Какими законами регулируется прокуратура

13. Правовое регулирование прокурорского надзора

Правовое регулирование прокурорского надзора, прежде всего, осуществляется Конституцией РФ. Конституция РФ регламентирует деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов.

В частности ст. 1 29 Конституции РФ закрепляет:

1) прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;

2) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;

3) прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами;

4) иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;

5) полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.

Деятельность органов прокуратуры и прокуроров регулируется также УПК РФ, который закрепляет, что порядок уголовного судопроизводства является обязательным для органов прокуратуры, поскольку прокурор является государственным обвинителем.

Гражданский процессуальный кодекс РФ указывает на участие прокурора в гражданском судопроизводстве.

Прокурор является обязательным участником арбитражного процесса. Арбитражный процессуальный кодекс РФ устанавливает право на обращение в арбитражный суд Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора (в форме представления).

Статьей 13 УИК РФ установлено, что меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются также прокурором.

За невыполнение законных требований прокурора, КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прокурорский надзор. Шпаргалки (П. Ю. Смирнов, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

24. Иные законы, регулирующие деятельность органов прокуратуры и прокуроров

Определенные нормы в отношении работы прокуроров предписываются трудовым законодательством и др.

Для организации и деятельности прокуратуры большое значение имеют Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и Положение о классных чинах, утвержденные Президентом РФ.

Также большую роль играют издаваемые Генеральным прокурором приказы, распоряжения, указания, инструкции и положения, которые являются обязательными для всех работников учреждений и органов прокуратуры. На основе законов и нормативных актов, изданных Генеральным прокурором, прокуроры субъектов РФ могут издавать свои приказы, указания и распоряжения; для подчиненных им работников эти акты также являются обязательными.

Кроме того, ряд направлений прокурорской деятельности регулируется в соответствии с межгосударственными и международными соглашениями и договорами (например, это соглашения и договоры, заключаемые между прокуратурами стран – членов СНГ).

Читайте также:  Кто главный прокурор крыма сейчас

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Прокурорский надзор. Шпаргалки (П. Ю. Смирнов, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Прокурорский надзор как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих деятельность прокурора по обеспечению верховенства Конституции, соблюдению и исполнению законов, защите прав и свобод граждан, законных интересов личности, общества и государства.

Предметом правого регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнения законов всеми субъектами права, а также деятельность органов прокуратуры по обеспечению режима законности в Российской Федерации. Методом правового регулирования служит предусмотренная законом совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов, способов и средств осуществления прокурором своих полномочий.

В ст. 3 Закона о прокуратуре содержится положение, в соответствии с которым правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция, данный Закон, другие федеральные законы и международные договоры РФ.

Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Так, в ст. 129 Конституции сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В этой же статье Конституции определен порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, а также нижестоящих прокуроров. Данным конституционным положением закреплена независимость прокурорского надзора от иных ветвей государственной власти и обеспечено ее самостоятельное функционирование. Кроме того, оно способствует построению вертикали управления в системе органов прокуратуры таким образом, что надзор за соблюдением законности осуществляется на всех уровнях власти независимо от местнических сепаратистских тенденций.

Однако специфика федеративного устройства российского государства и сложившиеся к моменту принятия Конституции социально-политические условия обусловили тот факт, что в ч. 3 ст. 129 Конституции закреплено положение, согласно которому прокуроры субъектов РФ назначаются на должность только после согласования с органами власти субъекта РФ. При этом органы власти субъектов РФ не имеют права принимать никаких правовых актов и решений относительно организации и деятельности прокуратуры, так как в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции законодательство и управление прокуратурой относится исключительно к ведению Российской Федерации.

Читайте также:  Что такое протест в прокуратуре

Таким образом, в Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры и далее в ней указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Им является Закон о прокуратуре.

Закон о прокуратуре состоит из семи разделов, которые включают 54 статьи. В этом Законе определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности.

Закон определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной зашиты сотрудников.

Учитывая, что прокурорский надзор охватывает широкую сферу правоотношений, деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися в иных федеральных законах.

Так, ст. 30 Закона о прокуратуре содержит правило, согласно которому полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовнопроцессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

Например, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД по требованию прокурора руководители органов, осуществляющих ОРД, обязаны представить им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетнорегистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность должностных лиц.

Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования, а также по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены в ст. 37 УПК.

Нормы, регламентирующие деятельность прокурора в административном судопроизводстве, закреплены в КоАП. Например, в его ст. 25.11 содержатся указания на полномочия прокурора, который вправе:

  • 1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
  • 2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
  • 3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Читайте также:  Как подать встречный иск в прокуратуру

Международные договоры РФ содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих организацию и деятельность органов прокуратуры. К подобного рода нормативным актам необходимо, например, отнести Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

Регламентируют вопросы деятельности органов прокуратуры и соответствующие указы Президента РФ. К ним, в частности, можно отнести указы Президента РФ от 02.01.2011 № 18 «О присвоении классных чинов работникам органов прокуратуры Российской Федерации» и от 04.10.2008 № 1441 «Об учреждении геральдического знака – эмблемы и флага прокуратуры Российской Федерации» и др.

Важную роль в организации и деятельности прокуратуры играют нормативные правовые акты, исходящие от Генерального прокурора РФ. Закон о прокуратуре предоставляет Генеральному прокурору РФ право издавать обязательные для исполнения всеми сотрудниками прокуратуры приказы, распоряжения, указания и инструкции, определяющие и разъясняющие вопросы организации деятельности органов прокуратуры, а также реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников. Указанные нормативные правовые акты занимают особое место в деятельности органов прокуратуры, поскольку принимаются в соответствии с текущей оперативной обстановкой, складывающейся в результате непосредственной работы прокуратуры по реализации своих полномочий, а также управлению всей системой ее органов.

Нормативные правовые акты, издаваемые Генеральным прокурором РФ, должны соответствовать следующим требованиям: во-первых, приниматься уполномоченным на это должностным лицом прокуратуры (Генеральным прокурором РФ или его заместителями); во-вторых, не противоречить Конституции и федеральному законодательству; в-третьих, быть обязательными для исполнения всеми прокурорами. Обязательное значение эти нормативные правовые акты имеют и для иных должностных лиц органов, поднадзорных прокуратуре.

Источники:
http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D0%9F_%D0%AE_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80_%D0%A8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%BA%D0%B8/24
http://studme.org/95294/pravo/pravovoe_regulirovanie_prokurorskogo_nadzora

Читайте также:
Adblock
detector