Каким образом прокуратура участвует в правотворческой деятельности

Совершенствование федерального законодательства, нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления требует непосредственного участия органов прокуратуры в правотворчестве.

В юридической науке под правотворческой деятельностью понимается:

    1. в широком смысле — формирование права;
    2. в узком смысле — создание нормативных правовых актов.

В последние годы активному осуществлению указанной деятельности способствует наличие у большинства прокуроров субъектов РФ права законодательной инициативы, введение должности старшего помощника прокурора субъекта РФ по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами, органами местного самоуправления, использование различных форм участия в правотворчестве.

Органы прокуратуры играют важную роль в реализации правотворческой функции. Характер деятельности позволяет прокурорам быть наиболее осведомленными о потребности в правовом регулировании практически всех сфер общественных отношений. Участие в правотворчестве органов прокуратуры делает возможным предотвращение издания незаконных нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 4 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре» участие в правотворческой деятельности является одним из важных направлений прокурорской деятельности.

Согласно ст. 9 ФЗ прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения

    • об изменении законов и иных нормативных правовых актов;
    • о дополнении законов и иных нормативных правовых актов;
    • об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры РФ см. приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17 сентября 2007 г. N 144

    1. выявлять потребности в правовом регулировании общественных отношений;
    2. в рамках предоставленных полномочий принимать меры к устранению пробелов и коллизий правового регулирования.

Приэтом взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также участие в правотворческой деятельности следует подчинить задачам обеспечения соответствия принимаемых нормативных правовых актов федеральному законодательству, потребностям в правовой регламентации общественных отношений, максимально используя для этого предоставленные законом полномочия.

Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генпрокурора РФ от 17.09.2007 N 144), определены такие направления участия прокуратуры в правотворческой деятельности, как:

    • инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры;
    • участие в подготовке законопроектов , разрабатываемых другими органами государственной власти;
    • подготовка правовых заключений на законопроекты и иные нормативные правовые акты;
    • участие в обсуждении законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Федеральное Собрание) и законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

На старших помощников прокуроров возлагаются следующие основные задачи (п. 6.1 Положения):

    1. обеспечение участия прокуратуры в разработке региональных нормативных правовых актов;
    2. подготовка предложений по совершенствованию федерального законодательства;
    3. организация постоянного представительства прокуратуры в органах государственной власти субъекта РФ;
    4. обеспечение участия представителей прокуратуры в рассмотрении органами государственной власти субъекта РФ протестов и представлений прокуратуры;
    5. инициирование принятия нормативных правовых актов субъекта РФ и муниципальных образований, необходимых для реализации федеральных законов;
    6. предотвращение принятия законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления законов и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Формы решения этих задач (п. 6.4 Положения):

    • внесение предложений в планы подготовки нормативных правовых актов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
    • внесение законопроектов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с использованием права законодательной инициативы либо направлением законопроектов в органы, обладающие этим правом;
    • участие в рабочих группах, заседаниях комитетов и комиссий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
    • подготовка заключений на проекты нормативных правовых актов;
    • информирование законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о несоответствии положений проекта нормативного правового акта федеральному и региональному законодательству;
    • участие в заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при принятии нормативного правового акта;
    • информирование подразделения прокуратуры, осуществляющего надзор за исполнением законодательства, о принятии акта, противоречащего Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Читайте также:  Специализированные прокуратуры что входит

Наряду с этим в ходе подведения итогов работы за полугодие старшими помощниками прокуроров субъектов РФ составляются и направляются в правовое управление Генпрокуратуры РФ информационно-аналитические справки о состоянии правотворческой работы в субъекте РФ, в том числе о законодательных инициативах органов государственной власти субъектов РФ по вопросам, непосредственно связанным с компетенцией прокуратуры, и собственные предложения по совершенствованию федерального законодательства. Такие предложения могут направляться прокуратурами субъектов РФ в Генпрокуратуру РФ вне зависимости от представления информационно-аналитической справки (п. 6.5, 6.6 Положения).

Правовым управлением Генпрокуратуры РФ поступившие предложения обобщаются в электронном банке данных, тщательно анализируются и активно используются при осуществлении участия в правотворчестве.

В приказе Генпрокурора РФ от 02.10.2007 N 155 предписано обеспечить активное участие прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан:

    1. своевременно запрашивать и изучать проекты региональных, муниципальных нормативных правовых актов с составлением заключений, содержащих их правовой анализ;
    2. участвовать в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления;
    3. своевременно направлять в адрес руководителей указанных органов замечания и предложения об устранении выявленных в проектах нормативных правовых актов несоответствий федеральным и региональным законам.

При отклонении замечаний прокуроров на проекты законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, противоречащих федеральному законодательству, прокурорам следует направлять информацию высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) региона, главе муниципального образования, возглавляющему местную администрацию, для использования ими права отклонить законы, муниципальные нормативные правовые акты, принятые соответствующими представительными органами власти.

