Какими вопросами занимается генеральная прокуратура

Содержание статьи

  • Чем занимается прокуратура
  • Как выучиться на следователя
  • Как стать военным прокурором

Надзорная деятельность прокурора за государственными органами

Осуществляя контроль за соблюдением закона органами исполнительной власти, сотрудники прокуратуры имеют право не только наблюдать за работой государственных структур, местной администрации и других организаций, но и вмешиваться в нее в случае установления фактов нарушения. Они выявляются на основании поступающей информации в виде жалоб от граждан либо статистических данных.

В ходе расследования сложившейся ситуации прокурор может беспрепятственно заходить в любые помещения, подлежащие проверке, опрашивать ответственных должностных лиц и граждан, в том числе и путем вызова их на допрос, а при получении положительных результатов – выносить постановление о начале уголовного или административного процесса.

Контроль за соблюдением законности следственно-розыскных мероприятий

Деятельность полиции всегда сопровождается недовольством граждан, которым отказано в возбуждении уголовных дел либо чьи права нарушены в результате ведения оперативно-розыскной работы. Прокурор обязан выявлять случаи готовящихся или совершенных преступлений, ведение следственных мероприятий по которым не удовлетворяет требованием уголовно-процессуального кодекса.

Получив заявление от гражданина либо найдя несоответствие в сведениях, поступающих от регистрирующих органов, медицинских учреждений, проводя плановую проверку по законности отказов в возбуждении уголовных дел, сотрудники прокуратуры начинают расследование. Они имеют право истребовать все служебные документы, сопровождающие розыскную деятельность, а также отменять незаконные акты, отстранять от работы провинившихся следователей, возвращать неправильно сформированные дела на доработку.

Проверка исполнительных органов, осуществляющих наказание граждан

Надзор за деятельностью мест временного содержания и лишения свободы граждан имеет два направления. Согласно первому прокурор следит за законностью их нахождения в вышеперечисленных заведениях, а по второму – условия их содержания. Для этого сотрудники прокуратуры могут беспрепятственно заходить на территорию исправительных учреждений, брать на ознакомление служебные бумаги, требовать разъяснения своих решений от должностных лиц и опротестовывать их действия, одним своим постановлением освобождать лиц, незаконно заключенных в следственные изоляторы, а также одиночные камеры и другие помещения дисциплинарного наказания.

Когда мы слышим слово “прокуратура”, то сразу представляем себе камеру предварительного заключения, зал судебного заседания или скамью подсудимых.

Однако ее работа заключается не только в расследовании уголовных дел. Основная задача прокуратуры — это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на нашей территории.

Прокуратура работает на основании ст. 129 Конституции РФ и Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”.

Органы прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который назначается на должность Советом Федерации РФ по предложению Президента РФ.

Генеральной прокуратуре подчиняются прокуратуры субъектов федерации, а им, в свою очередь, прокуратуры городов и районов.

Кроме того, есть специальные прокуратуры: военная во главе с Главной военной прокуратурой и Главным военным прокурором, транспортные, природоохранные и прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях.

Прокуратура занимается следующими вопросами.

1. Надзором за исполнением законов федеральными министерствами, службами и другими федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, военного управления, контролирующими органами и их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону их правовых актов.

Заметьте, что надзор не распространяется на Федеральное собрание РФ, Президента РФ, Правительство РФ, и на граждан, которые не являются должностными лицами. Также, прокуратура не надзирает и за судами.

Прокурор может беспрепятственно входить на территории учреждений, за которыми он надзирает, знакомиться с документами, вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений, а обнаружив, что было совершено преступление или административное правонарушение, возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.

Если у прокурора есть сведения о готовящихся незаконных действиях, он может дать потенциальному правонарушителю письменное предупреждение о недопустимости нарушений закона.

Если прокурор узнает, что каким-то органом издан нормативный или индивидуальный акт (об их различии смотрите главу 2), противоречащий закону, то он может принести в этот или в вышестоящий орган протест, т.е. обратиться с требованием об отмене этого акта или пойти с таким же требованием в суд.

Протест должен быть рассмотрен в десятидневный срок, и о результатах прокурор должен быть извещен немедленно.

Часто бывает так, что государственный орган не издает никаких письменных актов, а нарушает права граждан своими действиями. Например, начальник жилищной организации в нарушение законодательства не предоставляет инвалидам скидку с квартирной платы и коммунальных услуг в размере 50 процентов, но не подписывает никаких распоряжений, которые можно было бы опротестовать.

В этом случае прокурор может внести представление, (т.е. письменное требование) об устранении нарушений закона, которое должно быть рассмотрено немедленно, а меры по устранению нарушений должны быть приняты в течение месяца.

