— надзор за исполнением законов судебными приставами;
— надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (в том числе, поддержание государственного обвинения в суде);
— координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Также прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, оспаривают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Источники:
http://bookucheba.com/pravoohranitelnyie-organyi/143-napravleniya-deyatelnosti-5189.html
http://znanija.com/task/1676293