Какими нормативными актами регламентирована деятельность прокуратуры

На основании ст.3 Закона О прокуратуре, формирование и принцип работы прокуратуры, а также ограничения власти прокуроров регулируются:

  • Конституцией РФ;
  • Федеральными законами, мировыми соглашениями, уставы которых в целом создают базу, где строятся правовые основы деятельности прокуратуры РФ.

Правовой источник деятельности прокуратуры

Первостепенным юридическим началом правового управления создания и последовательности работы прокуратуры считается Конституция Российской Федерации, регулирующая основные социальные взаимоотношения между субъектом и правительством. Она закрепляет фундамент социального строя, важнейшие принципы организации и функционирования всех правительственных отделов.

Конституционно-нормативное регламентирование рабочей деятельности прокуратуры РФ осуществляется в целом одной статьей 129 Конституции РФ, фиксирующей принципы о вступлении на работу прокуроров различных государственных уровней.

Назначение на должность прокурора

Прописанные законодательные изменения не решили важного вопроса, направленного на решение проблемы о нахождении прокуратуры в формировании государственной цепочки, отличительных отношений с разнообразными направлениями правительственной власти.

На основании ч. 2. ст. 129 Конституции РФ Генеральный прокурор РФ и его заместитель определяются и снимаются с должности Советом Федерации по распоряжению Президента РФ. Процесс определения на пост Главного прокурора и судьи высшей инстанции очень похож между собой и прописывается в Регламенте Совета Федерации.

Принцип равноправия субъектов РФ установлен Конституцией РФ. Именно это привело к переменам в процессе определения на пост обвинителей средней категории (ч. 3 ст. 129 Конституции РФ). Прокуроры субъектов РФ наделяются полномочиями указом Президентом РФ, но по рекомендации Генерального прокурора РФ. При этом федеральная законодательная база Российской Федерации не расписывает тонкости такой процедуры.

В ч. 4 ст. 129 Конституции РФ прописано, что обвинители центров, областей и отнесенные к ним прокуроры, ставятся на пост и снимаются с него Генеральным прокурором РФ, а все остальные – Президентом РФ.

Законодатель на конституциональной ступени зафиксировал только системно-иерархическую организацию правоохранительного органа, не решив при этом многие задачи, в основном пересеченные с конкретным объяснением правового состояния данного органа, его нахождения в системе правительственного механизма.

Важным юридическим законодательным актом особенного характера в структуре правовой координации образования и функции правоохранительного органа признается Закон о прокуратуре.

Положения Закона о прокуратуре

Сведение этого закона в момент образования правовых институтов на территории России как самостоятельного, свободного государства, а также отличительные характеристики финансовых, политических и других изменений в Российской Федерации повлекли несколько особенно важных принципов Закона О прокуратуре:

  • предназначение и расположение правоохранительного органа в структуре государственных институтов России как суверенного и свободного органа наблюдения за выполнением законов;
  • в первый раз переделано направление прокурорского влияния. Если раньше прокуратура рассматривалась как высший орган, то во время образования российской структуры права смысл прокурорского надзора не соответствовал бы демократической идеи распределения власти, заложенной в фундамент механизма формирования правового государства;
  • первостепенный интерес направлен на работу органов российской прокуратуры в области охраны прав и свобод граждан. Обязательность отклонения в сфере правозащитной работы органов прокуратуры повлекло увеличение законодательной базы;
  • имеют место важные положения работы органов прокуратуры, они изменили свой статус на общеобязательный;
  • прокуратура рассматривается как следящий орган. Первостепенным ее назначением считается произведение и использование надзорной функции;
  • прописано основное условие к правоохранительному органу: их работа должна проводиться четко в критериях всех нормативных актов, подписанных на территории Российской Федерации.

Дополнения к Закону о прокуратуре

Поправки к Закону о прокуратуре в 1995 г., сводятся к следующему:

На время внесения поправок в Закон о прокуратуре в 1999 г. в схеме правительственного механизма России не было органа, проводимого ежедневный контроль за выполнением пунктов Конституции РФ.

