Какой принцип нарушается при назначении прокурора субъекта

Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре прокуратура осуществляет свою деятельность независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений и руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Реализация принципа независимости прокуратуры обеспечивается: организационным построением; установленным порядком назначения прокуроров на должность; определенной законом системой подчиненности и подотчетности прокурорских работников; порядком материально-технического обеспечения (финансирование органов и учреждений прокуратуры осуществляется за счет средств федерального бюджета независимо от бюджета местных органов); материальным и социальным обеспечением работников прокуратуры. Недопустимо вмешательство в осуществление деятельности прокуратуры.

Признаком принципа независимости является политическая независимость прокурора и следователя Следственного комитета при прокуратуре РФ. Прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности, что исключает возможность влияния со стороны этих объединений на прокурора и на решения, принимаемые им в процессе осуществления прокурорского надзора.

Также не допускается создание и деятельность в органах и учреждениях прокуратуры общественных объединений, преследующих политические цели.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Принцип гласности закреплен в Законе о прокуратуре и означает, что прокуратура действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Реализация принципа гласности обеспечивается: сообщением в печати о назначении и освобождении прокурора от должности; информированием федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о состоянии законности; ежегодным представлением Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчета о проделанной работе по их укреплению; созданием в органах прокуратуры специальных структурных подразделений или помощников прокурора, отвечающих за связь со средствами массовой информации, организующих эту работу на местах. Не допускается предание гласности информации о работе прокуратуры по конкретным делам и материалам, если это может причинить вред интересам личности, общества и государства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

  1. I. Медико-гигиеническое воспитание, цели, задачи, принципы.
  2. I. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии
  3. I. Предмет, цели, задачи, принципы специальной психологии
  4. I.3. Основные принципы психологии.
  5. Ii. Предмет и пределы надзора
  6. II. Принципы производственного обучения
  7. III. Организация вахты на мостике. Общие принципы организации вахты
  8. III. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии. Категориальный строй психологии.
  9. IV. Первая медицинская помощь и основные принципы лечения.
  10. IV. Принципы экологического права.
  11. VI Права и обязанности организаций в области контроля и надзора.
  12. А. Основополагающие принципы прав человека

Принципы — это основополагающие положения, на которых базируется организация и деятельность органов прокуратуры РФ.

Все принципы можно поделить на:

К общим принципам относятся:

1) Принцип законности в деятельности прокуратуры означает, что деятельность эта направляется на неуклонное соблюдение законов и иных правовых актов всеми органами государства, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, иными субъектами правоприменения, а также на соответствие законов и иных нормативных актов объективным потребностям регулирования общественных отношений;

2) Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность ее для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан и, как одно из следствий — позволяет им обращаться в органы прокуратуры.

А также к данной группе можно отнести справедливость, гуманность, презумпцию невиновности.

Ко специальным принципам относятся:

1) принцип единства. Заключается в том, что:

— прокуратура — единый государственный орган. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются;

— каждая прокуратура выступает как представитель единого органа;

— единство целей и задач, стоящих перед Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами;

— единые полномочия и правовые средства их реализации для устранения нарушений;

2) принцип централизации органов прокуратуры. Характеризуется:

— подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим;

— прокуроры назначаются и освобождаются от обязанностей Генеральным прокурором и подотчетны ему;

— приказы Генерального прокурора обязательны для исполнения всеми нижестоящими прокурорами;

— вышестоящий прокурор вправе изменить, отменить акты нижестоящего прокурора, за исключением случаев, указанных в законе, например кассационное представление не может быть отменено вышестоящим прокурором;

3) принцип независимости. Данный принцип заключается в том, .что органы прокуратуры осуществляют свою деятельность независимо от федеральных органов власти, от органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, общественных объединений.

Все свои действия прокурор осуществляет строго в соответствии с законом, на основании своего внутреннего убеждения и материалов проверок, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности. Воздействие на решение прокурора или на его деятельность влечет уголовную ответственность.