2. Второй вид прокурорского надзора — это надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами и другими федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, военного управления и контроля и их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

• рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

Читайте также:  Кто сильнее прокуратура или мвд

• разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

• принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и к возмещению причиненного ущерба;

Здесь прокурор имеет те же полномочия, что и при надзоре за соблюдением законов. Т.е. если он узнает о совершении преступление, то возбуждает уголовное дело и принимает меры для привлечения виновных к уголовной ответственности. Если права гражданина нарушаются в результате совершения административного проступка, то он возбуждает производство по делу об административном правонарушении.

Если права или свободы человека можно защитить только в судебном порядке, а пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или по другим причинам не может сам отстаивать свои права в суде или если нарушены права и свободы большого количества людей, или по другим причинам нарушение имеет большое общественное значение, то прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Во всех остальных случаях граждане должны обращаться в суд самостоятельно.

Занимаясь надзором за соблюдением прав и свобод человека, прокурор может вносить протесты и представления.

3. Третий вид прокурорского надзора — это надзор за исполнением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Здесь прокуратура имеет значительно большие полномочия.

Определение . Предварительное расследование преступлений бывает двух видов: дознание и предварительное следствие. Слово “предварительное” используется здесь потому, что основное расследование дела проводится судом.

Дознание — это “облегченный” способ расследования, который включает в себя меньше формальностей. Обычно им занимаются те органы, которые созданы для выполнения других задач.

А предварительное следствие — это основная форма расследования. Оно производится профессиональными следователями по большинству уголовных дел.

Дознание проводится дознавателями (следователями):

1) органов внутренних дел Российской Федерации;

2) органов пограничной службы Российской Федерации;

3) органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации;

4) таможенных органов Российской Федерации;

5) органов Государственной противопожарной службы;

О том, какие уголовные дела они расследуют, можно узнать в п. 3 ст. 150 УПК РФ, а о правах, которыми обладает прокурор при надзоре за предварительным следствием и дознанием в п. 2 ст.37 УПК РФ.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

Определение . Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — это особая деятельность компетентных органов, которая проводится для защиты прав граждан, безопасности общества и государства от различных преступлений.

Она включает в себя опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемую поставку и оперативный эксперимент [1] .

Заниматься ОРД могут органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, государственной охраны, пограничной службы, службы внешней разведки, Министерства юстиции РФ и таможенные органы.

Гражданин, считающий, что действия органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать их прокурору, в вышестоящий орган или в суд.

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами — это четвертый вид прокурорского надзора, поскольку исполнение судебных решений является “узким местом” нашей правовой системы.

Занимаясь им, прокурор имеет те же права, что и при надзоре за исполнением законов.

5. Последний вид прокурорского надзора — это надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и применяющих меры принудительного характера, по назначению суда, а также администрациями следственных изоляторов и других подобных учреждений.

Здесь прокурор имеет очень большие полномочия, вплоть до того, что он может освободить своим постановлением любого, кто содержится в этих учреждениях незаконно.

6. Еще одной задачей прокуратуры является уголовное преследование, иначе говоря, предварительное расследование по уголовным делам, отнесенным к ее ведению.

Т. е. прокуратура не только надзирает за предварительным следствием, но и сама расследует некоторые преступления и при этом надзирает сама за собой. Перечень преступлений, относящихся к ведению прокуратуры можно найти в п. 2 ст. 151 УПК РФ. Это, например, дела об убийствах, изнасилованиях и т.д.

7. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, в уголовном процессе в качестве обвинителей, а в гражданском и арбитражном процессе в качестве лиц, участвующих в деле (т.е. не являющихся ни истцами, ни ответчикам, но заинтересованных в его исходе).

Думаю, что объяснять, что такое государственное обвинение не нужно, поскольку все знают, что в суде прокурор доказывает обвинение, предъявленное подсудимому, и предлагает для него меру наказания.

В гражданском процессе прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту государственных или общественных интересов, а также прав и интересов граждан.

Прокурор обязан вступить в гражданский процесс, чтобы дать заключение по существу спора, т.е. сообщить суду свое мнение о том, как он должен быть разрешен, по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и по некоторым другим категориям дел, которые указаны в законе.

Прокурор может обжаловать приговоры, вынесенные по уголовным делам и решения по гражданским и арбитражным делам, в рассмотрении которых он принимал участие, в вышестоящую судебную инстанцию, и в этом случае его жалобы будут называться представлениями.

Читайте также:  Кемеровская транспортная прокуратура леонов

Это важно . Как мы убедились, прокуратура занимается очень широким кругом вопросов, но имеет относительно небольшие полномочия. Поэтому обращение к ней не всегда приносит результат. К ее помощи нужно прибегать тогда, когда речь идет об уголовном деле, деле об административных правонарушениях или об исполнении уголовных и административных наказаний. Здесь прокуратура обладает большими правами и может оказать нам реальную помощь.