По задумке специалистов в этой сфере, именно прокуратура обязана была ликвидировать несоблюдения Конституции РФ и обладала для этого всеми полномочиями.

  • прокуратура назначена органом, выполняющим контроль за придерживанием Конституции РФ, потому что отсутствие официально зарегистрированного задания на такую обязанность вызывало на практике противоречия по этому поводу во взаимоотношениях многих правительственных систем с уполномоченными субъектами;
  • были ликвидированы принципы, обозначающие функции прокуроров на ограниченный срок, что, однако, не указывает на то, что благодаря этому изменению прокуроры стали постоянными;
  • с введением Закона о правоохранительных приставах стало обязательным добавить этот орган в число правительственных систем, на которые возлагается контрольная деятельность прокуратуры. Поправки, добавленные в Закон о прокуратуре в 1999 г., дали прокурорам право производить надзор за соблюдением законов судебными приставами, однако не определил: предмет контроля, надзорную компетенцию, список документов реагирования, которые прокурор должен использовать при обнаружении несоблюдения закона данным субъектом;
  • был установлен дополнительный документ принятия мер прокурора – извещение о нетерпимости нарушения законодательной базы (ст. 25.1).
Читайте также:  Что такое отвод прокурору

После поправок, внесенных в Закон о прокуратуре, в 1999 г. изменения продолжают вноситься, одни из которых следующие:

  • введение присяги Генерального прокурора РФ;
  • создание прокурорской системы СЛП России как независимого органа, что позволило разделить между собой противоборствующие позиции: уголовного преследования и надзора Также это способствовало увеличению продуктивности исполнения обязанностей в обеих областях;
  • расширение п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре, прописывающий необходимость выполнения приказов прокурора;
  • наделение прокуроров властью на реализацию антикоррупционной проверки юридических документов с дальнейшим оглашением результата в качестве акта прокурорского реагирования;
  • поднятия срока исполнения своих обязательств работников прокуратуры на пять лет (с 60 до 65);
  • дополнение ст. 40.2 Закона о прокуратуре нормой о привлечение всех работников прокуратуры к предоставлению данных о своих доходах и обязательств имущественного характера, а также о доходах и имуществе своих супругов и детей до 18 лет;
  • увеличение числа объектов, находящихся под контролем органов прокуратуры. Власть прокуроров обхватывает деятельность по следованию Конституции РФ, выполнению законодательной базы, а также за законами, издаваемыми для проведения надзора за соблюдением прав граждан в тюрьмах.

В редакции от 21 июля 2014 г. Закона о прокуратуре прописаны дополнения, касающиеся структурных составляющих прокурорской системы, а именно органы прокуратуры переименовывают в общенаучные и общеобразовательные учреждения.

Закон о прокуратуре в настоящее время не совершенен, так как не соответствуют требованиям социальной жизни в полном объеме. Но его прорабатывание дает возможность выявить недостатки, требующие ликвидирования и необходимые для дальнейшего усовершенствования.

Нормы, формирующие фундамент проведения прокурорского контроля в некоторых областях юридических отношений, выделены в большой базе законов, но четко просматривается наклонность к его реформированию.

Контролирующие нормативно-правовые документы

Среди нормативных юридических документов, контролирующих работу прокуратуры РФ, особой ценностью наделены Федеральные конституционные законы от:

В вышеперечисленных актах указано право Главного прокурора РФ и прокуроров ниже по рангу исполнять обязанности по контролю за выполнением федеральных законов соответствующими органами, прописываются полномочия прокурора производить контроль за обоснованностью работы соответствующих отделов и лиц. Также, в них определены обязанности прокурора, предписывающие основания, формы работы органов прокуратуры по контролю, а также указывается необходимость осуществления контроля за обоснованностью деятельности соответствующих отделов и граждан.

Среди общегосударственных законов РФ, контролирующих свойства проведения прокурорской проверки в соответствующих областях социальных отношений, важную роль играют образцовые правовые акты.