Прокурор и следователь прокуратуры не обязаны давать каких-либо объяснений по находящимся в их рассмотрении делам и материалам.

Прокурор и следователь не могут быть членами выборных и иных органов, не могут быть членами общественных объединений, которые преследуют политические цели, и участвовать в их деятельности. Они не могут совмещать свою деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой;

Читайте также:  Может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения

4) принцип взаимодействия с государственными органами, общественными объединениями и гражданами. Прокурор получает информацию о нарушении законодательства от различных органов контроля, служб и граждан. Вместе с тем он информирует органы о состоянии законности.

Генеральный прокурор, его заместитель и другие прокуроры имеют право присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, Правительства РФ.

| следующая лекция ==>
Функции прокурорского надзора | Структура прокуратуры

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В силу этого принципа каждый прокурор независимо от занимаемой должности осуществляет высший надзор за соблюдением законности в государстве, за точным и единообразным исполнением законов [1] . Приведенная точка зрения А. Ф. Козлова в основном верна, однако нужно учитывать, что органы прокураторы РФ в настоящее время осуществляют не только функцию надзора, но и иные. Следует также заметить, что прокурорский надзор в соответствии с действующим законодательством не именуется высшим. В ст. 1 Закона о прокуратуре говорится о надзоре. С учетом этих замечаний принцип единства можно определить как начало, согласно которому каждый прокурор независимо от занимаемой должности осуществляет все функции прокуратуры, в том числе функцию надзора за соблюдением законности в государстве как основную функцию прокуратуры. Каждый прокурор действует как представитель единой системы органов прокуратуры.

Данный принцип имеет огромное значение для организации органов прокуратуры РФ, достижения целей и решения поставленных перед ними задач, осуществления всего объема прокурорской деятельности. Исследуемое начало является неотъемлемым для органов прокуратуры, поскольку в основе их образования лежит требование обеспечения единства в понимании и применении законов на всей территории РФ. Законность должна быть единой: законы – неотъемлемая часть, регулятор, связующее звено в социально-экономических отношениях и организационных связях государства, они обусловливают его единство и обеспечивают соблюдение частных и публичных интересов. Естественно, законы должны быть едины для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Соблюдение этого требования невозможно без создания механизма, обеспечивающего действие законов, и все составляющие которого должны образовывать единую систему. Поскольку органы прокуратуры в силу возложенных на них функций являются гарантами обеспечения единства в понимании и применении законов, необходимо, чтобы они сами являлись единой организационной системой.

Характеризуя принцип единства, некоторые авторы связывают его лишь с надзорной функцией прокуратуры. Принцип единства, как отмечается в одном из известных учебников по прокурорскому надзору, выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, в единстве целей и общих задач осуществления надзора в нашей стране, а также полномочий прокуроров но выявлению правонарушений и реагированию на них [2] . Представляется, что более правильным было бы связывать данное начало с осуществлением не только надзора, но и ненадзорных функций органов прокуратуры – участия прокурора в рассмотрении судами дел и др.

В соответствии с положениями ст. 129 Конституции РФ прокуратура – это единая федеральная система территориальных, специализированных прокуратур, которые подчиняются единому центру – Генеральной прокуратуре РФ. Эта норма отражена и в ст. 4 Закона о прокуратуре, согласно которой органы прокуратуры составляют единую федеральную централизованную систему и действуют на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Как уже отмечалось, в п. 3 ст. 11 Закона о прокуратуре закреплено, что создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается.

