Какое определение органа дознания соответствует упк рф

Дознание является формой предварительного расследования преступлений, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК).

Дознание в России осуществляется в трёх формах:

· Сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением уголовного дела и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием);

· Проведение неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела органом дознания до передачи уголовного дела следователю;

· Сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно.

Порядок дознания определяется нормами, содержащимися в главах:

22.»Предварительное следствие» (ст.162-170 УПК РФ);

24. «Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент» (ст.176-181 УПК РФ);

25. «Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления» (ст.182-186 УПК РФ);

26. «Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний» (ст.187-194 УПК РФ);

27. «Производство экспертизы» (ст.195-207 УПК РФ);

28. «Приостановление и возобновление предварительного следствия» (ст.208-211 УПК РФ);

29. «Прекращение уголовного дела» (ст.212-214 РФ).

Дознание функционирует только как одна из форм предварительного расследования по уголовным делам, перечисленным в ч.3 ст.150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст.15 УК РФ). В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл.32 УПК РФ). При этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.

Дознание по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном ч.2 УПК, с изъятиями, предусмотренными гл.50 УПК.

В ст. 40 УПК Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень органов дознания:

1) Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

· органов внутренних дел Российской Федерации;

· органов федеральной службы безопасности;

· федеральных органов государственной охраны;

· таможенных органов Российской Федерации;

· Службы внешней разведки Российской Федерации;

· Федеральной службы исполнения наказаний;

· органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагается:

· производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, — в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;

· выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, — в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ.

В соответствии с ч.3 ст.40 УПК возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на:

· капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

· руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой ст.40 УПК РФ[15], — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

· глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Таким образом, закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия:

· принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст.140-145 УПК);

· производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст.157 УПК) [16];

· производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст.223-226 УПК);

· производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя;

· оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст.38 и 157 УПК).

1. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

может быть продлен до 6 месяцев,до 12 месяцев.

6. Производство предварительного расследования в форме дознания оканчивается в порядке, установленном гл.32 УПК, составлением дознавателем обвинительного акта, который утверждается начальником органа дознания.

9. Обвинительный акт составляется дознавателем в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этому процессуальному документу.

Обвинительный акт — это упрощенный по форме, но важный процессуальный документ, завершающий производство предварительного расследования в форме дознания. В нем дознаватель формулирует обвинение и приводит доказательства, изобличающие лицо или лиц в совершении преступления, которые должны быть исследованы судом в условиях гласности и состязательности сторон.

Читайте также:  Когда появился прокурор

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно

1. К органам дознания относятся:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

2. На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса;

3) осуществление иных предусмотренных настоящим Кодексом полномочий.

3. Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Комментарии к ст. 40 УПК РФ

1. Орган дознания — это учреждение либо должностное лицо, на которое законом возложена обязанность (предоставлено право) производить направленную на обеспечение расследования уголовно-процессуальную и иную деятельность в связи с наличием у него информации о возможном совершении преступления либо поручения другого органа предварительного расследования.

2. Комментируемая статья наделила полномочиями органа дознания в одном случае учреждение (органы внутренних дел, органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы), а в другом случае руководителя учреждения — должностное лицо (командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов и др.).

3. Полный перечень органов дознания — учреждений следующий: органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, органы Службы внешней разведки Российской Федерации, органы Министерства юстиции Российской Федерации, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы внешней разведки Министерства обороны РФ, органы Федеральной службы судебных приставов, органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы.

4. Кроме того, органами дознания признаны должностные лица (а не возглавляемые ими учреждения): командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов, капитаны морских судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок и главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.

5. Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

6. Основная часть уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел как органов дознания осуществляется сотрудниками милиции.

7. Милиция в РФ — это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел РФ и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст. ст. 1, 7 Закона РФ «О милиции»).

8. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности (структура криминальной милиции утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 «О подразделениях криминальной милиции» ).

См.: Собр. законодательства РФ. 2000. N 50. Ст. 4904.

9. В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной инспекции безопасности дорожного движения, милиции вневедомственной охраны, участковые уполномоченные милиции, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач (структура милиции общественной безопасности утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» ).

См.: Собр. законодательства РФ. 2000. N 50. Ст. 4905.

10. К органам Федеральной службы безопасности относятся:

Читайте также:  Сколько учатся на прокуроров в южной корее

— федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

— управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

— управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

— другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов Федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

— авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности (ст. 2 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»).

11. К органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ относятся:

— Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;

— региональные управления ФСКН России;

— управления (отделы) ФСКН России по субъектам Российской Федерации.

12. Компетенция органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ ограничена происшествиями, содержащими признаки незаконных приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов; нарушения правил оборота наркотических средств или психотропных веществ; склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ; незаконного культивирования запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества; организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ; незаконных выдачи либо подделки рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта.

13. Таможенными органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации (п. 11 ч. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ).

14. Органами Федеральной службы судебных приставов являются ФССП России и ее территориальные органы.

15. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов Федеральная служба судебных приставов — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Данное определение позволяет нам говорить о том, что сам центральный аппарат ФССП России в целом наделен статусом органа дознания.

16. Территориальных органов Федеральной службы судебных приставов восемьдесят три . Это управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующий на территории субъекта Российской Федерации. Соответственно, в каждом субъекте Российской Федерации есть один орган Федеральной службы судебных приставов. Хотя некоторые из них размещены на территории обслуживания другого органа. Так, к примеру, в Москве находится три таких органа. Там помимо Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве территориально расположено Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области и центральный аппарат ФССП России.