В остальных случаях беспокоить прокуратуру нужно только по поводу серьезных нарушений закона. Теоретически от нее можно требовать принятия мер и при отсутствии информации о режиме работы на соседнем магазине, и в случае продажи вам некачественного товара, поскольку и то и другое является нарушением Закона РФ “О защите прав потребителей”, за соблюдением которого прокуратура также должна надзирать.

Но, учитывая, что защитой прав потребителей занимаются специальные органы, имеющие более серьезные полномочия по устранению подобных нарушений (госторгинспекции), обращение в прокуратуру по этому вопросу вряд ли является целесообразным.

С другой стороны, если нарушения достаточно серьезны, или касаются широкого круга лиц, или допускаются правоохранительными или контролирующими органами или если отсутствуют специальные органы, способные их устранить, помощь прокуратуры может быть достаточно эффективной.

Обращаясь в прокуратуру, нужно иметь в виду, что она принимает к рассмотрению только те обращения, которые не подведомственны суду, кроме случаев, когда они касаются защиты общественного интереса или прав социально незащищенных лиц.

[1] Ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”

Чтобы заказать услугу или получить консультацию, свяжитесь с нами по телефону (495) 229-67-08, skype: jurpom или напишите нам.

  • Под этим замысловатым названием скрываются самые обычные суды, которые раньше назывались народными, а теперь районными (в некоторых местах их называют …

«>Суды общей юрисдикции
Конституционный суд РФ занимается конституционным контролем, т.е. следит за тем, чтобы самые важные нормативные акты России не противоречили Конституц …

Впервые такую должность было введено при Петре Первом. В таком виде, котором мы видим современную прокуратуру она была сформирована еще в годы Советского Союза.

Здание генеральной прокуратуры

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • Научные и учебные институты и университеты;
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации;
  • Территориальные прокуратуры;
  • Военное подразделение;
  • Прокуратуры узкой специализации (транспортные, охранные);
  • Организации по редакции печатных изданий.

Генеральную прокуратуру возглавляет главный прокурор, который был выбран специальной комиссией, в чьи полномочия входит смена глав комитетов, повышение квалификации и прекращение действий органов, установление их статуса, а также их компетенции.

На заметку. Срок, который выбранная кандидатура занимает пост прокурора, составляет пять лет. Его правой рукой является первый и иные заместители, помощники.

Также в структуру входят советники. В зависимости, от задач, которые требуют выполнения, состав может меняться, но есть определенные должности, которые остаются неизменными. В их прямые обязанности входит курирование, контроль и руководство деятельностью иных нижестоящих прокуратур. Они выносят приказы, указания, распоряжения исполнение которых обязательно для всех сотрудников их организации и должны регламентироваться.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно — консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно — консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ. В его полномочьях в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры.

Также назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры РФ и их заместителей, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры настоящим Федеральным законом. Каждое подразделение так же имеет свою не менее сложную структуру, но каждая из них выполнят четко определенные задачи.

Для обозначения целей и задач, стоит заглянуть в первую статью законодательства о данном органе. В этом документе они обозначены: наблюдать за выполнением Конституции РФ, защита прав и свобод граждан, защита интересов общества. Приоритетными целями поставлены первые две из выше перечисленных.

Достигаются цели в основном надзорная и другая детальность. Цели выполняются средством достижения поставленных задач, которые так же сформулированы в Конституции и других нормативных документах. Основная задача, которая поставлена: это контроль за соблюдение прав и свобод гражданина.

Под принципами подразумевается основные правила, в соответствии с которым действуют все сотрудники органов. Их главный принцип- принцип законности, то есть каждый сотрудник организации должен четко знать и следовать прописанным законам. Соблюдать такой принцип особенно важно прокурором при выполнении мер по отношению к лицу, нарушившему закон.

Далее к основным принципам относят так же принцип централизации в основе которого представленная строгая подчинённость между сотрудниками; принцип единства определяет, что это единый комплексный орган, который действует как одно целое и не противоречат друг другу между структурами; принцип централизации означает что нижестоящие структуры подвластны вышестоящим; принцип независимости гласит о том, что прокуратура и ее сотрудники осуществляют свою деятельность и полномочья не зависимо от других органов и субъектов РФ; принцип гласности определяет что всю информацию о выполненной или запланированной на выполнение работа является общедоступной; принцип публичности обязывает всех сотрудников прокуратуры не зависимо от обстоятельств выполнять свои обязательства.