Принцип единства означает, что вся система прокуратуры сверху донизу организуется на основе единых принципов, руководствуется единым законодательством, преследует единые цели, разрешает единые задачи. Прокуроры, за редкими исключениями, наделяются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности. На всех направлениях прокурорской деятельности полномочия всех прокуроров по отношению к организациям и гражданам однотипны. При осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, участвуя в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, все прокуроры обладают сходными полномочиями, закрепленными в процессуальном законодательстве и Законе о прокуратуре РФ. Не случайно в процессуальных кодексах и Законе о прокуратуре (ст. 27, 28, 54) любое лицо прокурорского надзора именуется «прокурором» в обобщающем смысле, независимо от должности и звания того или иного работника. С учетом изложенного, действия конкретного прокурора всегда рассматриваются как деятельность прокуратуры в целом, что дает возможность в любой момент заменить одного прокурора другим, а вышестоящему прокурору – принять на себя функции нижестоящего.

Принципу единства не противоречит процессуальная самостоятельность, которой обладает прокурор как участник судебного рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел. В этом качестве прокурор действует в рамках соответствующего процессуального законодательства и полностью независим при отстаивании той правовой позиции, которая сложилась в его сознании в результате личного участия в деле, непосредственной оценки доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакой вышестоящий прокурор не вправе принудить нижестоящего прокурора, участвующего в деле в качестве государственного обвинителя, отстаивать позицию, с которой тот не согласен.

Комплектование кадров органов прокуратуры происходит исключительно в порядке назначения, т.е. в строгом соответствии с анализируемым принципом (ст. 13 Закона о прокуратуре). Из этого следует подчиненность и подотчетность нижестоящих прокуроров вышестоящим и в конечном счете – Генеральному прокурору РФ.

Читайте также:  Почему после дтп надо идти к дознавателю

Принцип единства исключает совмещение функций прокуратуры с другими видами государственной деятельности. Прокуратура выполняет только функции, предусмотренные действующим законодательством, важнейшей из которых является осуществление прокурорского надзора.

Единство прокурорского надзора обеспечивает единообразное понимание законов самими прокурорами и выполнение ими своих обязанностей.

Принцип независимости прокуратуры закреплен в подп. 1 п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре. В нем говорится, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Независимость российской прокуратуры при осуществлении полномочий, установленная на законодательном уровне, является определяющим принципом ее деятельности и полностью отвечает международным стандартам, в частности рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1604 (2003) «Роль прокуратуры в демократическом правовом обществе», в которой указывается на необходимость полного избавления прокуратуры от вмешательства со стороны любой ветви власти государства в рассмотрении частных дел, и рекомендации Комитета Министров Совета Европы Rec (2000) 19 «О роли прокуратуры в уголовно-правовой системе» (п. 9, 10, 36а) [3] .

Суть принципа независимости прокуратуры заключается в том, что все функциональные решения и действия каждый прокурорский работник реализует только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, осуществленных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения [4] .

Дальнейшее развитие названный принцип находит в ст. 5 Закона о прокуратуре РФ. В ней указывается, что воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, СМИ, их представителей, а также должностных лиц на про- курора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Следовательно, воздействие на органы прокуратуры объявляется вне закона независимо от его форм и субъектов. Нарушение требований данного принципиального положения влечет установленную законом дисциплинарную, административную ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ), а также принятие в судебном порядке мер различного характера (ст. 196, 294, 304 УК РФ).

Как показывает практика, формы воздействия на прокуроров могут быть самыми разнообразными: от завуалированных до прямых угроз и реальных мер физического воздействия. Воздействие могут осуществлять различные должностные лица (изданием соответствующих нормативных актов), СМИ (заказными публикациями). Одной из самых распространенных форм воздействия является обращение к прокурору высокопоставленного чиновника с предложением о прекращении уголовного дела, об отзыве протеста или представления, изменении позиции в суде, предоставлении информации о результатах проверки или хода предварительного следствия и т.д. [5] Среди других форм воздействия можно назвать угрозы, шантаж, подкуп и др. В связи с тем что все эти действия незаконны, государство предпринимает специальные меры по защите прокуроров и следователей. Порядок и условия осуществления такой защиты определяются Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», иными нормативными актами [6] .

