Специализированные прокуратуры – государственные органы, осуществляющие надзор за исполнением законодательства в определённой, специфической области – об их сущ-нии говорится в ст. 16 ЗоП. Согласно Концепции суд-прав реформы предусматривалось создание спец-х прок: транспортных, экологич, по наздору за исправ-трудов учреждениями, но не все они сущ-т на наст момент.
Специализированными прокуратурами в РБ, согласно Пост Президиума ВС РБ от 29.12.1993 г. , которым утверждена Структура органов прокуратуры РБ являются:
А) Белорусская транспортная прокуратура (приравнена к прок обл/ Мн) и подчиненные ей нижестоящие транспортные прокуратуры (приравнены к межрай прок)
Транспортные прокуратуры существовали до 60-х годов, потом были упразднены. В 70-х встал вопрос об их возрождении и в 1980 г. Приказом Генерального прокурора были воссозданы на правах областных и межрайонных прокуратур транспортные прокуратуры. В БССР была создана Белорусская транспортная прокуратура во главе с Белорусским транспортным прокурором. Остальные транспортные прокуратуры были созданы в крупных транспортных узлах на правах межрайонных прокуратур. Они разбирают правонарушения на всех видах транспорта кроме автомобильного.
На сегодн день их 9 шт ( Бел трансп + 6 обл городов + Барановичи, Орша)
Б) Белорусская военная прокуратура и подчиненные ей межгарнизонные и приравнен к ним военные прокуратуры – Гл. 16 ЗоП
Система военных прок = (ст. 72 ЗоП)
1) Бел воен прокуратура (на правах обл/Мн)
2) военная прок по надзору за зак-тью в частях ВВС и войск противовоздушн обороны
3) военная прок по надзору за зак-тью на Гос границе и в пограничн войсках РБ
4) м/гарнизон военные прок-ры (р-ный ур-нь)
Военные прокуроры и следователи военных прокуратур имеют статус военнослужащих, осуществляют полномочия в ВС РБ, пограничных, иных войсках и воинских формированиях РБ, гос органах, где предусм военн служба, и обладают в пределах своей компетенции всеми полномочиями прокурорских работников, определенными законом о прокуратуре и иными законодательными актами.
На сегодн день их 14 шт = Бел воен + 11 м/гарнизон (все обл + Барановичи, Бобруйск, Борисов, Полоцк, Слуцк) + на границе + в ВВС
На должности воен прок назн-ся л, отвеч требов прок раб-ков + проходящие воен сл по контракту/ призыву + имеющ воинск звания офицерск состава. Им присваив-ся воинск звания, к-рым соотв кл чины прок раб-ков по Положению. Перечни должностей, подлежащих замещ-ю военными прок и следоват + определение на сл и увольнение в запас/ в оставку + присвоение воинск званий по подполковника юст включтит-но = осущ-ют соотв-но Мин-р обороны, Председ ГКпогран войск, руковд др гос орг, где предусм воен сл по представлению Генпрок/ согласовано с Генпрок.
Финансир-е д-ти воен прок + их мат-технич обеспечение осущ-ся Мин-вом обороны, ГКпогран войск и др соотв гос орг.
Существует приказ Генпрокурора «Об особенностях организации работы военных и транспортных прокуратур», где перечислены преступления, подлежащие рассмотрению следователями этих прокуратур, а также указывается, что надзор за исполнением законодательства всеми предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами Белорусской железной дороги, Государственного комитета по авиации, Минского метрополитена, речного и морского торгового флота, транспортного строительства, промышленного железнодорожного транспорта, предприятий и организаций различных форм собственности, созданных при транспортных предприятиях государственной формы собственности возлагается на транспортного прокурора, а надзор за исполнением законов на железнодорожных подъездных путях предприятий осуществляется территориальным прокурорам. Транспортным прокурорам, их заместителям с участием следователей, судебно-медицинских экспертов, специалистов железнодорожного, водного, воздушного транспорта предписано незамедлительно выезжать на места катастроф, крушений и аварий, гибели людей и других происшествий, повлекших тяжкие последствия.