Например, КоАП РФ выделяет права и функции прокурора в области контроля за придерживанием Конституции РФ и исполнением законов при рассматривании дел об административных проступках.

Некоторые правовые нормы, обозначающие функции прокуроров в определенных областях правовых взаимоотношений, включены в Трудовой кодекс РФ. Допустим, в нем прописано, что правительственный контроль за конкретным выполнением трудового законодательства и других юридических актов, включающих нормы трудового права, проводит Генеральный прокурор РФ со своими подчиненными в соответствии с общегосударственной законодательной базой (ч. 4 ст. 353).

Процессуальное право в качестве законной базы работы прокуратуры РФ также влияет на направления отношений судебных органов с прокуратурой, категорию прокурора в судебном деле. Другими словами, им контролируются возможность привлечения прокурора в процессуальное дело, а также право обращения им в судебный орган с заявлениями и первостепенные полномочия прокурора в судебном деле (ст. 45 ГПК РФ, ст. 37 УПК РФ, ст. 52 АПК РФ и др.).

Читайте также:  Как найти управу на прокуратуру

Международные правовые акты

Важное место в структуре юридических источников правового управления функционирования работы органов прокуратуры в России занимают мировые юридические акты.

В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что общие принципы и нормы мирового права и соглашения РФ считаются главной частью ее юридической структуры.

Органы прокуратуры в России наделены властью использовать различные международно-юридические акты, например соглашения в области мирового гуманитарного права, двусторонние договоры о правовых взаимоотношениях по разного рода процессам.

Мировые соглашения РФ формируют правовую основу функционирования и последовательности выполнения работы органов прокуратуры РФ лишь в сфере ее мирового сотрудничества.

Подписание и выполнение соглашений о предоставлении юридической помощи является самой важной линией работы прокуратуры РФ.

Россия сейчас является участницей более 30 мировых соглашений об оказании такой помощи.

В число важных соглашений о предоставлении юридической помощи входят:

На основании последнего документа обе стороны обязаны помогать друг другу в области сбора улик, допроса свидетелей, подозреваемых и тому подобнее.

К нормативным документам, контролирующим последовательность и законность деятельности органов прокуратуры РФ относят:

  • указы Президента РФ;
  • акты Генерального прокурора РФ (распоряжения, положения и инструкции).

Особую роль среди документов Президента РФ об управлении работы органов прокуратуры играет Положение о направлении работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью, подписанное Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567. О том, что соблюдение данного Положения обязательно прописано в ст. 8 Закона о прокуратуре. Этим Положением обосновываются принципы и функции координационной деятельности, ее особые характеристики, власть ее должностных лиц.

Классные чины сотрудников прокуратуры

Подобным методом в Законе о прокуратуре рассмотрена тема о классных чинах сотрудников прокуроры.

Например, в его ст. 41 предписано, что прокурорам и сотрудникам научных и образовательных организаций структуры прокуратуры в России назначаются классные чины на основании их должностей и трудовым стажем.

Приказы Генерального прокурора РФ контролируют основные и важные задачи функционирования системы органов прокуратуры РФ, и последовательность применения мер материального и социального награждения ее сотрудников.

Например, разделение полномочий между различными прокуратурами проводится по формам подконтрольных организаций, при этом месторасположение не имеет значения.

Распоряжения Генеральной прокуратуры РФ контролируют более специализированные формы органов прокуратуры.

Такие виды указаний Генерального прокурора направлены на исполнение разовых мер или действий краткосрочного направления.