Может сложиться впечатление, что принцип независимости в известной степени нарушается уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательствами при определении прав и обязанностей прокурора, участвующего в рассмотрении судом дел. Поскольку при осуществлении правосудия суд выступает решающим субъектом процессуального права, постольку именно он принимает юридически значимые решения в соответствии с принципом независимости суда. Суд главенствует в процессе, распространяя свою власть на всех субъектов, в том числе на прокурора, которому он может отказать в удовлетворении ходатайства, снять задаваемые вопросы и т.д. Но при этом согласно принципу независимости прокурор самостоятелен в высказывании и обосновании своих суждений, даче заключений по делу. Представляется, что в данном случае мы имеем не ограничение принципа независимости прокурора, а взаимодействие органов прокуратуры и судебных органов.

Следует также отметить, что прокурор должен быть независим и от религиозных убеждений.

А. Ф. Козлов, исследуя принцип независимости, правильно акцентировал внимание на двух его характерных особенностях, обусловливающих правовое положение органов прокуратуры в государстве [7] .

Первая особенность заключается в том, что прокуратура не может находиться в подчинении каких-либо органов, общественных и политических организаций, объединений, т.е. она не подчиняется каким бы то ни было органам власти, за исключением Президента РФ и Федерального Собрания РФ. В ст. 4 Закона о прокуратуре закреплен ряд гарантий соблюдения рассматриваемого принципа. Прежде всего прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, создаваемых органами государственной власти, местного самоуправления. Анализируя указанное положение, В. Г. Бессарабов справедливо отмечает, что участие представителей прокуратуры в различных комиссиях и других органах означало бы разделение с ними ответственности за их действия и решения и препятствовало бы или делало практически невозможным осуществление надзора за исполнением ими законов [8] .

В п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре содержится запрет прокурорским работникам на вступление в общественные объединения, преследующие политические цели, и принятие участия в их деятельности, чтобы не быть зависимыми от принимаемых такими органами решений, которые являются обязательными для всех лиц, состоящих в этих организациях. Создание и деятельность подобных общественных объединений и их организаций в органах прокуратуры также не допускаются.

Действие этой нормы распространяется не только на прокуроров, но и на научных и педагогических работников учреждений прокуратуры, иных работников органов и учреждений прокуратуры, имеющих классные чины.

В своей служебной деятельности прокуроры не связаны решениями никаких общественных объединений, в том числе профессиональных союзов, создание которых в органах прокуратуры не запрещено, а не только тех, которые преследуют политические цели.

Читайте также:  Как правильно протест прокурора или протест прокуратуры

В ст. 13 Конституции РФ провозглашены идеологическое и политическое многообразие и многопартийность [9] . Прокурор как гражданин и член общества может придерживаться каких-то политических взглядов, однако это не должно оказывать влияния на принятие им решений при осуществлении профессиональной деятельности. Прокуроры подчиняются только закону.

Другой гарантией принципа независимости как условия объективности и принципиальности деятельности прокуратуры по укреплению законности, охране прав и свобод граждан является недопустимость совмещения прокурорскими работниками своей деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Совмещение с оплатой устраняет экономическую, материальную независимость прокурорского работника. Безвозмездное сотрудничество с властными, коммерческими и иными структурами, особенно сопряженное с выработкой и принятием решений, нормативных и иных актов, также способно связать его, повлиять на объективность и принципиальность его действий по устранению правонарушений. Исключение составляет преподавательская, научная и творческая деятельности, которые могут осуществляться на договорной, контрактной или разовой эпизодической основе [8] .

Важной гарантией принципа независимости прокуратуры является недопустимость вмешательства в работу органов прокуратуры.