В ситуациях длительного непринятия представительным (законодательным) органом субъекта РФ предусмотренных федеральным законодательством нормативных правовых актов прокуроры должны вносить представления об устранении нарушений закона, предложения об изменении, дополнении, отмене нормативных правовых актов, использовать имеющееся у них право законодательной инициативы, в первую очередь в целях урегулирования отношений с участием категорий граждан, являющихся объектами особой социальной защиты государства.

Одновременно приказом Генпрокурора РФ от 24.11.2008 N 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» на правовое управление Генпрокуратуры РФ возложены:

    • определение основных направлений и организация планирования законопроектной деятельности в системе прокуратуры РФ;
    • координация законопроектной работы структурных подразделений Генпрокуратуры РФ (включая деятельность представителей структурных подразделений в рабочих группах палат ФС РФ), согласование разрабатываемых ими проектов законов, обеспечение сопровождения проектов в палатах ФС РФ;
    • обеспечение структурных подразделений Генпрокуратуры РФ и прокуратур субъектов РФ информационными материалами по законопроектной деятельности палат ФС РФ;
    • организация доступа прокуратур субъектов РФ к электронным базам данных актов субъектов РФ;
    • подготовка для прокуратур субъектов РФ проектов модельных законов (предложений), которые могут быть внесены в порядке законодательной инициативы в законодательные органы субъектов РФ в целях единообразного правового регулирования актуальных вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;
    • организация и проведение во взаимодействии с управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ антикоррупционной экспертизы проектов законов;
    • подготовка методических рекомендаций и информационных писем по вопросам организации и осуществления законопроектной деятельности в системе органов прокуратуры.

В настоящее время особенно актуально участие прокуроров в правотворчестве на муниципальном уровне, так как органы местного самоуправления издают наибольшее количество нормативных правовых актов, противоречащих действующему законодательству.

В соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Важность этой деятельности прокуроров подчеркивается в приказе Генерального прокурора № 47 от 9 августа 1996 г. «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации». В этом приказе определяется порядок участия прокуроров в разработке заключений на поступающие в прокуратуру проекты законодательных актов, предложений об их дополнениях, внесения предложений и заключений в соответствующие органы.
Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры могут судить об эффективности того или иного закона, выявлять области государственного, экономического и социально-культурного строительства, не получившие достаточного законодательного регулирования. Эти пробелы законодательства должны быть восполнены. В существенной степени это касается уголовного и уголовно-процессуального, хозяйственного, коммерческого, предпринимательского законодательства. Появляются новые виды общественно опасных деяний, ответственность за которые не определена в действующем уголовном законодательстве, и немало составов преступлений, предусмотренных в действующем УК, требуют совершенствования.
Особое значение участие прокуроров в правотворческой деятельности приобретает в связи с необходимостью приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством.
В деятельности прокуроров данного направления можно различать несколько форм. Во-первых, это участие прокурора в подготовке нормативного акта. Представители Генеральной прокуратуры и прокуратур субъектов РФ нередко принимают участие в работе групп и комиссий законодательных органов по подготовке проектов конкретных нормативных актов. При этом они обсуждают готовые проекты, вносят в них свои предложения.
Второй формой участия прокуроров в правотворческой деятельности является участие прокурора в обсуждении проектов законов на заседаниях представительных органов. Согласно ст. 7 Закона о прокуратуре прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) органов и высказывать свое мнение относительно обсуждаемых проектов законов.
Третья форма участия прокурора в правотворческой деятельности состоит во внесении актов прокурорского реагирования на не соответствующие федеральному законодательству нормативные акты субъектов РФ и участии прокуроров в их рассмотрении в представительных (законодательных) органах субъектов РФ. Выявив закон субъекта РФ, не соответствующий Конституции РФ или федеральному законодательству, прокурор вносит протест или представление в принявший его орган с изложением предложений об его отмене или изменении. В последующем прокурор участвует в рассмотрении своего акта реагирования.
Четвертая форма участия прокурора в правотворческой деятельности заключается в разработке отдельных проектов законов и внесении их через органы, обладающие правом законодательной инициативы, в представительные (законодательные) органы.
Генеральный прокурор и другие прокуроры-руководители прокуратур согласно Конституции РФ не имеют права законодательной инициативы. Поэтому для принятия разработанного ими проекта закона или поправок и дополнений к действующему закону соответствующим законодательным органом они должны обратиться со своими предложениями в один из органов, наделенных правом законодательной инициативы, из числа указанных в ст. 104 Конституции РФ.
Отсутствие права законодательной инициативы существенно затрудняет правотворческую деятельность прокуроров. Однако данное обстоятельство не уменьшает значения этой деятельности прокуроров и необходимости активного использования ими всех доступных форм, средств и методов совершенствования законодательства.

Читайте также:  Требование прокурора что это

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

юридические науки

  • Заидова Манарша Усмахановна , преподаватель
  • Дагестанский государственный университет народного хозяйства
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ
  • ПРОКУРОР
  • ПРАВОТВОРЧЕСТВО
  • ЗАКОННОСТЬ

Похожие материалы

Данное право подчеркивает значение прокуратуры в совершенствовании законодательства, которое является фундаментом правового государства.

Под правотворческой деятельностью понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также непосредственно народа страны, субъектов Федерации, населения муниципальных образований по созданию, изменению, отмене правовых норм.

Важность этой деятельности прокуроров подчеркивается в приказе Генерального прокурора № 47 от 9 августа 1996 г. «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации». В этом приказе определяется порядок участия прокуроров в разработке заключений на поступающие в прокуратуру проекты законодательных актов, предложений об их дополнениях, внесения предложений и заключений в соответствующие органы.

Участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры одновременно реализуют возложенную на них функцию правозащиты, обеспечивают верховенство закона. Принятие всеми представительными и исполнительными органами нормативно-правовых актов в строгом соответствии с Конституцией РФ и законами, а именно на это направлена правотворческая деятельность прокурора, предупреждает нарушения прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, способствует повышению авторитета органов представительной и исполнительной власти, что положительно сказывается на укреплении законности и правопорядка.

Участие прокурора в правотворческой деятельности осуществляется на основе определенных принципов, к числу которых относятся такие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, как законность, единство и централизация органов прокуратуры, независимость и гласность в деятельности органов прокуратуры.

Формы участия прокуроров в правотворческой деятельности весьма многообразны.

  • Участие прокурора в подготовке проектов нормативных актов.
  • Проведение прокурорами правовой экспертизы проектов законов и иных нормативных актов. При этом прокуроры имеют возможность предложить более совершенную редакцию отдельных статей акта, внести соответствующие дополнения в виде новых статей или пунктов, указать на неполноту регулирования актом общественных отношений и высказаться о возможных негативных последствиях в случае, если акт будет принят в представленном виде. Более того, прокурор может выразить мнение о невозможности принятия акта ввиду явного несовершенства.
Читайте также:  Что запрещено прокурору

В отдельных случаях прокурор, вообще, может высказаться о нецелесообразности принятия акта, например, когда общественные отношения в рассматриваемой сфере достаточно обстоятельно урегулированы ранее принятым актом или когда принятие акта, в силу противоречия его действующему законодательству, приведет к нарушениям прав и свобод граждан и другим негативным последствиям.

Давая правовую оценку проектам актов, с точки зрения их соответствия действующему законодательству, внося предложения, направленные на совершенствование проектов актов, прокурор, с одной стороны, предупреждает принятие (издание) правовых актов, противоречащих законам, и, с другой стороны, способствует принятию более совершенных актов.

  • Участие прокуроров в заседаниях представительных и исполнительных органов позволяет быть в курсе законотворческой практики, обсуждаемых вопросов.
  • Участие прокурора в рассмотрении представительными и исполнительными органами внесенных им протестов на незаконные правовые акты. Закон о прокуратуре РФ наделил прокуроров правом участия в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами представительной и исполнительной власти, а также представительными и исполнительными органами муниципальных образований. Это право достаточно широко используется. Участвуя в этой работе, прокурор имеет возможность выступить в обоснование внесения акта прокурорского надзора (реагирования) со ссылками на соответствующие законы, убедить депутатов и других лиц в незаконности принятого ими акта или его части. Эта деятельность прокуроров также способствует совершенствованию законодательства и, следовательно, укреплению законности и правопорядка.
  • Внесение предложений в органы представительной (законодательной) власти, представительные и исполнительные органы муниципальных образований и в органы, обладающие правом законодательной инициативы, о принятии новых актов, об отмене действующих актов или о внесении в них дополнений и изменений (поправок).

Координацию и согласование усилий органов прокуратуры в процессе осуществления работы по участию в правотворческой деятельности осуществляет управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в прокуратурах субъектов Федерации – соответствующие управления и отделы.

Одной из форм участия Генерального прокурора РФ в правотворческой деятельности является согласование, совместное издание с иными государственными органами нормативных актов в случаях и в порядке, определенных Законом о прокуратуре. Согласование в данном случае выражается в особом способе правового контроля соответствия требованиям закона данного нормативного акта или решения полномочного на его принятие органа и принятия мер к устранению имеющихся недостатков.

Список литературы

  1. Винокуров Ю., Смирнов А. Участие прокурора в правотворческой деятельности //Законность.1996. №8. С. 35-38.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.07.2016) «О прокуратуре Российской Федерации»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источники:
http://studopedia.ru/19_54721_uchastie-prokurora-v-pravotvorcheskoy-deyatelnosti.html
http://novainfo.ru/article/9376

Читайте также:
Adblock
detector