Статья 3 Федерального закона «О Прокуратуре РФ» устанавливает правовые организации и деятельности Прокуратуры РФ. Организация и деятельность прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуратуры определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Прокуратуре» и федеральными законами, международными договорами РФ. На прокуратуру может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Общие вопросы организации и деятельности прокуратуры определены статьей 129 Конституции РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. В комплексе регулируются все основные вопросы организации и осуществления прокурорского надзора по всем его направлениям. Вместе с тем, избежать перегрузки основного нормативного акта о прокуратуре помогает разрешение конкретных вопросов прокурорского надзора по соответствующему отраслевому законодательству (ГПК, АПК, УПК, Таможенному кодексу, «Об учреждениях и исполняющих уголовные наказания», Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О внешней разведке» и некоторые другие). Статья 31 вышеуказанного ФЗ регламентирует расследование преступлений органами Прокуратуры РФ. Компетенция органов прокуратуры по расследованию дел об уголовных преступлениях определена статьей 126 УПК. Правомочия следователей установлены частью 1 статьи УПК.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента российской Федерации. Право образования новых прокуратур в связи с возникающей необходимостью (изменение административно-территориального деления, образование новых районов и т.д.) принадлежит Генеральному прокурору РФ.

Читайте также:  Оперуполномоченный относится ли к органу дознания

В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), начальники и заместители начальников которые назначаются на должность и освобождаются от неё Генеральным прокурором РФ и являются соответственно его старшими помощниками и помощниками. Генеральный прокурор имеет также советников и помощников по особым поручениям. В управлениях и отделах есть старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам и их помощники. Они, а также главный бухгалтер Генеральной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором.

В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия того и другого или в случае невозможности выполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.

Прокурор, помощник прокурора и следователи прокуратуры, их основные функции

В вышестоящих прокуратурах (кроме районных, городских и приравненных к ним специализированных прокуратур) создаются коллегии в составе руководителя соответствующей прокуратуры (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначенных руководителем данной прокуратуры. Коллегии, создаваемые в прокуратурах, являются совещательными органами. На основании их решений соответствующие прокуроры в пределах своей компетенции издают приказы и иные акты. Прокурор осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Следователь уполномочен в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Приказ Генерального прокурора РФ – совокупность норм и правил, которые создают реальный механизм исполнения органами прокуратуры законодательства о прокуратуре и иных нормативных правовых актов РФ (например «Приказ Генерального прокурора от 26 июня 1997 г. № 34 „Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью“).

Указание генерального прокурора РФ – нормативный акт общего характера, принимаемый по отдельным вопросам организации и деятельности прокуратуры, практики применения законов.

Инструкция Генерального прокурора представляет собой систематизированную совокупность предписаний и рекомендаций, излагаемых в нормативно-правовой форме, разъясняются организационные, кадровые, методические, технические, финансовые стороны деятельности.

Информационное письмо содержит выводы и рекомендации по поводу совершенствования работы и, как правило, сопровождают приказы, указания.

Обзор – полное исследование практики органов прокуратуры по определенному виду деятельности и реализации той или иной функции.

Положение о данном подразделении — нормативный акт, содержащий в себе задачи подразделения, основные полномочия (разграничение управленческих функций в отношении нижестоящих органов, контроль за их деятельностью и т. д.), функции и структуру подразделений, порядок их взаимодействия, принципы организации работы. Вступает в силу после его рассмотрения соответствующим прокурором и его утверждения.

А также могут быть и такие документы организационно-распорядительного характера, как представление вышестоящему прокурору, задание, акт проверки работы подчиненных прокуратур, распоряжение о распределении обязанностей между прокурорами отдела, заключение по материалам проверки жалобы, заявления, замечания на надзорный или управленческий акт нижестоящего органа и др.

Данные акты обычно состоят из вводной, описательной и постановляющей (предлагающей, директивной) частей. Они должны отвечать требованиям порядка их составления, содержания и структуры, а также соответствовать требованиям закона, приказам и указаниям Генерального прокурора. Данные акты необходимо рассматривать как самостоятельную разновидность служебной документации, так как они отражают самостоятельную управленческую деятельность.

Источники:
http://m.studwood.ru/824787/pravo/normativnye_akty_reguliruyuschie_deyatelnost_prokuratury
http://be5.biz/pravo/p028/53.html

Читайте также:
Adblock
detector