Каким законом регламентируется деятельность органов прокуратуры

Основополагающие документы, регламентирующие деятельность органов прокуратуры Российской Федерации являются:

Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года ст. 129 (текст статьи)

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В соответствии со ст. 21 указанного предметом прокурорского надзора является в том числе соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Указанное постановление Конституционного Суда РФ было принято по жалобам некоммерческих организаций, и в нем говорится о необходимости составления такого акта по итогам проверки некоммерческой организации. Однако представляется, что тот же подход должен применяться и в отношении прочих лиц (нет оснований полагать, что соответствующие гарантии, которыми при проведении прокурорской проверки должна располагать некоммерческая организация, не должны предоставляться коммерческой организации или иному лицу).

Приказ упоминает в числе лиц, проверки которых им регламентируются, не только некоммерческие организации, но и все иные органы и организации, подлежащие прокурорскому надзору, из чего можно сделать вывод, что его требования распространяются на прокурорские проверки любых лиц.

Тот же вывод содержится, например, в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 23.08.2016 по делу № А23-4656/2015, в котором указано, что положения данного Приказа носят универсальный характер и распространяются в отношении проверок как некоммерческих, так и коммерческих организаций.

Читайте также:  Можно не ездить к дознавателю после дтп

В соответствии с п. 1.2 Приказа после завершения проверки в течение 10 рабочих дней руководителю или уполномоченному представителю проверяемого органа (организации) предоставляется право ознакомления с актом проверки.

Несмотря на то что в данном положении Приказа не говорится прямо о том, что такой акт должен быть составлен и предоставлен представителю проверяемого лица в том числе и в случае, если какие-либо нарушения проверкой не выявлены, тем не менее, такой вывод следует из постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.201. № 2-П, для исполнения которого данный приказ был принят.

Таким образом, если в ходе прокурорской проверки в деятельности проверяемого лица были выявлены те или иные нарушения законов, они должны быть отражены в соответствующем акте прокурорского реагирования. Если нарушения в ходе проверки не выявлены, то в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П и Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 28.05.2015 № 265 также должен быть составлен акт, содержащий констатацию отсутствия в деятельности проверяемого лица нарушений законов.

Правовое регулирование прокурорского надзора

Прокурорский надзор как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих деятельность органов прокуратуры по установлению и укреплению законности и правопорядка в Российском государстве.

Международные договоры Российской Федерации содержат достаточно большое количество норм, регламентирующих вопросы организации и деятельности органов прокуратуры.

К подобного рода нормативным актам необходимо отнести:

Конституция Российской Федерации определяет принципы организационного построения и деятельности прокуратуры. Так. в ст. 129 Конституции РФ сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

В этой же статье Конституции РФ определен порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, а также нижестоящих прокуроров. В соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции РФ Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Это конституционное положение позволяет на самом высоком уровне закрепить идею независимости прокурорского надзора от иных ветвей государственной власти, обеспечить ее самостоятельное функционирование.

Читайте также:  Отпевают ли в церкви судей и прокуроров

Федеративное устройство Российской Федерации обусловило то, что в ч. 3 ст. 129 Конституции РФ закреплено положение, согласно которому прокуроры субъектов РФ назначаются на должность только после согласования с органами власти субъекта РФ. Данное положение нивелируется положениями ч. 4 ст. 129 Конституции РФ. где указано, что все остальные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Закон определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из основных направлений (отраслей) прокурорского надзора, определяет полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, определяющие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, се кадровый состав, меры правовой и социальной зашиты сотрудников.

Федеральные законы. Прокурорский надзор охватывает широкую сферу правоотношений, поэтому деятельность прокурора на отдельных направлениях регулируется нормами, содержащимися в иных федеральных законах.

Неисполнение законных требовании прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-разыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования, а также по надзору за исполнением законом органами дознания и предварительного следствия определены в ст. 37 УПК РФ.

Нормы, регламентирующие деятельность прокурора в административном судопроизводстве, содержатся в Кодексе об административных правонарушениях РФ. Например, ст. 25.11 КоАП содержит указания на полномочия прокурора.

Так, прокурор в пределах своих полномочий вправе.

  1. возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
  2. участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
  3. приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Указания о прокурорском надзоре в тех или иных сферах общественной жизни содержатся также в следующих федеральных законах:

Читайте также:  Какие статьи коап рассматривает прокуратура

Нормы о прокурорском надзоре содержат и иные федеральные законы, регулирующие деятельность поднадзорных прокуратуре органов и должностных лиц.

Указами Президента Российской Федерации регламентируются вопросы, связанные с деятельностью органов прокуратуры.

К ним, в частности, можно отнести:

Основанные на положениях Конституции РФ. федеральных законов, данные акты регулируют широкий круг вопросов: об организации деятельности системы прокуратуры, о разграничении компетенции между различными ее составляющими; о порядке реализации мер материальною и социальною обеспечения прокурорских работников; об особенностях реализации полномочий прокурора во всех направлениях прокурорской деятельности; определяют приоритетные направления прокурорского надзора в зависимости от состояния законности в конкретных сферах правовых отношений.

Указанные нормативные правовые акты занимают особое место в деятельности органов прокуратуры, поскольку принимаются в развитие текущей оперативной обстановки, складывающейся в сфере деятельности прокуратуры по реализации своих полномочий, а также по управлению всей системой органов прокуратуры.

Источники:
http://pravo.rg.ru/rubrics/question/929/
http://isfic.info/nadzor/grigs04.htm

Читайте также:
Adblock
detector