См.: Приказ Министерства юстиции РФ от 9 апреля 2007 г. N 69 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» (ред. от 30 декабря 2008 г.).

17. В системе Федеральной службы судебных приставов имеются также районные, межрайонные и специализированные отделы. Между тем в Положении о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов они именуются не органами Федеральной службы судебных приставов, а структурными подразделениями территориального органа ФССП России. Поэтому районные, межрайонные и специализированные отделы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов самостоятельными органами дознания не являются.

18. Начальники органов дознания системы Федеральной службы судебных приставов сейчас — это директор Федеральной службы судебных приставов и главные судебные приставы субъектов Российской Федерации. Дознавателями, наделенными полной совокупностью прав и обязанностей, составляющих уголовно-процессуальный статус дознавателя (ст. 41 УПК) в уголовном процессе (органа дознания), являются, прежде всего, работники отделов организации дознания и административной практики территориальных органов Федеральной службы судебных приставов . Руководители таких отделов в уголовном процессе обладают правовым положением начальника подразделения дознания (ст. 40.1 УПК).

Приказ ФССП России от 16 февраля 2005 г. N 20 «Об утверждении Типового положения об отделе организации дознания и административной практики территориального органа Федеральной службы судебных приставов».

19. Всем остальным должностным лицам, подчиненным по должности названным сотрудникам Федеральной службы судебных приставов, отдельные уголовно-процессуальные полномочия органа дознания могут лишь делегироваться. Однако их подпись на основных процессуальных документах и после этого не приобретет юридического значения. Начальником органа дознания (дознавателем, начальником подразделения дознания) остается тот человек, кто таковым является по закону, а не тот, кому он свои полномочия делегировал.

Читайте также:  Как позвонить в прокуратуру г москвы

20. Именно поэтому в настоящее время уголовно-процессуальный статус прежде всего старших судебных приставов, а также старших судебных приставов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ небезупречен. Его наличие вполне может быть оспорено, а составленные и подписанные ими документы — признаны не имеющими юридической силы. Этот момент организационно-правовой составляющей статуса должностных лиц органов дознания системы Федеральной службы судебных приставов должен учитываться правоприменителями.

21. Уголовно-процессуальной деятельностью занимаются также сотрудники (обычно начальники и оперуполномоченные) исправительных учреждений и следственных изоляторов.

22. Органы государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы — это соответствующие подразделения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 1 Указа Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» ).

См.: Собр. законодательства РФ. 2001. N 46. Ст. 4348.

23. К органам государственного пожарного надзора относятся:

1) структурное подразделение центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

2) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора;

3) структурные подразделения территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, и их территориальные отделы (отделения, инспекции);

4) отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений Федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях (п. 3 Положения о государственном пожарном надзоре ).

См.: Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» // Собр. законодательства РФ. 2004. N 52 (Ч. 2). Ст. 5491.

24. См. также комментарий к ст. ст. 5, 41, 151, 157 УПК.

ОРГАН ДОЗНАНИЯ — ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ … Юридическая энциклопедия

ОРГАН ДОЗНАНИЯ — орган, которому закон разрешает производить расследование в форме дознания (см.: Дознание). К таким органам отнесены: милиция; командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений по делам о всех преступлениях, совершенных… … Энциклопедический словарь конституционного права

Орган Пограничной службы оперативный — вид органа ПС РФ, наделенный в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами полномочиями по ведению оперативной (оперативно розыскной, контрразведывательной, разведывательной) деятельности по охране ГГ, внутренних… … Пограничный словарь

Лица, привлекаемые прокуратурой для производства дознания — Лица, привлекаемые прокуратурой для производства дознания[1] (ФРГ) это должностные лица, управомоченные на проведение в ходе дознания отдельных процессуальных действий от имени предписавшей их компетентной прокуратуры, а равно от имени… … Википедия

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ, СЛЕДОВАТЕЛЯ, ПРОКУРОРА — в уголовном процессе РФ документ, который орган дознания, следователь, прокурор, установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, составляют и вносят в соответствующий государственный орган, общественную организацию или… … Юридический словарь

представление органа дознания, следователя, прокурора — в уголовном процессе РФ документ, который орган дознания, следователь, прокурор, установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, составляют и вносят в соответствующий государственный орган, общественную организацию или… … Большой юридический словарь

представление органа дознания — следователя, прокурора в уголовном процессе РФ документ, который орган дознания, следователь, прокурор, установив причины и условия, способствовавшие совершению преступления, составляют и вносят в соответствующий государственный орган,… … Большой юридический словарь

Производство дознания таможенными органами — при наличии признаков контрабанды и иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, таможенный орган возбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами уголовно процессуального законодательства… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

возбуждение уголовного дела — в РФ начальная стадия уголовного процесса, в которой прокурор, следователь или орган дознания, рассмотрев полученные сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие или отсутствие оснований для начала производства по… … Большой юридический словарь

Возбуждение уголовного дела — (англ initiation of proceedings of criminal case) в РФ начальная стадия уголовного процесса, состоящая в мотивированном решении прокурора, следователя, органа дознания или суда начать расследование или рассмотрение дела … Энциклопедия права

Источники:
http://rulaws.ru/upk-rf/CHAST-PERVAYA/Razdel-II/Glava-6/Statya-40/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/666923

Читайте также:
Adblock
detector