А. Ф. Козлов считает, что с обеспечением независимости прокуратуры связан срок пребывания прокурора в должности. В соответствии с п. 5 ст. 12 Закона о прокуратуре РФ срок пребывания в должности Генерального прокурора РФ составляет пять лет. До недавнего времени и прокуроры субъектов РФ также назначались на должность сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Таким образом, прокурор субъекта РФ, надзирающий за соблюдением Конституции РФ и действующих законов органами власти субъектов РФ, фактически каждые пять лет ожидал решения своей участи указанными органами. 10 февраля 1999 г. этот срок был отменен, но процедура назначения осталась прежней и в Конституции РФ, и в Законе о прокуратуре.

Приводит ли к негативному воздействию на законность бессрочное исполнение прокурорами служебных обязанностей? А. Ф. Козлов отвечает на этот вопрос утвердительно [11] . Так ли это? Представляется, что в этой ситуации можно найти и позитивные, и негативные моменты. С одной стороны, работа на одном месте имеет неоспоримые преимущества: знание региона, людей, характера появляющихся проблем, опыт их решения с учетом особенностей данного участка работы. С другой стороны, не исключено возникновение определенных факторов (привязанностей, связей, симпатий прокурора и т.д.), способных помешать ему принимать объективные и независимые решения. Следует отметить, что законодатель не закрепил в Законе о прокуратуре, за исключением Генерального прокурора РФ, сроков исполнения прокурорами служебных обязанностей.

Принцип независимости прокуроров также обеспечивается их профессионализмом, добросовестностью, моральными качествами, знанием действующего законодательства. Выработке этих качеств во многом способствуют аттестации прокурорских работников, порядок и сроки проведения которых определены ст. 41 Закона о прокуратуре и Положением о порядке проведения аттестации прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденным приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 июня 2012 г. № 242. По результатам аттестации возможны оставление прокурорского работника в должности, освобождение от нее или его перевод на другую работу.

Вторая особенность, характеризующая принцип независимости, состоит в том, что прокуратура не подчиняет себе какие-либо органы, учреждения, предприятия. Она не управляет, а надзирает за точным и неукоснительным соблюдением законов. Прокурорский надзор – это властная деятельность, но она ограничена определенными рамками. Данная власть имеет опосредованный характер, поскольку прокуроры наделены властными полномочиями для выявления нарушений законности, но привлекать к ответственности, применять меры по устранению выявленных правонарушений они не вправе. Такими правами наделены только уполномоченные на то органы и должностные лица.

В ст. 6 Закона о прокуратуре содержится императивное положение о том, что требования прокурора, следующие из его полномочий, предусмотренных ст. 22, 27, 30, 33 этого же Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В то же время прокуратура не выполняет управленческих функций, и, хотя акты прокурорского реагирования имеют форму требований, Закон о прокуратуре предусматривает не исполнение, а рассмотрение их руководством соответствующих органов, учреждений, предприятий, организаций.

Однако из этого правила есть исключение. Прокуроры при осуществлении прокурорского надзора за органами дознания, органами, осуществляющими ОРД, наделены не опосредованными, а властно-распорядительными полномочиями. В данном случае прокуроры вправе не только выявлять нарушения законности, но и самостоятельно устранять их при помощи средств прокурорского реагирования. Прокурор должен активно влиять на раскрытие и расследование всех уголовных дел для того, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым, ни один преступник не избежал ответственности [12] .

В своей деятельности по укреплению законности и правопорядка, борьбе с преступностью прокуратура взаимодействует с судебными органами, строго соблюдая при этом принцип самостоятельности органов судебной власти, независимости судей и их подчиненности только Конституции РФ и федеральным законам. Необходимые связи поддерживает прокуратура и с другими государственными органами, участвуя в заседаниях федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления (ст. 7 Закона о прокуратуре). Таким образом, одновременно с принципом независимости в законе закреплен и принцип взаимодействия с указанными государственными органами. Указанный принцип ярко отражает организационные и функциональные особенности органов прокуратуры.

Источники:
http://studopedia.su/10_68158_printsipi-prokurorskogo-nadzora.html
http://studme.org/55981/pravo/printsip_edinstva

Читайте также:
Adblock
detector