Читайте также:  Чем юстиция отличается от прокуратуры

Внешний вид сотрудников органа

Согласно законодательству, в обязательства данного органа входит: рассмотрение каких-либо обращений или жалоб касательно нарушений прав гражданина. Все обращения в данную инстанцию должны подаваться строго в письменном виде, и рассматривается в прописанном в законе сроках. Сообщают о результатах так же в письменном виде, где четко прописано порядок их защиты и какие будут приняты меры.

Так же одно из обязательств – предотвращение и пресечение в будущем действий, противоречащих Конституции РФ. Осуществление надзора над деятельностью городских и территориальных нижестоящих прокуратур и координирование их действий, проведение инспекций правовых актов, так же входит в их прямые обязанности.

Основные направления деятельности прокуратуры

В основном вся деятельность прокуратуры связана с надзором за исполнением тех или иных правовых актов. Организация осуществляет прокурорский надзор над:

  • надзор за исполнением законов, всеми государственными и другими учреждениями, связанными с исполнением, созданием и принятием мер за нарушение законодательства.
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и лиц, работающих в организациях, указанных выше;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляю­щими оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;

К другим направлением деятельности прокурора относят: регламентирование действий правоохранительных органов, помощь в делах особо тяжки преступлениях, участие в судебных делах (в том числе международных), обжалование приказов и постановлений, противоречащих закону, предотвращение коррупции и так далее.

Обратите внимание! Деятельность которая осуществляется от имени России Главным прокурором и его подчинёнными, направленная на контроль за соблюдением законодательства называется прокурорским надзором.

Полномочья прокурора- это все те права и обязанности, которые выполняет прокурор для выполнения его функций и задач.

Для максимально эффективной деятельности и достижение результата в ближайший срок на главного прокурора и его сотрудников положена функция координационной деятельности, которую проводит органы, которые состоят в их подчинении (к примеру исполнительный комитет). Такое курирование в основном проводится в таких направлениях: анализ состояния, структуры и статистики проведенной работы; прогнозирование тенденций; разработка нововведений в процедуру предотвращения нарушений; подготовка и распространение информации; усовершенствование практики.

Формы реагирования прокуратуры РФ, которые может применить прокурор: протест прокурора; представление прокурора; постановление прокурора; предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона. Если лицо уполномоченным выдавать законы, был издан акт, который противоречит уже имеющимся, в таком случае прокурор имеет право предъявить протест. Такой документ обязателен к рассмотрению в течении 10 суток с того момента как его издали.

Представление об устранении нарушений закона, выносится и бесспорно подлежит рассмотрению, главным отличием между этим видом меры и протестом является, что в данном случае представление об устранении выносится относительно уже совершенных действий. По истечению 1 месяца должны быть приняты уже конкретные действия для устранения недостатков принятого документа.

Так же может быть проведена проверка в ходе которой были выявлены признаки нарушения в деятельности, в таком случае выносится постановление о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Исходя из характеристики преступления выносит постановление о возбуждении дела и заносит все подробности в ведомство. О вынесенных результатах сообщается в письменном виде. Во избежание в будущем правонарушения, уполномоченный прокурор может вынести письменное предупреждение должностным лицам.

Важно! В случае невыполнения требований, в результате которого наступили негативные последствие, ответственное лицо будет привлечено к уголовной ответственности.

Функции прокуратуры в уголовной деятельности

Как уже было сказано выше в обязанности прокуратуры входит проведение, контроль за проведением процессов в суде. Образно здесь функции прокуратуры Российской Федерации можно разделить на две отрасли. Первая — контроль за возбуждением и расследованием уголовного процесса, ко второй относят участие в проведении судебного расследования, и надзор за принятием решения инстанции которая стоит ниже.

Собрание и принятие актов

Какими делами занимается прокуратура

В законодательном органе представители инстанции занимаются информированием о проделанной деятельности в их сфере, зачитывание законодательных актов Российской Федерации, разбор основных проблем. Так же в их компетенцию входит активное участие в проектах, подготовка документов для принятия актов.

В судебных органах они имеют права подавать апелляции, проводить оценку совершенному противодействию, опровергать и протестовать против вынесенному приговору, подавать заявления в Конституционный суд.

В исполнительной власти они проводят заседания и сборы, регулировать деятельность, анализировать и регламентировать преступность в той или иной местности, нахождения и ликвидация их оснований и причин.

Юридическое высшее образование

Для тех, кто хочет в будущем работать в этой сфере деятельности важен вопрос о обучении. Прокурор — это человек с высшим юридическим образованием. В независимости от отрасли в которой есть желание работать. В таком случае можно заканчивать такие специальности как: национальная безопасность, правоохранительные службы. Образование можно получить в любом ВУЗе, где можно получить юридические знания.

Источники:
http://www.prigonim.ru/samouchitel/organy-prokuratury.htm
http://shtrafsud.ru/dokumenty/funkcii-prokuratury.html

Читайте также:
Adblock
detector