Ранее также сущ-ли прок в местах л/с, природоохранные прок, однако впоследствии они б упразднены.
Все специализированные прокуратуры строятся на общих для органов прокуратуры принципах. Они руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры; используют те же средства прокурорского надзора на выявленные нарушения закона. Особенность специализированных прокуратур:
— в их системно-структурном построении;
— в объектах по осуществлению надзора за исполнением законодательства.
— в особ-тях прав регул и специфике д-ти
20. Структура Ген прокуратуры РБ и всех других прокуратур, входящих в систему прокурорских органов РБ. (. – проверить. )
Аппарат Генеральной прокуратуры РБ:
1. Генеральный Прокурор
2. 1-ый заместитель
3. заместители (сейчас — 4)
4. заведующие отделами (старшие помощники и помощники прокурора по должности):
5. секретариат: 3 помощника и группа советников
Управления (включают в себя отделы):
1. Управление общего надзора;
· отдел по надзору за исполнением законов в сфере экономики;
· отдел по надзору за исполнением законов в социальной и экологической сферах;
· отдел по надзору за исполнением законов в военно-промышленном комплексе.
2. Управление организации работы и методики прокурорского надзора;
· отдел органов контроля;
· отдел методики и анализа;
· отдел приёма граждан;
3. Управление по надзору за следствием в органах прокуратуры;
· отдел по надзору за расследованием особо важных уголовных дел;
· отдел по надзору за следствием в органах прокуратуры;
4. Управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;
· отдел надзора за расследованием уголовных дел и исполнением закона об организованной преступности и коррупции.
5. Управление планирования, финансирования и материально-технического обеспечения.
· отдел планирования и ОКС;
· отдел бухгалтерского учёта и отчётности.
6. Управление по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти.
7. Управление по надзору за оперативно-розыскной деятельностью:
— отдел по надзору за осуществлением законов при осуществлении дознания;
— -\\- при осуществлении ОРД.
8. Управление по надзору за законностью судебных решений и поддержанию государственного обвинения.
· отдел по работе с законодательством;
· отдел надзора за исполнением законов о государственной безопасности (СССР- управление);
· отдел надзора за ОРД (в СССР – управление);
· международно-правовой отдел (СССР-управление);
· отдел надзора за соответствием закону по уголовным делам (СССР-управление);
· отдел надзора за соответствием закону по гражданским делам (СССР-управление);
· отдел надзора за соответствием закону по делам н/л (СССР-управление);
· отдел надзора за исполнением приговора;
· отдел безопасности и защиты информации;
· отдел инспекции по личному составу.
Структура районной (городской) прокуратуры:
1) прокурор района (города);
2) заместители прокурора района (города)
3) помощники прокурора;
4) старшие помощники прокурора;
5) следственный аппарат:
Коллегии орг прок – совещат оран. (ст. 21 ЗоП)
В прокуратурах областей и приравненных к ним прокуратурах также образуются коллегии. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора. В состав коллегии входят прокурор, возглавляющий соответствующую прокуратуру (председатель), его заместители и другие прокурорские работники.
Коллегии органов прокуратуры являются совещательными органами. На заседаниях коллегий:
— рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений;
— обсуждаются проекты важнейших приказов, распоряжений и указаний прокурора, а также утверждаемых им положений и инструкций;
— заслушиваются отчеты и сообщения руководителей стр-рных подраздел прок-ры, управлений и отделов прокуратуры, нижестоящих прокуроров и других прокурорских работников + руководит и др раб-ков гос организ, созд-х в сист орг прок-ры по решению ПЗ
— заслушиваются сообщения и объяснения руководителей государственных органов, других юридических лиц и иных должностных лиц по вопросам исполнения законодательства.
Перечень вопр, обсужд-х на коллегиях, опред-ся председ-ми коллегий.
Источники: